План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования


Скачать 410.92 Kb.
НазваниеПлан лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования
страница1/4
Дата публикации13.04.2013
Размер410.92 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4


Лекция 4.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
План лекции

4.1 История высшего образования в России и СССР

4.2 Роль Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеев, И.А. Вышнеградского в развитии высшего образования

4.3 История высшего образования в Украине


4.1 История высшего образования в России и СССР

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII-XVIII веков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т.н. в России «служилых людей»).

^ В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия.

Науки, преподаваемые в академическом университете (АУ): 1) математические (низшая и высшая математика, астрономия, география, механика); 2) физические (физика, физиология, анатомия, химия, ботаника); 3) исторические (метафизика, логика, мораль, политика, риторика, история, право).

В процессе работы университета возникли сложности:

- число преподавателей превышало число студентов.

- политические особенности: дворцовые перевороты, частая смена монархов и фаворитов, переезд в Москву царского двора (1728-1732 гг.)

- отъезда некоторых иностранных ученых на родину.

В 1747 г. произошло утверждение академического регламента:

- академики делились на две категории: академиков, освобожденных от преподавания, и профессоров, читающих лекции.

- в университете постоянно должно обучаться 30 казеннокоштных студента.

Важным событием для тех времен стало то, что впервые в России Ломоносов начал читать публичные лекции для студентов на русском языке.

В 1758 г. М.В. Ломоносов стал ректором академического университета, что привело к преобразованиям:

- увеличение финансирования университета в 1,5 раза

- сокращение объема латинского языка и увеличение объема русского языка в преподавании

- разделение университета на три факультета: юридический, медицинский и философский.
Ломоносов разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором - посещение только специальных циклов, а на третьем - прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Стараниями Михаила Ломоносова в ^ 1755 году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова.

А.С. Пушкин писал о том, что Ломоносов стал не только инициатором создания Московского университета, но и сам был «первым русским университетом». Московский университет заслуженно носит имя М.В. Ломоносова. Величайший русский ученый-просветитель сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен людям разных сословий. М.В. Ломоносов считал, что образование должно быть светским, реальным и был сторонником синтеза классического естественнонаучного и реального образования.

В результате изобретения паровой машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. За этим последовал промышленный переворот. Это способствовало появлению первых высших технических университетов, дающих систематическое инженерное образование. В России первым подобным заведением было основанное в 1773 году Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт). В нём первоначально изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Постоянно расширяющийся список до начала XIX века пополнился многими дисциплинами, в их числе: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др.

^ 17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета - выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров), открытие электронного парамагнитного резонанса (Е. К. Завойский), открытие акустического парамагнитного резонанса (С. А. Альтшулер) и многие другие.

^ В 1830 году в Москве по указу Николая I на базе основанного 1 сентября 1763 года Императорского Воспитательного Дома создается Ремесленное Учебное Заведение (далее Императорское Высшее Техническое Училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Его учёные и преподаватели - А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и другие фактически создали русскую систему системного высшего технического образования, которая основывалась на тесной связи теоретического обучения и практических занятий на базе производственных мастерских и лабораторий. Эта система была названа за рубежом «русскими методами обучения» и отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии - 1876 году и в Париже - 1900 году).

В России это осуществлялось путём открытия в ^ Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее.

В 1914-1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек.

В 1970-1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям - 43,6 %, гуманитарным и естественнонаучным - 35,6 %, сельскохозяйственным - 7,7 %, медицинским - 7,1 %. В их обучении было задействовано 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук.

4.2 Роль Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеев, ИА. Вышнеградского в развитии высшего образования

Н.И.Пирогов

Н.И.Пирогов (1810-1881) – гордость и слава отечественной хирургии, педагогической науки, народного образования.

Своей выдающейся деятельностью в области медицины и народного образования он заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленной проблем, таких, как единство педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, гармоническое развитие всех врожденных сил народа, воспитание человека-гражданина, полезного своей стране.

По данным архивных материалов, Н.И.Пирогов, является автором первых проектов в России учительских семинарий (Одесса, 1857; Киев, 1858), педагогической гимназии (Киев, 1859).

Некоторые документы (о замене адъюнктов доцентами (1860), об изменении правил приемных испытаний в Киевском университете (1858), о проведении бесплатных подготовительных занятий для лиц, желающих поступать в университет (1860) и др.).

Н.И. Пирогов много внимания уделял профессиональной подготовке учителей. С этой целью в 1858-1859 гг. он учредил педагогическую семинарию при Киевском университете по 6 предметам гимназического курса. Он ввел в университете и гимназиях систему конкурсов на замещение вакантных должностей.

Н.И. Пирогов понимал, что в педагогике «возведенной на степень искусства…, нельзя мерить действие всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить в одну форму». В то же время нельзя допустить, чтобы эти действия были «совершенно произвольны и диаметрально противоположны». Успех педагогики в учебных заведениях зависит от «правильности и гармонического единства действий главных ее деятелей». Он установил порядок приема кандидатов на педагогические курсы и порядок получения казенных стипендий.

В Киевском университете при попечительстве Н.И. Пирогова (1858-1861) студенты пользовались демократическими свободами: для них были учреждены библиотика и лекторий, касса взаимопомощи и суд, разрешены сходки студентов. Ему принадлежит выдающаяся роль в организации первых воскресных школ для рабочего класса народа. Он категорически отказал генерал-губернатору Васильчикову в вопросе организации тайного полицейского надзора за студентами, за что был уволен с поста попечителя учебного округа.

В 1863 году правительство командировало Н.И. Пирогова за границу «для исполнения разных трудов по учебной и педагогической части». Главная его миссия состояла в руководстве и направлении молодых людей, готовящихся к профессорской деятельности.

Он посетил свыше 20 европейских университетов, ознакомился с системой преподавания многих дисциплин, приобрел программы многих курсов университетов. Н.И. Пирогов направлял на научную работу молодых ученых и поддерживал их стремления и начинания.

К этому периоду относятся опубликованные им статьи: «Университетский вопрос» (1863), «Письма из Гейдельберга» (1864) и др.

В настоящее время в Украине происходит дальнейшее реформирование высшего медицинского образования согласно Болонского процесса. 150 лет назад Н.И. Пирогов пророчески ставил и успешно решал педагогические задачи, созвучные этому процессу: кадровое, материально-техническое, методическое обучение учебного процесса; стажировка, обучение педагогов и студентов в европейских университетах; самостоятельная работа обучающихся под контролем профессора в анатомическом театре и у постели больного; усиленное изучение иностранных языков; наглядность преподавания; смелая пропаганда новых методов воспитания и обучения; конкурсная система замещения вакантных должностей; постоянно действующие семинары в университетах для информационного и методического обеспечения и др. В те времена не было кредитно-модульно-рейтинговой системы обучения и контроля, «Кроков 1, 2, 3», но из университетов выходили будущие выдающиеся деятели (Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, М.В. Склифосовский и многие другие).

^ Д.И. Менделеев

Д.И.Менделеев – профессор Московского университета, а затем и руководитель Главной палаты мер и весов – постоянно и глубоко интересовался постановкой образования как в России, так и за границей. У него была возможность всесторонне изучать эту проблему еще и потому, что он неоднократно выезжал за границу на длительный срок, а в своей стране участвовал в работе различных комиссий, связанных либо с созданием высших учебных заведений (Петербург, Томск, Варшава), либо с их разнообразной деятельностью (Петербург – университет, технологический институт, институт инженеров путей сообщения; Москва – Высшее техническое училище; Киев – государственная экзаменационная комиссия; Тарту – юбилей университета и т.д.).

В то время остро встал вопрос о профессиональном среднем и высшем специальном, политехническом и университетском образовании. «Лестницу образования надо мести сверху», – любил говорить Менделеев, один из первых пропагандистов идеи непрерывного образования.

В создании новой системы образования в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России» (глава 2 – «О направлении русского просвещения и необходимости подготовки учителей»), «Проект училища наставников» и «О подготовке учителей и профессоров» (седьмая глава «Заветных мыслей»).

«Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании», – писал Менделеев в 1899 г. Задачу эту он представлял себе как очень сложную, проблематичную: чтобы во всем разобраться с необходимой полнотой и доказательностью, может быть, потребуется несколько томов – таково значение проблемы для будущего страны!

«Ныне человечество мыслимо только как разумная связь государств, а общественные школы – как один из плодов государственности». Впрочем, замечает Менделеев, «государственная школа не исключает семейного и общечеловеческого образования, а только их формирует и связует...».

Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни». «Педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад».

Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя» – это «высшее зло… которого надо бояться в учителях». Его можно преодолеть, если наряду с делением педагогического института по факультетам, связанным с определенными предметами (математика, филология, естествознание, история и т.д.), будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т. е. универсальный стиль мышления и деятельности.

В своей работе «Проект училища наставников» Менделеев писал: «Трудность дела зависит здесь более всего от того, что педагогическая специальность имеет предметом не какие-либо отдельные приложения научных начал к жизненным потребностям частных людей или обществ, а имеет дело с общефилософским образованием и с передачею его юношеству».

Таким образом, в деле подготовки учителей был сформулирован первый вопрос: каким должно быть соотношение научного и учебного знания по выбранному предмету? Менделеев без оговорок заявлял: «Тот только учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Это же обстоятельство заставляет осуществлять в педвузах «дробное факультетское деление», ведь «уровень всех отраслей знаний и их содержание ныне быстро повышаются, а учителя… должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности».

Менделеев отмечал и такое обстоятельство, как необходимость готовить педагогов, которые владели бы прикладными знаниями и умениями (техническими, агротехническими), причем их подготовку можно осуществлять, по мнению ученого, как в политехнических институтах и сельскохозяйственных академиях, так и в педагогических, если в них будут созданы свои технические факультеты (с отделениями на старших курсах).

К сожалению, как констатировал Менделеев, Россия пошла по пути сильного дробления специального образования, когда каждое ведомство (связи, путей сообщения, торговли) создавало свое высшее учебное заведение. «Бывши первоначально профессором не только университета, но и разных узкоспециальных учебных заведений, подобных Инженерной академии, Институту путей сообщения и Технологическому институту, я из жизни извлек эту мысль и на основании этого утверждаю, что дело высшего образования, даже специального, много теряет в узкоспециальных заведениях, потому именно, что товарищи других специальностей влияют на все развитие слушателей едва ли меньше, чем профессора». При этом Менделеев вспоминал годы учения в Главном педагогическом институте, когда некоторые лекции он слушал вместе с будущими гуманитариями. «И я никогда не забуду тех столкновений во мнениях, которые у нас часто бывали и немало послужили к общей полировке всех нас».

Преодолеть односторонность высших технических учебных заведений были призваны политехнические институты, своеобразные технические университеты. Менделеев особенно интересовался возможностью развития таких вузов в Киеве, Варшаве, Риге, Томске, а в создании политехникума в Петербурге сам принимал непосредственное участие.

Образцом в системе высшего педагогического образования служил для него Главный педагогический институт. Менделеев считал, что в педагогическом институте общее высшее образование может быть обеспечено на трех отделениях или факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно только после предварительного прохождения одного из первых двух.

Предусмотрел Менделеев и срок обучения: пять лет. «Прибавляя к четырехлетнему курсу полгода на реальное приспособление к преподаванию, я считаю необходимым в главном училище наставников прибавить еще полгода… ввиду необходимости для всех учителей курса педагогии, а также для проведения особых испытаний и возможно наилучшего выбора лиц, пригодных для такой работы».

Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.
  1   2   3   4

Похожие:

План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconПлан лекции: Высшее образование как социальный институт. Субъекты...
Тема Сущность, значение и роль высшего профессионального образования (6 часов)
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconВведение 4
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. №1154, практика студентов образовательных учреждений высшего...
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования icon1. Состояние системы высшего образования в России На данный момент...
На данный момент в системе высшего образования сложился ряд проблем, анализ которых поможет наметить пути их решения, выраженные...
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования icon№ Условие Вопросы Рекомендации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный медицинский университет...
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и теория художественного образования
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №46 от «17» 01. 2011 г
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования icon«тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
План лекции 1 История высшего образования в России и СССР 2 Роль Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградского в развитии высшего образования iconВысшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная медицинская академия имени...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница