Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники


Скачать 425.41 Kb.
НазваниеПредмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники
страница1/3
Дата публикации28.04.2013
Размер425.41 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3

  1. Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники.

Этнография (от др.-греч. «этнос» (народ) и «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. Связь этнографии с другими науками. Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, она имеет много общего и с другими дисциплинами. Этнография и антропология Тесно связаны. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом, многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Лишь только изучением антропологических особенностей можно выделить те или иные гипотезы. Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза. Этнография и философия. Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера от неё. Философия разрабатала, первой выдвинув теории о религии. А так же труды К. Маркса и Ф. Энгельса. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок. Этнография и социология. Основная статья: Этносоциология. Основатель социологии Э. Дюркгейм считается основателем и целой школы в этнографии (социологическая школа). Его учение об обществе, понятие социума применимы и в этнографии. Этнос- социум. Со своими культурными и историческими связями, общим мифом о происхождение и т. д. Методы этнографии по изучению народов, очень похожи на социологические — это и анкетирование, вопросник, наблюдение и т. д. Сегодня, обе науки тесно взаимодействуют друг с другом, используя совместные и отдельные работы. Современное изучение города (особенно мегаполиса) невозможно без социологии. Этнография и психология. Ещё и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг.Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей). Не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.

Основная статья: ЭтнопсихологияВ 90 годы XX века возникает новое направление психологии в рамках народоведения — этнопсихология. По мнению сторонников этой дисциплины это связано с тем, что «начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу».

^ Этнографические источники: метод непосредственного наблюдения, полевые (экспедиционные) материалы, исторические памятники, фольклорные записи, археологические комплексы и т. д.
^ 2.Иерархия этнических общностей. Субэтносы.

Этнические общности образуют иерархические структуры, их изучению уделяется много внимания в специальной литературе.

Иерархия – это слово греческого происхождения («иерос» – священный, «архэ» – власть, т.е. буквально - «священновластие»), обозначающее расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Также можно сказать, что иерархические системы – это те, в которых все элементы взаимосвязаны и расположены в порядке убывания. Иерархию этнических общностей условно можно представить в виде трехступенчатой пирамиды, ступени которой соответствуют трем уровням: макроуровню, основному и микроуровню. Рассмотрим их подробнее.

На макроуровне находятся «метаэтнические общности», или «метаэтносы».Под ними подразумевают совокупность этносов, проживающих на одной территории и имеющих общие системообразующие культурные признаки. К числу таковых можно отнести язык, религию, основные направления хозяйственной деятельности. В коротком смысле «метаэтнические общности»,- это совокупность родственных этносов, т.е. имеющих общее происхождение, генетические корни. Например, славяне, арабы и др. Общность происхождения зачастую связана с единой территорией, порой – государственной принадлежностью. Это, а также такие факторы как язык, хозяйство, религия и т.п., определяют культурно-бытовую близость, общие черты в этническом самосознании и психологии.

Основной уровень иерерхии представлен этносами, объективно человек принадлежит и к этносу, и к метаэтносу. Например, русский одновременно является славянином.

Последняя ступень иерархии, так называемый микроуровень,представлена внутриэтническими образованиями, в названии которых имеются разночтения. примеры.: В составе русского (великорусского) этноса выделяются такие группы как казаки (донские – самая крупная из них), поморы, старообрядческие группы в Сибири и на Дальнем Востоке и др. Мы видим, что этносы неоднородны как в социальном, территориальном, антропологическом, так и в этнографическом отношениях. Условно можно выделить несколько причин, в силу которых формируются внутриэтнические образования.

^ Во-первых, назовем расовые и антропологические признаки. Различия могут сознаваться на уровне массового сознания, проявляясь через стереотипные формы поведения, – отражаться в нормативных актах. Примером: афроамериканцев или негритянское население США, являющееся частью североамериканского этноса. В научной литературе такие группы называют этнорасовыми.

^ Во-вторых, внутриэтнические образования могут формироваться по причине незавершенности процессов ассимиляции, когда вошедшие в состав других этносов группы не до конца утратили культурную специфику, а в самосознании сохраняют память о прежнем «инородном» происхождении. Например, потомки чеченских переселенцев – гуноевцы среди русского населения Северного Кавказа.

^ В-третьих, причиной может стать территориальная изоляция, когда отдельные группы одного этноса оказываются оторванными в силу разных причин от основного этнического массива. Изоляция может законсервировать культурно-бытовые особенности. Например, потомки русских старообрядцев на Колыме и в Забайкалье сохранили черты культуры, присущие XVIII и даже XVII вв. Возможен и другой вариант, когда отделившаяся от основного массива группа, попадая в иноэтническое окружение, начинает воспринимать его культурные реалии. В результате может сложиться модель культуры (субкультура), по многим признакам отличающаяся от основной. Может произойти не закрепление и консервация элементов культуры. Группы, сложившиеся в результате территориального отрыва и относительной изоляции, в литературе обычно называют этнотерриториальными. В качестве примера можно назвать греков, живших в колониях в Северном Причерноморье. чей облик и поведение значительно отличались от стандартов, принятых в метрополии;

^ В-четвертых, могут повлиять религиозные отличия. Этносы нередко неоднородны в конфессиональном отношении. Здесь имеются в виду как собственно религиозные различия (например, оппозиция христиане – мусульмане), так и принадлежность к разным направлениям в рамках одной конфессии. Большинство армян являются христианами-монофизитами, однако, среди них имеются группы католиков, протестантов, даже мусульман (т.н. хемшины). Данный фактор сильно влияет на культуру и самосознание коллективов, способствуя формированию внутри этносов этноконфессиональных групп. Пример тому – кяршены (татары-христиане), уже упоминавшиеся хемшины (армяне-мусульмане), аджарцы(грузины-мусульмане В-пятых, большую роль в формировании групп внутри этносов может сыграть наличие у населения в прошлом либо настоящем особого социального статуса (например, сословного). Социальная обособленность может со временем перерасти в культурно-бытовую, этнографическую; повлиять на самосознание, психологию. Примером могут быть– группы русских казаков, причем донские рассматриваются здесь как своеобразный эталон. В литературе для их обозначения используются названия этносоциальные либо сословно-этнографические группы.

Следует уточнить, что наименования носят условный характер, поскольку, как правило, действует не один, а несколько факторов. Более того, их роль меняется в разные периоды. На мой взгляд, удобнее использовать термин «локальные группы», используя его в качестве универсального обозначения.

Самосознание в локальных группах может быть сильно выражено и в некоторых случаях противопоставляться общеэтническому. Если обратиться к примерам этнических противоречий или конфликтов, то можно увидеть, что они могут развиваться как между этносами (межэтнический уровень), так и внутри их (внутриэтнический уровень). Например, противоборство между католиками и протестантами, относящимися к одному, ирландскому этносу в Северной Ирландии.

Во многих работах, когда рассматриваются внутриэтнические образования, выделяются этнографические и субэтнические группы (общности).

Этнографические группы – это крупные образования, которым присущи общие культурно-бытовые признаки, территория, диалектные особенности; но у них отсутствует общее самосознание. Например, русское население Европейской части России делится на северную и южную группы, но человек не назовет себя, например, «южным великоруссом», но обозначит либо принадлежность к территориальной общности (например, по месту жительства – «саратовский», «воронежский»), либо – к локальной группе (донской казак).

Субэтнические группы – это четко выраженные локальные образования, члены которых обладают культурно-бытовыми и диалектными особенностями, но главное - им присуще общегрупповое самосознание. Мы можем назвать донских, кубанских и других казаков, поморов на русском Севере, некрасовцев и т.д. Групповые особенности здесь четко сознаются, а «своя» общность может даже противопоставляться этносу в целом. Например, самосознание донских казаков может выражаться в категорической форме: «Мы не русские, а – казаки! Казаки произошли от казаков!». Именно на уровне субэтносов возможно противостояние между этносом и его частью.


^ 3.Основные понятия этнологии: этнос, этническая территория, этническая история и этногенез.

Этнос – это основное, базовое понятие в этнологии (этнографии). Оно употребляется в научной литературе вместо названия «народ». Например: русский этнос, татарский этнос. «народ» имеет различные значения: под ним подразумевается население какой-либо страны (например, многонациональный народ России), собственно этнос, только трудящаяся часть населения (например: «народ восстал против своих поработителей»), либо – просто скопление людей. Термин «этнос» у древних греков обозначал «народ, племя,группа». В специальной литературе этот термин появился на рубеже XVIII-XIX вв., хотя в практической работе ученые использовали более привычные названия «племя», «раса», «нация». В XIX - 1-й четверти XX вв. слова «этнос», «этнический» стали чаще употребляться в научных трудах, вошли в язык науки. Но только в 1960-х гг. термин «этнос» окончательно утвердился в научном лексиконе, а в последнее десятилетие стал использоваться в обыденной, разговорной речи.В отечественной литературе отмечается, что характерным типом этнических образований первобытной эпохи является племя (соплеменность), этносы древнего мира и средневековья выступают в виде народностей, а для последующих эпох характерна нация. В научной литературе ведутся споры по поводу соотношения характеристик этих понятий, а также дискутируется проблема качественных отличий этносов на разных этапах развития. Важно отметить, что история Человечества – это история этносов и их культур. Кратко этнос можно определить как осознанную культурно-языковую общность. В расшир. этносы - это исторически сложившиеся на определенной территории большие группы людей, которые обладают общими, относительно устойчивыми признаками языка, культуры, психики и самосознанием. Этническое самосознание зафиксировано в самоназвании-этнониме. Этническая теория. Это одно из основных понятий этнологии (этнографии), изучение которого часто порождает проблемы политического характера. Этническая территория определяется как территория, на которой происходило формирование этноса либо проживает его большая часть. Существование этнических территорий – объективная реальность, так как любой народ имел свою территорию формирования; а также можно выделить территорию современного обитания его преобладающего числа. На уровне этнического самосознания данная территория соответствует понятию «своя земля», «Родина»-священный символ самосознания!

Однако территории формирования – объективное явление, на практике они, как правило, не совпадают с территориями обитания в настоящее время. Этнические территории как области обитания изменяются исторически. Например, русскими, начиная с XVI в., активно осваиваются территории Сибири, Нижнего и Среднего Поволжья; с XVIII в. – Северного Кавказа. В наши дни значительная их часть воспринимается как исконно русские земли.

Нередки ситуации, когда на одной территории могут оказаться два или несколько этносов, считающих ее «своей», этнической. Примером тому могут быть события в югославском крае Косово, Нагорном Карабахе, Абхазии. Здесь можно говорить о ситуации, близкой к тупиковой: один народ может ссылаться на более раннее появление на данных землях, а другой - на свое длительное проживание здесь в настоящее время и на численное преобладание.

Наконец, этнические границы зачастую не совпадают с административно-политическими, что также может стать причиной конфликтов.

Изучение этнических территорий важно в научном и политическом отношениях.
  1   2   3

Похожие:

Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconПреподаватель: Кузнецова Е. В
Предмет антропологии и ее методы. Основные направления антропологии, ее связь с другими науками
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconВопросы к экзамену по микробиологии Предмет, задачи, разделы микробиологии,...
Классификация микроорганизмов. Различия между эукариотами, прокариотами и вирусами
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconПримерный перечень вопросов для итогового контроля знаний по курсу...
Предмет антропологии и ее методы. Основные направления в антропологии, ее связь с другими науками
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconТемы сообщений на семинарские занятия. На 1 занятие (одна пара по этой теме)
Объект, предмет, цель и задачи логопедагогики. Теоретические основы логопедагогики и ее связь с другими науками
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconПрограмма курса «Психология и педагогика» для студентов специальностей
Тема Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой и другими науками
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconДля студентов 6 курса лечебного факультета
Определение судебной медицины. Связь судебной медицины с другими медицинскими, естественными и юридическими науками
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconВопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия и морфология человека»
Анатомия как наука: предмет изучения, задачи и методы анатомии, связь с другими науками. Понятие об органе, системе органов и аппарате...
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники icon1. Предмет топографии и геодезии. Связь топографии и геодезии с другими науками
История развития геодезии. Федеральная служба геодезии и картографии и ее функции
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconВопросы к зачету по детской психологии, 3 курс
Предмет детской психологии, ее связь с другими науками. Теоретические и практические задачи детской психологии. Методологические...
Предмет курса «Этнология». Связь с другими науками. Этнографические источники iconВопросы на семинарские занятия по
Юридическая деонтология в системе правовых наук. Её связь с другими гуманитарными науками
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница