Лекция 4 Языкознание XIX века


Скачать 43.09 Kb.
НазваниеЛекция 4 Языкознание XIX века
Дата публикации07.05.2013
Размер43.09 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
Лекция 4

Языкознание XIX века

1. Сравнительно-историческое языкознание

Зарождение сравнительно-исторического языкознания


«пранарод», «праязык», тема национального духа

Вильям Джоунз (1746-1794) – сходство форм у санскрита, латинского, греческого, древнеперсидского и кельтских языков (1786)

Фридрих Шлегель (1772-1829) - «О языке и мудрости индусов» (1808), термины «сравнительная грамматика», «индогерманские языки»

Основные представители сравнительно-исторического языкознания


Франц Бопп (1791-1867)

Расмус Христиан Раск (1787-1832)

Якоб Гримм (1785-1863) – 4-томная «Немецкая грамматика» (1819-1837)

закон Раска-Гримма

Александр Христофорович Востоков (1781-1864) – «первоклассные» и «второклассные» слова

Компаративисты: А.Ф. Потт (1802-1887), Георг Курциус (1820-1885), Август Шлейхер (1821-1868), Иоганн Шмидт (1843-1901), Фридрих Диц (1794-1876), Федор Иванович Буслаев (1818-1897)

генеалогическая классификация языков мира

2. Возникновение общего языкознания


^ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Август Вильгельм фон Шлегель (1767-1845), Август Шлейхер (1821-1868), Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891)

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта


Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835):

  1. Язык как деятельность духа; язык – промежуточный мир между народом и окружающим миром.

  2. «Язык есть орган, образующий мысль».

  3. Учение о форме в языке: внешняя и внутренняя форма языка.

  4. Обоснование системного характера языка.

  5. Создание знаковой теории языка.

  6. Разграничение языка и речи.

  7. Идея об общности логических предпосылок разных языков для создания универсальной грамматики.

  8. Совершенствование типологической классификации языков, созданной братьями Шлегелями: новый тип – инкорпорирующие языки. Морфологическая классификация - по структуре слова и грамматическому способу образования предложения – 4 типа языков: флективные, изолирующие (аморфные), агглютинирующие и инкорпорирующие.

  9. Противоречивые свойства языка – в антиномиях:

  • Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности: energeia и ergon.

  • Антиномия устойчивости в языке.

  • Антиномия языка и мышления.

  • Антиномия объективного и субъективного в языке.

  • Антиномия индивидуального и коллективного в языке.

  • Антиномия языка и речи.

  • Антиномия понимания и непонимания.

Влияние идей Гумбольдта на: психологическое направление в лингвистике (теория речевой деятельности); этнолингвистику (теория лингвистической относительности); неогумбольдтианство; концепции А. Шлейхера, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра (системность и знаковость языка); эстетическое направление А.А. Потебни, К. Фосслера, Б. Кроче (язык как творчество индивида); социологическое направление в языкознании (индивидуальное и коллективное в языке).

3. Натурализм


Мориц Рапп (1803-1883), Макс Мюллер (1823-1900), Уильям Уитни (1827-1894)

Натуралистическая концепция А. Шлейхера


Август Шлейхер (1821-1868) - теория происхождения и изменения видов Дарвина в применении к языку; шлегелевское деление языков на 3 типа: изолирующие, агглютинативные, флективные.

4. Психологизм


Герман Штейнталь (1823-1899), Мориц Лацарус (1824-1903), Вильгельм Вундт (1832-1920), А.А. Потебня (1835-1891)

2 течения: социальный психологизм и индивидуальный психологизм.

Лингвистическая концепция А.А. Потебни


Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) - «Мысль и язык» (1862)

Тесная связь языка и мышления

понятие внутренней формы слова

Влияние лингвистического психологизма на: становление языкознания как науки, развитие психологических принципов анализа языка – младограмматизм, этнолингвистику, теорию универсальной грамматики А. Марти, на психолингвистику (возникла в 50-е гг. ХХ в.).

5. Младограмматизм (Junggrammatiker)


сравнительно-историческое психологическое языкознание

Лейпцигская школа: Август Лескин (1840-1916) и его ученики Карл Бругман (1849-1919), Герман Остгоф (1847-1909), Герман Пауль (1846-1921) и Бертольд Дельбрюк (1842-1922).

Франция: Мишель Бреаль (1832-1915),

Дания: Карл Вернер (1846-1896) и Вильгельм Томсен (1842-1927),

Италия: Грациадио Асколи (1829-1907),

США: Вильям Уитни (1827-1894),

Россия: И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914).
Г. Пауль «Принципы истории языка» (1880) – «энциклопедия» младограмматизма:

стремление избегать философии

историзм, психологизм, индивидуализм, эмпиризм – основные принципы в изучении языка

Философская база такого подхода – позитивизм

  • фонетические законы - основные закономерности звуковых изменений (например, закон Вернера)

  • действие аналогии (выравнивание системы), например, дом : домов = стол : х

  • исключения – более поздние заимствования: 9 в. sk > sh (scip > ship, scyrte > shirt), но 11 в.: sky, skirte > skirt)

устанавливление некоторых особенностей соотношения между языком и речью

различие окказионального и узуального значений слова,

основа семантических изменений – отклонение окказионального значения от узуального (сужение и расширение значения, метафорические и метонимические изменения)

разработка основ теоретического синтаксиса на психологической основе, психологический субъект и психологический предикат

Влияние идей Г. Пауля на развитие:

  1. теории речевой деятельности индивидов;

  2. психологической интерпретации фонемы (понятие акустического образа);

  3. описания процессов актуализации Шарля Балли (превращение узуального в окказиональное);

  4. изучения процессов в детской речи (новообразования по аналогии);

  5. идеи системности в языке (ассоциативные группы слов по звучанию, значению);

  6. серьезная попытка разработать вторую после Шлейхера общелингвистическую теорию.


^ В.Д. Уитни: разграничение социального и индивидуального в языке; вопрос о языке как явлении в общественном.

Московская лингвистическая школа во главе с Фортунатовым: связь истории языка с историей общества.

^ Казанская лингвистическая школа во главе с Бодуэном де Куртенэ: постановка общелингвистических проблем, широкие научные обобщения.

Значение младограмматизма:

  • привлекли внимание к изучению живых языков и диалектов;

  • видели основные факторы и причины развития во внутрилингвистических факторах;

  • рассматривали естестенноисторическое развитие языка через индивидуальные или коллективные психологические отклонения, реализующиеся в звуковой сфере и физиологии производства звуков.







Похожие:

Лекция 4 Языкознание XIX века iconТема: Россия в первой половине XIX века
Социально-экономическое развитие России в первой четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I. Разработка проектов преобразований,...
Лекция 4 Языкознание XIX века iconВторая половина XIX — начало XX века. Модерн Модерн
Модерн (от фр moderne — современный), ар-нуво (фр art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль»)...
Лекция 4 Языкознание XIX века iconХудожественная культура нового времени
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная...
Лекция 4 Языкознание XIX века iconИнформационное письмо
Современная парадигма лингвистических исследований: теоретическое и прикладное языкознание в информационном обществе XXI века
Лекция 4 Языкознание XIX века iconВопросы к экзамену по курсу философии XIX века (2й семестр)
Основные этапы и представители позитивизма в XIX веке. Закон "трех стадий развития духа" О. Конта
Лекция 4 Языкознание XIX века iconВопросы к экзамену Общая характеристика культуры и искусства XX века....
Художественная жизнь Франции последнего десятилетия XIX и первых лет 20 века. Символизм
Лекция 4 Языкознание XIX века iconФгбоу впо «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина»
Языкознание как наука, изучающая языки. Важнейшие вопросы, которые решает языкознание. Связь языкознания с другими науками
Лекция 4 Языкознание XIX века iconПолитический характер проблема учащейся молодежи впервые приобрела...
Европы университеты стали центрами распространения революционных идей и возникновения особой субкультуры учащейся молодежи. Во второй...
Лекция 4 Языкознание XIX века iconXix век время революционных изменений во многих областях жизни. Англия...
...
Лекция 4 Языкознание XIX века iconАрхетип грешницы в русской литературе конца XIX начала XX века
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница