План занятий по истории России. I семестр


Скачать 114.62 Kb.
НазваниеПлан занятий по истории России. I семестр
Дата публикации12.06.2013
Размер114.62 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
План занятий по истории России.

I семестр

  1. История как наука (вводное занятие).

  2. Восточные славяне в древности.

  3. Древняя Русь в IX – начале XI века.

  4. Культура Древней Руси (практическое занятие).

  5. КОНТРОЛЬ №1

  6. Русские земли в ХII – XIII веках. Монгольское завоевание Руси.

  7. Образование Российского государства (XIV-XVI века).

  8. Практическое занятие (темы 7 и 8).

  9. Россия в царствование Ивана IV Грозного.

  10. Смутное время.

  11. Россия в XVII веке.

  12. Культура Московской Руси.

  13. ^ КОНТРОЛЬ №2.

  14. Реформы Петра I.

  15. Россия в XVIII веке. Эпоха дворцовых переворотов.

  16. Екатерина II. Внешняя политика и территориальный рост России (до начала XIX века).

  17. ^ КОНТРОЛЬ №3.

II семестр.

  1. Россия в начале ХIХ века. Александр I.

  2. Отечественная война 1812 года (практическое занятие).

  3. Государство и общество в эпоху Николая I.

  4. Внешняя политика России в первой половине XIX века + КОНТРОЛЬ №1

  5. Либеральные реформы Александра II. Общественное движение второй половины XIX века.

  6. Внешняя политика России во второй половине ХIХ – начале ХХ века.

  7. Культура России второй половины XIX века (практическое занятие).

  8. Россия на рубеже ХIX-ХХ веков + КОНТРОЛЬ №2

  9. Революция 1905-1907 гг. Реформы П.А.Столыпина

  10. Первая мировая война и революция 1917 года.

  11. Гражданская война в России

  12. Образование СССР. НЭП и индустриализация.

  13. СССР в 1930-е годы. Политика. Идеология. Культура.

  14. ^ КОНТРОЛЬ №3.

  15. Экзамен.

ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРОПУСТИЛ ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗАНЯТИЕ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ТЕХ, КТО В ТАНКЕ, ЛИБО ПОТЕРЯЛ РАСПЕЧАТКУ ЭТОГО ФАЙЛА:

Первая страница файла (то что выше) нужна для ориентации в нашем курсе истории, по окончании которого вы все сдаете экзамен. Ее можно распечатать (вырезав эти мои строки) и вложить в тетрадь. Чтобы было.

Вторая страница – ваше домашнее задание к следующей неделе. Необходимо заполнить две таблицы, опираясь на материал, который находится в этом же файле – параграф из пособия по истории.

Страницу с таблицами следует также распечатать и, разделив таблицы (при помощи ножниц), вклеить/вложить в тетрадь.

Следующее занятие – контроль №1 по первым трем темам. Всем готовиться.

^ ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ (МЕРОПРИЯТИЯ)

Укрепление аппарата управления



Кодификация (систематизация) российского законодательства



Борьба с вольнодумством и революционными настроениями



Укрепление социально-экономического и политического положения дворянства



Облегчение положения крестьян




^ ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ 20-х - НАЧАЛА 50-х гг. ХIX в.




Участники

Основные идеи

Славянофилы






Западники






^ Революционно-демократическое движение





§3. Внутренняя политика Николая I (1828-1855)

В историографии отмечается глубокое влияние, которое оказало движение декабристов на все сферы политики николаевского царствования. Однако существуют различные оценки степени этого влияния. Русская историография (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов) признает наличие в деятельности Николая I определенных реформаторских устремлений, отмечая канцелярско-бюрократический характер их подготовки и осуществления. Одновременно большинство историков согласно, что эта политика в целом носила консервативно-охранительную направленность.

По распоряжению Николая I была составлена особая записка. В нее вошли проекты декабристов, протоколы их допросов. По воспоминаниям современников, на протяжении всего царствования у Николая на рабочем столе лежал этот документ. Император, будучи умным и расчетливым политиком, видел главную цель своего царствования в укреплении и охране существующего строя. Но он не мог не понимать необходимости определенной трансформации общества.

Ключевым вопросом оставалась крестьянская проблема. Выступая в Государственном совете в 1842 г., Николай заявил: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь - было бы злом, конечно, еще более гибельным». Вероятно, в этом заключен и ответ на вопрос, почему многочис-ленные подготовленные проекты так и не были реализованы.

Следует подчеркнуть, что в царствование Николая I происходило ограничение сферы крепостного права с тенденцией к «постепенному освобождению крестьян». При этом интересы помещиков практически не ущемлялись. Запрещалась продажа крестьян в розницу (1841), покупка крестьян безземельными дворянами (1843). Указом 1847 г. крестьянам давалось право выкупаться на во-лю с землей при продаже имения помещика за долги. В 1848 г. последовал указ, разрешающий всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность.

Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе связаны с именем графа П.Д. Киселева. Николай I называл его «начальником штаба по крестьянской части». Киселев высказывался за «двуединую реформу», которая бы коснулась и помещичьих, и государственных крестьян. Преобразования в государственной деревне должны были стать как бы образцом для помещиков в регулировании их отношений с крестьянами. План П.Д. Киселева по существу означал постепенную ликвидацию крепостного права (личное освобождение крестьян, регулирование государством крестьянских наделов и повинностей).

В 1837-1841 гг. П.Д. Киселев осуществил реформу управления государственными крестьянами (государственные крестьяне жили на казенных землях, управлялись государственными органами и считались лично свободными). Она включала равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехни-ческих знаний. По мнению большинства историков, реформа П.Д. Киселева, наряду с положительными моментами, усилила бюрократическое давление на государственную деревню, сведя к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления, поставив их в полную зависимость от местной администрации.

Самодержавный принцип в царствование Николая I был возведен в абсолют. В важнейшее государственное учреждение превратилась собственная его величества Канцелярия. В 1826 г. было создано III отделение канцелярии, главной функцией которого стал политический сыск и контроль. В качестве военно-политической силы III отделения был сформирован корпус жандармов. Николай I посредством своих флигель - и генерал-адъютантов лично мог контролировать практически любую сферу общественных и государственных отношений.

Николай I одной из главных задач внутренней политики считал строгую регламентацию всех сторон жизни, подведение под нее законодательной базы. Император любил повторять: «Царская власть должна опираться на закон». С этой целью под руководством М.М. Сперанского II отделение императорской Канцелярии осуществило систематизацию российских законов (1833). Итогом стало «Полное собрание законов Российской империи» (начиная с Соборного уложения 1649 г.) и «Свод действующих законов Российской империи».

Правительством Николая I были осуществлены важные экономические меры. В 1839-1843 гг. прошла финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. Ассигнации стали изыматься из обращения и обмениваться на кредитные билеты. Это укрепило финансовое поло-жение. Были установлены протекционистские пошлины на ввозимые загранич-ные товары. Действовали крупные промышленные выставки, началось желез-нодорожное строительство. В 1828 г. появился Мануфактурный совет, который осуществлял контроль за развитием промышленности, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.

Особую «заботу» Николай I проявлял о печати, образовании и литературе. Именно здесь, по его мнению, коренился «революционный якобинский дух». В 1826 и 1828 гг. вводятся новые цензурные уставы, ужесточившие контроль за деятельностью литераторов и журналистов. В творческих кругах устав 1826 г. получил название «чугунного». В 1827 г. запретили обучение крепост-ных в средних и высших учебных заведениях. По школьному уставу 1828 г. право обучения в гимназиях могло быть предоставлено исключительно детям дворян. Система образования приобрела четко выраженную сословную направленность. Университетский устав 1835 г. существенно ограничил самостоятельность этих учебных заведений, ставил их под идеологический и административный контроль Министерства народного просвещения. Глава этого ведомства С.С. Уваров стал автором известной формулы - «православие, самодержавие, народность», где «народность» понималась как «единение царя с народом». По мнению С.С. Уварова, именно на этих принципах следовало строить народное образование и воспитание молодежи. Теория официальной народно-сти стала идеологическим обоснованием николаевской эпохи.

При Николае I закладываются основы профессионального образования в России. Для практических потребностей государства были открыты ряд учебных заведений: Технологический институт и строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве. При университетах были созданы технические, медицинские, юридические факультеты. Появились реальные училища, дававшие среднетехническое образование. Учреждались специальные учебные заведения, в том числе и военные (кадетские корпуса, военные и морские академии). Нередко в гимназиях и университетах (особенно на технических и медицинских факультетах) вместе с дворянами обучались разночинцы (лица, не принадлежавшие ни к податному сословию, ни к дворянству). Таким образом, образование перестало быть монопольной сферой дворянства.

Характерной чертой внутренней политики Николая I являлось укрепление и консервация дворянского сословия. Создавались преграды к расширению его за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство; ученым, художникам, купцам 1 и 2-й гильдии) и личных почетных граждан (присваивались чиновникам 4-10 классов; лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати; то есть часть дворянских привилегий распространялась на людей «подлого происхождения». Это, по мысли правительства, должно было уменьшить их стремление войти в высшую сословную касту.

Жесткая охранительно-самодержавная политика Николая I порождала соответствующую реакцию в различных слоях русского общества. Это национально-освободительное восстание в Польше, холерные бунты (1830-1831), а также социально-политические и философские воззрения представителей общественных течений, пытавшихся найти свои собственные решения проблем российской действительности.

Подводя итоги внутренней политики Николая I, отметим, что после выступления декабристов император утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Николай I стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалованья. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией. По мнению известного историка А.А. Корнилова, Николай I во внутренней политике руководствовался идеями Н.М. Карамзина, изложенными им в записке «О древней и новой России»: самодержавие - важнейший элемент стабильного функционирования государства; главная цель монарха - служение интересам страны на благо ее процветания.

§4. Общественная жизнь конца 20-х - начала 50-х гг. ХIX в.

Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различных кружков и тайных обществ. В 20-30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов; кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831-1834), Н.В. Станкевича (1833-1837) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.

На рубеже 30-40-х годов XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина). П.Я. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. «Прошлое ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет», - писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а П.Я. Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим. Изложение взглядов П.Я. Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений - славянофильства и западничества.

Славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России, которая, по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли Православной церкви. Они выступали против крепостного права, бюрократизма, свободу выражения общественного мнения; предлагали возродить государственный институт Московской Руси - Земский собор. Их политические взгляды отражала формула: «Власть - царю, народу – мнение». Они идеализировали допетровскую Русь; полагали, что реформы Петра I нарушили самобытный ход развития русского общества. Славянофилы были сторонниками монархии. Наиболее яркими представителями этого течения являлись А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.

Западники защищали европейский путь развития. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентские Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву. К западникам принадлежали Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.

Споры между западниками и славянофилами главным образом касались различных подходов к оценкам прошлого и будущего России. По мысли Н.А. Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси». Не следует полностью противопоставлять эти два течения друг другу. «Да, мы (западники. - Авт.) были противниками их (славянофилов. - Авт.), -писал А.И. Герцен, - но очень странными. У нас была одна любовь (к России. - Авт.), но не одинаковая... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно».

Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократического течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский. Он критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение было представлено В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, а также петрашевцами - членами кружка М.В. Буташевича-Петрашевского, который возник в 1845 г. в Петербурге. Среди участников кружка были М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский. Петрашевцы были сторонниками отмены крепостного права, ликвидации монархии, введения демократических свобод. Некоторые участники кружка выступали за революционный путь преобразований. В среде петрашевцев были представлены идеи утопического социализма. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен полицией. Ряд его членов были отправлены на каторгу.

Одновременно оживляется национальное движение. В1846 г. в Киеве было создано тайное украинское общество - Кирилло-Мефодиевское братство. Его учредителями были историк Н.И.. Костомаров, поэт Т.Г. Шевченко. Участники братства выступали против крепостного права, сословных привилегий, за национальное освобождение Украины и образование славянской демократической федерации со столицей в Киеве. Ее должны были образовать Россия, Украина, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. В марте 1847 г. по доносу провокатора начались аресты. Жестокое наказание понес Шевченко, сосланный в солдаты с запрещением писать и рисовать.

Таким образом, М.В. Петрашевский, А.И. Герцен и В.Г. Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело А.И. Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины. В 1853 г. в Лондоне он вместе с Н.П. Огаревым основал «Вольную русскую типографию». Ее издания - альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол» - стали первыми представителями бесцензурной русской прессы.

Похожие:

План занятий по истории России. I семестр iconЗанятий
План-график проведения открытых занятий на 1 семестр 2012-2013 уч года преподавателями академии
План занятий по истории России. I семестр iconКалендарно-тематический план практических занятий для студентов 2...
Определение предмета «пропедевтика внутренних болезней». Схема истории болезни. Общий осмотр больного
План занятий по истории России. I семестр iconТематический план практических занятий по пропедевтике внутренних...
Ознакомление студентов со структурой и функционированием клиники. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Схема истории...
План занятий по истории России. I семестр iconПлан мероприятий приуроченных ко Дню России (12 июня 2011г.) учреждений,...
Сегодняшние государственные символы – это, прежде всего, знаки русской истории. На выставке, посвященной Дню России, будут представлены...
План занятий по истории России. I семестр iconТеоретические основы электротехники м-31, первый семестр 2012/2013...

План занятий по истории России. I семестр iconПлан практических занятий по патологической физиологии на осенний...
Воспаление: фагоцитоз, пролиферация, системные изменения в организме при воспалении (ответ острой фазы)
План занятий по истории России. I семестр iconТематический план практических занятий по патологической анатомии...
Болезни органов дыхания: острые пневмонии, хронические обструктивные заболевания легких, рак легкого
План занятий по истории России. I семестр iconПлан лекций и практических занятий для студентов IV курса медико-профилактического...
Современные методы лечения сифилиса. Гонорея и инфекции, передаваемые половым путем
План занятий по истории России. I семестр iconТематический план практических занятий по циклу поликлиническая подготовка...
...
План занятий по истории России. I семестр iconРасписание занятий на факультете истории и менеджмента направление...
«менеджмент» профиль «Менеджмент организации» на II семестр 2012/2013 учебного года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница