Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования»


Скачать 263.71 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования»
страница1/3
Дата публикации29.06.2013
Размер263.71 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
userdocs.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
Албакова Ф.Ю.

Программа дисциплины

«Современные конфликты и проблемы их урегулирования»

I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса: сформировать у обучающегося максимально полную картину географии современных конфликтов; рассмотреть эволюцию знаний о конфликтах и особенности конфликтов ХХ – начала ХХI вв., их предысторию и причины возникновения; дать представление о современных научно-теоретических и практических подходах к анализу конфликтов и проблемам их урегулирования, а также о роли государств, правительственных и неправительственных организаций в урегулировании современных конфликтов.

Студент должен четко представлять себе существующую теоретическую базу, на основании которой в современном мире решаются конфликты. Работая в данном направлении, студент должен понимать, почему и как вмешиваются в конфликтную ситуацию внешние по отношению к ней факторы. Таким образом, в преподавании курса органично сочетаются как теоретические, так и конкретно-исторические знания.

^ Задачи курса: одной из главных задач курса является развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, историческими источниками; научить студентов:

- применять различные теоретические знания и подходы к анализу конкретных конфликтов;

- анализировать современные конфликты, понимать их природу;

- критически оценивать различные научные концепции и теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

- разбираться в многообразии форм различных переговорных и посреднических процедур, уметь оценивать целесообразность и эффективность их использования.

^ 1.2. В результате изучения дисциплины сформировать у студент профессиональную компетентность

Одной из главных задач курса является развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, подразумевающей ее критику и обобщение, анализ исторических и современных источников. На семинарские занятия выносятся, в первую очередь те вопросы, которые в наиболее полной мере обеспечены источниками и литературой.

Кроме того, курс дает преподавателю хорошую возможность совершенствовать навыки работы учащихся с первоисточниками, а именно: материалами, принадлежащих тем или иным участникам конфликтов, а также нормативно-правовыми документами, создающимися мировым сообществом в процессе миротворческих действий.

^ 1.3. Объем и сроки изучения курса

Данный учебный курс преподается студентам пятого курса очной формы обучения в течение одного семестра. В рамках дисциплины также предусмотрена курсовая работа. Курс рассчитан на 34 часа аудиторных занятий, из 34 часа практических (семинарских) занятий. В завершение курса студенты должны научиться реализовывать полученные знания в самостоятельной исследовательской работе.

^ 1.4. Виды контроля знаний студентов по дисциплине

Итоговой формой отчетности по курсу является экзамен, промежуточной – аттестация. На экзамене студент должен продемонстрировать знания, умения и навыки, сформулированные в разделах «цели» и «задачи» курса. На экзамене студент должен продемонстрировать свое умение ориентироваться в научной литературе и первоисточниках по лекционной и семинарской проблематике, владеть необходимым объемом практического и теоретического материала по данному курсу.

^ 1.5. Требование к уровню освоения содержания курса. Курс предполагает знакомство студентов с многообразием современных конфликтов в контексте теории международных отношений. В ходе курса студенты обязаны читать рекомендованную литературу, написать аналитическую справку (реферат). На зачете/экзамене студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных конфликтов.

^ II. Содержание курса

Перечень тем лекционных занятий

Раздел I. Теоретические подходы к анализу современных конфликтов XX-XXI вв.

Тема 1.1. Проблема конфликтов в теории международных отношений

Сложности определения понятия “конфликта”. Политический и международный конфликт. Формирование междисциплинарного подхода к анализу конфликтов: вклад различных наук. Мировая наука об урегулировании конфликтов и ведении переговоров. Основные научные направления; исследовательские и учебные центры США, Западной Европы, России и других стран - их особенности.

Современные конфликты в контексте теории политического реализма и неореализма. Приоритеты реалистов: национальный интерес, сила, информация. Школа «гражданских стратегов» или классические реалисты. (Г.Моргентау, Г. Киссинджер, З. Бзежинский. Дж. Кеннан, У. Липпман, У. Ростоу, Р. Страус-Хюпе и др.) Неореализм (системный анализ). Биполярность К.Уолца. «Объективная» природа международного конфликта. Война как средство урегулирования конфликтов. Эволюция способов применения силы в различных системах международных отношений. Парадигма либерализма (плюрализма): конфликт/консенсус. Международные конфликты в парадигме неомарксизма, и глобалистского направления. (И. Валлерстайн, А.Франк, Й. Галтунг, Т. Хопкинс и др.).

^ Тема 1.2. Конфликты в концепциях нового мирового порядка геополитики

Концепция конца «конца истории». (Ф.Фукуяма). «Столкновение цивилизации» или контуры цивилизационных разломов». (С.Хантигтона). «Realpolitik» в условиях глобализации (Г.Киссинджер). Геополитика сверхдержав (З. Бжезинский). Критика глобальной гегемонии и концепция «гумантарной интервенции» (Н.Чомски, И.Рамоне). Глобальное сообщество (А.Этциони). Конфликтов в контексте исламской концепции миропорядка. Исламские декларации (1981, 1991гг.) и международные организации.

Анализ современных конфликтов в рамках существующих геополитических школ, немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен. Английская: Маккиндер. Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш. Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен. Русская школа. Западники: Белинский, Герцен, Чаадаев. Славянофилы. Евразийство. Анализ современных конфликтов на основании теории социокультурных систем (С.Николаенко). Основные понятия и категории теории СКС.

Мировые идеологии и их роль в политических процессах (рождение модели национального государства, колониальная политика, антиколониальные движения, революции, современные национальные государства) и конфликтах постколониального мира.

^ Тема 1.3. Конфликты в пост-биполярную эпоху

Особенности современных конфликтов. Внутренние конфликты с международным измерением (внутригосударственные, региональные). Этнорелигиозная составляющая конфликтов в современном мире. Рост «нового» национализма. Внутриэтнический кризис. Роль диаспор, общин в процессе конфликта. Многообразие этноконфликтов, их типология. Внутренние конфликты с глобальным измерением (разрушение существующего миропорядка). Основные характеристики конфликтов: число акторов, количественная и качественная динамика конфликтов, измерение конфликтов, роль ценностей и идентичности, тотализация конфликта, слабая урегулированность. Управляемые конфликты.

^ Тема 1.4. Этнические конфликты и проблемы их урегулирования

Теоретические подходы к рассмотрению феноменов этнос, нация. Примордиалистский и конструктивистский (постмодернистский) подходы к пониманию этничности. Теории наций и национального государства. Подходы к определению национализма. Этничность и ее мобилизационный ресурс. Этнос как субъект политики, этничность и международные процессы. Условия развития этнонациональных конфликтов.

Особенности этнических конфликтов в постбиполярный период. География наиболее острых и масштабных конфликтов, действия мирового сообщества по их урегулированию. Перспективы разрешения современных межэтнических конфликтов. Соотношение прав человека, государственного суверенитета и прав народов на самоопределение. Этнический фактор в процессе суверенизации. Трудности решения межэтнических противоречий.
^ Тема 1.5. Конфликты в странах «третьего мира»

Различия в уровне конфликтности между «золотым миллиардом» и «третьим миром». Политика метрополий по отношению к своим бывшим колониям. Проблемы социально-экономического развития «третьего мира». Ближневосточный сепаратизм и исламский фундаментализм (Алжир, Турецкий Курдистан, Ирак, Пакистан, Афганистан и др.). Роль традиций и национальной культуры в контексте вызовов глобализации.

Межгосударственные и межэтнические вооруженные конфликты в Африке. Этнические чистки (Уганда и Бурунди). Гражданские войны (Ангола, Конго, Либерия, Судан, Сомали). Межэтническая напряженность в ЮАР.
^ Тема 1.6. Сепаратизм и этно-национальные конфликты.

Понятия сепаратизма и ирредентизма. Взаимосвязь сепаратизма с конфликтностью в межэтнических отношениях. Западноевропейский сепаратизм (Северная Ирландия, Страна Басов, Каталония, Корсика и др.). Американский сепаратизм (Провинция Квебек в Канаде, штат Чьяпос в Мексике, Провинция Гренландия, остров Невис). Азиатский сепаратизм (Джамму и Кашмир, Шри-Ланка, Южные Филиппины, Восточный Тимор и др.). Африканский сепаратизм (Южный Судан, Ангола, Сомали и др.).

Распад советской политической системы как катализатор центробежных тенденций на постсоветском пространстве. Восточноевропейский сепаратизм (Чечня, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Косово и др.). Конфликты в современной России. Осетино-ингушский конфликт. Актуализация геополитического фактора в регионе Северного Кавказа в конце XX- начале XXI вв. и ее последствия.
^ Тема 1.7. Современные международные конфликты: информационное измерение
Основные задачи информационного обеспечения конфликта. Ключевые характеристики информационного пространства (Г.Почепцов). Информационная составляющая силовой фазы конфликта. Неоднозначная роль «четвертой власти». СМИ как катализатор насилия в кризисной ситуации.

Процедурные факторы в конфликте и степень информационного воздействия на них. Психология восприятия: методы влияния. Массовое сознание: структура и способы воздействия. Организация (символизация) коммуникативного пространства.

Управления коммуникацией в кризисных ситуациях. Эволюция информационной работы в различные исторические эпохи. Образ врага как фактор победы в международном конфликте. Особенности информационных войн в эпоху электронных СМИ.

Воздействие на массовое сознание при информационных войнах. Информационная война на примере пост-югославского кризиса. Деятельность PR-агенств. Информационная война вокруг конфликтов на Северном Кавказе (Чеченская компания, осетино-ингушский конфликт: западная и российская пресса, сайт «Кавказ-центр»). Информационное обеспечение интервенций США (Панама, Гаити, Ирак (2003-2004 гг. и др.). Информационная война в конфликте Южная Осетия-Грузия (2008г.).
^ Тема 1.8. Экономические войны

Мировая экономика на рубеже XXI века, география производственных мощностей и финансовых потоков. Торговая конкуренция регионов, стран и крупных производителей. Теория «золотого миллиарда». Национальная экономика в условиях глобализации: выбор между свободным рынком и протекционизмом. Примеры экономических конфликтов последнего десятилетия.

Мировые оффшорные «дыры». Территории ресурсов, энергоресурсы, национальные государства.
^ Раздел II. Урегулирование конфликтов и переговорный процесс

Тема 2.1.Теоретические направления и практическая деятельность по урегулированию конфликтов

Наука и практика урегулирования конфликтов. Конфликт с точки зрения возможности его урегулирования. Урегулирование конфликтов, кризисных ситуаций как область социальной науки и практики.

Правовые и политические средства урегулирования конфликтов. Международное право о международных конфликтах. Устав ООН. Право международной безопасности. Основные направления деятельности при урегулировании конфликтов. Понятия “урегулирование конфликтов”, “разрешение конфликтов”, “управление конфликтами”, “предупреждение конфликтов”. Необходимость урегулирования современных конфликтов путем переговоров и посредничества. Проблема конфликтов и их урегулирования в России.

^ Тема 2.2. Переговоры как средство урегулирование конфликтов

Формирование исследований по переговорной тематике. Тенденции в изучении переговоров. Зарубежные исследовательские центры. Развитие отечественных исследований по переговорам. Применение в практике урегулирования конфликтов научных разработок по переговорам.

Функции переговоров и их соотношение в конфликте и при сотрудничестве сторон. Переговорные стратегии («торг» и совместный с партнером процесс принятия решения). Подготовка к переговорам как первая стадия ведения переговоров. Подготовка документов и материалов. Проведение предварительных согласований (время и место встречи, повестка дня и т.п.).

Этапы ведения переговоров и способы подачи позиции. Фазы переговорного процесса. Тактические приемы при ведении переговоров. Тактические приемы, используемые в рамках «торга». Тактические приемы, используемые в рамках совместного с партнером поиска решения проблемы. Приемы, обладающие двойственным характером. Соотношение тактических приемов и функций. Роль личности в переговорном процессе.

Тема 2.3. Многосторонние переговоры и переговоры на высшем уровне.

Возрастание роли многосторонних переговоров и переговоров на высшем уровне при урегулировании конфликтов. Формы многосторонних и переговоров на высшем уровне. Особенности их ведения. Проблемы принятия решений на многосторонних переговорах.

Проблема определения понятия “переговорный стиль”. Методологические подходы к исследованию стилей ведения переговоров. Примеры национальных стилей ведения переговоров (США, Франция, Германия, Великобритания, Россия и др.). Личностный стиль ведения переговоров. Проблема изучения и описания личностного стиля ведения переговоров.

^ Тема 2.4. Стратегия ведения переговоров и посредничество как средства урегулирования конфликтов

Переговорный процесс в условиях конфликтных отношений сторон. Функции переговоров: решение проблемы, коммуникация соперников, регуляция действий, пропаганда, решение других политических задач. Стратегии в переговорах. Предпосылки успеха. Третья сторона в урегулировании конфликта. Посредническая деятельность региональных международных организаций (ОБСЕ, СБСЕ, Лига исламских государств, ОАЕ и др.) на рубеже ХХ – XXI вв. Официальное посредничество (ООН, ОБСЕ, ОАЕ). Неофициальное посредничество. Работа с диаспорами, общинами.



^ Тема 2.5. Тактика ведения переговоров в экстремальных ситуациях Переговоры в конфликтных ситуациях: захват заложников, военные действия, террористические акты. Имитация переговорного процесса как средство урегулирования экономического, этнического, территориального конфликта. Международный терроризм и современные вооруженные конфликты. Радикализация этнорелигиозного фактора в мире. Влияние глобализации и свободы миграций на характер современных конфликтов. Типы террористов. Символический мир террориста. СМИ и «террористическая угроза».
^ Тема 2.6. Кризис международных институтов миротворчества в конце ХХ века

«Индикаторы» кризиса системы международного права: Палестино-израильский конфликт, Курдский кризис, Афганистан. Этнополитические конфликты 90-х гг. XX в. на территории бывшей Югославии. Миротворческие усилия Евросоюза, ОБСЕ, ООН. Арбитражная комиссия, Международная конференция по бывшей Югославии и Международная конференция по Боснии и Герцеговине. Мирные посреднические планы и проблемы переговорного процесса. Контактная группа по бывшей Югославии. Международные силы под руководством НАТО по стабилизации Косово (KFOR). Новая парадигма развития ООН.
^ Тема 2.7. Принуждение к миру как средство урегулирования конфликта

Принуждение к миру и «гуманитарные интервенции»: опыт последнего десятилетия. Миротворческие операции «второго поколения» и их силовые составляющие (авиация, флот и др.). Тенденции возвращения к балансу сил. Средства принуждения к миру. Невоенные: экономические санкции, роль ООН и национальных государств в их реализации; разрыв дипломатических отношений. Политическая изоляция враждебного государства. Военные средства. Операции по поддержанию мира. Превентивная дипломатия. Различия в подходах к применению санкций Европейским Союзом, США, Россией.




  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconМетодические рекомендации по срс (срсп) «Современные конфликты и методы их урегулирования»
«Современные конфликты и методы их урегулирования» Специальность: 5В020200 – «Международные отношения» лектор Шабанов Е. И
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconСовременные конфликты и методы их урегулирования 3 кредита лектор Шабанов е и
Конфликт сточки зрения возможности его урегулирования. 3Регулирование конфликтов как область науки международных отношений. 4Урегулирования...
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconЭтнополитические конфликты (2). Миротворческие стратегии
Проявление конфликта в насильственной форме свидетельствует о том. Что не были привлечены механизмы ненасильственного урегулирования,...
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconРабочая программа дисциплины Современные компьютерные технологии...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по...
«Современные проблемы уголовно-процессуального права». Студентам следует учитывать, что список основной литературы содержится в Рабочей...
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по...
«Современные проблемы уголовно-процессуального права». Студентам следует учитывать, что список основной литературы содержится в Рабочей...
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconРабочая программа учебной дисциплины Место дисциплины в структуре...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) согласно фгос впо
Программа дисциплины «Современные конфликты и проблемы их урегулирования» iconПрограмма дисциплины "ценообразование" Учебная программа разработана для дисциплины "
Учебная программа разработана для дисциплины "Ценообразование", предусмотренной учебным планом для студентов заочного отделения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница