Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад»


Скачать 416.5 Kb.
НазваниеЛекция 2 «Даваат Хиджра Джихад»
страница1/4
Дата публикации01.07.2013
Размер416.5 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > История > Лекция
  1   2   3   4
Харун ар-Руси: Лекции по исламским политическим учениям и движениям. (2006 год)
Лекция 2 «Даваат – Хиджра - Джихад»

В прошлой лекции мы пытались понять, как цели исламской политики отличаются от целей и подходов политики в стандартном куфарском понимании.
Цель исламской политики – установление исламского правления и законов Шариата. Но это также не может превращаться в самоцель: в Исламе установление этих законов опирается на базу, и установление в первую очередь этой базы является первичным. Мы приводили хадис про Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), ему: «предписано сражаться пока люди не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад (салаллаху алейхи уа саллям) Его Пророк, после чего их жизнь и имущество становятся неприкосновенным».
То есть главное – это установление Таухида, Единобожия в сердцах людей. Этот хадис тоже не может быть понят исключительно, как понимают его джихадисты (1), как насильственное обращение всех в Ислам, так как это отмененное в определенной части Откровение, в том смысле, что были посланы затем новые откровения, которые дают уже людям другие возможности существования в исламском пространстве, кроме принятия Ислама.
Базовая ценность исламской политики и ее отличие от просто политики, это то, что цель исламской политики это не передел власти, собственности, установление абстрактной социальной справедливости, не возвеличивание племени, рода или клана и так далее или все то, что прописано в томах учебников по западной политологии – а в первую очередь утверждение «Ля иляха иль Аллах Мухаммад Расулю Ллах». Это не может утвердиться, пока это не утвердится в первую очередь в сердцах людей.
Мы начали со специфики того, что Ислам является политической религией, но только в том случае если политика является религиозной. Если эта политика подчинена религиозным ценностям, если она имеет нравственный и этический аспект, так как в Исламе искренность, намерение является базой того, что деяния человека принимаются. В том числе и установление законов Шариата или исламского правления. Деяния не будут иметь ценности, если они совершаются не ради Аллаха, а для чего-то другого. Например для того, чтобы государство было сильным, к примеру люди собрались , констатировали что их нация вымирает и другого пути нет, решили – давайте установим строгий Шариат, его законы жесткие, демографию поднимем… Это не будет иметь ценности в Исламе.
Основополагающие ценности лежат в религиозной сфере - мы условились, что базой исламской религиозно-политической деятельности является такой метод как даваат – призыв к Исламу, разъяснение и убежденность, что если есть эта база, то будут успешными другие религиозные инициативы. Если нет этой базы, то все остальные внешние политические формы сыпятся, как карточный домик. В этом отличие исламской политики от политического Ислама. В отличие от многих современных течений, которые сводят всё к установлению исламского правления, мы видим, что вопросы исламской политики гораздо шире.
Наш разговор пойдет о жизненном пути Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) не как о его биографии и не как его индивидуальном духовном пути. Но как его модели, имеющей непосредственное отношение к нашему курсу об истории и теории исламских политических течений. Мы видим, что это модель утверждения исламского движения, исламского общества и понимания жизни, которые являются неизбежно политическими в определенной части.
Обсуждение этого вопроса для нас имеет принципиальное значение. У исламской политики есть не просто цели, но и методы. Поэтому такой маккиавелистский и большевистский лозунг, что «цель оправдывает средства», это не исламский лозунг. Мы выяснили и обосновали это – любое действие в Исламе, в том числе и в политической сфере, должно быть как искренним, так и правильным, то есть, соответствовать Сунне Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), Шариату, особенно это имеет отношение к Сире и жизненному пути общины Порока Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), как она развивалась и утверждалась. Именно здесь мы видим дозволенные методы и недозволенные методы. Здесь мы можем извлечь уроки, чего остерегался Пророк (салаллаху алейхи уа саллям), на что он не шел. Какие этапы прошла община на стадии своего зарождения и развития.
Сегодня это особенно актуально, так как во многих местах земного шара, где Ислам возникает с чистого листа, где появляются новые мусульмане: в России (Центральной ее части), Англии, в Латинской Америке, у людей нет под ногами той основы когда-то бывшего Исламского общества и корней, которые можно восстановить. Им придется проходить путь с самого начала – от джахиилийского общества к Исламу, к исламскому обществу. К таким людям относятся все, как новообращенные мусульмане в России, на Западе, так и мусульмане, которым волею судьбы пришлось оказаться в общественной среде западного общества. Им особенно необходимо изучать становление Ислама, условно, с чистого листа, что имело место у Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) и сподвижников. Так же это тема актуальна для номинально исламских обществ. Так как в этих обществах хоть и имеются обычаи, имеются представление о своей идентичности как мусульманских народов, но, к сожалению, зачастую, это сводится не более чем к фольклору. У людей нет понимания, что такое Ислам, что такое Таухид, и, по сути, мы имеем место с такой ситуацией, которую Саид Кутб охарактеризовал как «новую джахилию» (2). Определенный реванш джахилии, когда уже после вроде бы установления Ислама, возникает отступление от Ислама, утрата понимания образа жизни мусульман. И те люди, которые ставят перед собой задачу возрождения Ислама, они в значительной степени должны начинать Ислам с чистого листа и идти тем же путем, что шли Пророк (cалаллаху алейхи уа саллям) и сподвижники. В общем, и он не начинал с чистого листа, так там была традиция Ибрахима (алейхи салям), и люди в той ситуации хоть имели корни единобожников, но с другой стороны, Пророк (cалаллаху алейхи уа саллям) начинал с чистого листа.
Сказано в Коране (перевод смыслов), что Пророк (cалаллаху алейхи уа саллям) «является образцовым примером для вас» и это образцовый пример не только человека, но и общины, по модели которой мы обязаны сверять, так или иначе, все свои действия и развитие исламского сообщества в любой стране.
В рамках лекции нельзя сделать обзор всех политических моделей и ситуаций, которые содержатся в Сире Пророка (cалаллаху алейхи уа саллям) – идеально изучать Сиру отдельно и именно в плоскости в том числе политических отношений. Там содержится огромное количество тем, имеющих отношение к ним, но так как наш курс носит более общий характер, то мы остановимся на анализе того, какими методами утверждался исламский порядок. Дай Бог, если она, хотя бы на одну десятую или одну сотую, будет содержать смысл всех ситуаций, которые нужно было бы рассмотреть, так как выводов и полезных вещей в Сире неисчерпаемо много.
В этой лекции мы не будем рассматривать проблемы исламского политического устройства, а также проблемы мусульманских отношений с другими общинами в исламской политической системе, а также различные отношения в исламской политической системе.
Мы сейчас выделяем блоки:
- мединская община Пророка (салаллаху алейхи уа саллям),

- эфиопский джамаат и

- джамаат Абу Басыра.
Сейчас мы будем рассматривать, как утверждался Ислам именно как политическая система.
Мы начали с того, что даваат является основой исламской политики, но помимо даваата мы обнаруживаем в Сире, как минимум два других очень общих и в то же время явных блока, которые выделяются как самостоятельные.
Помимо Даваата Сира Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) содержит два фундаментальных этапа – таких как Хиджра и Джихад. У нас возникает такая триада – Давават, Хиджра и Джихад. Три метода, в результате которых было установлено исламское общество, исламский политический порядок. Я предлагаю в ходе лекции кратко пробежаться по ним. Главное понять, как они соотносятся между собой, что является первичным, что вторичным и так далее.
Этап даваата применительно к общине Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), общине при жизни Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) можно разделить на четыре, как минимум, этапа и четыре блока:
1 этап - это мекканский период. Это даваат в чистом виде. Это период даваата и период сабра в политике, то есть терпения.
2 этап - мединский период. Его можно характеризовать как период продолжения даваата и одновременно защиты даваата.
3 этап - очень важен и интересен - это вопрос, связанный с соглашением и перемирием при Худайбие, это переходный этап.
4 этап – взятие Мекки и переход к этапу фатха как этапу победоносного распространения Ислама по земле.
Первая стадия собственно даваата мекканского периода. Она минимум разделена на три блока. Первая стадия тайного призыва имела место в течении первых 3 лет с момента начала посланнической деятельности Пророка (салаллаху алейхи уа саллям)
Вторая стадия – открытое провозглашение призыва в Мекке. Ориентировочно с начала 4 года от пророчества и до конца 10 года.
Третья стадия – стадия призыва к Исламу и распространения его вне Мекки и распространения его в общественно важных и значимых группах населения, как внутри Мекки, так и вне ее. Она продолжается примерно с 10 года и до переселения Пророка Мухаммеда (салаллаху алейхи уа саллям) в Медину.
Первая стадия – стадия тайного призыва. Мы должны ее кратко рассмотреть и понять ее политическую значимость и политическую целесообразность этой стадии. Почему даваат начинается с тайного призыва? Почему не сразу открыто? Мы видим, что на первом этапе, когда утверждается Ислам, то он утверждается в очень ограниченном круге людей. Это естественно сам Пророк (салаллаху алейхи уа саллям), его супруга Хадиджа - первый человек который после Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) принял Ислам. Это вольноотпущенник Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) и приемный сын Зейд ибн Харрис. Это Али, тогда еще совсем юный мальчик, и это Абу Бакр.

Все эти люди приняли Ислам в первый же день призыва, что имеет важное значение. Впоследствии Ислам принимает на первой стадии тайного призыва не более 40 человек, по очень ограниченным каналам общения – люди, как правило, знающие друг друга, доверяющие друг другу, они принимают Ислам тайно, собираются для бесед о нем, чтобы изучать первые откровения Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) – так возникает первый прообраз общины Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) в полном смысле этого слова. Этот первый период он длится года три. Это период установления, как сказали бы социологи, горизонтальных связей. Очень важный момент - прежде чем возникает сплоченный коллектив, способный действовать уже в обществе, противостоящем ему, он возникает во многом на человеческих отношениях. И именно складывание и прочность этих отношений является залогом того, что люди смогут выдержать испытания, которые непременно обрушатся. Поэтому мы понимаем и лишний раз убеждаемся в этом уже при исследовании в следующих этапах, когда община столкнулась с противодействием внешней среды.
Вопрос в том, что если призыв начинать с открытого призыва, в этих условиях есть риск, что община будет раздавлена сразу и дальше в ходе истории развития Ислама есть ряд моментов, когда лобовая атака, если бы она была проведена на неподготовленном месте, она могла бы закончиться крахом. Но этого не происходит. Пророк (салаллаху алейхи уа саллям) не только наш учитель, но он и пример мудрого политика, который адекватно оценивает ситуацию и адекватно реагирует на вызовы, которые есть в окружающем его обществе. Даже иногда, когда это вызывает недопонимание среди его близких соратников.

Как мы знаем, все тайное становится явным. Когда люди начали входить в Ислам во множестве, новая вера не могла больше храниться в тайне: сначала пять, затем пятнадцать, двадцать, сорок - даже в современном мегаполисе, как мы имели возможность убедиться во время налета «правоохранительных органов» на это помещение, в котором мы проводим наши лекции и которое находится явно на отшибе, тем более, невозможно было сохранять свою веру в тайне в условиях того общества в Мекке.
Поначалу мекканцы не придавали серьезного значения, потому что тогда было много поэтов, было много философов, был религиозный плюрализм и появление одной из религиозных или парарелигиозных групп не воспринималось как аномалия. До поры до времени. Это происходило до того момента, когда люди не стали соприкасаться с самой доктриной, что проповедовали эти люди, точнее Пророк (салаллаху алейхи уа саллям) этим людям – доктрины Единобожия, как системы непримиримого отношения ко всем разновидностям ширка и многобожия. В этот момент начинает возникать некая тревога. Эта тревога в полный рост уже появляется, когда начинается переломный этап, когда к Пророку (салаллаху алейхи уа саллям) посылаются откровение в суре 26, 214 аят – в котором сказано: «Увещевай свою ближайшую родню», а под ближайшей родней в том родоплеменном обществе понималось не, как у нас, круг, ограниченный семьей в три человека…
Пророк (салаллаху алейхи уа саллям), получив Откровение и повинуясь ему, собрал своих родственников, и это собрание ближайших родственников насчитывало 45 человек, к которым он обратился с призывом отказаться от ложных богов от ложных религий, которым следовали эти люди. Этот призыв, как и очень долго потом, не имел успеха. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа саллям), когда он заручился поддержкой после этого собрания Абу Талиба, который не принял веры, но не поддержал нетерпимую часть родственников, которые были настроены к пророку Мухаммаду (салаллаху алейхи уа саллям) враждебно. Он сказал, что не откажется от своих богов, но пока он может, он будет давать защиту Пророку (салаллаху алейхи уа саллям). После этого, получив эту защиту, Пророк (салаллаху алейхи уа саллям) переходит к открыто политическим действиям. Он забирается на высокий холм ас-Сафа и восклицает – «Йа сабаха-хур!».
Чтобы было понятно, это призыв. Его можно сопоставить с колокольным звоном, которым собирали деревни, села при угрозе, когда били в набат. Это клич о помощи, клич об угрожающей опасности. Естественно, этот клич собрал очень много людей, которые думали услышать весть о нападении, о каком-то бедствии. И были удивлены, когда увидели одного Пророка (салаллаху алейхи уа саллям).
Он объяснил им: «Я увещеватель к вам перед тяжким наказанием. Вам угрожает угроза, которую вы не видите. Я хочу отвратить эту угрозу от вас…» Естественно у джахилей, у безбожников это вызвало озлобление. Эти люди под бедствием, под угрозой могут понимать только то, что они могут пощупать, увидеть глазами. Они стали насмехаться над Пророком (салаллаху алейхи уа саллям). Этот призыв был отвергнут.
Что для нас важно? Что касается метода, мы видим, что это публичный призыв. Рассматривая его в условиях современного общества, это как если кто-нибудь вышел бы на Красную площадь, встал на Лобное место и призвал бы людей… То есть, это не призыв в закоулке, а призыв всему обществу, оглашение своих идей на уровне всего общества.
Таких собраний, таких призывов было множество. В результате этого Ислам становится актуальной и вызывающей озлобление многобожников политической силой, которая амбициозно провозглашает свои задачи и свои ценности в общенациональном, как сейчас бы сказали, масштабе, и ставит проблему в глобальном смысле – либо поддержки всего общества, либо отвержение всего общества.
Здесь уже на стадии открытого призыва, здесь есть ряд моментов. В частности, в этом открытом призыве происходит очень важная дифференциация: если на первом этапе за Пророком (салаллаху алейхи уа саллям) последовали только его близкие и знакомые, которые непосредственно ему доверяют, впоследствии, в стадии открытого призыва к нему примкнуло много простых людей, как это случается в любом общественном и религиозном движении. И как мы знаем по примеру Пророка Исы (алейхи салям), его поддержали именно последние мира сего – бедные и обездоленные, чем собственно говоря, укоряли его, как и многих других Пророков, в частности, Пророка Нуха (алейхи салам), как в Коране описывается, как знать обращается с укором, что
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» iconВопросы и ответы о джихаде шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада
Табуке. Также джихад становится фард ‘айн, если враг напал на мусульман. В таком случае является обязательным выйти всем и отразить...
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» icon1. Потому что это приказ Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха)
Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Я приказываю вам пять вещей: слушать и повиноваться, быть с джамаатом,...
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» icon-
Аллаха и когда Ислам находится под угрозой уничтожения, Джихад становится обязанностью каждого мусульманина. Джихад должен выполняться...
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» iconДе 1: Предмет религиоведения, проблема происхождения религии
В каком году произошла хиджра – переселение первых мусульман из Мекки в Ясриб (Медину)?
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» icon-
Мы уже говорили в вопросе №34830 о том, что джихад бывает двух видов: наступательный и оборонительный
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» iconЛекция Августин о платоновских идеях и о памяти (De diversis quaestionibuslxxxiii,...
Лекция Введение. Средневековая христианская философия в американских университетах
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» icon«Классический и современный психоанализ в зеркале символдрамы» лекция 1
«Психоанализ: прошлое, настоящее и будущее», лекция 2 «Психоанализ характера», лекция 3 «Психоанализ, любовь, семья и супружеские...
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» iconЛекция Понятие риэлторской деятельности 2 Лекция Характеристика рынка риэлторских услуг в РФ 13
Лекция Особенности брокерской деятельности. Реализация квартир по договорам комиссии и поручения 161
Лекция 2 «Даваат Хиджра Джихад» iconЛекция Фоновые и предраковые заболевания. Рак матки 46 Лекция Злокачественные...
Жалобы (основные и сопутствующие). Специфические функции женского организма (половая, репродуктивная, секреторная, менструальная)....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница