План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики


Скачать 114.68 Kb.
НазваниеПлан лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики
Дата публикации18.07.2013
Размер114.68 Kb.
ТипРеферат
userdocs.ru > История > Реферат


Тема 1. Введение в профессиональную педагогику (2 часа)
План лекции:

    1. Профессиональная деятельность современного инженера-педагога

    2. Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики

    3. Предмет и задачи профессиональной педагогики

    1. Становление и развитие профессиональной педагогики как науки


1.1 Назначение и профессиональная деятельность современного инженера-педагога


Инженеру-педагогу (преподавателю) отведена ведущая роль в подготовке квалифицированных специалистов в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях Украины.
Деятельность инженера-педагога училища, лицея, техникума, колледжа многогранна, она требует от него широкого кругозора и разносторонних знаний.
Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, развивающей, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.
Профессионализм инженера-педагога в педагогической деятельности выражается также в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.
Также одним из немаловажных факторов, определяющих эффективность деятельности инженера-педагога, является его высокая психолого-педагогическая культура.
Преподавательский состав профессиональных учебных учреждений до последнего времени (специальность инженер-педагог была введена с 2002 года) пополнялся в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с преподавательской деятельностью. Начиная свою преподавательскую деятельность, такие специалисты считали ведущими, прежде всего, научные проблемы специальности, а не проблемы подготовки специалистов по этой специальности. Отсюда собственно преподавательская деятельность складывалась из интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так постепенно методом проб и ошибок приобретался методический опыт. Но, к сожалению, вся эта полезная работа осуществлялась без должной опоры на исследование процессов обучения и образования, без осознанного знания сущности закономерностей, ведущих характеристик этих процессов.

Широко распространенное в среде преподавателей профессиональных учебных учреждений мнение о ненужности изучения педагогики подкреплялось некорректной ссылкой на К.Д.Ушинского (“знай свой предмет и излагай его ясно…”). Однако возникают вопросы: что значит “излагай ясно”? Могут ли методы “изучаемой науки” быть полезными для управления такой сложной деятельностью, как познавательная деятельность учащихся?
Специфические задачи профессиональной школы призвана решать относительно молодая отрасль педагогического образования – профессиональная педагогика. Она ставит на научную основу как решение проблем профессионального образования для конкретных специальностей, так и освоение преподавателями теории и практики управления процессом усвоения этого содержания.

Теория профессионального образования (профессиональная педагогика) позволяет научно обосновать требования к современному учебному процессу и выявить его закономерности, перевести преподавание с уровня информирования на уровень управления развитием, профессиональным становлением будущих специалистов.

Профессиональная педагогика научно обосновывает требования к проведению каждого занятия, к выбору преподавателем методов и средств обучения с учетом специфики целей профессионального образования. Иначе говоря, она решает проблемы профессионального образования не только на теоретико-методическом уровне, но и на конструктивном уровне (моделирование, проектирование и конструирование учебного процесса, управление им).
Основной задачей современной профессиональной школы является подготовка будущих специалистов с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии учащихся, способных к творческой самореализации в избранной профессии. Для ее успешного решения необходим преподаватель-профессионал, который ориентирован на развитие человеческих способностей, способный к развитию как индивидуальности учащихся, так и своей собственной.

Актуальность овладения педагогическими знаниями очевидна и в связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня к современному инженеру-педагогу – глубокое знание своего предмета и основательная педагогическая подготовка. Современный преподаватель профессиональной школы должен понимать основные теоретико-педагогические проблемы, владеть педагогическим понятийным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.). Без этого необходимого педагогического минимума не может быть результативной педагогической деятельности.
Решение проблем профессионального образования сегодня связано с разработкой и внедрением в практику передовых педагогических технологий, с постоянным повышением педагогической культуры работников профессионального образования. Последние годы характерны бурным развитием отечественной педагогической науки. Преподаватели смело ищут новые методы обучения и воспитания. Ведется борьба с догматизмом и шаблоном в преподавании. Наблюдается повышенный интерес всех категорий педагогических работников к вопросам дидактики, методики обучения и воспитания, педагогической психологии, профессиональной педагогике.

Курс профессиональной педагогики предназначен для преподавателей начальных, средних и высших профессиональных учебных учреждений.


1.2 Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики


Развитие профессиональной педагогики, ее предмет и проблемы рассматриваются с развитием педагогической науки в целом.

Развитие современных наук характеризуется, прежде всего, процессами дифференциации и интеграции.

^ Дифференциация наук выражается в том, что разделы уже существующих наук становятся самостоятельными, развиваются и по масштабам исследований зачастую опережают исходные науки.

Интеграция наук выражается:

  • глубоким проникновением в сущность объектов и явлений науки;

  • поиском общих закономерностей;

  • использованием универсальных методов и средств научного исследования.

Таким образом, границы между науками становятся все менее заметными, однако это не приводит к их слиянию, а способствует тесному взаимодействию.
Процессы дифференциации и интеграции происходят и в педагогике. Если в начале становления педагогика была связана преимущественно с системой начального образования, то в дальнейшем дифференциация педагогики проявилась, прежде всего, в развитии методик преподавания отдельных дисциплин. Это связано с переходом от всеобщего начального образования ко всеобщему среднему образованию.

В свою очередь, развитие предметных методик происходило с развитием соответствующих наук – математики, истории, физики и т.д. (интеграция).
Развитие и дифференциация системы образования, предметных методик способствовало появлению в некогда единой педагогике следующих элементов:

  • общей дидактики;

  • теории воспитания;

  • управление учреждением образования.


В настоящее время связь частных методик с общей педагогикой значительно усилилась, и это объясняется не только общей тенденцией интеграции наук, но и грандиозными темпами развития системы образования (включая одно из последних направлений – непрерывное уровневое образование).

Основными направлениями развития современных предметных методик выступают:

  1. Содержание обучения и воспитания (чему учить):

  • отбор научного материала и его систематизация;

  • соотношение исторического и логического, теории и фактов;

  • отбор и систематизация умений и навыков.

  1. Теория обучения (как учить):

  • особенности организации учебного процесса (принципы, методы, системы, технологии, средства обучения);

  • организация самостоятельной работы учащихся;

  • активизация процесса обучения и т.д.


Таким образом, развитие системы образования, общей педагогики, частных методик, их дифференциация и интеграция привели к возникновению системы педагогических наук:


  1. ^ Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания, обучения и развития.




  1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей в различных исторических эпохах.




  1. Сравнительная педагогика – исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем их сопоставления.




  1. Возрастная педагогика – изучает особенности образования человека на разных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают:

  • преддошкольную педагогику;

  • дошкольную;

  • педагогику средней школы;

  • педагогику начального и среднего профессионального образования;

  • педагогику высшей школы;

  • педагогику взрослых (андрагогика).




  1. Специальная педагогика (коррекционная) – разрабатывает теоретические основы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом развитии. Эта педагогика имеет ряд отраслей:

  • логопедия – вопросы воспитания и образования человека с расстройствами речи;

  • сурдопедагогика – глухонемых и глухих;

  • тифлопедагогика – слепых и слабовидящих;

  • олигофренопедагогика – умственно отсталых.




  1. Методики преподавания дисциплин – изучают закономерности обучения конкретным предметам. Разрабатывают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.


^ Профессиональная педагогика изучает закономерности, теоретически обосновывает, разрабатывает принципы, методы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую педагогику, педагогику профтехобразования и т.д. В свою очередь она включает общую теорию профессионального образования и методики профессиональной подготовки.


1.3 Предмет и задачи профессиональной педагогики


Особенность профессиональной педагогики состоит в том, что она рассматривается как область междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона. Она не сводится к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по конкретной профессии и специальности. Идеи, методы и приемы ПП используются на всех ступенях единой образовательной системы - непрерывного образования.

Эта особенность обусловлена самим характером восхождения каждого человека по “лестнице” становления его личности. Такую “лестницу” можно представить в виде последовательного движения человека ко все более высоким достижениям в своем образовательном уровне по следующим ступеням:

  1. Элементарная и функциональная грамотность, – когда на доступном, минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего образования.

  2. Общее образование, – когда приобретаются необходимые и достаточные знания об окружающем мире, общие способы деятельности, направленные на получение и преобразование тех или иных объектов действительности.

  3. Профессиональная компетентность, связанная с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых качеств личности, которые позволяют наиболее полно реализоваться в конкретных условиях трудовой деятельности.

  4. Культура личности, – когда осваиваются не только материальные и духовные ценности, накопленные предшествующими поколениями, но и появляется способность адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества а также способность вносить свой вклад не только в развитие собственного социума, но и цивилизации в целом.

  5. Формирование индивидуального менталитета личности – устойчивых оснований мировосприятия и мировоззрения, поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости, непрерывное обогащение собственных ментальных ценностей, способность к всесторонней самореализации.


Итак, схема восхождения человека ко все более индивидуально-личностным культурно-образовательным приобретениям может быть представлена следующим образом: грамотность (общая и функциональная) – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет.
^ Личность специалиста – это образованный, профессионально-компетентный человек с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособный к активной профессиональной и социальной деятельности.
Из всего вышесказанного следует, что предметом профессиональной педагогики выступает процесс формирования профессионально значимых качеств личности и специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля.

Но процессу образования должна предшествовать тщательная теоретическая и методическая разработка системы образовательной деятельности, которая включает этапы:

  1. Формулирование целей и задач образования (образование – как процесс обучения, воспитания и развития учащихся)

  2. Формирование на их основе содержания образования

  3. Определение принципов, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся


Исходя из этого, основные задачи профессиональной педагогики – научно-исследовательская и методическая по:

  1. определению профессионально-значимых качеств личности

  2. проектированию и конструированию педагогических систем

  3. обоснованию целей и содержания образования

  4. выбору методов, средств и организационных форм образовательной деятельности.


Таким образом, предмет профессиональной педагогики носит двухаспектный характер:

  • педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности;

  • педагогическая система, задающая содержательные и процессуальные компоненты профессиональной подготовки.



1.4 Становление и развитие профессиональной педагогики как науки

Основоположником профессиональной педагогики считают известного российского ученого Сергея Яковлевича Батышева, автора многих научных трудов (36 книг, 400 статей, 10 учебных программ и др.). Еще в 50-г. прошлого столетия он доказал необходимость осуществления исследований по проблемам подготовки специалистов определенного профиля, защитил первую докторскую диссертацию о профессиональной подготовке рабочих (токарь, слесарь, фрезеровщик). В те времена педагогика была только школьной.

Далее последовало создание в Ленинграде Всесоюзного НИИ профессионально-технической педагогики (1963г.), в Казани Института профессиональной педагогики АПН СССР (1973), в Свердловске Института развития профессионального образования при педагогическом институте (ныне Уральский инженерно-педагогический университет) (1989г.).
Педагогическое наследие С.Я.Батышева стало основой создания:

  • теории ступенчатой системы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве;

  • теории уровневого обучения в профессионально-технических учебных заведениях;

  • теории группирования рабочих профессий при подготовке рабочего широкого профиля;

  • проблемно-аналитической системы производственного обучения;

  • некоторых вопросов теории трудовых процессов;

  • теории периодов производственного обучения в учебных мастерских и на производстве;

  • профессионально-квалификационных характеристик (с требованиями для смежных профессий);

  • теории и методики блочно-модульного обучения в ПО и на производстве;

  • системы управления профессиональным обучением рабочих

  • педагогических основ взаимодействия общеобразовательной и профессиональной подготовки в ПО;

  • принципов научной организации учебно-производственного процесса.


Среди известных украинских ученных, занимающихся проблемами профессиональной педагогики можно выделить академиков Н.Г.Ничкало, И.Я.Зязюн, Д.А.Тхоржевского, А.И.Дёмина, В.К.Сидоренко (Киев), И.М.Старикова (Николаев), Р.М.Макарова (Кировоград), В.И.Гусева (Бердянск) и многих других.

Вопросы для самостоятельного изучения:


    1. Методы профессиональной педагогики



Похожие:

План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconЗакономерности и принципы воспитания. []
Возникновение науки педагогики. Предмет и задачи педагогики. Категории педагогики. [с. 4]
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconТема: принципы социальной педагогики
Сущность понятия «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов педагогики и социальной педагогики (сравнительный анализ)
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики icon15-17 июля 2011г в Бушети, небольшом селе солнечной Грузии, на родине...
Грузии, на родине выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили и в его усадьбе собрались представители Международного...
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconТематический план изучения дисциплины Глава Предмет и задачи курса...
Основы специальной педагогики и психологии. — Спб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconСогласовано утверждаю
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconПлан: Профессиональная компетентность педагога в области художественного...
Лекция № Профессиональная компетентность педагога в области художественного образования и эстетического воспитания. Внеклассная работа...
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине «Педагогика»
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине «Педагогика»
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
План лекции: Профессиональная деятельность современного инженера-педагога Дифференциация педагогики и особенности развития профессиональной педагогики icon1. История педагогики и образования область научных знаний История...
Главное в теме: дать краткую характеристику истории педагогики и образования как науки и учебной дисциплины. Предоставить сту­дентам...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница