Утверждено на заседании Ученого Совета университета


НазваниеУтверждено на заседании Ученого Совета университета
страница1/53
Дата публикации21.03.2013
Размер7.27 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО»


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого Совета университета

Протокол № « » июня 2012 г.

И.о. ректора __________________В.А.Панин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

_______________________Педагогика_____________________

(наименование дисциплины)

по специальности

050401 – «История»


дополнительная специальность 050402 – «Юриспруденция»

(код и наименование специальности)

Рассмотрено на заседании кафедры педагогики

Протокол № __13__ от «_24_ » _мая_ 2012 г.

Зав.кафедрой педагогики _______ А.А. Орлов

Тула - 2012
Разработчики учебно-методического комплекса:

ассистент Извольская А.А.,

к.п.н., доцент Чукаев О.В.,

к.п.н., доцент Алексеева Е.Ю.

к.п.н., доцент Воронина С.А.,

ассистент Ешкина Н.И.

1. Учебная программа по дисциплине «Педагогика»

Пояснительная записка по дисциплине «Педагогика»

Качественное научно-педагогическое обеспечение модернизации системы непрерывного образования в Российской Федерации предполагает, прежде всего, наличие компетентных педагогических кадров, обеспечивающих эффективное функционирование каждого структурного компонента этой системы.

Особое место в процессе профессиональной подготовки учителя в педвузе занимает изучение педагогики, основанное на оптими­зации внутрипредметных и межпредметных связей. Ведущими методоло­гическими подходами при отборе содержания, форм и методов изуче­ния дисциплины «Педагогика» являются личностно-деятельностный, культурологический и антропологический подходы. Первый позволяет вычленить в качестве цели педагогической подготовки - становление личности учителя, второй - рассматривать динамику педагогических и психологических идей и теорий в контексте развития мировой культуры, третий - оп­ределяет человекознание как основу педагогической деятельности.

Главная цель изучения педагогики - формирование профессионального мышления учителя, основанного на осознании вы­пускником педвуза сущности своей профессиональной деятельности как деятельности по решению образовательно-воспитательных задач, направленных на становление личности каждого ученика как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Изучение педагогики представляет собой процесс и результат освоения субъектами обучения системы профессиональных знаний, развития методологической культуры, формирования основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, проектировочных, прогностических, конструктивно-организационных, коммуникативных, рефлексивных), развития важнейших профессионально-личностных качеств (любви к детям, эмпатии, толерантности, рефлексии, эмоциональной устойчивости и др.), становления на этой основе профессиональных ценностных ориентаций и личного педагогического кредо.

Таким образом, это интегративный процесс, и его стержнем является формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя.

Актуализация содержания дисциплины «Педагогика» осуществляется на проектной основе, т.к. накопленные наукой педагогические знания нужно трансформировать в особым образом организованную познавательную информацию, которая имеет свои логику, содержание, структуру, технологии добывания новых знаний, ориентированные не на знаниецентрированный учебно-воспитательный процесс, а на становление методологической культуры будущего педагога, основанной на процессах анализа ситуаций, вычленения и нестандартного решения профессиональных задач, направленных на разностороннее развитие личности ученика как субъекта личной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Анализ образовательной практики и нормативных документов (в том числе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) свидетельствует о том, что учитель начала XXI века должен быть готов к реализации основных функций - обучающей, воспитывающей, развивающей, проектировочной, исследовательской – в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной, научно-методической, культурно-просветительной, социально-педагогической, организационно-управленческой.

Педагог должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Основными задачами изучения дисциплины «Педагогика» в соответствии с общей целью являются: развитие педагогического мышления как способа вычленения и решения педагогических задач в реальной образовательной ситуации; формирование репродуктивных и творческих способов познавательной деятельности как фундамента индивидуального стиля будущей профессии; формирование основных общепедагогических умений (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных); развитие важнейших профессионально-личностных качеств (эмпатия, любовь к детям, толерантность, рефлексия и др.); становление субъектности будущего учителя на основе формирования потребности в профессиональном и личном саморазвитии.

Изучение дисциплины «Педагогика» проходит в рамках разных форм организации учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа с литературой, педагогические практикумы, система внеаудиторной работы: кружки или проблемные группы по педагогике, олимпиада и др., а также зачет, экзамен. Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение.

Основными разделами дисциплины «Педагогика» в соответствии с учебным планом являются: «Введение в педагогическую деятельность», «Общая педагогика», «Педагогические технологии», «История педагогики и образования», «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования». Изучение данных разделов предполагает решение, помимо общих, частных задач, связанных со спецификой раздела.

^ Цель изучения раздела «Введение в педагогическую деятельность» - формирование у студентов целостного представления о педагогической деятельности, ее целях, структуре, видах и разнообразии содержания, а также об отношениях в сфере образования.

К основным задачам раздела следует отнести:

- усвоение знаний об особенностях педагогической деятельности, о нормативных и законодательных основах профессиональной педагогической деятельности;

- содействие осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и востребованности в современном обществе.

- развитие навыков учебной деятельности студентов на основе формирования основных информационно-познавательных умений, связанных с получением, переработкой и освоением информации, приобретенной в процессе изучения различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации и др.);

- развитие умения проектировать индивидуальный маршрут в образовательном процессе вуза; формирование готовности заниматься профессиональной педагогической деятельностью и использовать ее возможности в других профессиях.

^ Цель изучения раздела «Общая педагогика» - формирование у студентов педагогической направленности мышления. Иными словами, овладев базовым элементом педагогического знания, студенты должны научиться:

  1. выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни;

  2. выявлять культурологические и научные (философские и психологические) основания важнейших педагогических концепций и теорий;

  3. самостоятельно пополнять педагогические знания;

  4. первичным навыкам исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки).

Достигнуть данную цель можно, если в процессе изучения данного курса студент выполнит следующие задачи:

  • усвоит на междисциплинарной основе важнейшие педагогические понятия: воспитание, образование, обучение, личность, развитие и др.;

  • ознакомится с наиболее значительными современными педагогическими идеями, теориями, концепциями;

  • научится теоретически обоснованно описывать и объяснять реальные педагогические ситуации, вычленяя в них педагогические задачи;

  • овладеет алгоритмом решения педагогических задач;

  • приобретет умения самостоятельной работы с педагогической литературой;

  • ознакомится с важнейшими нормативными документами о школе и образовании;

  • в процессе практикумов овладеет первоначальными умениями профессионального анализа реальной школьной жизни, общения с детьми и учителями, а также освоит отдельные элементы организаторской деятельности;

  • приобретет первоначальные умения профессиональной рефлексии (самооценки).

^ Цель изучения раздела «Педагогические технологии» состоит в том, чтобы способствовать дальнейшему формированию профессиональной направленности личности студентов, развитию их педагогического мышления (прежде всего, его практико-действенного компонента), развитию готовности к проекционной (в том числе инновационной) деятельности, становлению системы гуманистических профессиональных ценностей.

При изучении курса студенты должны научиться:

  1. вычленять в образовательных ситуациях педагогические задачи, обосновывать различные варианты их эффективного решения на основе усвоенных алгоритмов, отбирать наиболее адекватные способы, исходя из гуманистических приоритетов;

  2. моделировать и проектировать педагогические ситуации с заданной целью (воспитывающей, развивающей, дидактической, корректирующей и др.);

  3. планировать и проектировать деятельность учителя и классного руководителя на основе профессиональной рефлексии;

  4. адаптировать освоенные технологии к реальным параметрам образовательного учреждения, к конкретным особенностям детей и собственным возможностям студента на основе целостной диагностики;

  5. отбирать и использовать приемы педагогической техники, овладеть основами педагогического мастерства.

Среди задач раздела наиболее значимыми являются следующие:

1) усвоение:

- существенных признаков понятий «педагогическая деятельность», «педагогическая технология», «педагогическая техника», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогическое проектирование», «целеполагание», «организация», «педагогический контроль», «таксономия целей»;

- структуры педагогической деятельности;

- видов педагогических ситуаций и педагогических задач;

- способов постановки целей;

- этапов проектировочной деятельности;

- видов и особенностей педагогических технологий.

2) формирование у студентов понимания сущности профессиональной деятельности как деятельности по решению системы педагогических задач различной степени сложности;

3) развитие профессионально значимых умений, навыков, способов деятельности (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных);

4) формирование готовности студентов к работе с детьми в различных условиях;

5) развитие индивидуально-личностной педагогической техники, овладение различными моделями поведения, расширение спектра коммуникативных приемов, используемых в реальном общении с воспитанниками, их родителями, коллегами;

6) стимулирование потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, в осознанном формировании элементов индивидуального стиля педагогической деятельности на основе развития рефлексии;

7) становление субъектности студента на основе развития профессионально значимых личностных качеств (гуманистическая направленность личности, ответственность, способность к выбору, толерантность, рефлексия и др.).

^ Цель изучения раздела «История педагогики и образования» заключается в формировании у будущего учителя на основе историко-философского и цивилизационного подходов культуры педагогического мышления, самостоятельности в принятии решений, т.е. научить студентов формулировать самостоятельные выводы, определять закономерности исторического развития образования.

Достижение цели предполагает решение следующих задач, отражающих возросшую роль культурологической, эвристической и прогностической функций историко-педагогического познания:

1. Формирование у студентов знаний об истории развития образования, его закономерностях как единого мирового педагогического процесса, основанного на общечеловеческих ценностях мировых цивилизаций.

2. Развитие представлений о взаимосвязи и взаимозависимости истории практики образования, воспитания и педагогической мысли на основе сочетания общечеловеческих и национальных начал, соотношения мировых достижений с национальными ценностями данной страны и региона.

3. Ознакомление с педагогическими системами, концепциями, теориями выдающихся педагогов и мыслителей как необходимое условие более цельного понимания истории мировой педагогической науки и путей развития образования.

4. Ориентация студентов на применение знаний на основе интегративного подхода из истории образования и педагогической мысли для осмысления ими современных педагогических проблем и инноваций в педагогической практике.

5. Обеспечение сочетания гносеологического, теоретического подхода к историческим явлениям и фактам в сфере образования с эмоционально-личностным отношением к ним, формирование готовности к гуманистическому, личностно-ориентированному стилю педагогической деятельности.

6. Формирование и дальнейшее развитие у студентов аналитических, оценочных и других умений, необходимых педагогу в его профессиональной деятельности: умения различать, выделять в изучаемой педагогической системе (теории) основные положения, главные педагогические категории, понятия, отличительные черты, особенности педагогических взглядов тех или иных педагогов и мыслителей определенного этапа развития педагогической науки и школы; умения синтезировать и обобщать информацию, полученную из разных источников (педагогических сочинений, этических трактатов, философско-педагогических, религиозно-педагогических и художественно-педагогических произведений); умения оценивать историко-педагогические факты, явления, события, идеи, сопоставлять и интерпретировать различные подходы представителей педагогической мысли к определениям основных педагогических положений, категорий (цель, задачи воспитания и обучения, содержание образования, методы и принципы обучения и воспитания и др.); умения оценивать значимость концептуальных подходов различных авторов в разные исторические эпохи к педагогическим проблемам образования для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

^ Цель изучения раздела «Управление образовательными системами и нормативно-правовое обеспечение образования» состоит в том, чтобы способствовать дальнейшему формированию профессиональной направленности личности студентов, развитию их педагогического мышления (прежде всего, его практико-действенного компонента), развитию готовности к проекционной (в том числе инновационной) и управленческой деятельности, становлению системы гуманистических профессиональных ценностей.

Среди задач курса наиболее значимыми являются:

- формирование у студентов понимания сущности профессиональной деятельности как деятельности по решению системы педагогических задач различной степени сложности;

- освоение студентами системы практико-ориентированных педагогических знаний на основе эмоционально-ценностного отношения к ним;

- развитие профессионально значимых умений, навыков, способов деятельности (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных);

- формирование готовности студентов к работе с детьми в учебно-воспитательных учреждениях разного типа, выработка ценностных ориентиров для экспертизы инновационных технологий;

- стимулирование потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, в осознанном формировании элементов индивидуального стиля педагогической деятельности на основе развития рефлексии;

- становление субъектности студента на основе развития профессионально значимых личностных качеств (гуманистическая направленность личности, ответственность, способность к выбору, толерантность, рефлексия и др.).

Изучение раздела подготавливает будущего педагога к решению следующих задач профессиональной деятельности:

• анализу, проектированию и разработке эффективных образовательных систем;

• анализу собственной деятельности и выбору оптимальной стратегии повышения своей квалификации;

• использованию современных технологий управления педагогическим коллективом.
^ Раздела «Введение в педагогическую деятельность»

Тема 1. Профессионально-педагогическая деятельность учителя современной школы.

Общая характеристика педагогической профессии. Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе. Особенности цели, объекта, приемов педагогической деятельности.

Профессионализм в работе учителя.

Ценностные ориентации, этические установки педагога.

Система предметно-методических и психолого-педагогических знаний.

Профессиональные умения современного учителя, его мастерство и педагогическая позиция.

Современные социально-педагогические проблемы учительского труда.

Приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

^ Основные понятия: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессия, профессионализм учителя, компетентность, профессиограмма, профессионально-значимые ценностные ориентации, знания, умения и навыки, гуманистическая направленность педагогической профессии.

^ Тема 2. Профессионально-личностные качества современного учителя.

Учитель, его личность в современном учебно-воспитательном процессе.

Учитель как субъект педагогической деятельности.

Общая и профессиональная культура педагога.

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога.

Педагогические способности и их значение в становлении учителя.

Стили педагогической деятельности.

Роль самовоспитания в формировании личности учителя.

Роль самооценки в деятельности учителя.

^ Основные понятия: учитель, личность учителя, профессионально-педагогическая культура учителя, качества и способности учителя, индивидуальный стиль педагогической деятельности, самооценка, самовоспитание, эмпатия, толерантность, рефлексия.

^ Тема 3. Особенности учебно-познавательной деятельности и подготовки студента педагогического вуза.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Особенности образовательного процесса в педагогическом вузе. Профессионально-педагогическая подготовка студента в педвузе. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе.

Организационные формы обучения в педагогическом университете: лекция, семинар, ЛПЗ, практикум, практика, самостоятельная работа, внеаудиторная работа, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студента, консультация, коллоквиум, зачет, экзамен, курсовая, дипломная работа, государственная аттестация. Современные средства оценивания результатов обучения: портфолио, модульно-рейтинговая система. Основные общеучебные умения и навыки студента педвуза. Студент педвуза как исследователь. Работа с электронными образовательными ресурсами (работа с информацией в глобальных компьютерных сетях, в среде электронного обучения Moodle).

^ Основные понятия: профессиональное становление, профессиональное развитие, учебно-познавательная деятельность, профессионально-педагогическая подготовка студентов в педвузе, организационные формы обучения, адаптация студента в условиях профессионального обучения в вузе.

^ Тема 4. Техника личной работы студента педвуза.

Понятие культуры учебного труда.

Техника и культура личного труда студента педагогического вуза.

Приемы работы с педагогической литературой, их характеристика.

Приемы конспектирования педагогической литературы. Основные виды конспектов, приемы конспектирования.

Виды планов педагогических статей.

Аннотация статьи, книги.

Приемы рецензирования педагогических статей. Требования, предъявляемые к рецензиям.

Основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

Приемы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях, в среде электронного обучения Moodle.

^ Основные понятия темы: конспект, рецензия, реферат, аннотация, простой и сложный план, тезирование, работа с информацией в глобальных сетях, работа в среде электронного обучения Moodle.
^ Раздел «Общая педагогика»

Тема 1. Педагогика как наука. Ее объект и категориальный аппарат

Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой.

Предмет педагогики. Основные ее категории: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Система педагогических наук. Социальная педагогика. Коррекционная педагогика. Отрасли педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.

Соотношение педагогической науки и педагогической практики. Инновационные процессы в педагогике. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Источники педагогического знания. Методы и логика научно-педагогических исследований.

Многообразие научно-педагогических школ. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.

Проблемы интеграции отечественной педагогики в мировой педагогический процесс.

^ Основные понятия: педагогика, воспитание, образование, обучение; структура педагогики, ее функции; межпредметные связи педагогики; инновации в педагогике; методология педагогики, методологическая культура педагога; методы и логика педагогического исследования.

^ Тема 2. Ребенок как объект и субъект педагогического процесса. Развитие личности и воспитание.

Общее понятие о педагогической антропологии и ее роли в повышении эффективности педагогического процесса. Особенности процесса формирования человеческой личности.

Периодизация возрастного развития ребенка, особенности развития детей разных возрастных групп: здоровье, интеллект, мораль.

Формирование личности школьников разных возрастов: отношение к школе и учению; отношение к будущему; особенности самопознания; общение со взрослыми и сверстниками; психология половых различий; социальное познание; профессиональные намерения; ценностные ориентации

Человек, личность, индивид.

Понятие об индивидуальном развитии личности и его движущих силах.

Внутренние и внешние факторы развития ребенка: наследственность, среда и воспитание как целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Целостность личности, ее активность.

Взаимодействие биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии детей. Педагогическая коррекция. Трудные дети. Одаренные дети.

^ Основные понятия: антропология, человек, индивид, личность, индивидуальное развитие личности, формирование личности, возрастные особенности развития, периодизация возрастного развития; объект и субъект воспитания, педагогическая коррекция; самовоспитание, деятельность, общение, активность личности; наследственность, среда, воспитание.

^ Тема 3. Процесс обучения, его сущность, функции, виды.

Развитие представлений о дидактике как науке. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Функции, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Анализ современных дидактических концепций.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

Личность школьника и учение. Мотивы учения. Общение в процессе обучения. Процесс обучения и самообразование.

Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее. Компьютеризация обучения.

^ Основные понятия: дидактика, процесс обучения, движущие силы процесса обучения, функции обучения, закономерности обучения, принципы обучения, основные компоненты процесса обучения, процесс усвоения, виды обучения, компьютеризация обучения.

^ Тема 4. Содержание образования

Культура и образование. Общее понятие о содержании образования как фундаменте базовой культуры личности. Системный подход к отбору содержанию образования. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандартизация образования. Образовательный стандарт как общественный договор. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе.

Основная образовательная программа. Учебные программы. Учебники, их вариативность. Творческий подход учителя к их использованию в образовательном процессе.

^ Основные понятия: образование, содержание образования, базовая культура личности; знания, умения, навыки; общее образование, профессиональное образование, государственный образовательный стандарт, базисный учебный план; федеральный, региональный компоненты содержания образования; учебная программа, учебник; дополнительное образование.

^ Тема 5. Методы обучения. Формирование мотивов учения и активизации познавательной деятельности школьников.

Понятие методов, приемов, правил обучения, принципы их классификации. Взаимосвязь дидактических и предметно-методических подходов к анализу методов обучения.

Типология методов обучения.

Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.

Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, направленности ведущей деятельности, уровня развития познавательных процессов учащихся.

Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся, учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др.

Проектно-исследовательские методы обучения.

Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения. Система и функции средств обучения в современной школе.

^ Основные понятия: метод обучения, приемы обучения, средства обучения, классификация методов обучения; типологии методов обучения: а) по источнику получения знаний учащимися; б) по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.; оптимизация выбора учителем методов и средств обучения.

^ Тема 6. Модель как виды и формы организации обучения. Современные модели организации обучения.

Понятие форм организации обучения, их многообразие и динамика. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание.

Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.

Современный урок. Типы, структура урока, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе.

Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и др.

Связь урока с внеурочными формами организации учебной работы. Формы дополнительного образования в школе.

Технология подготовки учителя к уроку.

Интерактивные образовательные технологии: информационные и коммуникационные, диалоговые, проектно-исследовательские, игровые и др.

^ Основные понятия: формы организации обучения, урок, типы уроков; внеурочная работа в школе и вне ее; индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения; учет и контроль за учебной работой учащихся; оценка знаний, умений, навыков; интерактивные образовательные технологии.

^ Тема 7 Индивидуально-дифференцированный подход к обучению

Возрастные и индивидуальные особенности детей и их влияние на характер и результаты учебной деятельности.

Педагогическая диагностика – основа личностно-ориентированного подхода к обучению.

Диагностика учебных возможностей школьников. Анализ причин слабой успеваемости.

Трудные дети. Одаренные ученики.

Различные виды дифференциации в обучении.

Коррекционная работа в современной школе.

Формы и методы работы с одаренными детьми.

Различные подходы к индивидуализации обучения.

Возможности различных форм организации обучения при индивидуально-дифференцированном подходе в образовательном процессе.

Профильное обучение в современной отечественной школе, его возможности в реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности школьников. Индивидуализация оценки результатов учебной работы учащихся. Текущий, тематический, периодический и итоговый учет, проверка и оценка знаний. Создание ситуации успеха в обучении. Мониторинг качества обучения.

Стимулирование учебно-познавательной деятельности способных учащихся.

^ Основные понятия: индивидуальные особенности школьников; психологическая служба, педагогическая диагностика; гуманизация обучения, педагогическая коррекция, индивидуализация обучения, педагогический контроль, педагогическая оценка, ситуация успеха, мониторинг.

^ Тема 8. Типология и многообразие образовательных учреждений. Дополнительное образование.

Типология образовательных учреждений. Лицеи, гимназии. Инновационные образовательные процессы. Профилизация обучения на старшей ступени обучения. Приоритетный национальный проект «Образование». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Дополнительное образование.

Учреждения дополнительного образования.

Образовательное воздействие на учащихся средств массовой информации.

Развитие мотивов учения, интересов, склонностей и способностей каждого ученика в процессе дополнительного образования.

^ Основные понятия: лицей, гимназия, авторские школы, профильное обучение; инновации в образовании; дополнительное образование, учреждения дополнительного образования; самообразование: мотивы, стимулы, технология.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   53

Похожие:

Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconУтверждено решением Ученого совета ниу мэи протокол №08/12 от 23. 10. 2012 г
Втэк об инвалидности (копия), ксерокопия паспорта студента (личная информация и прописка)
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconУтверждено решением Ученого совета ниу мэи протокол №08/12 от 23. 10. 2012 г
Втэк об инвалидности (копия), ксерокопия паспорта студента (личная информация и прописка)
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconНа заседании Ученого совета
Нирс и уирс, расчетно-графические задания и лабораторные работы (в дальнейшем именуемые «текстовые документы»)
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconУтверждено
Ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский...
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconМетодика ускоренного изучения иностранных языков тюмень 1990
Рецензенты: М, X. Гаврилов, Ш. М. Кац. Одобрено на заседании ученого совета нпо запсибнефтегаз
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconО назначении повышенных государственных академических и социальных стипендий
За особые успехи в учебной, научной деятельности и за активное участие в общественной жизни университета назначить повышенную государственную...
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconУчебно-методический комплекс дисциплины Кафедра теории, истории государства...
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г. Квалификация выпускника –...
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconИстория украины
Утверждено на заседании кафедры культурологии и экономической теории Харьковского национального медицинского университета, протокол...
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconСоциология молодежи
Печатается по постановлению Ученого совета факультета социологии С. Петербургского государственного университета
Утверждено на заседании Ученого Совета университета iconСможет ли профессор Ж. Назаралиев победить наркоманию и алкоголизм в России
Надо создавать новую наркологическую школу! Данное решение было принято после того, как 7 июня 2011г на совместном заседании Научного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница