Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия


Скачать 86.74 Kb.
НазваниеИспользуя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия
Дата публикации07.03.2013
Размер86.74 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
Олимпиадные задания по истории России 10-11 классы

  1. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия.

А) Накопления, дисциплина, развитие, изучающая, общество, знаний, человеческого, по, история, историческая, и. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Географические, изучающий, происхождение, их, названия, и, ономастики, раздел. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Уходящий, заработки, на, деревни, крестьянин, работы, сезонные, из, на. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Система, других, в, цены, обязательной, крестьяне, заключалась, государство, по, сельскохозяйственных, твёрдым, всех, излишки, продукты, заготовок, хлеба, и, сдача, продукты. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Максимальный балл – 8. По 1 баллу за правильное определение и 1 балл за правильно названное понятие.

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

А) Самодержавие, православие, народность _____________________________________________

Б) П.П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И.М. Заруцкий ________________________________________

В) Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр ________________________________________

Г) А.И. Гучков, М.В. Родзянко, А.Е. Бадаев, А.И. Коновалов, В.М. Пуришкевич, В.А. Маклаков ________________________________________________________________________________

Д) М.М. Щербатов, В.Н. Татищев, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, П.Н. Милюков, В.Л. Янин ________________________________________________________________________________

Е) М.Б. Барклай-де-Толли, Д.А. Милютин, С.Б. Иванов, А.И. Гучков. ________________________________________________________________________________

^ По 1баллу за каждый правильный ответ и по 1 баллу за правильное объяснение. Максимальный балл -12

  1. Какое понятие является лишним в ряду? Кратко объясните свой ответ.

А) Л.Доватор, П. Рыбалко, П. Ротмистров, Н. Герман _________________________________________________________________________________

Б) Штабс-капитан, штабс-ротмистр, обер-шенк, подъесаул _________________________________________________________________________________

В) Л. Дегтярев, А. Сударев, Г. Шпагин, М. Кошкин _________________________________________________________________________________

Г) Тысяцкий, посадник, кончанский староста, фендрик _________________________________________________________________________________

^ По 1 баллу за единицу ответа и по 1 баллу за правильное объяснение. Максимальный балл – 8


  1. Установите соответствие между государственными деятелями и их должностями.

Государственные деятели:

1) П.Н. Дурново;

2) Великий князь Сергей Александрович;

3) А.И. Гучков;

4)М.В. Родзянко;

5) С.Д. Сазонов.

Должности:

  1. министр иностранных дел;

  2. военный министр;

  3. председатель Совета министров;

  4. председатель Государственной думы;

  5. министр внутренних дел;

  6. московский генерал – губернатор.

1

2

3

4

5
















^ По 1 баллу за каждое правильное соответствие. Максимальное количество баллов – 5.

5. Какие исторические события описаны ниже? Назовите исторических деятелей, с которыми эти события связаны.

А) «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разночтений: в одной книге об Иисусе Христе говорится – «рождена, несотворенна», а в другой – «рождена, а не сотворенна». Одни принимали этот аз, а другие отметали его… Типографический станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего – либо одного – и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него».

Б) Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало достойных”.

Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в третий раз».

В) «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор ... для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем...

Казалось, что все желали одного: как сироты, найти скорее отца — и знали, в ком его искать».

По 1баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 3.

^ 6. Кем и по какому поводу было сказано:

а) «При мне все будет, как при бабушке»;

б) «Россия не сердится, Россия сосредотачивается»;

в) «За все Балканы я не пожертвую жизнью ни одного русского солдата».

По 1 баллу за каждую правильно названную личность и по 1 баллу за правильно названный повод. Максимальный балл – 6.

^ 7. Расположите термины в хронологической последовательности, по мере их возникновения, исключив тот, что выпадает из представленного логического ряда.

1. Полюдье.

2. Соха (посошное обложение).

3. Стрелецкие деньги.

4. Тамга.

5. Гривна.

6. Подушная подать.

7. Кормление (корма).

1 балл за правильно расположенные термины, еще 1 балл за правильное исключение. Максимальный балл – 2

^ 8. Угадайте, о ком идет речь.

А. Прочтите отрывок из летописи и назовите имя князя, о котором идёт речь.

«…Заложил ….. город великий, у того же города – Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещенья, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри умножаться.

Любил……. книги, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным…. Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, этот же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное».

_________________________________________________________________________

^ Б. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите, о каком императоре идет речь.

«… Фактически то, что он совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX века. Его реформы создали строго централизованную систему управления, изменили армию и военное управление, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи”.

____________________________________________________________________________

В. Прочтите отрывок из труда современного историка и напишите, о ком идёт речь.

«Тесное знакомство с революционным движением на Западе, а также с новейшей социалистической литературой, в том числе марксистской, окончательно утвердило… в его революционно-социалистическом выборе… Как он писал в своей «Биографии-исповеди», в начале 70-х годов «ясно сознавал» неготовность к социалистическому перевороту ни народа, ни интеллигенции. Поэтому он считал «необходимым подготовление социальной революции в России путем развития научной социалистической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе».

_________________________________________________________________________________

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 3

^ 9. Историк должен правильно писать исторические понятия и термины. Впишите букву (буквы) вместо пропусков и дайте определение термина.

А)Р__кр__т__ина.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)__при__ни__а.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В)М__н__ф__кт__ра.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г)__кс__ропр__ация.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Д)К__а__иц__я.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за грамотное написание, по 2 балла за максимально точное определение термина. Сумма – 15 баллов.

^ 10. Перед вами отрывки из документов. Вам надо решить, к какому виду документов относится тот или иной документ. Соотнесите содержание документа с его видом.

А. «В лето 6635. По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде... В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам 2 ночи и 4 дня. Того же лета ... на осень побил мороз всю рожь, и был голод всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

_______________________________________________

Б. «…Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии…И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа… сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую».

_________________________________________________

В. «Я, грешный Стефан из Великого Новгорода, с восемью спутниками своими пришел в Царьград поклониться святым местам и приложиться к мощам святых … Пришли мы в город и пошли к святой Софии. Тут стоит столп, изумительный своей толщиной, и высотой, и красотою, издалека с моря видно его…. И множество других столпов в городе стоит из камня мрамора, много на них, от самого верха и до низа, надписей и украшений, искусно вырезанных».

_____________________________________________________

Г. «Я, князь Александр, и сын мой Дмитрий с посадником Михаилом и тысяцким Жирославом и всеми новгородцами заключаем мир с послом немецким Шивордом,и с любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»

__________________________________________________________

Д. «От Бориса к Настасии. Как придет эта грамота, тот час пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

____________________________________________________

Е. «Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землею, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и борти, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию вовеки».

___________________________________________________________

Ж. «Милосердный государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси! Пожалуй нас, холопей своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и розрения и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государех…»

________________________________________________________________

З. «В Москве, там где Большая и Малая Никитские улицы клинообразно сходятся перед входом в церковь Вознесени, стоял наш дом – массивное двухэтажное кубическое здание светло-розового цвета, с садом и обширным двором, окруженным множеством служебных построек. Я родилась в воскресенье, в полдень, как раз когда колокола нашей старой колокольни вместе с колоколами всех сорока сороков московских церквей звонили, извещая об окончании обедни…»

___________________________________________________________________

^ Виды документов: челобитная, мемуары, договорная грамота, хождение, житие, летопись, письмо, жалованная грамота.

По 1 баллу за каждое верно установленное соответствие. Всего – 8 баллов.

^ 11. Понять содержание архивных документов бывает непросто, так встречающиеся в них слова и выражения давно вышли из употребления.

А. В новгородских летописях, а также в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина упоминается почка в качестве меры веса. Что взвешивали в почках? (1 балл)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Что измеряли в резанах, ногатах, гривнах, кунах, веверицах? Расположите их в порядке возрастания. (2 балла)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сумма – 3 балла.

^ 12. Историческим источником также являются и литературные произведения: нередко элементы эпохи – неотъемлемая часть художественного текста.

Попробуйте объяснить выделенные слова в предложенных текстах.

А. Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Б. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. «Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая!» (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 78 баллов.



Похожие:

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconОтветы к олимпиадным заданиям
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconУпр. 22. Прочитайте следующие предложения и назовите слова/словосочетания,...

Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconСлова, словосочетания, предложения, чистоговорки, стихи, тексты
Задание Чётко произносить слова со звукосочетаниями [тр] и др. (с ударением на слоге)
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconДайте определение понятию общественные отношения. Составьте 2 предложения,...
Раскройте на 3 примерах последствия удовлетворения мнимой и подлинной потребности
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconБольшой общественной опасности 16%. В 1989 г эти показатели были,...
В 1989 г эти показатели были, соответственно, равны 14%, 76% и 10%. Составьте статистическую таблицу по приведенным данным. Укажите...
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconТемы Основные понятия Определения понятий 2 предложения с информацией о понятиях I общество
Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т к эта деятельность создает особый...
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconФразеологизм основная единица фразеологической системы. Его признаки,...
Фразеологизм – основная единица фразеологической системы. Его признаки, отличия от слова и свободного словосочетания
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconМарксистские концепции классовой структуры
Множество рассуждений, касающихся определения класса, встречается в разбросанном виде не только в других частях «Капитала», но и...
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconЯзыковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения;...
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы, в структуре слова, словосочетания, предложения; это нарушение какой-либо...
Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия iconЧто такое история?
Назовите не менее трех вспомогательных исторических наук и дайте и им определение
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница