1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография


Название1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография
страница1/19
Дата публикации22.03.2013
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
1. Предмет и задачи курса И.К., периодизация, источники, историография.

Термин «история», заимствованный из греч. Яз., в переводе на русский означает исследова-ние, повествование, сообщение о том, что исслед., выяснено. Содержание этого понятия менялось и обогащалось с каждой новой эпохой, вслед-ствие накопления историч. материа-лов, изменения взглядов на развитие общества. История – наука, кот.всесторонне изучет прошлое человечества с целью познания закономерностей его развития и форм. выводов на основе полученных данных.История — одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основополож. древнегреч.историк Геродот (V в. до н.э.).Предметом истории явл. явления человеческой жизни.Главной задачей истор. науки явл. изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. Как отмечал римский полит.дея-тель Марк Туллий Цице-рон (Iв. до н.э.), 1 задача истории – воздержи-ваться от лжи, 2я - не утаивать правды, 3-я - не давать никакого повода заподоз-рить себя в пристрастии или предвзятой враждебности.Периодизация бывает исторической, археологической, антропо-логической. Историч.периодиз.можно рассм.на примере представлен.коллективом авторов под ред.Козыбаева «Ист. Каз-на с древнейш.вре-мен до наш дн):1)Каз.в древности (2,5млн.-Vв.н.э.)2) Каз. в средневековье (VI-XVII) 3)Каз.в сост. Рос.имп. (XVIII-1917г.) – «новое время» 4) Каз.в усл.тотали-тарной системы 1917-1991гг, с 1991г. – независ. и суверен. Каз. – «новейшее время». Археолог.периодиз. в основе ежит материал, из кот. изготав.орудия труда – камень, бронза, железо. 1)Камен.век: палеолит (древне-кам. век, 2,5млн.-12(10) тыс.л.до н.э., делится на: ранний(нижний) - Олдувей (2,5млн-700тыс.л.до н.э.) и Шелль-Ашель (700-140 тыс.л.до н.э.), средний – Мустье (140-40тыс.л. до н.э.) и поздний(верхний) – Ориньяк,Мадлен,Солютре (40-12тыс.л. до н.э.); мезолит (среднекам. век., 12-5 тыс.л. до н.э.), неолит (новокамен.век, 5-3тыс.л.до н.э.), энеолит (медно-кам.век 3-2 тыс.л.до н.э.); 2)Бронз.век на тер.Каз.II-I тыс.л.до н.э.;3 периода: ран.(XVIII-XVIв.до н.э. Федоровский);ср. (XV-XII Алакульский);позд.(XVII-Vн.э. Замараевский).В Ц.К. названия; Нуринский эта, Атасуйский, Бегазы-Дандыбаевский. Антрополог.периодизация – этапы форм-я человека. Антопология – наука о происхожд.чел. Этапы: чел. умелый – Олдувэйск.ущелье, чел.вы-прямлен.(питекантроп – о.Ява, синантроп- Китай.пещера Чжоу Коу Дянь), чел.разумный – (неандерталец – Герм., кроманьонец – Кро-Маньон Франция).Методы:1)Сравнит-истори-ческий (сравнен.ист.событий) 2) Ретроспективный (от прошлого к настоящ., от следствия к причине, реконструкция) 3) Структур-системн.(рассм. общество как целостн.систему свя-зей) 4)Статистич-матем. 5)Периодизация (выясление качественных изменений историч.процесса). Историогра́фия —совокуп. исследований в области истории, посвящён. опр. теме или истор. эпохе. Источники:Письмен, веществен (раскопки), геральдич, нумизма-тич., фольклор, изобразит, фонич., графич, худож. Письм. источники: книги,летописи, указы, надписи на надгроб. камнях, династийные хроники, литер. и научные произведения. В трудах древнегр. историка Геродота и географа Страбона, историка Протектора, римско-го историка Аммиака Марцелпина, византийского историка Полиона мы встречаем сведе-ния о сакских и тюркских племенах, обитавших в степях Каз-на в глубокой древности. Много инф.о др. Каз. содержится в Китайс. династийных хрониках. Китайские историки с интересом следили за событиями в Каз-их степях, и скурпулезно записывали их. След. группу составляют ирано-язычные источники. В своде книг зороастрийской религии древних иранцев – Авесте, высеченной на Бехистунской скале, встречаются отдельные эпизоды из жизни каз-их племен первого тыс. до н.э. Богатым и ярким письм. Ист. по истории кипчако-кимакских племен является русские летописи. Важнейшую группу источников составляют древне-тюркские. В памятниках, напис. на орхоно-енисейском алфавите, посвященным легендарным личностям древних тюрок – Кюль Тегин, Билге Каган, Тонью Кок – освещаются фрагменты из истории правителей раннего средневековья. Вещественные источники: всевозможные предметы или объекты, сделанные человеком. Это жилища и др. сооружений древних людей, предметы мебели, посуда, утварь, оружие, орудия труда, украшения и т.д.

^ 3. Бронзовый век на территории Казахстана.

На рубеже первой-второй четв.II тыс. дон.э. в евразийских степях была изобр. бронза. Археолог.памятники пл. К-на эпохи бронзы отн. к андрон. культуре. Андроновской куль-тура, названа так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распростр. Охват.обширное простр-во Ю. Сибири, К-н, при-легающие р-ны Урала, Ср. Азию до Ю. Тадж-на, Афганистана, Сев. Пакистана. Андрон. Кул-ра делится на три периода: ранняя бронза (Федоровский этап) - 18 - 16 вв. до н.э., средняя (Алакульский)- 15 - 12 вв. до н.э., поздняя (Замараевский) - 12 - начало 8 вв. до н.э.В Ц.К-не ранний этап - нуринский, назв. по находкам в долине реки Нура, средний – ата-суйкий, назв. по группе могильников в долине реки Атасу, поздний - бегазы-дандыб. по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в сев. Прибалхашье. В ран. бронзу появился Аркаим-один из 1 прообразов города, на границе Челяб-ой и Куст-ой обл. На осн. культуры племен бронз.века происходило формир. кульры ранних кочевников. Осн. занятием людей было пастушеское скот-во и мотыжное земледелие. В скот-ве постепенно изменялся состав стада, увелич. доля животных, приспособ.к коч. образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распр-ие отгонное скот-во, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооруж. из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок–предшест-ки юрт. Появ. и войлочные кибитки, присп-ые для кочевья, устан-ые на четырехколесных телегах. Но в большинстве адр-цы жили оседло, Жилища - полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (н-р, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, а по верху – деревян.частокол Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия.Метод огнев.проходки и кайлование, ковка, чеканка, литье, тиснение. Объемы выплавленного металла были огромн. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад (оруд.труда – серпы, топоры и оружие – кинжалы,копья, наконечни-ки. Центрами мет-ии были Центр. и Вост. К-н. Первобытнообщинные отношен.посте-пенно разлагались, усиливалась имущ-ая дифференциация.Мат.род сменил отцовский. По своему антропо-лог. складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицы, с откр. глазами, развитым надпереносьем, резко выступ.носом. В языковом отн. они относились к индоиранской группе. Верования. Зороастризм, анимизм(культ предков, вера в загроб. жизнь,в духов; в могилу клали скарб),тотемизм(вера сверхъес.связь с жив. или раст.), фетишизм (неодуш.предмет надел.сверх.силой и явл.объектом поклон.). Петроглифы: тур, пахота с домаш.быком, верблюд-бактриан, бог солнца Митра, колесницы (ур-ще Тамгалы).

Андроновцы жили род.общинами, сост. из нес-их б-их патриархальных семей. Нес-ко родственных общин составляли племя. Свящ. книга "Авеста" называет племена Ариев, туров, хона, дана, сайрами, сана, даха, населявшие в начале I в. до н.э. степные просторы Казахстана и Средней Азии.

В Ц. К-не комплексная землед.-скот-ая андрон. культра ХП-Х вв. до н.э. сменяется кочевой бегазы-дандыб. куль-ой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличит.черта этой к-ры - монументальные погребальные сооружения, им. сложную планировку.

Хоронили умерших в каменных ящиках, образ.из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над кот.насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота.В З. К-не иссл. могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном - могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и памятники Карабие, Айшарак, Карасай-атасуского. В В. К-не исследованы могильники Канай, Сарыколь, Койтас. В Сев. К-не к федоровскому этапу отн. могильники Боровое, Обалы, Биирек-Коль, а алакульскому - могильник и поселение Алексеевское, могильники Ефимовка, Петропавловский. Южный Казахстан и Семиречье беднее памятниками андроновской культуры. Здесь исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

^ 5. Государство усуней и канглов.

Уйсуни.3в.до н.э.-4 в.н.э– одно из 1 раннеклассов.объединений на тер. Каз-на. Этимология термина «уйсунь» не выяв. Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в III веке до н.э. под натиском племен юечжи вынужд. откочевать в Монг-ю, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами,– в Семи-е(унаслед. земли сак-тиграхауда)и Джунг-ю.Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до н.э. собствен. гос-во, осн. территор. усуней располагалась в Илий-ской долине, а западнаяпо р Чу и Талас, где усуни граничили с канглами. На востоке общ. граница с гуннами, а на юге с Ферганой. Столицей усуней – Чигучен (город красной долины) –на берегу оз. Иссык-Куль. Перв. упоминания об уйсунях в Кит.источ. II в. до н.э. «владения уйсуней насчит. 630 тыс чел и она могут выставить 488 тыс воинов». У уйсуней складываются патриархально-феод. отнош. и перв.формы государ-сти. Об-во классов.Тамги. Полит. строй. Во гл.гос-ва -правитель, носивший титул «Гунь-мо» (великий бек), престол по наследству. Ему подчин. родоначальники и мелкие племен-ные вожди (беками). Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнит. власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением зако-нов и т.д. Государство усуней было зависимо от хуннов, но уже в середине ІІ в до н.э. они фактически отделились от империи хунну и начали сближаться с Китаем. 2 в.до н.э. – неза-вис. от Кит. Кит+уйсуни против хунну. Между 64-51гг. до н.э. усил. недовольство народа вмешательством импер.Хань в престолонасление. Тер.уйсуней были разделен.на 2части: велик. и малый гуньмо, история уйсуней полне междуусоб. м/у ними. С 5в.н.э. имя уйсуней не встреч.в источниках. Хозяйство Скотоводство в жизни усуней сыграло определяющую роль. Но оно сочет. с земледелием.Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблю-дов, богатые усуни содержали до 500 голов лошадей. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, умели плавитьжелезо(ножи, мечи, наконеч. стрел). Археологами изуч.больш.кол-во памятников,особ.внимания заслуж. могильники на право-береж.р.Или (Капчагай, Утеген, Кзылауз, Калкан), в иссыккульск.долине (Чильпек).Яркий памят. ювелир. искус. усуней — Каргалинская диадема(Каргалинск. ущ-е,ряд.с Алматы). Диаде-ма сост. из зол. пластинки длин. 35 см и шир. 4,7 см, которая украш. изображен. зве-рей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена драг.камнями. Датировка I в до н. э.-II в. н. э. Главной темой диадем было изображ. модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности.

Канглы. Территор..: северо-западнее от уйсуней, бассейны р. Таласа и Сырдарьи, до хреб-та Каратау.Впервые канглы упоминаются в кит. источниках во III веке до н.э. В русск. источниках известны как печенеги. Источники очень скудно освещают историю кангюев.Этнич. принадлеж: иранояз. или тюркоязыч. Усуни и канглы не остав. после себя письмен. источников. Их культура и быт изуч. только на основан. археол. памятников и письм.китай-ских источников.Столица: Битянь. Гос-вом упр- царь, титул «би» и «ябгу», был заместит. царя и 3 советника. Культура схожа с уйсунами. Населен. заним. ремеслами, торговлей, скотовод., землед. Канглы плав. железо, из кости изготав. накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Украшения: –камен., метал., стеклян. бусы, серьги и подвески со вставками из цветных камней. Хоз-во: земледе-лие+осед.скотоводство. Обработка почвы производилась камеными мотыгами. Использ. и костяные земле-киеорудия.Канглы связаны полит, эконом, культур. с Китаем, Римом, Ку-манской Империей. Старались сохр. влияние над куском ВШП, проходившим из Ферганы в Приаралье по Сырдарье. Памятники эп. кангюев – поселения Актобе в Отрарском оазисе неподалеку от Чардары остатки 2-х десятков городищ в виде бугров-тобе, сам. круп. из них – Кок-Мардан. Монументал.кирпич. постройки, сложные по архитектуре, дворцов.комп-лексы, настен. росписи свидет. о высок. уровне развития культуры у кангюев.

^ 7. Др. культура на тер-ии Каз-на (племен эпохи бронзы, саков, канглов, хуннов.)

Бронза=медь+олово. Распр-е от Урала до Енисея. Адрон. куль-ра 3периода:ран.(XVIII-XVIв.до н.э. Федоровский);ср. (XV-XII Алакульский);позд.(XVII-Vн.э. Замараевский).В Ц.К. названия: Нуринский этап,Атасуйский,Бегазы-Дандыбаевский.Оруд.труда: камен. мо-тыги,зернотерки, ступы,бронзовые ножи,топоры,метал.наконеч.копий и стрел.Калойвание, метод огнев.проходки. Ковка, литье,чеканка,тиснение. Обр-ка кости.Поселения по бер.рек, озёр- хоз. интересы(скот, почва). Поселения:10-20 жилищ – полу-землянок S до 300м2,ок-ружены общим оборонит.рвом и валом. При стр-ве исп.дерево;камень. Ряд.с поселен. рас-полаг.родовые кладбища.Погреб.камеры:ящик из камен.плит,вокруг ограда из поставлен.ребром и вкопан.камен.плит. Назыв.«домами мыка».В горн.ущ-ях Тамгалытас, Теректыаулие и др. петроглифы:колесницы, герои с луками,«солнцегол. сущ-ва»,дикий бык тур, пахота с домаш. быком, верблюд-бактриан, Митра,колесницы.Язык–индоир.Зороастризм, анимизм(культ предков, вера в загроб. жизнь,в духов; в могилу клали скарб),тотем.(вера в сверх.связь с жив.или раст.),фетиш.(неодуш.предмет надел.сверх.силой и яв.объек. покл.).

Саки.Наиб.ран.сведения о кочевниках I тыс.до н.э в переднеазиат.источ. В клинописных текстах из Бехистуна, Накши Рустема и Персеполя есть назв-я нескольких сакских этнич. групп: тиграхауда – нос-е острокон. шапки, хаомоварга — изготов. напиток хаому, пара-драйя - заморские, даха (дай).исседоны – Ц.К., савроматы (легенды о амазонках) – З.К.

Скифо-саки жили в войлоч. повозках на колёсах - кибитках. Из раскопок: некотор. группы саков были земле-ми и жили оседло. Одежда(по антич. источникам и изображ.):саки в выс.голов.уборах, в облег. кафтанах до колен,опоясан. ремнём,в бескаблуч.обуви,к ремню спра-ва -кинжал, слева -лук. Курган Иссык представ.возможность реконстр.парад.одежду, голов.убор,обувь и располож.предметов укр-я у знатного сака.Погребаль-ныйобряд отлич-ся от обрядов предшест. времен. Гл. формой захор-я были курган.могиль-ники и захор-я в грунтовых ямах в вытянут. положении.Верования: культ предков, огня, коня и солнца. Гл. божество: солн-це. В петроглифах встреч-ся солнцеголов. сущ-ва. Геродот рассказ.о жертвоприн. богам,они соверш. рядом с кург. «Курганы с усами»Тасмолинской культуры (исседоны) -2 ряда камен.гряд направлялись дугообразно на восток и заверш. жертвен-никами.Искусство:зверин.стиль. Его основа: живот.(изоб-я архара, тигра, дик. кабана, верблюда, степ. орла,реже: волка,зайца) и растит.мотивы. Истоки популярности этого стиля леж. в религ. и магич. представлениях. Особенностью звер. стиля изображен. зверей в движ-и и борьбе.Письм-сть: рунич.;сереб.чаша (кург.Иссык)надпись, кот.ещё не расшифр.

Гунны,уйсуни,канглы (г.у.к).Культура г.у.к. – продолж. и развитие кул-ры сак.племен. К вр. обр-я г.у.к государствповсеместное распр-е изделий из железа, широк. разв-е обработки дерева, зарожд. ремесла.Гунны - навыки военн. дела,стенобит. технику (помогала сокруш. вооружен.противников, брать укреплен. города). Осн.типы жилищ ран. кочевников:юрта и большая повозка, запряж. быками и верблюдами. Внутри она застил.коврами и кошмами. Шерстян. ткани местного пр-ва, шелкиз Китай в обмен на скот. Г.у.к. скорее кочев. наро-ды, но были оседло-землед. оазисы (зимовки) н-р: поселение Чигу у усуней, городища Ак-тобе, Кокмар-дан и др. у кангюев. Родовые кладбища ран.кочев. распол. по бер. рек. Они на местах кочевий и сост.из небольш курганов.Наиб. выдающ. памят-ники гунн. зодчества - мавзолеи «дын»: Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Осн.тип надмог.сооруж.усуней – насып.курганы. В район.обит.кангюев ок. поселений могильники. Мужчин хорон.с ору-жием, в женск.захор.украшен.На терр.рассел.канг.и усуней разв. гончарное дело.Сначала звер.стиль,но в III-II до н.э. приходит полихр.стиль.Симв-лы духа предков - статуэтки муж. и женщин из кург.Сыр-и, Ц.К.Они показ.идеол.представлен.,одухотвор.ими прир-ды, сущ-е культа предк.Памят. юв. иск-ва усуней – Каргалин. диад.Iв. до н.э.-II в.н.э.(Каргалин. ущ-е,ряд.с Алматы). Диад.сост. из зол. пластинки длин.35см и шир.4,7 см, кот. укр. изображен. зверей, птиц и людей в окр-и слож.о растит. орнамента. Диад. украш.драг. камнями. Гл. тема диад.-изоб. модели Вселен.: живот. симв. жизнь на земле, птицы - небо, крыл. кони -солнце. Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconЭкзаменационные вопросы по истории Казахстана
Предмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники, историография
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconУтверждаю директор Высшей школы экономики, бизнеса и социальных наук Сабыров А. С
Основное содержание и задачи курса Истории Казахстана. Источники, историография и периодизация
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconПрограмма лекционного курса введение
Хронологические рамки и периодизация новейшей истории стран Европы и Америки. Структура и задачи лекционного курса. Документальное...
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «история отечества»
История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения истории, историография
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconВопросы к учебному занятию: Предмет и методология науки игпзс
Лекция № Предмет, периодизация и историография истории государства и права зарубежных стран (игпзс)
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconПредмет и задачи курса истории Казахстана, периодизация, источники
История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется...
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconЭкзаменационные вопросы по истории средних веков (ч. 1) для студентов...
Возникновение термина «средние века». Хронологические рамки и периодизация средневековья. Источники
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconПрограмма курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции
Тема Теория и методология истории: предмет и задачи курса. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия...
1. Предмет и задачи курса И. К., периодизация, источники, историография iconМетодический семинар. Предмет, методы, источники, историография истории
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница