Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века


Скачать 309.22 Kb.
НазваниеАрхитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века
страница1/3
Дата публикации22.03.2013
Размер309.22 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > История > Документы
  1   2   3

Культура России ХХ века доц Шибаев М А VI семестр


Дореволюционного образования и просвещения в России

Проблема соотношения Московской и Петербургских школ –

-Милюков – Москвичи стремятся к обобщениям, широким выводам, Петербург – скорее источниковедческий анализ. Причина в расположении Университетов. СПб универ под более жёстким правительственным контролем. Москвичи – свободнее в своих выводах. Именно поэтому именно московский университет формулирует некие концепции – Соловьев , Ключевский. Петербуржцы менее склонны к теоретизированию, поэтому больше уделяют внимание каким то источниковедческим проблемам.

Сергей Фёдорович Платонов –Петроградская школа, возгл историко – филологический факультет университета, становиться одним из лидеров исторической школы, кот

Проблема обсуждения места Петербургской исторической школы – статья Валка в 40-е годы, давая общую характеристику Петерб исторической школы. – Ленинградцы не потребительски изучали источники, в угоду концепции правительственной, а .

В 90 е годы – Романов , Валк – продолжатели в советское время Петербургской исторической школы – более осторожное отношение к концепциям неким обобщающим.

Интерес к петербургской исторической школе появляется в пике переломные эпохи, когда Петербург начинает осознавать свою ущербность , академическая провинция, уступает Москве по всем показателям, попытка подуть свою значимость- - в 30- е гг , переезд всех академических учреждений в Москву, но целая группа политических лидеров выходцы из Петербурга. 90 – е годы –

Т.е много субъективного, больше каких то личных, политических моментов.

Возможно и не было каких то явных школ, были отдельные направления, но находясь в Петербурге, не имели Петербургского базового образования

-Шахматов – летописи, в 10-е гг , но выходец

- Ник Петр Лихачёв – выходец из Казанского унта

- Вас Осипович Ключевский – автор сам попул учебного пособия, касат древней истории, созд нек концепц истор России, явл одной из ведущих концепций ,в целом обобщающей историю России.

Излагает всем известные факты в неком концептуальном ключе

Создатель географического направления в историчеких исследованиях – древнерусск житие изучал, до сих пор актуальна( работа XIX века)- блестящий источниковед.

^ Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века
Архитектур – новое, особ ярко представлено в СПб – модерн
Стиль Модерн – новая эстетика исскуства. Из германии.

-харрактер растит животн формы стилизованные

- не только новые формы но и новая архит эстетика, основанная на новом восприятии среды, сказалось что в нач Хх века активно осваиваются новые технологии строительства – железобетон, позволяет

- новая система планировки зданий, особенн характер для Северн модерна – СПб – более открыта архитектура расположенная на лицевой части улицы. Если Петербург Достоевского это дворы колодцы, то стиль модерн – разворачивает дворы колодцы, в конданьеры- небольшой дворик, открытый одной стороной на красную сторону улицу, отдел красивой кованной решёткой, во дворе садик.

- привлечение стилей барокко, классицизма, ампира, органически переработаны.

- в убранстве фасадов интерьеров широко применяются метал, мозаика, витражи. Во многом предвосхищая конструктивизм.
Отличия модерна Москвы и Петербурга. Связанны с разными строительными традициями. Питер более западно – европейский стиль. Наиболее отчётливо в период предмодерна) эпоха Александра III - неорусский стиль ( Спасс на крови). Но в Петербурге не так отчётливо заметно. В Москве – весь ансамбль красной площади решён в неорусском стиле – историч музей, бывш гор Дума… Третьяковская галерея- элементы подражательного стиля. Отсюда и творчество многих художников- интерес к русским темам. Появление народного оркестра. Очень популярное направление, причём поддерживаемое государством( русофильство Ал III). Поэтому Москва как древняя столица и стала центром неорусского стиля.

Московский модерн – Фёдор Осипович Шехтель - Москва ,театральный оформитель, с сер 90-х – архитектор, Особняк Морозовых на Спиридоновке. К отделке привлёк Врубеля. Один из самых роскошных в Москве. ( заказчик Савва Морозов( известный меценат, старообрядец, всё недвижимое имущество записывалось на жён)

- особняк Рябушинского на Малой Никитской. Стилизация под готику.

- Ярославский вокзал. Сочетание готики, модерна, мозаика, глазурированный кирпич( один из характерных признаков в целом), кокошник над окном, решённом в псевдорусским стиле

- Московский художественный театр в 1902 г
Северный модерн – влияние климата – штукатурные фасады недолговечна, использование естественного акмня – одна из характерных черт

Фёдор Лидваль- первое здание дом Лидвалей на Каменноостровском пр-те

Здание Азовского морского банка на Морской улице, элементы классицизма, включает

Здание общества взаимного кредита

На Каменоостровском пр – до 20 типов окон

Гостиница Астория

Дом Зингер – 2 года, новые технологии, использование металла и железобетона, водосточные трубы внутри самого фасада. Отделка естественным камнем – полированный гранит.

Особняк Кшесинской

Музей Суворова

Мечеть на Петроградке

Консульство Германии на Исаакиевской пл

Здание банка Невский – во многом напоминание в дворец дожей.

22 марта 2012

^ Изобразительное искусство конца Серебряного века

Причём сделаем акцент на новых видах живописи – авангарде.

В осн русск искусство концентриовалось на реалистичн ключе

Для нач ХХвека в России 2 осн направления

- академисты – библейские классические темы

-в 60 е гг передвижники, обращение к жизни народа – Репин.

Хотя с изобретением фотографии живопись несколько теряет свои монопольную позицию. Происходит переосмыление роли живописи. Отчести одна из причин появления авангарда.
Мир Искусства.

- во Франции в конце 19 века – появл импрессионизм. Популярно в Росси

Основатели – Дягилев – организат Русск сезон в Париже, организатор, предприниматель, организац широкомасштабн вставки. Конец 1898 г ж-л Мир Искусства ( поддержка Морозова и кн Тенишевой)

Александр Бенуа. Закончил гимназию Мая. Талантлив художник импрессионист направлен.
Русск журналов посвящённых искусству не так и мало( роскошные глянцевы журналы, при поддержки меценатов), Мир Искусства становиться ведущим. Фурор в литературных , художественных вкусах.

-номер журнала посвященный 100 летию пушкина

- организация международных выставок – Дега, Мане, Моро (1899) – Бенуа, Бакст, Сомов.
К 1904 году журнал прекратил своё существование.

1906 Бенуа организует прощальн выставку – Врубель, Ларионов.
Золотое Руно

-конкурент Мира искусства, меценат Рябушинский

- выставка Голубая Роза 1907 года –
Все художники авангардисты – не получили классического академического образования ( академии художеств0

В силу невозможности конкурировать с великими – ищут своё
Ларионов- осн на лубочно русской технике

Серия 1907 г Парикмахеры. Картина Отдыхающий солдат.

Создаёт общество Бубновый валет и проводит выставку,

Потом проводит ещё более эпатажные выставки - Ослиный Хвост и Мишень – 1912, 1913 гг
Общее намериение худовников –авангардистов нач ХХ века – попытаться объясниться

Трактат – почему мы

Создание направление – лучизм –
Кандинский – художник и теоретик абстрактного иск-ва.

Мане – Стог сена – произвела впечатление. Решил стать художником. Мюнхенская школа. Немецк модернисткая богема.

Начинает как империссианист

Трактат – Одуховном в искусстве. – главное – психофизическое сочетане красок и ритмов.

После революции – в Берлин

Композиция 320

Москва

Синий всадник


Малевич

-польск, Киев, рисовальн школа

- точильщик 1912 г – попытка ухватить момент мелькания.

- кубизм

- от футуризма создаёт своё собственное направление – супрематизм( в это время возникает в поэзии акмеизм)

Супрематизм – наивысшая школа в искусстве.

Супрематизм

Чёрный квадрат – манифест супрематизма.

Изобразения крестьян

Декорации для мистерии Буф 1919

Созд института с Марком Шагалом.

В нач 30-х гг меняется идеология и авангард уходит в подполье – Автопортрет – как синтез авангарда и реализма.

^ Павел Ник Филонов

-живописн малярн мастерские-

- статья канон и закон –антикубизм.

- созд группы – мастеров аналитического искусства – МаИ- иллюстрация финск эпоса Калевала

- умир дек 1941 Ленинграде.
Крестьянская семья 1914

Цветы мирового пролтериата.

Забыты на 30 лет. Доминирующий – социалистический реализм.

^ После 1917 года.

Февральская революция была воспринята русской интеллигенцией очень восторженно. Сотрудничали.

Горький – один из лидеров революционной интеллигенции. Выпуск с апр 1917 г газету Новую Жизнь.

-оппозиционно большевикам, ещё с июля 1917. Статья Нельзя молчать – призыв отказаться от революции

- критика октябрьского преворота – авантюра, утопизм большевиков.

- Несвоевременные мысли – сбоник статей- реакция большевиков – хныкающая гагара, не дано счастье битвы.

- сближение с большевиками

- организация ПЕТРОКУБА- комисс по улучшен быта учёных – пайки, ок 1ооо чел.
Главный – Народный комиссариат просвещения.. Нарком Луначарский- портфель из наименее значимых
Отношение большевиков к науке – уважение. Сам марксизм теория позитивистская, и потому преклонение перед позитивным познанием

Борьба с безграмотностью – на грамотного проще воздействовать печатным словом.
Дело Таганцева, расстрел Гумилёва

1922 высылка оппозиционной ителлигенции – Филосовский пароход.

10 авг 1922 решение ВЦИК об административной высылке. Франк, Бердяев, Лоссикй,Пятерим Сорокин.

Нансеновский паспорт – вид на жительство но неравноправие
Струве – по льду Финского залива

29 марта 2012

^ Наука в СССР

Дело Таганцева.

Академия Наук на 900 чел 7 коммунистов

Избриание в 1925 члена корр Лихачёва в постоянн члены академии.

Традиционно – тайное избрание.

Жили рядом – дом Египетская гробница – ок 40 мемориальных табличек

Академическое сообщество бостаточно долго сопротвлялось сов политике в науке.

Фон – факультет общественных наук, исторический только с 1934 г.

Большевики не трогали АН опасаясь общественного резонанса мирововго. Тот же Павлов – демонстративно ходил в царском мундире, посещал церковь.

Почтительно отношение

К концу 20 –х гг такая ситуация не терпима. Большинство
Естественно научные дисциплины – они идеалогически нейтральны, но гуманитариев надо было брать под контроль.
Началось всё с того что 1927 Совнарком утвердил новый устав АН – значительно о

Нач 1929 г – очередные выборы в АН. Было выдвинуто несколько кандидатур, в частности 6 коммунистов, в осн гуманитарии. При тайном голосовании – 3 коммуниста прошли. Предварительная работа с Карпинским – чтобы убедили академиков для компромисса с Советск властью. Точка незортата. Ан предложила доп сессию – пошла на попятную. Но у власти – это повод ля серьёзной чистки академии

Комиссии партийного контроля – поиск в академических учреждениях компромата.

Нашли – оригиналы отречения Ник 2, в.к. Михаила. Предъявлено ак. Платонову ( секретарь историческоно отделен АН) –что он скрывал от общественности.

Академическое дело – тайное орг – Союз Борьбы – заговор.цель – свержение Сов власти, оброван правит – ак.Платонов, Тарле( мин-р иностр дел).

К тому же многие акамическ работники мели заграничн связи. Приписывалиськонтакты с белоэмигрантск кругами.

Арестовано свыше 100чел – 4 академика, 9 членкоров, аресты в Лениград, Москве, др городах. Выделена боевая группа из состава бывших офицеров.

29 чел приговорено к расстрелу( после ок 10 чел, в осн бывш офицеров), ок 50 чел к заключению.

Платонову, Тарле, Лихачёв, проч – гуманно – ссылка на 5 лет.
Компания по разгрому АН – Карпинский подал в отставку, - не приняли.

Потом – дело ак Вавилова.
^ Мих Ник Покровский – ученик Ключевского – член РСДРП с 1905 , близ знак с Ленин, с 1917 председатель Моссовет, член Совнаркома Москвы, зам наркома Просвещения, создатель Социалистической Академии, института Красной Профессуры.

Но наследие Покровского подвергается тоже переосмысление и критике. Сталин в нач 30-х г начинает менять идеологическую парадигму – от борьбы классов переход к идее строит социализма в одной отдельно взятой стране, фактически к имперскому социализму.
Удар в 1933- 1934 г пришёлся уже не по истрикам а по славистам историкам – Российск Национальная партия-

-филологи, слависты, искусствоведы, этнографы. Ак Сперанский, Дейц – 3 года ссылки.

В 40- е гг возвышается Жданов – один из сподвижников Сталина, после уб Кирова – секретарь Ленинградского гор комитета партии , потом секретарь по идеологии ЦК.

Один из ключевых моментов в деятельности Жданова– постановление о журналах – Звезда и Ленинград – авг 1946 г –ведущие литературные журналы Ленинграда. И двух ведущих литераторах Ленинграда – Зощенко и Ахматова( один из лидеров Акмеизма, живой осколок серебряного века) .

После войны ситуация в руководстве страны существенно изменилась – пришли новые лидеры в партии. И сам Сталин уже очевидно перестаёт быть единоличным лидеров в высших эшелонах власти, его авторитет уже не абсолютно признаётся. Сталин после войны очевидно сильно сдал уже и физически – безвылазно в Кунцево. Возникают 2 группировки – Малинкова и Берии и группировка Ленинградцев – Жданов( гла Ленинградск обком) и его мол коллеги и выдвиженцы – Вознесенский - зам председ Совмина( Сталина), председатель Госплан до 1949 , член Политбюро, Кузнецов ( в Ленингр в год войны зам Жданова – гл роль в обороне Ленингр)- перееден в Москву стал серетарём ЦК по кадрам – один из ключевых постов – по партийной лини, включая и спецслужбы. Потеснил на этом посту члена политбюро Маленкова. Сталин – стравливая ближайших соратников, чтобы не сложилось общего фронта оппозиции.

Постановление ЦК о политической ситуации ж-лах – пошлякам и подонкам как Зощенко …физиономия Зощенко во время войны – Перед восходом солнца. Ахматова – пустая, без идейная поэзия – дух упадничества…

Это компания как элемент внутриполитической борьбы, как только цели были достигнуты об Ахматовой и Зощенко – забыли. Ахматова с 1955 года снова публикуется.

После смерти неожиданной Жданова серьёзная чистка ленинградцев, в высшем руководстве уцелело не много.

Кроме Косыгина – выдвиженец Жданова, зам Совмина, сняли со многих должностей, до 1953 постоянно ждал ареста.
Кон 40-х перв пол 50-х – период различных дискуссий. Когда вцель была очевидна, и результат предсказуем.

Дискуссия о языкознании 1950 г и роль Сталина. До этого в языкознании доминировали сторонники ак Мара. Эстетическая теория. Одна из идей – язык развивается стадиально подобно тому как в марксизме развивается общество, поэтому на каждам этапе развития общества свой язык. Доминироавли в отечественной филологии. Статья сталина в правде – по поводу концепции Мара
Сессия ВОСХНИл 1948 – разгром сторонников генетики.

Генетика создатель ак.Вавилов. идеи генетики. В 30-х гг прибл ак Лысенко – идея яровизации( отрицал генетику и называл себя верным Мичуринцем – выращивать яблоки на Северном полюсе).

Противник Лысенко – Юрий Жданов – секретариат ЦК , подотдел науки
1950 – г Кибернетика – буржуазная лженаука кот тоже была разоблачена
Александров( один из замов Жданова, в идеалогич аппарате ЦК) Книга История Зап Европейск философии. – обвинение в меньшевиствующем идеализме. Задание Сталина – обсудить эту книгу – началась дискуссия – институ философииАН янв 1947, на совещ работников научн философск фронта. Книга снята со Сталинской премии. Хотя оставили в номенклатуре.
Всё это во много было связано со стремлением показать интеллигенции её место, в связи с ожиданием пермен после ВОВ.

05 апреля 2012
  1   2   3

Похожие:

Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconИск бак до иск муз иск маг ист маг

Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconВопрос 245. Форма и содержание искового заявления, последствия несоблюдения...
Иальном праве. Иск в процессуальном смысле представляет собой обращенное в арбитражный суд первой инстанции требование о защите своих...
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconО проведении аттестационной клаузуры на 3-м курсе направления 270300...
Провести 10. 01. 2013 на 3-м курсе направления 270300 «Архитектура» (бакалавриат), специальности 270301 «Архитектура» аттестационную...
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconГотическая архитектура период развития западно- и центральноевропейской...
Готическая архитектура — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью...
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconВопрос 195. Защита интересов ответчика в гражданском процессе (возражения...
Ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявление...
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconВопросы по архитектуре «пгзс» для проведения экзамена (зачета)
Термин «архитектура» происходит от древнегреческого слова «архитектор», что в переводе означает «главный строитель». Архитектура
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века icon1. Архитектура Западной Европы первой половины XIX века
Площадь Согласия, одна из центральных площадей столицы, — блестящий образец городского ансамбля XVIII в
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconАрхитектура Древнего Египта
Архитектура Древней Греции: основные принципы, ордер, основные архитектурные типологии
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconАрхитектура зданий и сооружений оренбург-ташкентской железной дороги конца XIX начала XX века
Специальность 18. 00. 01. – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века iconВопрос 189. Понятие иска и его элементы. Виды исков
Иск процессуальное средство защиты интересов истца, под которым понимается требование истца к ответчику о защите его права или охраняемого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница