Курс лекций Астана 2012 Содержание


НазваниеКурс лекций Астана 2012 Содержание
страница1/26
Дата публикации29.07.2013
Размер4.28 Mb.
ТипРеферат
userdocs.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Министерство науки и образования Республики Казахстан

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

Кафедра Евразийских исследований

Евразийство: теория и практика
Курс лекций

Астана 2012


Содержание:
1. Введение. Евразийская идея: актуальность и методологические проблемы. Этносы Евразии -историко-этнографический обзор.

Различные ракурсы данной темы: 1) Евразия как географическое пространство; 2) Евразия как историческое понятие; 3) Евразийство как тенденция интеллектуальной мысли

Краткое описание исторических и современных этносов: проблемы генеалогической, антропологической, лингвистической, хозяйственно- культурной классификации.

2.^ Исторические предпосылки евразийства в контексте межцивилизационных взаимодействии в Евразии.

Запад и Восток в истории Евразии- описание двух систем, общее и особенное.

^ 3. Структурообразующая роль кочевников в древней и средневековой истории Евразии.

Особенности образа жизни, хозяйственные традиции, демографические и миграционные процессы, влияние кочевников на древние цивилизации

^ 4.Истоки евразийских идей в общественной мысли ХІХ века (Данилевский, Ламанский, Леонтьев, Валиханов и др.)

5.Г.Н.Потанин о Центральноазиатских мотивах и отголосках в культуре Запада. О происхождении европейского эпоса, об общих мотивах в древних образцах духовной культуры (начиная с «Илиады» и «Одиссея» заканчивая «Песни Нибелунгов, «Сказания о Карле Великом» и др.). Материальная культура и военное дело кочевников.

^ 6.Становление тюрко-мусульманского евразийства. Пантюркизм и евразийство, труды и деятельность И.Гаспринского, Ю.Акчорауглы и др.,

7.Россия и тюркский мир. Тюрки и славяне. Российская империя –борьба за Евразию. Россия в истории Евразии.

^ 8.Классическое евразийство 20-х годов ХХ века. Труды и деятельность П.Н.Савицкого, Г.В.Вернадского, П.М.Бицилли и др.

9. Евразийцы о наследии Чингис-хана.

Н.С.Трубецкой, Хара Даван и их труды по монгольскому периоду истории Евразии.

^ 10. Казахская общественная мысль начала ХХ века в контексте евразийства. Труды и деятельность А.Букейханова, М.Шокай; Восток и Запад в казахской поэзии начала ХХ века (М.Жумабаев, С.Сейфуллин и др)

^ 11. «Великая степь Евразии» как особая форма цивилизации в трудах Л.Н.Гумилева
12. Евразийская проблематика в творчестве поэта О.О.Сулейменова. Советская эпоха, взгляды общественных деятелей, людей творчества и ученых на евразийскую тему.

^ 13.Концепция евразийства Президента Н.А.Назарбаева. Проблемы современной истории человечества, доктрина внешней политики РК, многовектонность.

14.Казахстан в современном мире. От евразийства ХХ века к евразийству ХХІ века: преоблемы и перспективы

^ 15.Геополитические аспекты современного евразийства. Современные интеллектуальные поиски в мире евразийских исследований. Противоречия в подходах к пониманию евразийства (Дугин и др.)

В курсе лекций на большом материале дан анализ развития евразийства как интеллектуальной концепции и интеграционной практики в степных пространствах Евразии. В полиэтничном и многоконфессиональном Казахстане евразийская идея особа значима, как во внутренней, так и во внешней политике.

Значительное место отводится истории становления современного евразийства, проблемам возникновения этой великой интеграционной идеи, которая явяляется в первую очередь результатом развития политической мысли в конце ХІХ века. Вместе с тем мы обращаемся к древним и средневековым интеграционным процессам, где главную роль играли кочевые племена Центральной Азии.

Особое место в истории евразийства занимает современный период, начинающийся с выступления Н.А.Назарбаева в 1994 году с проектом «О формировании Евразийского союза государств».

В истории развития евразийства можно выделить несколько основных этапов. Из них наиболее важными на наш взгляд являются: 1920-1930-х годы, когда евразийство как идейное течение зародилось и оформилось в среде российских эмигрантов, и 1990-е годы, когда оно обрело новое звучание и значение в Казахстане. Соврменное казахстанское евразийство связано с именем Президента РК Н.А.Назарбаева.

Классическое евразийство 1920-х годов появилось в период кардинальных преобразований в Российской империи и явилось плодом российской общественно-политической мысли. Молодое поколение эмигрантов из России первыми обратили внимание на исторический сложносоставной характер цивизации в Евразии, в которой сочетались традиции тюрко-монгольских народов с одной стороны, и восточных славян с другой. Хотя, это следует отметить, русская интеллектуальная мысль находясь даже в эмиграции умудрялась сохранять в своем мировоззрений имперские замашки. Безусловно, классическое евразийство находилось в оппозиции к марксистско-ленинской идеологии, которая господствовала в СССР. Соответственно относились к ней и большевики, преследуя и искореняя из интеллектуальной среды все что было связано с евразийством. Вплоть до середины 80-х годов ХХ века советские исследователи не имели возможности для изучения трудов Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и других основоположников евразийства. Само это понятие в годы советской власти как название оригинального течения общественно-политической жизни начала ХХ века мало кому было известно. В университетах оно не изучалось, студенты гуманитарных отделений заканчивали ВУЗ-ы не имея никакого представления об интеллектуальных поисках связанных с евразийством.

Ситуация начинает меняться с начала 90-х годов ХХ века. Крах коммунистической идеологии и распад Совесткого Союза подтолкнули многих исследователей к поискам каких либо альтернативых идеи. За многие годы совместного проживания в одном социально-экономическом и политическом пространстве у народов Советского Союза выработались общие культурно-цивилизационные особенности. Это общее поле идентичности не замечать и игнорировать было опасно. Поэтому совсем не случайно в интеллектуальной среде появился интерес к евразийской идее. Впервые из руководителей постсоветских стран эту идею озвучил Президент РК Н.А.Назарбаев. В 1994 году в проекте «О формировании Евразийского союза государств» Н.А.Назарбаев по существу инициировал новый этап в развитии евразийства как идейного течения, как формы мировоззрения, как платформы для сосуществования народов на огромном пространстве Евразии. Благодаря начинаниям Н.А.Назарбаева Казахстан стал активным субьектом евразийства, равноправным и важнейшим участником международного евразийского диалога.

Благодаря усилиям Казхахстана евразийство проявило себя как действенный инструмент оптимального сочетания национальных, региональных и глобальных аспектов в практике взаимоотношения стран Евразии. Особенность евразийской концепции Н.А.Назарбаева заключается в том, что задачи региональной интеграции рассматриваются в неразрывной связи с задачами по уркплению суверенного государства.

Как известно, Казахстан является частью тюркского мира, более того для многих тюркских народов он представляется как бы колыбелью т.е. земля отцов -«ата журт». Поэтому инициативы Казахстана открывают путь к евразийству тюркоязычным странам. В последнее время евразийские идеи становятся актуальными для Турецкой республики, которая как и Казахстан, исторический и географический воплощает в себя органическое сочетание Запада и Востока. То же само можно сказать и о многих мусульманских стран, ориентирующихся на позиции Казахстана по международным вопросам. Нельзя забывать что в этом году Казахстану предстоит председательство в организации «Исламская конференция», которая обьединяет 57 стран мира.

Президент Казахстана не раз заялял о том, что евразийский проект не только имеет иннвационный характер, но и интеграционный. В 1994 году обобщая первые результаты обсуждения своей концепции Н.А.Назарбаев уточнял : «Моей задачей была формулировка общей концепции интгерационного процесса».

Президент указывал тогда на две тенденции, имеющие место в постсоветском пространстве. Одна из дезинтеграционная, которая в ряде районов СНГ (Россия, Таджикистан, Армения и Азербайджан, Молдова и т.д.) обернулась большими и малыми воинами, кровопролитиями и массовым бегством мирного населения из обжитых мест. Другая интеграционная, которая как отметил Глава государства неизбежен «этот виток потрясений через какое то время даст новое качество стабильности –размежевавшиеся страны и народы поймут издержки изоляционизма и вернутся на путь интеграции».

Реальная ситуация 1990-х годов показала правильность выдвинутых Президентом интеграционных мероприятий на территории бывшего СССР. Зачастую локальные интеграционные формы и союзы, например республик Средней Азии и Казахстана, слжили реальным способом продвижения вперед в условиях экономического и социального кризиса. Процесс интеграции между странами СНГ, а в более широком формате между Востоком и Западом, на различных уровнях идет и сегодня. Это в экономическом плане в первую очередь Таможенный союз заключенный между Россией, Казахстаном и Белорусией, которая в будущем обещает большие выгоды всем участникам этого экономического сообщества. Как пример более широкого формата интеграции следует отметить «Астанинский Саммит», значение которого трудно переоценить. Казахстан на уровне самого высокого мирового форума с участием глав 56 стран мира и представителей международных общественных организации позиционировал себя как полноценное евразийское государство. Если проследить за динамикой интеграционных мероприятий Казахстана будущее за евразийской идеей. Об этом говорил Президет Казахстана выступая перед студентами ЕНУ им.Л.Н.Гумилева 26 мая 2006 года: «Евразийство-это идея ХХІ века. Это идея будущего. Это алмаз в короне интгерационных процессов, которые требует сегодня глобализация».


  1. ^ Вводная лекция.

Евразийская идея: актуальность и методологические проблемы. Этносы Евразии -историко-этнографический обзор.

Различные ракурсы данной темы: 1) Евразия как географическое пространство; 2) Евразия как историческое понятие; 3) Евразийство как тенденция интеллектуальной мысли

Краткое описание исторических и современных этносов: проблемы генеалогической, антропологической, лингвистической, хозяйственно- культурной классификации.

Превратности судьбы были таковы, что современные исторические концепции и школы начали складываться в Европе в новое время, оно совпало с эпохой заката степных народов и началом господства европейцев. Начало мощного продвижения Европы обычно связывают с Великими географическими открытиями, а расстояние между Востоком и Западом усугубляется в эпоху промышленного переворота. Европа с этого времени стала проявлять стремление к господству над миром. Инструментом превращения человечества в единую унифицированную общность стал капитализм /мировой рынок и т.д. /. Исходя из анализа действия Европы и изучая её взаимоотношение с остальным миром, наблюдая, как центр тяжести постепенно переходит в Северную Америку /из Западной Европы/, можно сделать вывод о структурообразующем характере западного капитализма в мировом масштабе. Начало гегемонии капитализма утверждается в XV-XVIII вв., когда пушки и порох одержали верх над степными кочевниками Евразии. Последние в эту эпоху окончательно потеряли власть над миром и превратились в жалкие периферии оседлых государств.

Вероятно, этот контраст и стал причиной чрезмерно высокомерного отношения европейских учёных к истории Великой Степи. Они немало потрудились, чтобы не допустить кочевников ни к понятию культуры, ни к понятию цивилизации /см. схемы множественности культур и цивилизаций О.Шпенглера, Дж. Тойнби и т.д./.

При оценке древней и средневековой культуры Великого степного пояса наши историки нередко обращаются к материалам поздней реальности, к образу жизни степняков в XIX-XX вв. Безусловно, вчерашняя действительность легко поддается реконструкции. Но вместе с тем, такой подход заранее предполагает появление уродливой картины бытия казахов, поскольку этот народ в рассматриваемое время находился в состоянии тяжелого кризиса, стоял перед необходимостью выбора. В казахском обществе во второй половине XIX века шли кардинальные переустройства. "Далее нет уже истории киргизского (казахского - Ж. А.) народа, а есть история сельских обывателей - инородцев степных областей», - пишет в этой связи П.П.Румянцев. Он был глубоко прав в своем выводе.

Следовательно, такая ретроспективная практика сильно занижает уровень ранних обществ, к тому же приводит к ложному представлению об их культуре. Некоторые наши учёные видят только последнего верблюда, плетущегося в хвосте каравана истории и начинают рассуждать о грандиозных картинах прошлого. К примеру, в монографическом исследовании С.Е.Толыбекова встречаются такие образцы примитивной ретроспекции: «Примером образа жизни казахских кочевников XV-XVIII вв. может быть описание кочевания адаевцев и других «вечных» кочевников в предреволюционном Казахстане. Так, население четырех адаевских волостей проходило в год не менее 2800 км. кочевого пути» /– С.321/.

Как выше уже отмечалось, образование тех или иных типов цивилизаций, и, соответственно, складывание определенного менталитета евразийцы непосредственно связывали с понятием «месторазвития». Например, Г.В. Вернадский отмечал, под месторазвитием мы понимаем определенную географическую среду, которая налагает печать своих особенностей на человеческие общности … Социально-историческая среда и географическая обстановка сливаются в единое целое, взаимно влияя друг на друга. При этом у народов, близких друг к другу по месторазвитию, и культуры будут сходны и совместимы. Исходя из данного тезиса, евразийцами признается наличие исторически неснимаемого различия и даже противоречия между двумя типами цивилизации, отличающимися по фактору «месторазвития» - «цивилизацией воды» («морской», западноевропейской «рыночной») и «цивилизацией земли» (евразийская цивилизация). Для территории Западной Европы характерно «мозаично-дробное» расположение природно-климатических зон, очень много островов и полуостровов, что повлекло за собой и хозяйственную специализацию регионов. Хозяйственная специализация автоматически влияет на раннее возникновение обмена, из которого в дальнейшем вырастает рыночный, с хорошо налаженной полагающейся для этого инфраструктурой. Таким образом, в соответствии со спецификой природно-географических условий, западная цивилизация формируется как цивилизация, основанная на приоритетности материального (экономического, технологического, рыночного и т.д.) начала над духовным. В свою очередь, на территории Евразии формируется иной менталитет, предполагающий приоритет духовного над материальным, который сформировался благодаря влиянию на оседлое земледельческое население номадов. Таким образом, Евразия как особый материк («континент-родина», «серединный материк») располагается от Ледовитого океана на севере до полосы пустынь на юге, с запада она отделена (приблизительно в районе Карпат) от Западной Европы положительной изотермой января, а на востоке – горной системой Хинган.

Евразия по мнению П.Н. Савицкого – это система трех степей: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская и «Туркестанская» низменности. В географическом плане территория Евразии напоминает флаг – зоны расположены горизонтально с юга на север (тундра, лес, степь и пустыня). Каждая из указанных частей занимает свою площадь по широтам. Также по широтам располагаются и горы. Эта особенность характерна именно для срединной части материка, окраины (Западная Европа и Дальний Восток) между собой схожи. Как отмечает П.Савицкий, срединный мир Старого Света можно определить, таким образом, как область степной и пустынной полосы, простирающейся непрерывною линией от Карпат до Хингана, взятой вместе с горным ее обрамлением (на юге) и районами, лежащими к северу от нее (лесная и тундровые зоны). Этот мир евразийцы и называют Евразией в точном смысле этого слова (Eurasia sensu stricto). Ее нужно отличать от старой "Евразии" А. фон Гумбольдта, охватывающей весь Старый материк (Eurasia sensu latiore). Евразийский мир (по мнению П. Савицкого) – это мир "периодической и в то же время симметрической системы зон". Границы основных евразийских зон со значительной точностью приурочены к пролеганию определенных климатических рубежей. Так, например, южная граница тундры отвечает линии, соединяющей пункты со средней годовой относительной влажностью в 1 час дня около 79,5%. (Относительная влажность в час дня имеет особенно большое значение для жизни растительности и почв.) Южная граница лесной зоны пролегает по линии, соединяющей пункты с такой же относительной влажностью в 67,5%. Южной границе степи (на ее соприкосновении с пустыней) отвечает одинаковая относительная влажность в 1 час дня в 55,5%. В пустыне она повсюду ниже этой величины. Здесь обращает на себя внимание равенство интервалов, охватывающих лесную и степную зоны. Такие совпадения и такое же ритмическое распределение интервалов можно установить и по другим признакам. Это и дает основание говорить о "периодической системе зон России-Евразии". Она является также системою симметрической, но уже не в смысле восточно-западных симметрий, о которых мы говорили в предыдущем, но в смысле симметрий юго-северных. Безлесию севера (тундра) здесь отвечает безлесие юга (степь). Содержание кальция и процент гумуса в почвах от срединных частей черноземной зоны симметрически уменьшаются к северу и к югу. Симметрическое распределение явлений замечается и по признаку окраски почв. Наибольшей интенсивности она достигает в тех же срединных частях горизонтальной зоны. И к северу, и к югу она ослабевает (переходя через коричневые оттенки к белесым). По пескам и каменистым субстратам - от границы между лесной и степной зонами симметрично расходятся: степные острова к се веру и "островные" леса к югу. Эти явления русская наука определяет как "экстразональные". Степные участки в лесной зоне можно характеризовать, как явление "югоносное", островные леса в степи суть явления "североносные". Югоносным формациям лесной зоны отвечают североносные формации степи. Нигде в другом месте Старого Света постепенность переходов в пределах зональной системы, ее "периодичность" и в то же время "симметричность" не выражены столь ярко, как на равнинах России-Евразии. Таким образом, Урал не является разделом между Европой и Азией, поскольку для России характерно широтное распределение географических зон (степь до Урала и за Уралом остается степью, тундра до Урала и за Уралом также остается тундрой).

Л.Н. Гумилев, в свою очередь, вводит понятие «Великая степь», в которой он выделяет две непохожие друг на друга части. К восточной части он относит Внутреннюю Азию (Монголия, Джунгария и Восточный Туркестан), к западной части – современный Казахстан и степи Причерноморья. Атмосферные токи, несущие дождевые или снежные тучи, имеют свою закономерность. Циклоны с Атлантики доносят влагу до горного барьера, отделяющего восточную степь от западной. Над Монголией висит огромный антициклон, не пропускающий влажных западных ветров. Он прозрачен и через него легко проходят солнечные лучи, раскаляющие поверхность земли. Поэтому зимой здесь выпадает мало снега, а травоядные животные могут разгребать его и добывать корм - сухую калорийную траву. Весной раскаленная почва размывает нижние слои воздуха, благодаря чему в зазор вторгается влажный воздух из Сибири и, на юге, тихоокеанские муссоны. Этой влаги достаточно, чтобы степь зазеленела и обеспечила копытных кормом на весь год. А там, где сыт скот, процветают и люди. Именно в восточной степи создавались могучие державы хуннов, тюрок, уйгуров и монголов. А на западе степи снежный покров превышает 30 см и, хуже того, во время оттепелей образует очень прочный наст. Тогда скот гибнет от бескормицы. Поэтому скотоводы вынуждены на лето, обычно сухое, гонять скот на горные пастбища - джейляу, что делает молодежь, а старики заготовляют на зиму сено. Так, даже половцы имели свои постоянные зимовки, т.е. оседлые поселения, и потому находились в зависимости от древнерусских князей, ибо, лишенные свободы передвижения по степям, они не могли уклоняться от ударов регулярных войск. Вот почему в западной половине Великой степи сложился иной быт и иное общественное устройство, нежели в восточной половине. Данный факт позволил Л.Н. Гумилеву считать половцев земледельческим народом, поскольку рядом с зимниками развивалось земледелие, и он не видел больших различий между хозяйством населения Киевской Руси и Половецкой степи.

«Месторазвитие» - это условия существования человека в биосфере, окружающей среде, т.е. прежде всего географическое понятие. Природно-климатические факторы оказывают большое влияние на условия и результаты хозяйствования и форму политической организации общества, характер государственности. Рассматривая природно-климатические условия Евразии, необходимо отметить, что наиболее благоприятными для развития хозяйства является лесостепная часть, которую облюбовали и номады и земледельцы. Экстенсивный характер двух типов производящих хозяйств (земледельческого и скотоводческого), несомненно, повлек за собой и столкновение интересов. С другой стороны, нельзя рассматривать историю Евразии только как противостояние номадов и земледельцев, поскольку природно-климатическое особенности Евразии делали необходимыми хозяйственные взаимоотношения и связи на этническом и суперэтническом уровнях. Проживание в одной зоне различных этносов также вело к этнокультурным взаимодействиям и, соответственно, заимствованиям. В результате указанных процессов сложился особый тип человека – евразиец. Евразиец с детских лет общался с разными людьми в расовом, этническом и религиозном отношениях, что автоматически вело к существованию толерантности как формы человеческого общежития на евразийском пространстве, в противовес территории Западной Европы, где обособленное проживание вело к формированию этноцентризма и как следствие, нацизма.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Похожие:

Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций Москва 20 Содержание Стр. Содержание 2 Ведение 4 Понятие...
Классификация хозяйственных средств предприятия по составу и размещению (актив, имущество) 9
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconРабочая программа тема № «Историческое содержание и периодизация эпохи Средневековья»
Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на I курсе студентам отделения журналистики во...
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconЭкономика предприятия машиностроения курс лекций рыбинск 2012 содержание
Основные предметы жизнеобеспечения – пища, одежда, кров – создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства...
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций для иностранных студентов харьков
К 78 Политология: курс лекций для иностранных студентов. Учебное пособие. – Харьков: хнму, 2012. – 154 с
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconСборник лекций по курсу биологии Астана -2011
Данный сборник лекций предназначен для учащихся небиологических специальностей. В данном пособии изложен полный материал по строению...
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций Минск бгу 2005 О. В. Блажевич культивирование клеток...
К 90 Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: Бгу, 2005. – 80 с
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв
Глебова Л. И. История украинской культуры. Курс лекций для иностранных студентов / Л. И. Глебова. – Харьков: хнму, 2012. – 95 с
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций по социологии
Курс лекций по социологии / Р. А. Лаптев; Курский институт социального образования (филиал) ргсу. – Курск, 2011. – с
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2008
Основы римского права: Курс лекций. Издание 2-е, дополненное и переработанное. М.: Изд-во рудн, 2008. 241 с
Курс лекций Астана 2012 Содержание iconКурс лекций Керчь 2007 г. Автор: Захаров И. Ф. старший преподаватель...
Курс лекций рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании методической комиссии мф кгмту
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница