Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова


НазваниеУчебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова
страница1/15
Дата публикации01.08.2013
Размер2.03 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Kitaphane.info


О. П. Жалменова




ИСТОРИЯ СТРАН

АЗИИ И АФРИКИ

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Учебное пособие

Тамбов 2005

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА

О. П. Жалменова



ИСТОРИЯ СТРАН

АЗИИ И АФРИКИ

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Учебное пособие



Тамбов 2005

ББК 63.3

Ж 24
Рецензент:
^ Арапов Д. Ю., кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова



Ж24


^ Жалменова О. П. 

История стран Азии и Африки в средние века: Учебное пособие для студентов 2 курса Академии гуманитарного и социального образования : О.П. Жалменова : Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. с.

Учебное пособие рассчитано на студентов 2 курса заочного отделения, обучающихся по специальности «История». Содержит основные вопросы политической и социально-экономической истории стран Азии в раннее средневековье, а таk же проблемы развития идеологии и культуры.
ББК 63.3

Ж 24





 Тамбовский государственный университет

им. Г. Р. Державина, 2005



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие.……………………………………………..………




1. КИТАЙ В III в. до н.э. – VI в. н.э. …………………..……..

15

^ 2. КИТАЙ В КОНЦЕ VI – НАЧАЛЕ X ВВ. ИМПЕРИИ СУЙ И ТАН……………………………………………………..

28

3. КИТАЙ В X-XIII ВВ. ИМПЕРИЯ СУН. ГОСУДАРСТВА ЛЯО И ЦЗИНЬ…...………………………...

43

4. ЯПОНИЯ в III-XII вв..………………..…………….….……

81

5. ^ ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ……………….………..…

107

6. АРАБЫ И АРАБСКИЕ ГОСУДАРСТВА…………………

124

^ 7. ИНДИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ………………..

154


ПРЕДИСЛОВИЕ



КИТАЙ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ


  1. Империя Цинь.

  2. Становление империи Хань.

  3. Реформы Ван Мана и крушение Старшей династии Хань.

  4. Младшая династия Хань.


1.Империя Цинь

На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса складывания китайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее название стало этническим наименованием китайцев. От него произошли и все западноевропейские названия Китая – латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Империя Цинь существовала всего два десятка лет (221-206 гг. до н.э.), но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее основе империи Хань. Объединив под своей властью Китай, правитель Цинь взял себе новый титул хуанди, который состоял из иероглифов, прежде относившихся только к божествам и мифическим героям. Этот термин принято переводить словом «император». Его нововведения были направлены на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди:

  1. Упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, а те делились на уезды.

  2. Ввел единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников

  3. Унифицировал деньги, ввел единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег.

  4. Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – «черноголовые».

  5. Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в столице.

  6. Он затеял строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, которая должна была защитить страну от набегов кочевых племен сюнну.

  7. Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг (в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь). Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.

  8. Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения своего идеологического единоначалия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданиям). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое «сожжение книг», за которым последовала казнь более четырехсот ученых, заподозренных в нелояльности режиму.

Все это открывало возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя – империи – совершенно нового типа государства. Именно это событие и стало гранью между древней и средневековой историей Китая. Цинь Шихуанди, однако, переоценил свои возможности. Затеянные им грандиозные строительные работы оказались непомерным бременем для казны, а принятые меры административного контроля, в частности, драконовский уголовный кодекс – далеко не столь действенным, как он рассчитывал. Едва Цинь Шихуанди умер (210 г. до н.э.) и был погребен в своей грандиозной усыпальнице – ныне частично раскопанной и открытой для обозрения, – как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи.

Наиболее удачливый из вождей повстанцев, выходец из рядовых общинников, Лю Бан сумел сплотить всех врагов Цинь на своей стороне. В 206 г. до н.э. империя Цинь пала и победителем в борьбе за власть среди повстанцев оказался тот самый Лю Бан, провозглашенный в 202 г. до н.э. императором и основавший новую династию – Хань. Время существования династии разделяется на 2 периода – Старшей (или Ранней) Хань (202 г.до н.э. – 8 г.н.э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г.Чанъань.

^ 2. Становление империи Хань

Если говорить в целом о действиях Лю Бана, то, придя к власти, он отменил жестокие законы Цинь, облегчил бремя налогов и повинностей. Однако административное деление и бюрократическая система оставались прежними. В экономике ситуация заставила Лю Бана нарушить принцип безусловной централизации и раздать часть земель во владение своим соратникам и родственникам. Семь сильнейших из них получили впридачу и титул ван, который стал отныне высшим аристократическим рангом. Ваны владели территориями в масштабе целых областей, отливали собственную монету, заключали внешние союзы, вступали в заговоры и поднимали внутреннюю смуту. Поэтому борьба с ними была главной политической задачей преемников Лю Бана.

В первые десятилетия правления Старшей Хань централизация и укрепление империи создали условия для прогресса земледелия, ремесла и торговли. В сельскохозяйственном производстве основную массу производителей составляли свободные земледельцы-общинники. Их повинности и налоги были следующие:

  • поземельный налог, составлявший - 1/30 урожая;

  • подушный налог (в денежной форме, самый тяжелый);

  • подворный налог;

  • трудовая повинность - 1 месяц в году в течение трех лет (с 20 до 23 лет)

  • военная повинность - 2 года солдатской службы (с 23 до 25 лет), затем ежегодно трехдневная служба в пограничных гарнизонах. Все мужчины от 25 до 56 лет могли быть призваны в армию в любое время и на любой срок, т. е. считались военнообязанными.

По условиям древности это не могло считаться чрезвычайными налогами и повинностями, к тому же от повинностей можно было откупаться. Однако чрезвычайные, экстраординарные поборы или сбор налогов раньше времени приводили к разорению общинников.

Ко времени правления одного из виднейших представителей Ханьской династии – У-ди (140 – 87 гг. до н.э.) империя превратилась сильное централизованное бюрократическое государство, одно из самых многонаселенных на планете в то время. Именно при У-ди были заложены идеология и институты китайской конфуцианской империи, просуществовавшей без структурных изменений до начала XX в.

В
нутренняя политика У-ди была направлена на усиление власти императора. Поэтому он в 127 г. до н.э. издал специальный указ, по которому наследственные земли должны были обязательно делиться между всеми многочисленными детьми владельцев. Этот указ практически ликвидировал и без того не слишком устойчивый в Китае принцип майората и резко уменьшил экономическую, а затем и политическую мощь наследственной аристократии.

В административном отношении империя была поделена на 13 обширных округов – чжоу, которые включали в себя 102 области – цзюнь и владения титулованной знати. Области делились на уезды. Начальники областей и уездов назначались непосредственно правительством. Была установлена сильная бюрократическая администрация. В каждый из округов отправлялись циши – облеченные особыми полномочиями чиновники, которые держали под контролем местный административный аппарат и подчинялись непосредственно императору.

В экономическом отношении государство стремилось сосредоточить в своих руках все основные источники доходов. Поэтому для выкачивания денег из разбогатевших собственников была возобновлена система откупов и продажи рангов. У-ди также ввел государственную монополию на выплавку железа и добычу соли, на отливку монеты и изготовление вина. Все эти меры увеличили приток средств в казну и позволили проводить активную внешнюю политику.

Важнейшей и первоочередной внешнеполитической задачей империи Хань с самого ее существования была защита границ от постоянных набегов кочевых племен сюнну. Хотя Великая китайская стена1 ослабила на некоторое время натиск сюнну, их отряды могли проникать вглубь Китая и даже достигать столицы. У-ди активно боролся с сюнну и уже в 127-123 гг. до н.э. опасность с этой стороны была устранена. С этого момента можно определить следующие задачи внешней политики У-ди:

  • завоевание чужеземных территорий;

  • покорение соседних народов;

  • захват военнопленных;

  • расширение внешних рынков;

  • господство на международных торговых путях.

Еще в 138 г. до н.э., руководствуясь испытанным методом китайской дипломатии «руками варваров покорять самих варваров», У-ди отправил дипломата и стратега Чжан Цяня для заключения военного союза с враждебными сюнну племенами юэчжи, которые откочевали под натиском сюнну куда-то на запад. По дороге Чжан Цянь попал в плен к сюнну, после десятилетнего пребывания в плену бежал и продолжил свою миссию. Юэчжи тогда находились уже в Средней Азии, покорили Бактрию. Чжан Цяню не удалось склонить их к войне с сюнну. Однако во время своего путешествия он побывал в Фергане, Бактрии, узнал об Индии и Парфии, но главное – выяснил заинтересованность этих стран в торговле с Китаем, так как эти страны считали Китай «страной шелка». По возвращении в Чанъань Чжан Цянь описал все это в своем докладе императору У-ди.

Сведения, доставленные Чжан Цянем, делали задачу господства на международных торговых путях чрезвычайно актуальной. Для решения этой задачи изменилась тактика по отношению к сюнну: целью У-ди стало не только отражение их набегов, а вытеснение и захват их территорий. Поэтому сюнну были срочно оттеснены из Ганьсу и на этой территории построена мощная линия укреплений, созданы военные и гражданские поселения; дипломатическим и военным путем было распространено влияние Китая на города-государства Восточного Туркестана. В итоге весь Великий шелковый путь стал контролироваться китайцами. Этот путь шел из китайской столицы Чанъани на северо-восток по территории Ганьсу до Дуньхуана, где разветвлялся на две основные дороги, ведущие в Кашгар. Из Кашгара караваны следовали в Фергану и Бактрию, а оттуда в Индию и Парфию, далее – в Средиземноморье.

По этому пути из Китая везли железо, считавшееся «лучшим в мире», по выражению Плиния Старшего, никель, золото, серебро, лаковые изделия, зеркала и другие предметы ремесла, но прежде всего – шелковые ткани и шелк-сырец. В Китай доставляли редких зверей, птиц, растения, ценные сорта древесины, меха, лекарства, пряности, благовония, косметику, цветное стекло, ювелирные изделия, драгоценные камни и другие предметы роскоши, а также рабов (музыкантов, танцоров). Особо следует отметить заимствованные Китаем в это время из Средней Азии виноград, фасоль, люцерну, шафран, некоторые бахчевые культуры, гранатовое и ореховое дерево. Великий Шелковый путь играл огромную роль в развитии дипломатических, экономических и культурных связей между Дальним Востоком и странами Среднего и Ближнего Востока, а также Средиземноморья.

Одновременно с внешней политикой на северо-западе, У-ди действовал и на северо-восточном и южном направлениях. Прежде всего, это земли Южного Китая, Вьетнама и Кореи.

Захватнические войны, которые шли много лет подряд, опустошили казну, истощили ресурсы государства. Это, в свою очередь, привело к резкому ухудшению положения трудового населения и, следственно – к открытому выступлению народных масс.

После смерти У-ди крупные завоевательные походы почти не предпринимались и вообще Китай вступил в полосу упадка. Вновь стало расти крупное землевладение, земли скупались у разоряющихся крестьян и их положение еще более ухудшалось. На первый план в административном и экономическом отношении выходят ваны – главы аристократических кланов, которые на местах становились неуправляемой силой. При дворе процветал фаворитизм, власть часто попадала в руки временщиков.

Итак, при последних императорах Старшей Хань обострились внутренние противоречия. Масштабные завоевания требовали колоссальных расходов, что вело к увеличению поборов и повинностей. Частыми были злоупотребления чиновников при взимании налогов, появились многочисленные косвенные налоги. Правительство понимало, что только решительные меры, то есть реформы, могут выправить ситуацию.
^ 3. Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань

Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий протест крупных землевладельцев. После неудачи реформ в стране вспыхнули восстания.

В такой обстановке выдвинулся Ван Ман – регент при малолетнем наследнике престола. Человек исключительного честолюбия, Ван Ман, как ловкий демагог, сумел в короткий срок приобрести популярность в народе и вместе с тем поддержку придворных кругов. Воспользовавшись благоприятным моментом, он совершил дворцовый переворот и в 9 г. н.э. провозгласил себя императором-основателем «Обновленной династии» и сразу заявил, что намерен проводить реформы самым решительным образом. Ван Ман говорил, что целью его реформ является возвращение к древним справедливым порядкам, записанным в конфуцианских книгах. Если Цинь Шихуанди был первым в китайской истории императором-деспотом, строителем централизованного государства, а Лю Бэй явил тип первого императора-простолюдина, пришедшего к власти на волне народного восстания, то Ван Ман стал первым в истории Китая политиком-реформатором, пытавшимся возродить «древние порядки». Его конкретные действия включали в себя:

  • запрет купли-продажи земли и рабов;

  • провозглашение всех частновладельческих земель государственными, а частных рабов – «частнозависимыми», т.е. подведомственными государству, но остающимися в распоряжении своих хозяев;2

  • восстановление древних знатных титулов и наследственных должностей;

  • объявление о восстановлении идеализированной конфуцианцами древней системы общинного землевладения – принципа цзинтянь;3

  • регулирование рыночных цен и регламентацию ссудного процента (для сосредоточения ссудных операций в руках государства);

  • возобновление монополии на вино, железо, соль, отливку монеты;

  • неоднократное проведение денежных реформ, ввод в оборот новых монет и изменение достоинства старых.

В целом, конечно, Ван Ман стремился к тому, чтобы сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Бюрократия была заинтересована в осуществлении эк. мероприятий Ван Мана, так как чиновники получали от этого колоссальные выгоды. Зато землевладельцы и рабовладельцы противились подобным мероприятиям. В целом все постановления Ван Мана не смягчили, а скорее обострили социальные противоречия.

Реформы по своей направленности были вполне разумными и при умелом проведении их в жизнь могли спасти страну, вывести ее из состояния кризиса. Но слишком резкое и энергичное проведение их в жизнь, да еще в столь необычно утопических формах, вызвало сопротивление в стране, породило экономический хаос и расстройство. Возможно, Ван Ман со временем сумел бы все преодолеть и жесткой рукой навести порядок. Однако судьба решила иначе. В 11 г. н.э. своенравная Хуанхэ изменила русло, причем это привело к гибели многих сотен людей, разрушению поселков и городов, затоплению возделываемых полей. Для Ван Мана, который был воспитан в определенных культурно-религиозных традициях, это означало, что Великое Небо недовольно реформами и предупреждает об этом. Ван Ман открыто покаялся и отменил часть изданных указов. Но кризис в стране продолжал углубляться, по всей стране стали вспыхивать стихийные волнения и голодные бунты. Отряды разорившихся общинников, рабов, батраков действовали по всей стране, принимая разные названия – «Зеленого леса», «Медных коней», «Больших пик», «Железных голеней», «Черных телят» и др. Особый размах имело движение «Красных бровей», развернувшееся с 18 г. в Шаньдуне (именно этот район больше всего пострадал от последствий наводнения). В результате восстания в 23 г. Ван Ман был убит и буквально растерзан. После борьбы за престол власть перешла к отпрыску ханьского дома – Лю Сю (императорское имя – Гуан У-ди) – 25-57 гг.

Если посмотреть на этот период с точки зрения демографической статистики, то увидим следующее. Во 2 г. н.э. в Китае была проведена перепись, согласно которой в стране насчитывалось 59.594.978 человек или 12.233.612 дворов. В начале правления следующей династии – Младшей Хань – перепись зарегистрировала в стране лишь 21 млн. человек (следует учитывать, что это только податное население).
^ 4. Младшая династия Хань

Гуан У-ди начал свое правление подавлением движения повстанцев, что удалось ему сделать к 29 г. Но все же мощнейшее в истории Китая движение «Краснобровых» привело к некоторому облегчению положения простого люда. Это выразилось и в конкретных действиях Гуан У-ди, который:

  • освободил всех государственных рабов и часть частных;

  • принял меры по смягчению положения оставшихся рабов (отменил клеймение, право хозяина на убийство раба и др.);

  • активно восстанавливал систему дамб и ирригационных сооружений;

  • упорядочил денежное обращение, пытаясь ликвидировать последствия предыдущих денежных реформ;

  • уменьшил налоги;

  • поощрял земледелие и шелководство;

  • бедноте выделял на льготных условиях государственные поля, в том числе и земли опальных «сильных домов».

Все эти меры дали результаты и экономика страны стала постепенно восстанавливаться. Вслед за ней стабилизировалась внутренняя и внешняя политика, что проявилось, в частности, в отражении набегов сюнну и открытии вновь в 73 г. Великого шелкового пути.4 Столицей империи стал Лоян.5

Проведенная перепись населения показала прирост – с 21 млн.человек в начале правления Младшей Хань до 53 млн. человек через 80 лет. Однако эта стабилизация продолжалась недолго и с начала II в. положение в стране стало заметно ухудшаться. В руках немногих крупнейших землевладельцев вновь стали скапливаться несметные богатства, а масса мелких и средних собственников нищала. В политическом отношении упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими «временщиками» и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно снижалась, а вместе с тем сокращались и налоговые поступления в казну. Создавшееся положение многие политические деятели рассматривали как катастрофу для государства и связывали ее с распространением товарно-денежных отношений. В докладах на высочайшее имя появились советы запретить деньги и изъять металлическую монету из обращения.

Число налогоплательщиков сокращалось, казна теряла доходы, на оставшихся выпадали более тяжелые налоги и повинности. Сокращение налогоплательщиков не означало их физической гибели, это была гибель «гражданская», так как они отдавали себя под покровительство «сильных домов», то есть частных лиц. Из подданных государства, его свободных граждан, попавшие в зависимость (из-за долгов) люди превращались в лично- и поземельно-зависимых, выпавших из налогообложения. Поместья «сильных домов» все в большей мере становились экономически замкнутыми, товарно-денежные отношения пришли в упадок, городская жизнь замирала. В начале 20-х гг. III в. во многих местах монета была отменена, и средством обмена стал шелк или зерно. Из-за дезорганизации центрального аппарата прекратились регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Бюрократический аппарат, выросший до колоссальных размеров разъедался коррупцией и стал самодовлеющей силой, поглощающей все доходы государства.

В этой обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось мощное общественное движение, известное как восстание «желтых повязок». Это движение готовилось планомерно в течение 10 лет религиозной сектой даосского толка «Путь Великого благоденствия». Руководил сектой, а затем восстанием Чжан Цзюэ. В своих проповедях он назвал точную дату – 4 апреля 184 г., когда на земле наступит эра благоденствия. В этот день, по его предсказанию, погибнет «Синее Небо», то есть династия Хань, и воцарится «Желтое Небо» (то есть царство справедливости). В качестве символа восставшие носили желтые повязки. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории страны, создали 36 религиозных центров. Проповеди-воззвания обещали всем избавление от страданий и счастье в самом ближайшем будущем. Это, конечно, привлекало толпы восставших. Велась организованная военная подготовка и количество бойцов доходило до 360 тысяч. Есть данные, что 2/3 страны находились под влиянием учения Чжан Цзюэ, поэтому власти опасались арестовывать проповедника, хотя и знали о его роли. Это движение было отлично подготовлено и организовано, в отличие от предыдущих, а также имело свою идеологию. Действия восставших были типичными – они громили правительственные учреждения, уничтожали представителей власти как представителей вселенского зла. Это восстание является своеобразным рубежом в истории Китая, так как уже к 192 г. можно говорить о фактическом исчезновении единства империи. В течение последующих 30 лет ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался авторитетом ханьского дома, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. Формальным завершением Ханьской династии принято считать 220 г., когда Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Похожие:

Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconА. В. Гулин С. Е. Синютина А. Г. Шубина
Учебное пособие для иностранных студентов университетов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» / А. В. Гулин, С. Е. Синютина,...
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconО. А. Шеина, А. Г. Шубина, Н. В. Вервекина методические указания
Учеб метод пособие для студентов мед спец ун-тов / О. А. Шеина, А. г. Шубина, Н. В. Вервекина; Федеральное агентство по образованию;...
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconУчебное электронное пособие для бакалавров и специалистов дневного и заочного отделения
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н. В. Медведев (Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина)
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconУчебное пособие Часть I самара Самарский государственный технический...
Г83 Религиоведение: учеб пособие: в 2 ч. Ч. / В. В. Гридина. – Самара: Самар гос техн ун-т, 2009. с
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской...
Волкова Т. И. Организация, нормирование и оплата труда : Курс лекций / Т. И. Волкова, М. Л. Ершова. – Ч – Кострома : кгту, 2005....
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Магнитогорский...
Отечественная история: вопросы и ответы: Учеб пособие. Магнитогорск: мгту, 2006. – 114 с
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской...
Воронцова, О. Р. Правовая статистика. Практическая часть: учебно-методическое пособие / О. Р. Воронцова, О. Б. Садовская. – Кострома:...
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconНовая история японии
Федеральное агентство по образованию гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
Учебное пособие Тамбов 2005 федеральное агентство по образованию тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина о. П. Жалменова iconКафедра акушерства и гинекологии
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тамбовский государственный университет имени г....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница