Скачать 6.2 Mb.
|
Энциклопедия мировой индустрии СМИ БОЛГАРИЯ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Республика Болгария расположена в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове. Площадь — 111 тыс. км2. Население — 7,7 млн чел. (2004): болгары составляют 83,6%, турки 9,5%, румыны 4,6%, есть небольшие группы армян, цыган, греков, македонцев. Доля городского населения достигает 70%. Столица — София (1,1 млн жителей). Крупные города — Пловдив, Варна, Бургас. Болгария разделена на 28 округов, которые делятся на общины. Государственный язык — болгарский. Денежная единица — лев Болгария — республика с парламентской формой управления. Основной закон — конституция (1991 г.). Президент выполняет представительские функции. Законодательная власть — однопалатное Народное Собрание, избираемое сроком на четыре года. Кабинет министров, утверждаемый парламентом, управляет повседневными делами страны. Болгария — кандидат на вступление в Европейский союз в 2007 г. Национальная валюта - лев. С 1997 г. лев был привязан к немецкой марке, в настоящий момент — к евро. ВВП в 2004 г. составлял 16 987 млрд долл., или 2171 долл. надушу населения. Прямые зарубежные инвестиции в 2004 г. равнялись 2,42 млрд долл., в 2004 г. инфляция достигла 6,1%. Внешний долг страны в 2004 г. составлял 14,5 млрд долл. В 2004 г. безработица находилась на уровне 11,7%. В 2005 г. 85% производившихся в Болгарии товаров относились к разряду низкотехнологичных, 16% ВВП приходилось на теневую экономику. С точки зрения экономической конкурентоспособности страна занимала 86-е место среди 104 стран мира (2004). ^ Отдельного закона о печати в Болгарии нет, рынок печатных СМИ полностью либерализован. Закон о радио и телевидении, принятый в 1998 г. и неоднократно дополнявшийся с того момента, был призван заложить основы рынка в вещательной индустрии. Этот документ установил препятствия для вхождения на рынок капиталов сомнительного происхождения. Согласно статье 105 лицензии не могут быть выданы тем, чьи капиталы не авторизованы. Последний был принят специально для того, чтобы воспрепятствовать выходу на болгарский рынок структур, связанных с криминальными элементами. Не разрешено выдавать ли юридическим лицам, которые нарушили законодательство, препятствущее отмыванию денег или недобросоветсному использованию кредитов. Выдача лицензий на вещание также не должна приводить к возникновению монополии: речь идет об определенных ограничениях для доминирующих на рынке телекоммуникационных операторов или рекламных агентствах. Ограничения на выдачу вещательных лицензий в болгарском законодательстве о СМИ призвано закрыть доступ на медиарынок незаконным и криминальным капиталам. Закон о телекоммуникациях содержит аналогичные положения относительно инвестиционной политики и монопольной власти на рынке. В настоящее время (2006) обсуждается новый вариант закона о вещании, который уже не содержит антимонопольных ограничений. Последние, однако, прописаны в Законе о защите конкуренции принятом в 1998 г. и дополненном в 2003 г. Как и прежде, новое законодательство не предполагает вводить ограничения на иностранную собственность в сфере СМИ. Совет по электронным СМИ — независимый специализированный орган, осуществляющий также надзор за деятельностью радио- и телевизионных операторов. Он был создан в 2001 г. как преемник Национального совета по радио и телевидению. Он состоит из девяти членов, назначаемых по квотному принципу президентом (4 чел.) и парламентом (5 чел.) страны. В 2002 г. была принята поправка к Закону о радио и телевидении; в соответствии с ней на Совет по электронным СМИ и Комиссию по регулированию коммуникаций возложена обязанность выработать стратегию развития вещательной деятельности, на основе которой и должна производиться выдача лицензии. Еще одна организация, контролирующая СМИ, — Государственная инспекция по сообщениям. Она может установить наказание за незаконное радиовещание сроком до 5 лет лишения свободы. Самоорганизация болгарского медиасообщества пока еще невысока. В 1995 г. была создана Ассоциация рекламных агентств Болгарии (АРА), объединяющая в основном иностранные компании, а также болгарские агентства полного цикла. В 1996 г. группа рекламных агентств создала Болгарскую ассоциацию рекламных агентств и специалистов (БАРАС) объединяющую рекламные компании всех видов. Некоторые агентства являются членами обеих ассоциаций. В мае 1997 г. была создана Ассоциация региональных изданий. ^ Медиапотребление в современной Болгарии в целом повторяет общие тенденции мирового рынка СМИ. Ежедневно основное время взрослые болгары отводят просмотру телепередач — 210 мин, 115 мин они слушают радио, 48 мин читают газеты и 36 мин — журналы. Телевидение начало пользоваться наибольшим влиянием уже с конца 1990-х гг. Государственный вещатель Болгарское национальное телевидение (БИТ) - основной источник информации для 81% населения, при этом не более 50% граждан страны регулярно читает газеты. Телевидение является и основным рекламных моносителем: более половины всей болгарской рекламы направляется на ТВ. В медиасистеме страны отчетливо заметны экономические различия между столичными и провинциальными СМИ. Первый пик развития рекламы в болгарских СМИ пришелся на 1995 г., после чего начался продолжительный спад, вызванный экономическими проблемами. Рекламный рынок в 1996 г. оценивался в 50 млн долл., на ТВ приходилось 23,2 млн долл. рекламных расходов, прессу — 14.3 млн долл., радио 5 млн долл.. кабельное телевидение — 1,5 млн долл. Рекламные расходы в 1996 г. составляли 5,95 долл. на человека. Основными рекламодателями в 1990-х гг. были общенациональные и глобальные компании - Булбанк, ДЗИ, БНБ, Coca-Cola, Nestle, Danon. С 1999 г. отмечен новый рекламный рост. Так, в октябре 1999 г. на телевидение и прессу было потрачено 5 327 000 долл., в ноябре — уже 6 097 000 (+16%). Причиной подъема стало не столько увеличение количества новых рекламодателей, сколько усилившаяся активность «старых», начавших продвижение новейших марок своих товаров. Общее развитие экономики Болгарии отражается на состоянии рекласного, и как следствие, медиарынка страны. В последние годы приватизация государственных предприятий, в том числе банков и крупнейшего телекоммуникационного оператора Bulgarian Telecom Company, а также рост иностранных инвестиций стимулируют приток рекламы в СМИ. Главную роль на рекламном рынке Болгарии играют телевидение и пресса. Соотношение их рекламных бюджетов на рубеже XX-XXI вв. составляло 65 к 25%. Доля радио в общем рекламном объеме не слишком значительна, хотя и существенно выросла за последнее десятилетие. По местному радио в основном рекламируются дискотеки, рестораны, услуги такси. В печати рекламируется самый широкий спектр услуг и товаров: от стрижки домашних животных до автомобилей зарубежных производителей. На телевидении преобладает реклама пива, лекарств, косметики и кондитерских изделий. Структура рекламного рынка Болгарии в 2004 г. оставалась типичной для медианндустрии постсоциалистических стран: телевидение забирало львиную долю рекламы — 65,6% ее общего объема, на долю газет приходилось 15,3%, на долю наружной рекламы— 10,2%, на долю журналов — 6,3%, радио — 2,6%.
По объему рекламы в болгарских СМИ к началу 2000 г, на первом месте находились товары глобальной компании Procter & Gamble. За ней следовали другие известные компании — Unilever, Craft Yacobs, Bayersdorf, Elite, LG, Royal Foods, Renault. На болгарском рынке рекламируются главным образом или импортные, или местные товары, но выпускаемые на заводах, находящихся в иностранной собственности. К 2004 г. новыми лидерами среди рекламодателей печатных СМИ стали финансовые компании с участием болгарского и иностранного капитала.
В 1996 г. крупнейшими рекламными агентствами по обороту были отделение Saatchi and Saatchi (около 22 млн долл.) и отделение Young and Rubicam (около 8 млн долл.). В Болгарии уже созвана система постоянного мониторинга расходов на рекламу в прессе, на телевидении и радио. Аудитория СМИ исследуется с помощью панелей и дневников. В 1995 г. для телеизмерений введены в строй первые 200 пиплметров в Софии и еще 50 — в регионах. Социологические, маркетинговые исследования, мониторинга проводят около 10 исследовательских компаний, в том числе Gallup International и Market Test. Концерны Список ведущих медиапредприятий Болгарии, находящиеся в иностранной собственности: в списке 30 ведущих предприятий СМИ 11 — это те, которые находятся в иностранной собственности, причем они и возглавляют список.
Westdeulsche Allgemeine Zeitungsvertagsgesellschaft (WAZ). Основным игроком на болгарском рынке СМИ стала немецкая медиагруппа WAZ: из 11 ведущих болгарских медиакомпаний, находящихся в иностранной собственности 3 принадлежат именно ей. «Медиа холдинг» был создан в 1990 г. вокруг бывшей профсоюзной газеты «Труд». С момента создания компания росла экстенсивно: в начале 1990-х гг. были созданы нишевые издания — развлекательные и юмористические газеты, для автомобилистов, литературно-художественный журнал. В 1996 г. акции холдинга распределялись между 25 акционерами, 23 из которых были его сотрудниками. Экономические проблемы не позволили «Медиа холдингу» удержаться в числе лидеров рынка, и в феврале 1997 г. WAZ приобрела 70% акций компании. Доходы «Медиа холдинга» в 2001 г. составили более 26.4 млн долл. Вторая болгарская компания WAZ— «168 часов» — находится в списке ведущих медиакомпаний страны на третьем месте. Она была приобретена у создателей и первоначальных владельцев — группы бизнесменов и журналистов, которые купили в период приватизации две газеты болгарского комсомола бМладеж» и «Факс» и преобразовали их в ежедневные газеты — успешную «24 часа* и быстро попавшую в кризис «Вра-бец». Однако вследствие экономического кризиса в стране компания «168 часов» в середине 1990-х гг. оказалась на грани банкротства. В августе 1996 г. WAZ приобрел 70% ее акций, оставшаяся часть была куплена в 1997 г. В 2001 г. доходы компании «168 часов» составляли 15,4млндолл. В число пяти крупнейших медиакомпаний Болгарии входит и другая болгарская компания WAZ — издательство «Медиа», объединившее выпуск журналов «Медиа свят», «Хай клуб», «Иде&1ен дом», «За жената». В собственности WAZ находится и типография в г. Варна, что позволяет компании активно продвигаться на рынок региональной прессы. Стратегия WAZwz болгарском медиарынке принципиально не отличается от стратегии немецкой медиагруппы на других восточноевропейских рынках. Она не создает новых медиа продуктов, а ориентируется на существующие местные издания, которые и приобретает. Успех немецкого концерна связан с активной адаптацией своих традиционных продуктов к местным условиям. Дальнейшие планы WAZпредполагают укрепление собственности в журнальном сегменте Болгарии. В начале 2000-х гг. у компании было 15 изданий, выходивших общим тиражом около 550 тыс. экз. (около 80% газетного рынка страны); на долю двух ежедневных газет WAZ— «24 часа» и «Труд» — приходилось до 60% рекламных бюджетов ежедневной прессы (около 1,2 млн долл.). Balkan News Corporation (News Corporation) занимает третью позицию в списке крупнейших медиакорпораций Болгарии. BNC — это дочернее предприятие Р. Мердока в Восточной Европе, ведущее деятельность в секторе аналогового общенационального коммерческого ТВ Болгарии. bTV выиграло лицензию на вещание в 1999 г., в ходе приватизации второго канала государственного ТВ «Ефир 2», победив в первом общенациональном конкурсе и обойдя двух других претендентов с участием шведского медиагиганта Modern Times Group. Условия для компании Р. Мердока оказались чрезвычайно выгодными: bTV практически бесплатно получило частоту, заплатив лишь минимальные арендные и налоговые сборы. Основанием для победы стал заявленный претендентом объем инвестиций в реорганизацию телеканала — 23,3 млн долл. Правда, на начальном этапе связи bTV z News Corporation были совершенно неочевидны: претендентом на частоту была болгарская компания, зарегистрированная несколькими юристами. По слухам, болгарские законодатели знали об истинном происхождении компании, поскольку еще до начала конкурса Р. Мердок писал премьер-министру Болгарии о своих интересах на болгарском рынке СМИ. |
![]() | Цель: Общие сведения о использовании, спецификации. Основные сведения... ... | ![]() | Общие сведения о больном (паспортная часть) |
![]() | А (Болгария) Сербия, а (Константинополь) Болгария, ф (Анкара) Армения,... А (Болгария) Сербия, а (Константинополь) Болгария, ф (Анкара) Армения, а (Смирна) – Константинополь | ![]() | Компьютерные технологии исследования Общие сведения о применении компьютерных и информационных технологий в связях с общественностью |
![]() | №4 Общие сведения о вооружении подразделений рэб Ознакомить курсантов с основными типами устройств систем электроснабжения, применяемых в средствах рэп | ![]() | Резюме Общие сведения: Васильев Николай Владимирович Обязанности: Организация подготовки заключений и введение делопроизводства по вопросам в интеллектуальной собственности |
![]() | Лекция №3-4 ... | ![]() | Лекция №3-4 ... |
![]() | Общие сведения о механизации и автоматизации строительства Строительные работы выполняются преимущественно с использованием машин, благодаря их высокой производительности по сравнению с работами,... | ![]() | 1. Региональная информатизация: общие сведения Коммуникационная среда. Сеть Интернет – как инструмент повышения открытости и база для организации удаленного доступа к государственным... |