Программа гак по специальности 021400 журналистика


НазваниеПрограмма гак по специальности 021400 журналистика
страница1/5
Дата публикации27.05.2013
Размер0.73 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3   4   5




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОГРАММА ГАК

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021400 – ЖУРНАЛИСТИКА


Ставрополь 2002



Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета
Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики (специальность 021400 – Журналистика) / Лепилкина О.И., Ежова Е.Н., Панкратов В.А., Завгородний В.С. – Ставрополь: СГУ, 2002. - 51 с.

Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики предназначена для студентов 5 курса дневного и заочного обучения специальности «журналистика».
Составители: Лепилкина О.И., кандидат филологических наук, доцент

Ежова Е.Н., кандидат филологических наук, доцент

Панкратов В.А., кандидат исторических наук, доцент

Завгородний В.С., ст. преп.
Научный редактор: Серебряков А.А., кандидат филологических наук, доцент

© Издательство Ставропольского государственного университета, 2002

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговый государственный экзамен по специальности 021400 «Журналистика» – завершающий этап подготовки специалиста мас­сового коммуницирования, способного действовать как в печатной, так и электронной прессе.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта государственный экзамен включает вопросы, касающиеся:

  • истории развития отечественных и зарубежных средств массовой информации, фундаментальных положений теории журналистики и профессиональной журналистской деятельности, социологии и психологии журналистики, правового и этического регулирования в сфере СМИ, организационных и экономических основ их деятельности, а также современной практики журналистики;

  • теории и практики средства информации (телевидения, радиовещания и т.д.), а также области журналистской деятельности (в соответствии со специализацией выпускника).

Выпускной экзамен предполагает также проверку умения выпускника решать профессионально-практические задачи, соответствующие уровню подготовки специалиста.

Структура и содержание программы согласуются с требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму знаний, умений и навыков, отражают логику и принципы овладения профессией журналиста.

Отбор конкретного содержания программы в рамках вопросов, вынесенных на экзамен, основывался на принципе концентрического вычленения основополагающих знаний соответственно в методологической, общетеоретической и практико-ориентированной сферах журналистики как науки и области практической деятельности.

Следуя заявленному выше подходу, программа содержит вопросы, призванные диагностировать владение теоретическими основами журналистики, а также понимания особенностей развития современных отечественных СМИ, формирования системы средств массовой инфор­мации, их ти­по­логии, знание опыта крупнейших мастеров пуб­лицистики. Ряд практико-ориентированных вопросов требует от будущего специалиста проявления профессиональной компетентности, умения трансформировать общие законы и закономерности.

В процессе ответов на вопросы следует показать владение понятийно-терминологическим аппаратом, знание основных теоретических постулатов, законов, закономерностей, противоречий, важно выделить их место и роль в развитии СМИ, показать возможности их применения и учета в журналистской практике.

Билеты итогового комплексного экзамена включают в себя 3 вопроса и сформированы таким образом, что первые два вопроса носят общепрофессиональный характер, в том числе один – по истории отечественной или зарубежной журналистики, а третий связан с журналистской специализацией выпускника.
Критерии оценки знаний студентов

Оценка «отлично» выставляется студентам, которые

  • обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

  • демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

  • способны творчески применять знания теории к решению задач профес­сионального характера;

  • владеют понятийным аппаратом;

  • демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

  • подтверждают теоретические постулаты примеры из журналистской практики.


Оценка «хорошо» выставляется студентам, которые

  • обнаруживают знание программного материала;

  • усвоили основную и наиболее важную дополнительную литературу;

  • способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

  • допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.


Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые

  • обнаруживают знания основного программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

  • в целом усвоили основную литературу;

  • способны применять знание теории к решению задач профессионального ха­рак­тера;

  • допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета и при выполнении практических заданий.


Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, которые

  • обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного ма­те­риала;

  • допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;

  • демонстрируют незнание теории и практики журналистики.


^ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ


  1. Журналистика как система средств массовой информации.

История формирования системы средств массовой инфор­ма­ции. Объективные факторы. Учет информационных потребностей об­ще­ст­ва. Законы информационного рынка.

Целостный характер системы средств массовой информации, ее динамика, критерии оптимальности, закономерности развития, прин­­ци­пы самоорганизации. Совокупность информационных отно­ше­ний в об­ществе. Компоненты системы средств массовой инфор­ма­ции, их ко­ординация, субординация, корреляция, совместимость, де­термина­ция. Структура системы средств массовой информации как способ связи ее компонентов. Типологические группировки СМИ.

Подсистемы системы журналистики. Экономическая, редак­цион­ная, информационная подсистемы. Кооперация и координация внут­ри подсистем периодических изданий и эфирных программ. Инфор­ма­ци­онные «ниши», типологические поиски и решения в процессе развития системы СМИ.

Государственная политика по совершенствованию системы средств массовой информации. Официальные структуры, взаимо­дей­ст­вующие с периодической и электронной прессой.


  1. ^ Функции журналистики.

Совокупность задач, прав и обязанностей журналистики. Вза­и­мо­связь понятий «цель», «средства», «деятельность», «резуль­тат». Их диалектическое единство, смысловая автономность. Со­держание ин­формационных контактов, их соответствие пред­наз­на­че­нию жур­на­листики.

Функции журналистики в системном единстве. Их взаимо­дейст­вие, смысловое сочетание.

Социальные функции. Социально-психологические функции. Об­­ще­психологические функции. Справочно-информационные функ­ции. Рекламная служба в периодической печати, электронной прессе. Спе­цифические черты, особенности, принципиальные различия.


  1. ^ Принципы журналистики.

Принципы журналистики как общие правила и нормы инфор­ма­ционной деятельности. Их сущность и механизм действия, теоретико-методическое обоснование. Идейно-гносеологические, организа­цион­но-правовые, социально-гражданские факторы. Проблема верности принципам. Историческая динамика принципов. Принципы как основа со­циально-политического анализа явлений объективной дейст­ви­тель­ности.

Основополагающие принципы журналистики. Их система. Влия­ние объективных законов журналистики на формирование принципов. Правовая нормативность и декларативность отдельных принципов.

Принципиальность в условиях политического плюрализма. Лож­ные формы принципиальности (демагогическая, догматическая). Не­до­статок принципиальности, беспринципность. Необходимость соци­аль­ного диалога в поисках взаимоприемлемых решений. Прин­ци­пи­аль­ность и требования толерантности, гибкости, компромисса. Гра­ницы допустимого. Возможности трансформации принципов в ре­зультате диалога.


  1. ^ Социальная позиция журналиста.

Журналист как субъект социальных отношений и профес­сио­нальной деятельности. Объективные и субъективные основания про­цесса формирования личной позиции. Отношение к менталитету. Ми­ровоззрение, убеждения. Журналист как носитель ценностей и ин­те­ресов социальных групп (классовых, религиозных, конфес­сио­наль­ных, возрастных и т.д.).

Социальная позиция как отношение к настоящему, пред­став­ле­ние о желаемом будущем, путях и средствах достижения перспек­тивной цели. Факторы формирования внутреннего мира личности жур­­на­листа. Умение соотносить индивидуальный опыт с общепро­фес­сиональным. Самостоятельность решений, пределы творческой авто­номии.

Социальная позиция как выражение профессиональной куль­ту­ры. Отношения журналиста с аудиторией. Процессы интуитивного (не­осознанного), слабо осознанного, сознательного формирования со­циаль­ной позиции.

Содействие общественному прогрессу. Критика отживающих яв­лений, поддержка ростков новой цивилизации. Ощущение точности выб­ранного курса. Чувство удовлетворенности как результат прак­ти­ческой реализации социальной позиции.


  1. ^ Концепция свободы печати.

Возникновение лозунга «свободы печати». Исторические и эко­номические предпосылки. Геополитические, национальные, соци­аль­ные, морально-нравственные характеристики. Своеобразие понятий «свобода печати» и «свобода средств массовой информации», их диа­лектическое развитие. Общечеловеческое право на ком­муни­ка­цию.

Экономические предпосылки свободной деятельности газет, жур­­налов, других периодических изданий, а также радио и теле­ви­дения. Государственная поддержка средств массовой информации.

Правовые гарантии свободы печати, этапы их исторического раз­вития. Авторитарная концепция свободы средств массовой ин­фор­­ма­ции, концепция полной свободы, концепция ответственной сво­боды.

Социально-творческий аспект свободы журналистской деятель­но­сти. Свобода выбора гражданской позиции. Учет требований про­фес­сиональной этики. Зависимость журналиста от условий трудового контракта, установок учредителя, издателя, редакции. Творческий по­тенциал журналиста и мера свободы журналистской деятельности.


  1. ^ Средства массовой информации в современной структуре социальных институтов.

Социальные институты гражданского общества, их много­обра­зие, функциональные особенности, властные полномочия. Место средств массовой информации среди социальных институтов, их уча­стие в социальном управлении. Своеобразие коммуникационной дея­тельности в условиях тоталитарного и демократического го­су­дарств.

Социальные институты как учредители средств массовой ин­фор­мации. Положение официального информационного органа со­циаль­­ного института. Независимые от социальных институтов перио­ди­че­ские издания и эфирные программы, их тематическое про­стран­ство, расчетная аудитория, социальная позиция.

Положение журналистики как «четвертой власти». Условность тер­мина «четвертая власть». Коварство маски «властелина». Жур­на­ли­стика как социально-контрольный институт. Связь с формиро­ва­ни­ем общественного мнения при отсутствии у СМИ директивных пол­но­мочий. Общественно-политическая проблематика в печатной и эфир­ной прессе.

Роль авторитета и популярности региональных средств массо­вой информации. Усиление их роли как социального института в мест­ном масштабе. Разделение сфер влияния, взаимодополнение, состязательность, конкурентная борьба.


  1. ^ Журналистика как форма информационной деятельности.

Общество и информация. Развитие массово-информационных контактов на различных этапах истории человечества. Специ­фи­че­ские черты российской массово-информационной практики.

«Информация» - ключевое понятие теории журналистики; обы­ден­ное и научное содержание термина. Типы и виды информации. Мно­­­гозначность использования термина в журналистике. Потен­ци­аль­ная и реальная информация. Поиск, получение, производство и рас­про­­странение информации. Семантика, синтактика, прагматика ин­­фор­мационного сообщения. Новизна информации. Варианты соот­но­ше­ния банальности и оригинальности. Декодируемость и релевант­ность. Условия и критерии информативности.

Сущность массовой информации. Содержание понятия «массо­вая». Количественные и качественные критерии оценки массовой ин­фор­мации, ее своеобразие среди различных видов социальной ин­фор­мации. Свобода массовой информации. Информационная безо­пасность и пресса. Проблема достоверности. Проверка фактического со­держания новостных сообщений. Конфиденциальная информация.

Действительность и ее информационная модель. Дескрип­тив­ные, прескриптивные, валюативные, нормативные элементы инфор­ма­ционного сообщения. Информация и аудитория. Взаимодействие ре­ципиента с информационными потоками. Принятая и отвергнутая информация.

Дезинформация – особый тип информации.

8. Журналистика как профессия.

Генезис журналистской профессии, предпосылки формирования и развития. Место в системе цивилизации и культуре современного информационного и постиндустриального общества. Место и роль в журналистской профессии в современных российских условиях.

Специфика журналистской профессии. Множественность ролей журналиста в процессе функционирования информации в социуме.

Профессиограмма – модель профессии и её составляющие в применении к журналисту: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Множественность функций журналистики, обусловленная задачами регуляции и саморегуляции социальных субъектов. Разнообразие объектов отражения и содержательное наполнение профессии. Круг служебных обязанностей. Источники информации. Отношения с учредителем, аудиторией, нештатным активом.

Условия, режим, характер и ритм труда. Особенности и парадоксы профессии. Её специализация.


  1. ^ Журналистика как творческая деятельность.

Специфические особенности журналистского творчества, его связь с постоянно действующей системой социальной ориентации об­щества. Производственный цикл, учет требований графика работы. Кол­лективное и индивидуальное творчество. Распределение обя­зан­ностей в редакции. Взаимодополнение и взаимозаменяемость.

Виды творческой деятельности в журналистике. Типы твор­че­ской деятельности в журналистике. Типология творческих индиви­ду­аль­­но­стей. Взаимоотношение логического и психологического в жур­налист­ском творчестве. Природа интуиции. Жанры публицистики, их харак­те­ристика. Проблемно-тематическая направленность деятель­ности средств массовой информации.

Познавательно-утверждающая, критическая, полемическая, про­б­­лемная стороны творческой деятельности в журналистике. Под­бор фактов, их интерпретация, система аргументации. Толерантность и компромисс, толерантность и переубеждение.

Методология журналистского творчества. Эффективное исполь­зо­вание первоначальных источников информации. Своеобразие ра­боты в редакциях периодических изданий, радио и телевидения.


  1. ^ Методика журналистского наблюдения.

Ощущения, восприятия, понятия. Систематичность, целенаправленность, последователь­ность в журналистском наблюдении.

Подготовленные и не­под­го­товленные наблюдения. Кратковременные и длительные, прямые и косвенные, открытые и скрытые наблюдения. Включенные и не­включенные на­блюдения.



  1. ^ Журналистская работа с документами.

Разнообразие журналистской работы с документами по типу фиксации, авторству, степени близости к объекту отображения, ис­точ­никам происхождения.

Надежность и достоверность документа. Спо­собы проверки документов, их «внешняя» и «внутренняя» оценка. Пер­вичность и вторичность документов.


  1. ^ Результативность журналистской деятельности.

Целевые задачи журналистики. Факторы порождения инфор­ма­ционного текста. Функциональные, дисфункциональные, нефункцио­нальные, афункциональные виды результатов. Учет запросов, пред­поч­тений, интересов аудитории. Возможности информатора.

Типы результативности. Влияние СМИ на сознание и поведение массовой аудитории. Творческие факторы повышения эффек­тивно­сти информационных сообщений (логические, психологические). Па­ра­док­сы эффективности журналистской деятельности. Воздействие печат­ной и электронной прессы на различные социальные институты. Обо­сно­ванность, конструктивность, реалистичность оценки их дея­тель­но­сти в средствах массовой информации. Организаторские функ­ции жур­налистики, связанные с повышением действенности публикаций. Проблема правового регулирования реакции социаль­ных институтов на выступления средств массовой информации.

Журналист как субъект результативной творческой дея­тель­но­сти.


  1. ^ Взаимодействие журналистики и массового сознания.

Массовое сознание как тип общественного сознания. Структура массового сознания, учитываемая в процессе коммуницирования. Ми­­ровоззрение, миросозерцание, историческое сознание, об­ще­ст­вен­ное мнение и средства массовой информации. Массовое соз­на­ние и мен­талитет.

Место и роль журналистики в формировании отдельных компо­нентов массового сознания. Сущность идеологической деятельности журналистики. Аксиологический характер журналистского творчества. Эстетические, нравственные, моральные ценности в публи­цисти­че­ском осмыслении.

Интеграция индивидуальных мнений в коллективное при по­сред­ничестве периодической печати, радио и телевидения. Базовая функ­ция средств массовой информации по отношению к общест­вен­ному мнению. Особенности взаимодействия журналистики с раз­лич­ными компонентами массового сознания.

Массовая культура и массовое сознание. Стандартизация норм поведения, ценностей, идеалов, формирование обезличенного «мас­со­вого» человека. Шаблоны и трафареты мышления безликой пос­ред­ственности: роль средств массовой информации в расширении мас­штабов этого явления, журналистские меры, способствующие его ог­раничению, сужению, искоренению.

  1. ^ Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.

Журналистика и общественное мнение, их взаимодействие. От­ношение прессы к зарождению, развитию, изменениям общест­вен­ного мнения. Базовая функция коммуницирования. Значение глас­но­сти в формировании общественного мнения. Принцип убеждения. От­но­ше­ния управления – связующее звено между СМИ и общест­вен­ным мне­нием. Единодушие общественного мнения и пресса. Плюра­листич­ность общественного мнения и СМИ.

Выражение общественного мнения как потребность и интересы аудитории читателей. Исторический опыт выражения и формирования общественного мнения в прессе. Выражение и формирование общественного мнения средствами периодики: методы, формы, жанры. Стереотипы и установка: их роль в журналистике.

Журналист как лидер мнения. Газеты и журналы в оценках и мнениях читательской аудитории. Общественное мнение как инструмент изучения СМИ. В ключе общественного мнения: анализ журналистских материалов и отдельных изданий. Молва, слухи в сфере общественного мнения и в журналистике.


  1. ^ Редакция и аудитория: формы взаимодействия.

Понятие «аудитория». Ее составляющие. Потенциальная и расчетная аудитории.

Редакция и аудитория. Демографические, национальные, рели­ги­озные, политические характеристики аудитории. Расширение ре­альной аудитории за счет расчетной и потенциальной. Взаи­мо­понимание между редакцией и аудиторией. Манипулятивный путь воз­действия СМИ на аудиторию.

Современные приемы, методы, формы, используемые в сред­ст­вах массовой информации, для привлечения внимания читателей и воздействия на их сознание. Понятие дей­ст­венности СМИ. Эффективность воздействия на аудиторию. Особенности подхода к аудитории. Виды и способы захвата внимания. Удовлетворение ее потребностей.

Этические проблемы манипуляции аудиторией (привлечение аудитории обманом, ложные посулы, демагогия, популистские обещания, использование аудитории как орудия достижения своих целей).

Взаимодействие социально-политических позиций СМИ и аудиторных ориентаций. Отличительные содержательные свойства. Борьба между СМИ за исключительное влияние на общественность.

Три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории: «лобовой», «хвостистский», «реалистический». Степени эффективности информационной деятельности при использовании этих путей.


  1. ^ Журналистика и власть.

Государственная власть и журналистика. Отношения руководст­ва, господства, подчинения. Законодательство и пресса.

Положение жур­налистики в условиях тоталитарных, автократических, демокра­ти­ческих режимов.

Контроль СМИ за действиями органов власти, в том числе законодательной, исполнительной, судебной.

Политическая власть и журналистика. Экономическая власть и журналистика.


  1. ^ Журналистика как институт демократии.

Свобода печати и власть народа. Анализ инакомыслия, выбор прин­ципиальной линии поведения журналиста. Взаимодействие средств массовой информации в условиях политического плю­ра­лиз­ма. Толерантность. Диалог как цивилизованный способ поиска взаи­мо­­приемлемых решений. Дифференциация периодических изданий и эфирных программ. «Левые», «правые», «центристские» идеологии: их взаимосвязь и взаимозависимость. Влияние идей сторонников эво­люционизма, радикализма, экстремизма в журналистской среде. Про­б­лемы самоуправления общества и пресса.
^ 18. Влияние господствующей морали на журналистику.

Эстетические потребности и идеалы, формируемые коммуни­ци­рованием в соответствии с требованиями господствующей морали. Влия­ние на публицистические ориентиры политических отношений, идеологических концепций, правовых норм и т.д. Взаимоотношение журналистики с государственными и негосударственными инсти­ту­та­ми. Журналистика «левых», «правых», «центристов» и господст­вую­щая мораль. Периодические издания, эфирные программы раз­лич­ной поли­тической направленности в условиях демократического об­ще­ства. Характер их взаимоотношений. Критерии оценки инфор­ма­ци­он­ного курса печатных органов, эфирных программ.


  1. ^ Правовые основы российской журналистики.

Журналистская деятельность в правовом государстве. Консти­ту­ционные положения, законодательные и подзаконные акты о СМИ. Юри­дические запреты, обязывания, дозволения в сфере журна­лист­ского творчества. Юридическая компетентность журналиста, его пра­восознание. Преследования за злоупотребление профессио­наль­ны­ми правами.

Правовое регулирование свободного рынка идей. Форми­ро­ва­ние массово-информационного права. Юридические аспекты отно­ше­ний «государство и журналистика», «журналистика и гражданин», «жур­­на­листика и социальные институты» и т.д.

Учредительные документы, регулирующие деятельность редак­ций СМИ. Права аудитории и социальных институтов как объектов публикаций.

Авторское право в журналистике. Его объекты. Первичные и вто­­ричные литературные произведения. Неимущественные и иму­щест­вен­ные права автора. Санкции за плагиат. Государственные ор­ганы по охране и использованию авторских прав.

Законодательство о защите прав человека и журналистика. От­ветственность журналиста за нарушение прав личности, клевету, ос­корбление, оговор, незаконное получение информации, публикацию не­проверенных сведений и т.д.

Международное право и журналистика. Тенденции развития мас­­сово-информационного законодательства во всемирном мас­шта­бе.


  1. ^ Философские проблемы журналистики и политический плюрализм.

Пресса и общественное сознание. Мировоззрение, миросо­зер­ца­ние, убеждения. Материализм и идеализм в журналистике. Учение о бы­тии (онтология), теория познания (гносеология), логика, этика, эс­те­тика в практике массового коммуницирования.

Журналистский анализ противоречий. Публицистическая харак­те­ристика единичного и общего, количества и качества. Учет при­чин­но-следственной связи в журналистском творчестве. Содержание и фор­ма. Сущность и явление. Необходимое и случайное. Роль фило­со­фии в соединении журналистики с другими науками.

Философские подходы в журналистике к проблемам социаль­ного бытия. Эстетические идеалы, морально-нравственные нормы и прес­са.


  1. ^ Профессиональные журналистские объединения.

Характеристика Союза журналистов России. Его юрисдикция. Ор­ганизационные принципы. Задачи и функции. Устав Союза журна­ли­стов России. Первичные организации.

Российский профессиональный союз журналистов. Движение «Жур­налистский фонд России».

Общероссийская организация «Медиасоюз».

Ассоциация издателей и главных редакторов. Гильдия парла­мент­ских журналистов. Ассоциация военных журналистов. Ассо­циа­ция журналистов, пишущих на правоохранительную тематику. Ассо­циация русскоязычных журналистов в Закавказье. Лига малой прес­сы. Совет по делам ветеранов журналистики. Ассоциация журна­ли­стов Крыма, Севастополя, Краснознаменного Черноморского флота. Ассоциация преподавателей и исследователей журналистики. Меж­дународная ас­социация молодых журналистов «Асмо-пресс».

Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Про­фес­сиональная (международная) карточка журналиста.

Международная деятельность Союза журналистов России.


  1. ^ Профессиональная этика журналиста.

Профессиональная этика как наука и проблема практики. Место профессиональной морали в структуре профессиональной деятельности. Журналистская этика. Возникновение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества: характеристика основных этапов. Общие принципы нравственного поведе­ния журналиста, его профессиональный долг. Самоопределение профессионального долга как аспект профессионального становления журналиста. Профессиональная ответственность и профессиональная совесть. Журналистская общ­но­сть, нормы корпоративности. Охрана чести и достоинства жур­на­листа. Профессионально-этические принципы журналиста. Употребление понятия «принцип» в этических кодексах и декларациях международного журналистского сообщества. Профессионально-этические нормы журналистского поведения, регулирующие отношение журналиста с аудиторией, с источниками информации, с действующими лицами публикаций и программ, с коллегами и представителями власти. «Декларация принципов поведения журналистов» Международной федерации журналистов. «Кодекс этических норм» общества профессиональных журналистов. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» Союза журналистов России. «Декларация» московской хартии журналистов. Правила и нормы поведения хартии телерадиовещателей. «Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений» кодекса профессиональной этики российского журналиста.


  1. ^ Принципы профессионального журналистского общения.

Профессиональное журналистское общение: сущность и отличительные черты. Его функцио­наль­ность и надфункциональность.

Методы интервью, беседы, опроса, ан­кетирования. Характер задаваемых журналистом вопросов, их ви­ды и типы. Этические аспекты журналистского общения.


  1. ^ Журналистика и конфликтология.

Место и значение конфликта в социальных противоречиях, отражаемых средствами массовой ин­фор­мации.

Конфликт как основа содержания журналистского про­из­ве­де­ния. Публицистические оценки конфликтной ситуации и инци­дента, их зависимость от видов и типов конфликтов. Онтологические конфликты и журналистика. Художественные конфликты и СМИ.


  1. ^ Экономика и журналистика.

Двойственная природа журналистской информации. Законо­мер­ности воспроизведенного потребления и информационный рынок. Ду­ховное и товарное производство в процессе коммуницирования. Влия­­ние экономической конъюнктуры на средства массовой ин­фор­мации. Учет требований закона стоимости. Саморегулирование про­цесса фор­мирования массовых коммуникаций.

Свобода печати и экономика. Проблема акционирования СМИ.

Рыночная экономика и СМИ. Обобщение положительного опыта в экономике с помощью журналистики. Возможности и ограничения. Коммерческая тайна.

Рынок рекламных услуг и журналистика. Сочетание печатной и эфирной рекламы, использование специфических приемов. Доходы от рекламы.

Вовлечение бизнеса и коммерции в сферу массовой комму­ни­кации. Влияние финансовых структур на развитие СМИ. Ангажи­ро­ван­ность отдельных периодических изданий, эфирных программ. Открытая и скрытая реклама. Продажа полос номера.

Развитие деловой прессы.
^ 26. Основы редакционно-издательского маркетинга.

Марке­тинго­вые характеристики периодических изданий, эфирных программ. Статус редакции, учредителя, издателя. Их организационные, де­ловые, финансовые взаимоотношения. Отношение к основным и обо­ротным фондам. Право собственности. Редакционный бюджет. Уставной фонд (начальный капитал) издания, его структура, порядок формирования. Ха­рактеристика доходных и расходных статей. Тиражная политика ре­дак­ции периодического издания. Структура тиража. Значение под­пис­ки и розничной торговли. Ценовая политика. Отпускная, ката­лож­ная, психологическая цена.

Задачи редакционно-издательского маркетинга. Учет особенностей информационного рынка. Маркетинговые прогнозы. Использование кредитов. Дотирование, спон­сирование, реклама, коммерческая деятельность.


  1. ^ Психологические барьеры восприятия журналистской информации, пути их преодоления.

Психологические основы журналистского творчества. Каналы мас­совой коммуникации как инструмент психологического воздей­ст­вия. Информационные перегрузки и недогрузки. Публицистические жан­­­ры и психология, их прямая и опосредствованная взаимосвязь. Пси­хологическая культура журналиста.

Психологический контекст восприятия информационного сооб­ще­ния. Значение социальных установок. Стереотипы, предрассудки. Релевантность, плотность, широта, глубина информации. Выделение в тексте основных элементов содержания (правило «фигуры и фона»).

Коммуникативный барьер как психологическое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению.

Психология языка. Привлекательные и непривлекательные сло­ва. Языковой вкус. Знание языковых правил. Социальная заданность понятийного и терминологического аппарата журналиста.
^ 28. Журналистская деонтология.

Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и необходимых для его выполнения свойствах личности. Обучение и самообразование. Значимость систематизированных профессиональных, общегуманитарных, специальных знаний. Области компетенции журналиста и проблема его компетентности. Накопление знаний и профессионального опыта. Научная организация труда. Место в творческом коллективе, взаимодействие с коллегами и взаимозаменяемость.

Ответственность журналиста. Внешние и внутренние её формы: гражданская, юридическая и этическая. Гражданская ответственность и её содержательное наполнение в соответствии с понятием «гражданственность». Готовность к диалогу и компромиссу. Компетентность и добросовестность поиска, обработки и представления к публикации информации. Учёт особенностей аудитории, внимание к её потребностям, запросам, интересам. Юридическая ответственность журналиста. Права и обязанности по закону. Свобода творчества и его юридические границы. СМИ и охрана тайн, секретов. Авторское право, ответственность за плагиат.

Этическая ответственность журналиста. Понятия профессиональной этики, сочетание её с деонтологией. Принципы, нормы, правила поведения журналиста в различных областях служебной деятельности. Этические кодексы в СМИ, контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушения. Журналистский этикет. Творческие, профсоюзные, клубные и другие корпоративные связи и отношения в журналистском корпусе.


  1. ^ Публицистический стиль речи в СМИ.

Стилеобразующие факторы. Экстралингвистические признаки. Языковые характеристики. Стилевая доминанта. Жанры публицистики. Эволюция жанров и функционально-текстовых норм. Прагматический смысл языковых требований к ораторскому дискурсу.

Экстралингвистические характеристики разговорной речи. Разговорная речь как подсистема языка. Языковые особенности разговорной речи. «Картина мира» в разговорной речи. Жанры разговорной речи. Структура связного сообщения в разговорной речи. Употребление разговорной речи в СМИ.
^ 30. Интернет в работе журналиста.

Интернет как источник информации и средство ее распространения. Способы получения и способы поиска информации в Интернет для журналиста. Характеристика медийного сектора Рунета (классификация электронных ресурсов, относящихся к Интернет-СМИ, перспективы их развития). Сетевые издания. Электронные версии печатных изданий. Сайты телерадиокомпаний в Интернете. Правовые аспекты деятельности журналиста в Интернет.
Литература
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведение переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995.

4. Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость. М., 1995.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.,1991

6. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия современной российской журналистики. Т. 1-2. – М., 1998.

7. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 2000.

8. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М., 1999.

9. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации.

10. Звягинцев А.В. Социология и психология в журналистике. Учебное пособие. Ставрополь 2000.

11. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.

12. Капылов В.А. Информационное право. М., 1997.

13. Кин Дж.. Средства массовой информации и демократия. М., 1993.

14. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

15. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М., 1997.

16. Конституция РФ. Закон о средствах массовой информации.

17. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб.,1995.

18. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 1999.

19. Ломберт Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.

20. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996.

21. Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993.

22. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. – М., 1998.

23. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,1998.

24. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

25. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 1996.

26. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994.

27. Шкондин М.В. Печать: основы организации и управления. М., 1982.

28. Шкондин М.В. Система средств массовой информации. М., 1999.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа гак по специальности 021400 журналистика iconПрограмма дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности...
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconПрограмма гэк по специальности «журналистика»
Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconПрограмма гэк по специальности «журналистика»
Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconПрограмма гэк по специальности «журналистика»
Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconПрограмма гэк по специальности «журналистика», специализация «телевидение и радиовещание»
Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconЖурналистика
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в...
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Программа гак по специальности 021400 журналистика iconГак В. Г. Высказывание и ситуация // Гак В. Г. Языковые преобразования....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница