Скачать 0.73 Mb.
|
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики (специальность 021400 – Журналистика) / Лепилкина О.И., Ежова Е.Н., Панкратов В.А., Завгородний В.С. – Ставрополь: СГУ, 2002. - 51 с. Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики предназначена для студентов 5 курса дневного и заочного обучения специальности «журналистика». Составители: Лепилкина О.И., кандидат филологических наук, доцент Ежова Е.Н., кандидат филологических наук, доцент Панкратов В.А., кандидат исторических наук, доцент Завгородний В.С., ст. преп. Научный редактор: Серебряков А.А., кандидат филологических наук, доцент © Издательство Ставропольского государственного университета, 2002 ^ Итоговый государственный экзамен по специальности 021400 «Журналистика» – завершающий этап подготовки специалиста массового коммуницирования, способного действовать как в печатной, так и электронной прессе. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта государственный экзамен включает вопросы, касающиеся:
Выпускной экзамен предполагает также проверку умения выпускника решать профессионально-практические задачи, соответствующие уровню подготовки специалиста. Структура и содержание программы согласуются с требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму знаний, умений и навыков, отражают логику и принципы овладения профессией журналиста. Отбор конкретного содержания программы в рамках вопросов, вынесенных на экзамен, основывался на принципе концентрического вычленения основополагающих знаний соответственно в методологической, общетеоретической и практико-ориентированной сферах журналистики как науки и области практической деятельности. Следуя заявленному выше подходу, программа содержит вопросы, призванные диагностировать владение теоретическими основами журналистики, а также понимания особенностей развития современных отечественных СМИ, формирования системы средств массовой информации, их типологии, знание опыта крупнейших мастеров публицистики. Ряд практико-ориентированных вопросов требует от будущего специалиста проявления профессиональной компетентности, умения трансформировать общие законы и закономерности. В процессе ответов на вопросы следует показать владение понятийно-терминологическим аппаратом, знание основных теоретических постулатов, законов, закономерностей, противоречий, важно выделить их место и роль в развитии СМИ, показать возможности их применения и учета в журналистской практике. Билеты итогового комплексного экзамена включают в себя 3 вопроса и сформированы таким образом, что первые два вопроса носят общепрофессиональный характер, в том числе один – по истории отечественной или зарубежной журналистики, а третий связан с журналистской специализацией выпускника. Критерии оценки знаний студентов Оценка «отлично» выставляется студентам, которые
Оценка «хорошо» выставляется студентам, которые
Оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, которые
^
История формирования системы средств массовой информации. Объективные факторы. Учет информационных потребностей общества. Законы информационного рынка. Целостный характер системы средств массовой информации, ее динамика, критерии оптимальности, закономерности развития, принципы самоорганизации. Совокупность информационных отношений в обществе. Компоненты системы средств массовой информации, их координация, субординация, корреляция, совместимость, детерминация. Структура системы средств массовой информации как способ связи ее компонентов. Типологические группировки СМИ. Подсистемы системы журналистики. Экономическая, редакционная, информационная подсистемы. Кооперация и координация внутри подсистем периодических изданий и эфирных программ. Информационные «ниши», типологические поиски и решения в процессе развития системы СМИ. Государственная политика по совершенствованию системы средств массовой информации. Официальные структуры, взаимодействующие с периодической и электронной прессой.
Совокупность задач, прав и обязанностей журналистики. Взаимосвязь понятий «цель», «средства», «деятельность», «результат». Их диалектическое единство, смысловая автономность. Содержание информационных контактов, их соответствие предназначению журналистики. Функции журналистики в системном единстве. Их взаимодействие, смысловое сочетание. Социальные функции. Социально-психологические функции. Общепсихологические функции. Справочно-информационные функции. Рекламная служба в периодической печати, электронной прессе. Специфические черты, особенности, принципиальные различия.
Принципы журналистики как общие правила и нормы информационной деятельности. Их сущность и механизм действия, теоретико-методическое обоснование. Идейно-гносеологические, организационно-правовые, социально-гражданские факторы. Проблема верности принципам. Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений объективной действительности. Основополагающие принципы журналистики. Их система. Влияние объективных законов журналистики на формирование принципов. Правовая нормативность и декларативность отдельных принципов. Принципиальность в условиях политического плюрализма. Ложные формы принципиальности (демагогическая, догматическая). Недостаток принципиальности, беспринципность. Необходимость социального диалога в поисках взаимоприемлемых решений. Принципиальность и требования толерантности, гибкости, компромисса. Границы допустимого. Возможности трансформации принципов в результате диалога.
Журналист как субъект социальных отношений и профессиональной деятельности. Объективные и субъективные основания процесса формирования личной позиции. Отношение к менталитету. Мировоззрение, убеждения. Журналист как носитель ценностей и интересов социальных групп (классовых, религиозных, конфессиональных, возрастных и т.д.). Социальная позиция как отношение к настоящему, представление о желаемом будущем, путях и средствах достижения перспективной цели. Факторы формирования внутреннего мира личности журналиста. Умение соотносить индивидуальный опыт с общепрофессиональным. Самостоятельность решений, пределы творческой автономии. Социальная позиция как выражение профессиональной культуры. Отношения журналиста с аудиторией. Процессы интуитивного (неосознанного), слабо осознанного, сознательного формирования социальной позиции. Содействие общественному прогрессу. Критика отживающих явлений, поддержка ростков новой цивилизации. Ощущение точности выбранного курса. Чувство удовлетворенности как результат практической реализации социальной позиции.
Возникновение лозунга «свободы печати». Исторические и экономические предпосылки. Геополитические, национальные, социальные, морально-нравственные характеристики. Своеобразие понятий «свобода печати» и «свобода средств массовой информации», их диалектическое развитие. Общечеловеческое право на коммуникацию. Экономические предпосылки свободной деятельности газет, журналов, других периодических изданий, а также радио и телевидения. Государственная поддержка средств массовой информации. Правовые гарантии свободы печати, этапы их исторического развития. Авторитарная концепция свободы средств массовой информации, концепция полной свободы, концепция ответственной свободы. Социально-творческий аспект свободы журналистской деятельности. Свобода выбора гражданской позиции. Учет требований профессиональной этики. Зависимость журналиста от условий трудового контракта, установок учредителя, издателя, редакции. Творческий потенциал журналиста и мера свободы журналистской деятельности.
Социальные институты гражданского общества, их многообразие, функциональные особенности, властные полномочия. Место средств массовой информации среди социальных институтов, их участие в социальном управлении. Своеобразие коммуникационной деятельности в условиях тоталитарного и демократического государств. Социальные институты как учредители средств массовой информации. Положение официального информационного органа социального института. Независимые от социальных институтов периодические издания и эфирные программы, их тематическое пространство, расчетная аудитория, социальная позиция. Положение журналистики как «четвертой власти». Условность термина «четвертая власть». Коварство маски «властелина». Журналистика как социально-контрольный институт. Связь с формированием общественного мнения при отсутствии у СМИ директивных полномочий. Общественно-политическая проблематика в печатной и эфирной прессе. Роль авторитета и популярности региональных средств массовой информации. Усиление их роли как социального института в местном масштабе. Разделение сфер влияния, взаимодополнение, состязательность, конкурентная борьба.
Общество и информация. Развитие массово-информационных контактов на различных этапах истории человечества. Специфические черты российской массово-информационной практики. «Информация» - ключевое понятие теории журналистики; обыденное и научное содержание термина. Типы и виды информации. Многозначность использования термина в журналистике. Потенциальная и реальная информация. Поиск, получение, производство и распространение информации. Семантика, синтактика, прагматика информационного сообщения. Новизна информации. Варианты соотношения банальности и оригинальности. Декодируемость и релевантность. Условия и критерии информативности. Сущность массовой информации. Содержание понятия «массовая». Количественные и качественные критерии оценки массовой информации, ее своеобразие среди различных видов социальной информации. Свобода массовой информации. Информационная безопасность и пресса. Проблема достоверности. Проверка фактического содержания новостных сообщений. Конфиденциальная информация. Действительность и ее информационная модель. Дескриптивные, прескриптивные, валюативные, нормативные элементы информационного сообщения. Информация и аудитория. Взаимодействие реципиента с информационными потоками. Принятая и отвергнутая информация. Дезинформация – особый тип информации. 8. Журналистика как профессия. Генезис журналистской профессии, предпосылки формирования и развития. Место в системе цивилизации и культуре современного информационного и постиндустриального общества. Место и роль в журналистской профессии в современных российских условиях. Специфика журналистской профессии. Множественность ролей журналиста в процессе функционирования информации в социуме. Профессиограмма – модель профессии и её составляющие в применении к журналисту: функции, задачи, объекты, виды деятельности, продукт, результат труда. Множественность функций журналистики, обусловленная задачами регуляции и саморегуляции социальных субъектов. Разнообразие объектов отражения и содержательное наполнение профессии. Круг служебных обязанностей. Источники информации. Отношения с учредителем, аудиторией, нештатным активом. Условия, режим, характер и ритм труда. Особенности и парадоксы профессии. Её специализация.
Специфические особенности журналистского творчества, его связь с постоянно действующей системой социальной ориентации общества. Производственный цикл, учет требований графика работы. Коллективное и индивидуальное творчество. Распределение обязанностей в редакции. Взаимодополнение и взаимозаменяемость. Виды творческой деятельности в журналистике. Типы творческой деятельности в журналистике. Типология творческих индивидуальностей. Взаимоотношение логического и психологического в журналистском творчестве. Природа интуиции. Жанры публицистики, их характеристика. Проблемно-тематическая направленность деятельности средств массовой информации. Познавательно-утверждающая, критическая, полемическая, проблемная стороны творческой деятельности в журналистике. Подбор фактов, их интерпретация, система аргументации. Толерантность и компромисс, толерантность и переубеждение. Методология журналистского творчества. Эффективное использование первоначальных источников информации. Своеобразие работы в редакциях периодических изданий, радио и телевидения.
Ощущения, восприятия, понятия. Систематичность, целенаправленность, последовательность в журналистском наблюдении. Подготовленные и неподготовленные наблюдения. Кратковременные и длительные, прямые и косвенные, открытые и скрытые наблюдения. Включенные и невключенные наблюдения.
Разнообразие журналистской работы с документами по типу фиксации, авторству, степени близости к объекту отображения, источникам происхождения. Надежность и достоверность документа. Способы проверки документов, их «внешняя» и «внутренняя» оценка. Первичность и вторичность документов.
Целевые задачи журналистики. Факторы порождения информационного текста. Функциональные, дисфункциональные, нефункциональные, афункциональные виды результатов. Учет запросов, предпочтений, интересов аудитории. Возможности информатора. Типы результативности. Влияние СМИ на сознание и поведение массовой аудитории. Творческие факторы повышения эффективности информационных сообщений (логические, психологические). Парадоксы эффективности журналистской деятельности. Воздействие печатной и электронной прессы на различные социальные институты. Обоснованность, конструктивность, реалистичность оценки их деятельности в средствах массовой информации. Организаторские функции журналистики, связанные с повышением действенности публикаций. Проблема правового регулирования реакции социальных институтов на выступления средств массовой информации. Журналист как субъект результативной творческой деятельности.
Массовое сознание как тип общественного сознания. Структура массового сознания, учитываемая в процессе коммуницирования. Мировоззрение, миросозерцание, историческое сознание, общественное мнение и средства массовой информации. Массовое сознание и менталитет. Место и роль журналистики в формировании отдельных компонентов массового сознания. Сущность идеологической деятельности журналистики. Аксиологический характер журналистского творчества. Эстетические, нравственные, моральные ценности в публицистическом осмыслении. Интеграция индивидуальных мнений в коллективное при посредничестве периодической печати, радио и телевидения. Базовая функция средств массовой информации по отношению к общественному мнению. Особенности взаимодействия журналистики с различными компонентами массового сознания. Массовая культура и массовое сознание. Стандартизация норм поведения, ценностей, идеалов, формирование обезличенного «массового» человека. Шаблоны и трафареты мышления безликой посредственности: роль средств массовой информации в расширении масштабов этого явления, журналистские меры, способствующие его ограничению, сужению, искоренению.
Журналистика и общественное мнение, их взаимодействие. Отношение прессы к зарождению, развитию, изменениям общественного мнения. Базовая функция коммуницирования. Значение гласности в формировании общественного мнения. Принцип убеждения. Отношения управления – связующее звено между СМИ и общественным мнением. Единодушие общественного мнения и пресса. Плюралистичность общественного мнения и СМИ. Выражение общественного мнения как потребность и интересы аудитории читателей. Исторический опыт выражения и формирования общественного мнения в прессе. Выражение и формирование общественного мнения средствами периодики: методы, формы, жанры. Стереотипы и установка: их роль в журналистике. Журналист как лидер мнения. Газеты и журналы в оценках и мнениях читательской аудитории. Общественное мнение как инструмент изучения СМИ. В ключе общественного мнения: анализ журналистских материалов и отдельных изданий. Молва, слухи в сфере общественного мнения и в журналистике.
Понятие «аудитория». Ее составляющие. Потенциальная и расчетная аудитории. Редакция и аудитория. Демографические, национальные, религиозные, политические характеристики аудитории. Расширение реальной аудитории за счет расчетной и потенциальной. Взаимопонимание между редакцией и аудиторией. Манипулятивный путь воздействия СМИ на аудиторию. Современные приемы, методы, формы, используемые в средствах массовой информации, для привлечения внимания читателей и воздействия на их сознание. Понятие действенности СМИ. Эффективность воздействия на аудиторию. Особенности подхода к аудитории. Виды и способы захвата внимания. Удовлетворение ее потребностей. Этические проблемы манипуляции аудиторией (привлечение аудитории обманом, ложные посулы, демагогия, популистские обещания, использование аудитории как орудия достижения своих целей). Взаимодействие социально-политических позиций СМИ и аудиторных ориентаций. Отличительные содержательные свойства. Борьба между СМИ за исключительное влияние на общественность. Три основных пути поведения журналиста по отношению к аудитории: «лобовой», «хвостистский», «реалистический». Степени эффективности информационной деятельности при использовании этих путей.
Государственная власть и журналистика. Отношения руководства, господства, подчинения. Законодательство и пресса. Положение журналистики в условиях тоталитарных, автократических, демократических режимов. Контроль СМИ за действиями органов власти, в том числе законодательной, исполнительной, судебной. Политическая власть и журналистика. Экономическая власть и журналистика.
Свобода печати и власть народа. Анализ инакомыслия, выбор принципиальной линии поведения журналиста. Взаимодействие средств массовой информации в условиях политического плюрализма. Толерантность. Диалог как цивилизованный способ поиска взаимоприемлемых решений. Дифференциация периодических изданий и эфирных программ. «Левые», «правые», «центристские» идеологии: их взаимосвязь и взаимозависимость. Влияние идей сторонников эволюционизма, радикализма, экстремизма в журналистской среде. Проблемы самоуправления общества и пресса. ^ Эстетические потребности и идеалы, формируемые коммуницированием в соответствии с требованиями господствующей морали. Влияние на публицистические ориентиры политических отношений, идеологических концепций, правовых норм и т.д. Взаимоотношение журналистики с государственными и негосударственными институтами. Журналистика «левых», «правых», «центристов» и господствующая мораль. Периодические издания, эфирные программы различной политической направленности в условиях демократического общества. Характер их взаимоотношений. Критерии оценки информационного курса печатных органов, эфирных программ.
Журналистская деятельность в правовом государстве. Конституционные положения, законодательные и подзаконные акты о СМИ. Юридические запреты, обязывания, дозволения в сфере журналистского творчества. Юридическая компетентность журналиста, его правосознание. Преследования за злоупотребление профессиональными правами. Правовое регулирование свободного рынка идей. Формирование массово-информационного права. Юридические аспекты отношений «государство и журналистика», «журналистика и гражданин», «журналистика и социальные институты» и т.д. Учредительные документы, регулирующие деятельность редакций СМИ. Права аудитории и социальных институтов как объектов публикаций. Авторское право в журналистике. Его объекты. Первичные и вторичные литературные произведения. Неимущественные и имущественные права автора. Санкции за плагиат. Государственные органы по охране и использованию авторских прав. Законодательство о защите прав человека и журналистика. Ответственность журналиста за нарушение прав личности, клевету, оскорбление, оговор, незаконное получение информации, публикацию непроверенных сведений и т.д. Международное право и журналистика. Тенденции развития массово-информационного законодательства во всемирном масштабе.
Пресса и общественное сознание. Мировоззрение, миросозерцание, убеждения. Материализм и идеализм в журналистике. Учение о бытии (онтология), теория познания (гносеология), логика, этика, эстетика в практике массового коммуницирования. Журналистский анализ противоречий. Публицистическая характеристика единичного и общего, количества и качества. Учет причинно-следственной связи в журналистском творчестве. Содержание и форма. Сущность и явление. Необходимое и случайное. Роль философии в соединении журналистики с другими науками. Философские подходы в журналистике к проблемам социального бытия. Эстетические идеалы, морально-нравственные нормы и пресса.
Характеристика Союза журналистов России. Его юрисдикция. Организационные принципы. Задачи и функции. Устав Союза журналистов России. Первичные организации. Российский профессиональный союз журналистов. Движение «Журналистский фонд России». Общероссийская организация «Медиасоюз». Ассоциация издателей и главных редакторов. Гильдия парламентских журналистов. Ассоциация военных журналистов. Ассоциация журналистов, пишущих на правоохранительную тематику. Ассоциация русскоязычных журналистов в Закавказье. Лига малой прессы. Совет по делам ветеранов журналистики. Ассоциация журналистов Крыма, Севастополя, Краснознаменного Черноморского флота. Ассоциация преподавателей и исследователей журналистики. Международная ассоциация молодых журналистов «Асмо-пресс». Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Профессиональная (международная) карточка журналиста. Международная деятельность Союза журналистов России.
Профессиональная этика как наука и проблема практики. Место профессиональной морали в структуре профессиональной деятельности. Журналистская этика. Возникновение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества: характеристика основных этапов. Общие принципы нравственного поведения журналиста, его профессиональный долг. Самоопределение профессионального долга как аспект профессионального становления журналиста. Профессиональная ответственность и профессиональная совесть. Журналистская общность, нормы корпоративности. Охрана чести и достоинства журналиста. Профессионально-этические принципы журналиста. Употребление понятия «принцип» в этических кодексах и декларациях международного журналистского сообщества. Профессионально-этические нормы журналистского поведения, регулирующие отношение журналиста с аудиторией, с источниками информации, с действующими лицами публикаций и программ, с коллегами и представителями власти. «Декларация принципов поведения журналистов» Международной федерации журналистов. «Кодекс этических норм» общества профессиональных журналистов. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» Союза журналистов России. «Декларация» московской хартии журналистов. Правила и нормы поведения хартии телерадиовещателей. «Положение о принципах и системе общественного контроля за соблюдением журналистами положений» кодекса профессиональной этики российского журналиста.
Профессиональное журналистское общение: сущность и отличительные черты. Его функциональность и надфункциональность. Методы интервью, беседы, опроса, анкетирования. Характер задаваемых журналистом вопросов, их виды и типы. Этические аспекты журналистского общения.
Место и значение конфликта в социальных противоречиях, отражаемых средствами массовой информации. Конфликт как основа содержания журналистского произведения. Публицистические оценки конфликтной ситуации и инцидента, их зависимость от видов и типов конфликтов. Онтологические конфликты и журналистика. Художественные конфликты и СМИ.
Двойственная природа журналистской информации. Закономерности воспроизведенного потребления и информационный рынок. Духовное и товарное производство в процессе коммуницирования. Влияние экономической конъюнктуры на средства массовой информации. Учет требований закона стоимости. Саморегулирование процесса формирования массовых коммуникаций. Свобода печати и экономика. Проблема акционирования СМИ. Рыночная экономика и СМИ. Обобщение положительного опыта в экономике с помощью журналистики. Возможности и ограничения. Коммерческая тайна. Рынок рекламных услуг и журналистика. Сочетание печатной и эфирной рекламы, использование специфических приемов. Доходы от рекламы. Вовлечение бизнеса и коммерции в сферу массовой коммуникации. Влияние финансовых структур на развитие СМИ. Ангажированность отдельных периодических изданий, эфирных программ. Открытая и скрытая реклама. Продажа полос номера. Развитие деловой прессы. ^ Маркетинговые характеристики периодических изданий, эфирных программ. Статус редакции, учредителя, издателя. Их организационные, деловые, финансовые взаимоотношения. Отношение к основным и оборотным фондам. Право собственности. Редакционный бюджет. Уставной фонд (начальный капитал) издания, его структура, порядок формирования. Характеристика доходных и расходных статей. Тиражная политика редакции периодического издания. Структура тиража. Значение подписки и розничной торговли. Ценовая политика. Отпускная, каталожная, психологическая цена. Задачи редакционно-издательского маркетинга. Учет особенностей информационного рынка. Маркетинговые прогнозы. Использование кредитов. Дотирование, спонсирование, реклама, коммерческая деятельность.
Психологические основы журналистского творчества. Каналы массовой коммуникации как инструмент психологического воздействия. Информационные перегрузки и недогрузки. Публицистические жанры и психология, их прямая и опосредствованная взаимосвязь. Психологическая культура журналиста. Психологический контекст восприятия информационного сообщения. Значение социальных установок. Стереотипы, предрассудки. Релевантность, плотность, широта, глубина информации. Выделение в тексте основных элементов содержания (правило «фигуры и фона»). Коммуникативный барьер как психологическое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению. Психология языка. Привлекательные и непривлекательные слова. Языковой вкус. Знание языковых правил. Социальная заданность понятийного и терминологического аппарата журналиста. ^ Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и необходимых для его выполнения свойствах личности. Обучение и самообразование. Значимость систематизированных профессиональных, общегуманитарных, специальных знаний. Области компетенции журналиста и проблема его компетентности. Накопление знаний и профессионального опыта. Научная организация труда. Место в творческом коллективе, взаимодействие с коллегами и взаимозаменяемость. Ответственность журналиста. Внешние и внутренние её формы: гражданская, юридическая и этическая. Гражданская ответственность и её содержательное наполнение в соответствии с понятием «гражданственность». Готовность к диалогу и компромиссу. Компетентность и добросовестность поиска, обработки и представления к публикации информации. Учёт особенностей аудитории, внимание к её потребностям, запросам, интересам. Юридическая ответственность журналиста. Права и обязанности по закону. Свобода творчества и его юридические границы. СМИ и охрана тайн, секретов. Авторское право, ответственность за плагиат. Этическая ответственность журналиста. Понятия профессиональной этики, сочетание её с деонтологией. Принципы, нормы, правила поведения журналиста в различных областях служебной деятельности. Этические кодексы в СМИ, контроль за их соблюдением. Ответственность за нарушения. Журналистский этикет. Творческие, профсоюзные, клубные и другие корпоративные связи и отношения в журналистском корпусе.
Стилеобразующие факторы. Экстралингвистические признаки. Языковые характеристики. Стилевая доминанта. Жанры публицистики. Эволюция жанров и функционально-текстовых норм. Прагматический смысл языковых требований к ораторскому дискурсу. Экстралингвистические характеристики разговорной речи. Разговорная речь как подсистема языка. Языковые особенности разговорной речи. «Картина мира» в разговорной речи. Жанры разговорной речи. Структура связного сообщения в разговорной речи. Употребление разговорной речи в СМИ. ^ Интернет как источник информации и средство ее распространения. Способы получения и способы поиска информации в Интернет для журналиста. Характеристика медийного сектора Рунета (классификация электронных ресурсов, относящихся к Интернет-СМИ, перспективы их развития). Сетевые издания. Электронные версии печатных изданий. Сайты телерадиокомпаний в Интернете. Правовые аспекты деятельности журналиста в Интернет. Литература 1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991. 2. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведение переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995. 4. Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость. М., 1995. 5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.,1991 6. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия современной российской журналистики. Т. 1-2. – М., 1998. 7. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 2000. 8. Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М., 1999. 9. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации. 10. Звягинцев А.В. Социология и психология в журналистике. Учебное пособие. Ставрополь 2000. 11. Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997. 12. Капылов В.А. Информационное право. М., 1997. 13. Кин Дж.. Средства массовой информации и демократия. М., 1993. 14. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. 15. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М., 1997. 16. Конституция РФ. Закон о средствах массовой информации. 17. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб.,1995. 18. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 1999. 19. Ломберт Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. 20. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996. 21. Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993. 22. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. – М., 1998. 23. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.,1998. 24. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. 25. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 1996. 26. Сидоров В.А. Политическая культура средств массовой информации. М., 1994. 27. Шкондин М.В. Печать: основы организации и управления. М., 1982. 28. Шкондин М.В. Система средств массовой информации. М., 1999. |
![]() | Программа дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400... Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности... | ![]() | Программа для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с |
![]() | Рабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок... ... | ![]() | Программа гэк по специальности «журналистика» Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор |
![]() | Программа гэк по специальности «журналистика» Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор | ![]() | Программа гэк по специальности «журналистика» Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор |
![]() | Программа гэк по специальности «журналистика», специализация «телевидение и радиовещание» Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией | ![]() | Журналистика Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с | ![]() | Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Гак В. Г. Языковые преобразования.... |