Александр Николаевич Башлачёв


Скачать 86.26 Kb.
НазваниеАлександр Николаевич Башлачёв
Дата публикации06.05.2013
Размер86.26 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Журналистика > Документы
Александр Николаевич Башлачёв – русский поэт, музыкант.



(27 мая 1961 – 17 февраля 1988)

Башлачёв – потеря российской журналистики. «Время колокольчиков» как магистральная тропинка на пути к постижению русской души. Отказ от бардовской традиции в творчестве. Поэма «Ванюша» - свидетельство смерти физического тела и бессмертия духа. Обретение смысла существования в соблюдении «Вечного Поста».

Родился в Череповце 27 мая 1960 года. В 1978—1983 учился в УрГУ на факультете журналистики. Вспоминает Борис Лозовский, преподававший у А.Б.: <он отличался>, исключительной креативностью. Он хорошо и легко писал. Хорошо проходил практики. Кстати, я вспоминаю, Парфёнов приезжал сюда. Они были вместе в одной газете, и Саша писал значительно лучше, интереснее и свободнее, чем Леонид. И мама Парфёнова выделяла его. Он был, конечно, талантливым журналистом. Однако, стезе советской печати, Башлачёв предпочёл иной путь. Уже в конце 1984 года,после года работы в городской газете «Комммунист» он раз и навсегда бросает журналистику,в рамках которой приходилось повествовать о комсомольских стройках мало интересующих молодого человека. Тогда же появляются первые произведения Башлачёва, которым предшествовал короткий срок «ученичества», выразившегося в написании текстов песен для череповецкой группы – «рок сентябрь». Но уже в сентябре 1984 появляются произведения «для себя». С блоком из 10-15 произведений исполненных под гитару,он предстаёт перед виднейшим деятелем андеграундной культуры СССР – Артемием Троицким, между собой их познакомил друг Башлачёва – Леонид Парфёнов. Сразу же поняв, талант какого калибра встретился на его пути,Троицкий «зарядил» для СашБаша несколько концертов в Ленинграде. Башлачёв сразу заявил о себе в первой написанной песне «чёрные дыры»: «Хорошие парни, но с ними не по пути. / Нет смысла идти, если главное – не упасть./Я знаю, что я никогда не смогу найти /Все то, что, наверное, можно легко украсть. /Но я с малых лет не умею стоять в строю. /Меня слепит солнце, когда я смотрю на флаг. /И мне надоело протягивать вам свою /Открытую руку, чтоб снова пожать кулак».(Чёрные дыры)

А ещё СашБаш признаётся:

«Не умею ковать железо я -/Ох, до носу мне черный дым!/На второй мировой поэзии/Призван годным и рядовым.В чистом поле - дожди косые,/Да нет ни пропасти, ни коня./Я не знал, как любить Россию,/А куда ж она без меня?/Но можно песенку прожить иначе,/Можно крылышки оборвать.Только вырастет новый мальчик/За меня, гада, воевать.»

Обозначил и то, чего он просит, о чём молит помнить всех окружающих его людей:

«Но хоть жалейте, но до утраты/А кровь - она ох, красна на миру!/Пожалейте сестру, как брата -/Я прошу вас, а то помру./А с любовью - да Бог с ней, с милой.../Потому, как виновен я./А по ми не скули, помилуй,/Плачь по всем, плачь "аллилуйЯ"!/На фронтах мировой поэзии/Люди честные - все святы./Я не знал, где искать Россию,/А Россия есть "Росс" и ты».

В той же «обойме» 40 песен, написанных Башлачёвым буквально за год-полтора (сентябрь 1984- 1985 года находилась и вещь, которая не только станет неофициальным гимном рок-поколения,но и укажет вектор развития главной темы поэзии Башлачёва. Поиск нравственных основ для возрождения России. Утверждение в мысли, что именно русская земля и люди её населяющие являются важным звеном для общения между Богом (или,как Саша позже обозначил – Именем Имён) и Человечеством в целом. Тем самым Колокольчиком, который станет и сигналом к пробуждению вселенской Души,и символом Веры. На ранних этапах поэзия СашБаша опредметчена, имеет чёткое выражение во времени и пространстве. Она горька,но отнюдь не безнадежна: «...Век жуем матюги с молитвами./Век живем – хоть шары нам выколи. Спим да пьем – сутками и литрами. /Не поем – петь уже отвыкли. Долго ждем. Все ходили грязные. /Оттого сделались похожими, А под дождем оказались разные. /Большинство – честные, хорошие. И пусть разбит батюшка Царь-колокол,/Мы пришли с черными гитарами. Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл /Околдовали нас первыми ударами. И в груди – искры электричества. /Шапки – в снег, и рваните звонче-ка Рок-н-ролл – славное язычество./ Я люблю время колокольчиков».

(Время Колокольчиков)

Продолжают линию стихотворений, коренящихся в русской, зачастую деревенской, жизни, произведения «Некому Берёзу Заломати» и «Лихо»

Лишь печаль-тоска облаками/Над седой лесною страною./Города цветут синяками,/Да деревни - сыпью чумною./Кругом - бездорожье-траншеи./Что, к реке торопимся, братцы?/Стопудовый камень на шее -/Рановато, парни, купаться!/Хороша студена водица,/Да глубокий омут таится -/Не напиться нам, не умыться,/Не продрать колтун на ресницах./Да вот тебе обратно тропинка/И петляй в родную землянку./А крестины там иль поминки -/Все одно там пьянка-гулянка!/Если забредет кто нездешний -/Поразится живности бедной,/Нашей редкой силе сердешной/Да дури нашей злой заповедной./Выкатим кадушку капусты./Выпечем ватрушку без теста./Что, снаружи все еще пусто?/А внутри по-прежнему тесно!/Да вот тебе медовая брага,/Ягодка-злодейка-отрава./Вот тебе, приятель, и Прага./Вот тебе, дружок, и Варшава./Да вот и посмеемся простужено,/А об чем смеяться - неважно,/Если по утрам очень скучно,/А по вечерам очень страшно!/Всемером ютимся на стуле,/Всем миром на нары-полати./Спи, дитя мое, люли-люли!/Некому березу заломати!

Башлачев выслушивал десятки, сотни восторженных комплиментов, в том числе от знаменитых поэтов, влиятельных литературных критиков, секретарей творческих союзов."Пусть никто не топчет Ваше небо”,— подписал Саше свою книгу “Прорабы духа” Андрей Вознесенский, перефразировав строчку из “Лиха” — “Вытоптали поле, засевая небо”... Но Александр не успел (да и не рвался), стать обласканным официальным поэтом с эфирами по ОРТ, посвященными юбилеям Рождения и Ухода… Лоснящийся самодовольством Эрнст миновал его – и слава тому, в кого верите.

Большая ошибка сводить поэзию Башлачёва только к традициям поэтов деревенщиков 60-х – 70-Х. Башлачев стремится выразить национальную душу. При этом он идет иным путем, чем неославянофилы. Если «деревенщики» опирались на нравственные понятия и связывая оценочные категории с пространственными (свое-чужое, близкое-дальнее истина-зло, благо-грех), то Башлачев. используя ряд сходных приемов а образов, также обращаясь к мифологии и языческой древности, остается вне этих жестких оппозиций. Искусство для него – духовный акт, связанный с чувством любви, это сообщение человека с национальной (и мировой) душой и подобное подход cтанет более явным чуть позже, в былинах «Ванюша», «Егоркина Былина», в молитвенных «Посошке», «Вечном Посте» и в позднем творчестве Башлачёва в целом/ Искусство для Башлачёва –это, прежде всего, действие. Действие,подчиненное душе, продиктованное ею.

Наследие работы в «Коммунисте» - пара юмористических песен-репортажей «слёт – симпозиум» и «Подвиг разведчика», которые вполне можно объединить в юмористическо-гротесковый диптих, ставший последним расчетом бывшего журналиста с профессией. Темы «материалов» корреспондента Башлачёва соответствуют двум непременным отделам районной редакции - массово-политическому и сельскохозяйственному. Тексты сознательно наполнены клише советской печати. Сюжетные, пространные,отсылающие,конечно, к очень любимому Башлачёвым, Высоцкому, эти тексты,один из которых, текст «слёт- симпозиум»,выполнен в форме полилога), полностью цитировать здесь я не буду, помещу только отрывок о том,как судили голодного чиновника, представляющего на слёте – симпозиуме интересы города Шиши:

«Трибуну отодвинули. И распалили прения.

Хлебали предложения как болтанку с пирогом.

Объявлен был упадочным процесс пищеварения,

А сам Шиши - матерым, но подсознательным врагом.

- Пущай он, гад, подавится Иудиными корками!

Чужой жратвы не надобно. Пусть нет - зато своя!

Кто хочет много сахару - тому дорога к Горькому!

А тем, кто с аппетитами - положена статья...»

(«Слёт – Симпозиум»)

Сообразуясь с вышеприведённым, велик соблазн навесить на Башлачёва ярлык «второй Высоцкий» Но всё не так просто, а в случае с Башлачёвым так и вовсе – всё очень сложно: Кивок в сторону В.С. этими социальными юморесками действительно был сделан,более того, Б. написал Триптих «Слыша Высоцкого», в котором не только переосмыслил творческое наследие главного барда в истории СССР, обогатив его собственным семиотеческим полем,но и попрощался, полностью порвав с бардовской традицией в своём творчестве. Конец 1985 принёс Башлачёву, возможно, главный удар судьбы. Наряду с полным поэтическим безденежьем, жизнью на ленинградских квартирах у друзей, Башлачёв теряет сына Ивана, умершего через несколько месяцев после рождения. С этого момента поэтический мир теряет социально-бытовую опору, Башлачёв начинает своё путешествие к истокам языка, начинает мыслить не семантикой слов, а их исконным достоянием – корнями, переосмысленными идиомами. – это что касается лингвистического оформления позднего творчества, «Посошок» «Имя Имён», «Вечный пост» - являются ступенями на пути к Абсолюту, или Богу, к освобождённой от покров повседневности сути. Путь этот предпринимает главная действующая в его позднем творчестве героиня – любящая русская душа. Началом подобного путешествия является «серединный» творческий этап, на котором выделяются поэмы «Егоркина Былина», и «Ванюша» - исполняя которую под неизменную гитару, СашБаш в кровь разносил пальцы. Двенадцатиминутное повествование о том, как «Гулял Ванюша вдоль синей речки и над обрывом раскинул руки,то ли для объятия, то ли для распятия». А затем, понесло Ванюху Солнце на серебряных подковах… Куда? В кабак,конечно. Пьёт Ванюша не просыхая, пытаясь,возможно, найти, ведь:« Тут где-то вроде душа гуляет?/Да кровью бродит. Умом петляет.Чего-то душно. Чего-то тошно./Чего-то скушно. И всем тревожно./Оно тревожно и страшно, братцы!/Да невозможно приподыматься! Забулдыги, окружающие героя просят его их развеселить, но Ванька посылает их к чёрту, за что те забивают Ванюшу насмерть. А где же автор, Саша,то есть, Башлачёв?… Рядом, рядом. Всё видит. И рассказывает. И реагирует, как привык, смертельно – сочувственно и искренне:

С утра - обида. И кашель с кровью./И панихида у изголовья./И мне на ухо шепнули:- Слышал?/Гулял Ванюха.../Ходил Ванюха, да весь и вышел./Без шапки к двери./- Да что ты, Ванька?/Да я не верю!/Эх, Ванька - встань-ка!/И тихо встанет/печаль немая/Не видя звезды горят, костры ли./И отряхнется, не понимая,/Не понимая, зачем зарыли./Пройдет вдоль речки/Да темным лесом/Да темным лесом,/Поковыляет,/Из лесу выйдет/И там увидит,/Как в чистом поле/душа гуляет.

1986 год снова принёс Башлачёву важные перемены в жизни, как личной, (он знакомится с Анастасией Рахлиной,которая была его спутницей вплоть до трагической развязки его жизни), так и поэтической: дар,который помог СашБашу буквально за полтора-два года написать около 60ти произведений покинул его, спровоцировав затяжную депрессию. Исполнение старых песен уже не приносило удовлетворения, Башлачёв намеренно открещивается от раннего, во многом светлого, творчества. В это время Башлачев увлекся магией русских слов: он искал их корни, созвучия и через них — истинный, потаенный смысл речи. Все его последние песни — удивительная игра слов, но не формальная, а совершенно одухотворенная… Тяжело слушать запись последнего концерта,состоявшегося на квартире Марины Тимашевой – 29 января 1988, ведь уже тогда многим было ясно, что, «Рука на плече. Печать на крыле./В казарме проблем - банный день./Промокла тетрадь./Я знаю, зачем иду по земле./Мне будет легко улетать./Без трех минут - бал восковых фигур./Без четверти - смерть./С семи драных шкур - шерсти клок./Как хочется жить? Не меньше, чем спеть./Свяжи мою нить в узелок.,

А такие – в конце: «Не плачь, не жалей. Кого нам жалеть ?/Ведь ты, как и я, сирота. /Ну, что ты? Смелей! Нам нужно лететь!А ну от винта! Все от винта!» Нить, как нечто связывающее людей,нить как метафора жизни – сквозной образ поэтики Башлачёва.

Александр Башлачёв отправился в свой полёт 17 февраля 1988 года,взлётной площадкой избрав подоконник квартиры Евгении Каменецкой, расположенной на восьмом этаже дома по Коломенской в Ленинграде. Но даже спустя 25 лет, СашБаш в моих наушниках сначала просит, а потом задаётся очень близким для меня вопросом, из «Посошка»:

Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.

Но если хочешь - стихами грехи замолю,

Но объясни - я люблю оттого, что болит,

Или это болит оттого, что люблю?/

А ответить можно цитатой,расположенной чуть ниже по тексту

И наша правда проста, но ей не хватит креста

Из соломенной веры в "спаси-сохрани".

Ведь святых на Руси -- только знай, выноси.

В этом высшая мера. Скоси-схорони.

Башлачёв всегда был готов помогать Высшим Силам в установлении справедливости на земле,о чём свидетельствовал восьмиминутным,но «Вечным Постом»

Засучи мне, Господи, рукава!

Подари мне посох на верный путь!

Я пойду смотреть, как твоя вдова

В кулаке скрутила сухую грудь.

В кулаке скрутила сухую грудь.

Уронила кружево до зари.

Подари мне посох на верный путь!

Отнесу ей постные сухари.

Отнесу ей черные сухари.

Раскрошу да брошу до самых звезд.

Гори-гори ясно! Гори...

По Руси, по матушке - Вечный пост…

И напоследок – очередное обращение к нам, от бездомного по сути, и по сути же святого поводыря, ведущего к Отцу всем своим творчеством, стоит только протянуть руку:

не слепишь крест, если клином клин.

Если месть - как место на звон мечом.

Если все вершины на свой аршин.

Если в том, что есть, видишь, что почем.

Но серпы в ведре да серебро в ведре

Я узрел, не зря. Я - боль яблока

Господи, смотри! Видишь? На заре

Дочь твоя ведет к роднику быка.

Молнию замолви, благослови!

Кто бы нас не пас Худом ли, Добром,

Вечный пост,

умойся в моей любви!

Небо с общину.

Все небо с общину.

Мы празднуем первый Гром!

Похожие:

Александр Николаевич Башлачёв icon№35. 1 марта 1881 г от рук народовольцев погиб император Александр...
Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах...
Александр Николаевич Башлачёв iconАлександр Николаевич Островский Бесприданница
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам
Александр Николаевич Башлачёв iconПолуянов Александр Николаевич 04. 07. 1979 г р. Опыт работы
Россия, Черное море, Таманский полуостров, Бугазская коса, кайт-школа «Веселовка com» кайтинструктор
Александр Николаевич Башлачёв iconАлександр Николаевич Радищев
Обло тучно; озорно нагло, пакостливо; лаяй лающее. Эпиграф слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (1766)
Александр Николаевич Башлачёв iconОстровский Александр Николаевич Неожиданный случай Lib ru/Классика: [ Регистрация ] [ Найти ] [
Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Александр Николаевич Башлачёв iconСмысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевич написал под впечатлением от...
Александр Николаевич Башлачёв iconАлан Александр Милн Винни-Пух + 2 Александр Грин Алые паруса + 3...
Джонатан Свифт Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей
Александр Николаевич Башлачёв iconЛев Николаевич Толстой Неделание Толстой Лев Николаевич Неделание...
Золя, другая    письмо Дюма к редактору "Голуа". Я очень благодарен г ну Smith за его посылку. Оба документа эти и по знаменитости...
Александр Николаевич Башлачёв iconАлександр Николаевич Серов Как обрести достаток, обращаясь к Саи Бабе
Но в иные дни светлая радость проникает даже в самые мрачные закоулки бытия и манит обещанием чуда. Предчувствием добрых перемен...
Александр Николаевич Башлачёв iconGenre prose rus classic Author Info Александр Куприн Олеся Куприн...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница