Программа гэк по специальности «журналистика»


Скачать 391.6 Kb.
НазваниеПрограмма гэк по специальности «журналистика»
страница1/3
Дата публикации22.03.2013
Размер391.6 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Журналистика > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА ГЭК ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЖУРНАЛИСТИКА»,

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ»

I. Теория и практика журналистики
1. Функции журналистики.

Понятие функции применительно к журналистике. Сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики. Концепция Е.П. Прохорова: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Концепция Н.Н. Богомоловой: социальные и психологические (социально-психологические и общепсихологические) функции. Субъектный подход к классификации функций журналистики С.Г. Корконосенко: общество в целом, отдельные социальные институты и группы, личность, профессиональное сообщество журналистов как основные субъекты функций журналистики; функции на уровне каждого субъекта. (Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор.)
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991. – С. 17–24.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2006. – С 176–196.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005. – С. 44–71.
2. Журналистика как социальный институт.

Понятие социального института, специфика журналистики как социального института. Основные социальные типы СМИ: государственные СМИ, частные СМИ, общественные СМИ (перспективы их создания в России). Правила функционирования СМИ в демократическом обществе: плюрализм и толерантность. Журналистика как «четвертая власть», властные полномочия СМИ. Государственная политика в сфере СМИ, проблема цензуры.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
3. Проблема свободы журналистской деятельности.

Социально-творческая сторона свободы журналистики: соотношение понятий «свобода» и «необходимость». Свобода как возможность выбора, проблема ответственности. Свобода, необходимость, ответственность применительно к журналистике. Юридическая сторона свободы журналистики – различные подходы: авторитарная концепция, концепция свободы журналистики, концепция социальной ответственности журналистики. Экономическая сторона свободы журналистики: основные источники доходов для СМИ, проблема финансовой независимости.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2005.
4. Журналистика, реклама, связи с общественностью: общее и различное.

Журналистика, реклама и связи с общественностью как виды деятельности и социальные институты. Общие признаки журналистики, рекламы и связей с общественностью как трех видов целенаправленной коммуникации. Близость на уровне правового обеспечения. Существенные различия журналистики, рекламы и связей с общественностью по следующим параметрам: адресант, адресат, информационное воздействие (объекты и характер информирования, цели и методы воздействия), обратная связь. Проблема разграничения журналистики, рекламы и связей с общественностью в массовых коммуникациях современной России.
Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе. – Воронеж, 2003.
5. Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией.

Принципы редакционной деятельности. Принцип разделения труда, принцип кооперирования труда и объединения результатов, принцип единоначалия. Функциональное, профессиональное и квалификационное разделение труда. Творческая, техническая и коммерческая части редакции. Пирамидальная и плоская структура, их преимущества и недостатки. Правовые, экономические, административные (организационные) методы управления редакцией. Организационные методы управления редакцией: моделирование, планирование, координирование, нормирование труда и учет его результатов, стимулирование работников, контроль и проверка исполнения.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М., 2004.
6. Интервью как метод сбора информации в журналистике.

Интервью как метод сбора информации в журналистике. Виды интервью: информационное, оперативное, интервью-расследование, интервью-портрет, креативное (по М. Лукиной). Подготовка к интервью: определение цели и характера необходимых сведений; изучение предмета интервью и собеседника; обдумывание хода интервью и вопросов; выбор места и времени. Проведение интервью: встреча с собеседником, приветствие, преамбула интервью, «разминка», стратегия и тактика. Завершение интервью. Барьеры общения и умение их ослабить.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 1989.

Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.

Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать…» Метод интервью в журналистике. – М., 1976.
7. Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.

Наблюдение как метод познавательной деятельности. Особенности журналистского наблюдения. Виды наблюдения. Произвольное наблюдение и его роль в журналистском творчестве. «Бабушкин чердак» журналиста. Целенаправленное наблюдение и его разновидности: локальное; одноразовое и многократное; открытое и скрытое. Включенное наблюдение – метод «смены профессии» – метод «маски». Правовые и этические пределы использования метода.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.
8. Изучение документов как метод сбора информации в журналистике.

Понятие документа. Документ и источник. Классификация документов как первый этап их анализа. Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Использование документа в журналистском материале.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
9. Предмет публицистики. Категории «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность», «произведение», «проблема» в публицистике.

Понятия «объект» и «предмет» публицистики. Структура предметной области публицистики: социальная действительность, человек, отраженная действительность. Место в этой структуре и сущность понятий «факт», «событие», «ситуация», «явление», «процесс», «личность». Произведение как предмет публицистического текста. Соответствие предметных категорий конкретным публицистическим жанрам. Проблема как инструмент исследования предмета в публицистике. Проблемный подход в публицистических текстах разных жанровых групп.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
10. Факт как первоэлемент публицистики.

Понятие об объективном и научном фактах. Факт в публицистике как результат познавательного процесса. Факт как элемент знания о действительности. Фактические данные. Системная природа факта (факт как элемент системы). Методы сбора фактов в журналистике и эмпирические методы познания. Публицистический факт как разновидность социальных фактов. Факт как определяющая основа жанра. «Окраска» факта и стиль публицистического произведения.
Кропотов Л.А. Проблема факта в журналистике: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. – М., 1985.

Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. – Воронеж, 1975.
11. Системное мышление в публицистике. Специфика публицистического анализа.

Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистического анализа. Технологическая схема создания аналитического материала. Особенности выбора темы и работы с фактом в аналитической журналистике. Первоначальный анализ фактического материала. Конфликт, проблема, идея, концепция в аналитической журналистике. Построение аналитических текстов. Логические приемы в аналитической журналистике. Логическая структура аналитических текстов. Аргументы и аргументация. Онтологическая, гносеологическая и психологическая составляющая аналитических текстов.
Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Специфика системного мышления в публицистики // Вестник МГУ, Серия 10, Журналистика. – 1991. – № 1.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. – М., 1976.
12. Образ в публицистике. Специфика публицистической образности.

Способ отражения действительности, лежащий в основе публицистической образности. Специфика образного отражения действительности в публицистике. Документальное и условное. Факт, домысел и вымысел. Границы вымысла. Образная структура публицистического текста. Уровни образности. Образы-детали. Сюжетный и фабульный образный уровень. Образы характеров и обстоятельств. Образы времени и мира. Особенности времени и пространства в публицистике. Время ситуации. Историческое время. Исторический процесс. Публицистический хронотоп. Особенности создания образа в публицистике. Образ-факт. Образ-модель. Образ-концентрат.
Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Стюфляева М.И. Человек в публицистике. – Воронеж, 1989.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
13. Понятие жанра. Жанровые признаки. Система жанров в журналистике.

Сравнительный анализ различных определений жанра (словарные определения, определения Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного). Понятие «жанровые признаки» («жанрообразующие факторы»). Признаки жанров в концепциях различных исследователей (традиционная концепция, концепции Е.И. Пронина, А.А. Тертычного, Л.Е. Кройчика, С.М. Гуревича, М.Н. Кима). Группы жанров (текстов): традиционный подход, «межгрупповые» жанры у А.А. Тертычного, подход Л.Е. Кройчика. Журналистские жанры как система. Диффузия жанров как важная современная тенденция развития системы жанров в журналистике.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Социальная практика и журналистский текст. – М., 1990.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
14. Информационные жанры журналистики. Общая характеристика и обзор основных жанров.

Информация как родовое понятие для группы информационных жанров. Социально-коммуникативные предпосылки возникновения развития и дифференциации жанров. История развития заметки, отчета, интервью, репортажа. Сообщение о фактах, информирование о них – главная функция информационных жанров, их оперативность, злободневность, актуальность. Структурная организация информационных жанров по М.Н. Киму. Споры ученых о составе группы информационных жанров: взгляды Б.В. Стрельцова, Л.Е. Кройчика, В.В. Ворошилова, А.А. Тертычного. Основные тенденции развития информационных жанров.
Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стрельцов Б.И. Основы публицистики. Жанры. – Минск, 1990.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
15. Аналитические жанры журналистики. Общая характеристика и обзор основных жанров.

Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки аналитической группы жанров. Классические концепции жанрообразования и концепции Е.И. Пронина, Л.Е. Кройчика, А.А. Тертычного, С.М. Гуревича. Жанры, входящие в аналитическую группу (классическая и иные концепции). Аналитические тексты и жанры сегодня.
Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб., 2004.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.
16. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика и обзор основных жанров.

Жанрообразующие факторы и особенности жанрообразования. Жанрообразующие признаки художественно-публицистической группы. Синтез науки и искусства. Литературы и социологии. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Жанры, входящие в художественно-публицистическую группу (классическая и иные концепции). Художественно-публицистические тексты и жанры сегодня.
Колосов Г.В. Поэтика очерка. – М., 1977.

Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. – Воронеж, 1975.

Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
17. Законодательство РФ о журналистике. Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Система законодательства о СМИ в России. Основные законы РФ, касающиеся медиасферы. Понятия свободы слова и информации, гарантии этих свобод в Конституции. Недопустимость цензуры. Ограничения на свободу слова и информации. Понятие частной жизни. Тайна и неприкосновенность частной жизни. Ограничения неприкосновенности частной жизни. Принципы сбора и хранения информации о гражданах. Приоритет международного права над национальным. Идеологический и религиозный плюрализм. Свобода творчества и преподавания. Гласность парламентской деятельности и судопроизводства.
Копылов В.А. Информационное право. – М., 2002 .

Правовое поле журналиста. – М., 1997.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М., 2002 .

Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.
18. Предмет и задачи профессиональной этики журналиста. Саморегулирование журналистской деятельности в современной России.

Журналист и защита аудитории. Предмет и задачи профессиональной этики журналиста (ПЭЖ). История ПЭЖ в СССР-России. Союз журналистов СССР. Кодекс профессиональных обязанностей журналиста 1991 года. Московская хартия 1994 года. Кодекс профессиональных обязанностей Союза журналистов России 1994 года. Сравнительный анализ кодексов 1991 и 1994 годов. Региональные этические кодексы. Этика электронных СМИ.
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2003.

Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб., 2002.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.
19. Опрос как социологический метод изучения общественного мнения. Опрос в журналистике.

Основные этапы развития опроса как научного метода изучения общественного мнения. Деятельность Д. Гэллапа и Б. Грушина (ИОМ), особенности условий для развития опросов в США и СССР. Разновидности опросов, правила обращения с результатами исследований, требования к публикациям социологической информации.
Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб., 2003.
20. Использование социологической информации в редакционной деятельности и в журналистском тексте.

Источники социологической информации (публикации в специальных журналах, материалы исследовательских центров). Использование результатов исследований для повышения эффективности своего издания. Способы получения собственной социологической информации: экспертный опрос, анкетирование аудитории, экспресс-опросы, рейтинги. Подготовка собственной публикации на основе социологических данных.
Социология журналистики. Очерки методологии и практики. – М., 1998. – С. 182–193.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2004. – С. 146–151.

Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М, 2004.

  1   2   3

Похожие:

Программа гэк по специальности «журналистика» iconПрограмма гэк по специальности «журналистика»
Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор
Программа гэк по специальности «журналистика» iconПрограмма гэк по специальности «журналистика»
Предполагается общая сравнительная характеристика всех концепций и подробное представление одной из них – на выбор
Программа гэк по специальности «журналистика» iconПрограмма гэк по специальности «журналистика», специализация «телевидение и радиовещание»
Принципы редакционной деятельности. Структура редакционного коллектива. Методы управления редакцией
Программа гэк по специальности «журналистика» iconПрограмма дисциплины Для специальности №021700 «Филология», 021400...
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности...
Программа гэк по специальности «журналистика» iconПрограмма для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: Программа. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2010. – 14 с
Программа гэк по специальности «журналистика» iconПрограмма гак по специальности 021400 журналистика
Программа государственного экзамена по теории и истории журналистики (специальность 021400 – Журналистика) / Лепилкина О. И., Ежова...
Программа гэк по специальности «журналистика» iconРабочая программа дисциплины колумнистика в современной прессе блок...
...
Программа гэк по специальности «журналистика» iconЖурналистика
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в...
Программа гэк по специальности «журналистика» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика»
Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с
Программа гэк по специальности «журналистика» iconXviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011
Русская журналистика XVIII xix в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница