Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв


НазваниеКурс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв
страница1/8
Дата публикации25.05.2013
Размер1.37 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО здравоохранения украины

Харьковский национальный медицинский университет

л.и. ГЛЕБОВА


История украинской культуры
Курс лекций для иностранных студентов

ХарЬкОв

ХНМУ

2012

УДК 316.7(091)(477)(042.4)

ББК 63.3(44Укр) Я7

Г53

Утверждено

научным советом ХНМУ.

Протокол № 11 от 21.12.2011 г.
Рецензенты:Т.В. Арзуманова – канд.истор.наук, доц.

(Харьковский национальный университет строительства и архитектуры)


Е.А. Шаповалова - канд.истор.наук, доц.

(Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина)
Глебова Л.И. История украинской культуры. Курс лекций для иностранных студентов / Л.И. Глебова. – Харьков: ХНМУ, 2012. – 95 с.

Курс лекций посвящен основным аспектам истории украинской культуры с момента первобытного общества до настоящего времени. Развитие украинской культуры излагается в контексте общеевропейского культурно-исторического процесса. Большое внимание уделено теоретическому и фактическому материалу в области развития образования и науки, литературы и искусства.

Для русскоязычных студентов медицинских специальностей высших учебных заведений Харькова.

© Харьковський национальный медицинский университет, 2012

© Глебова Л.И. 2012

^ ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. Вопросы теории культуры.
Предмет и задачи курса
История украинской культуры – это составная часть науки культурологии.

Культурология – это относительно новая научная дисциплина гуманитарного профиля, которая описывает, классифицирует и объясняет явления культуры. Название дисциплины производно от латинского слова "культура" и греческого слова "логос" – наука. Таким образом, дословно термин "культурология" переводится на русский язык как "наука о культуре".

Как самостоятельная наука культурология выделилась в середине XX века. В нашей стране она начала активно развиваться в 60-е прошлого века. Она является интегративной наукой, так как ее базисом служит множество наук, в рамках которых исследуются определенные явления культуры: философия, история, антропология, этнография, психология и т.д. Следует заметить, что до выделения культурологии в специальную отрасль научного знания, культура исследовалась этими конкретными науками.

Термин "культурология" в качестве синонима науки о культуре начал использовать американский ученый, антрополог Лесли Уайт (1900 – 1975). Культурология – это наука, которая объединяет разнообразные аспекты изучения культуры в целостную систему. Объектом исследования культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей и явлений. Предметом исследования культурологии является познание сущности культуры, выявление законов, механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, закономерностях ее существования и функционирования, о культуре народов планеты на разных этапах истории.

Культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели. Почему изучение культуры включено в университетскую программу подготовки студентов-медиков?

Культура является одной из важнейших характеристик общества. Она пронизывает все сферы жизни человека и определяет образ жизни общества и отдельной личности. Изучение культуры учит понимать специфику разных народов, живущих в различные исторические эпохи. Процессы глобализации, которые происходят в современном мире, требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, интенсификации обмена культурными ценностями между различными народами, а, с другой – умения выйти за рамки сложившихся традиций и стереотипов.

Существующие межкультурные коммуникации в современном мире диктуют умение воспринимать чужое мнение. Изучение истории культуры воспитывает у студентов толерантность. Толерантность – (в переводе с латинского – терпение – терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо) – способность личности воспринимать различные точки зрения.

Знакомство с основами культурологии позволяет студенческой молодежи адаптироваться к существующим ныне реалиям, помогает развивать свои творческие способности. Наука о культуре формирует представления о культурно-историческом процессе, особенностях культурных эпох, духовных ценностях и приоритетах народов мира. Курс истории украинской культуры знакомит с культурой Украины в различные исторические периоды. Также обогащает духовный мир студентов, способствует формированию умения понимать произведения искусства, Позволяет воспринимать культуру как неотъемлемую часть развития и становления личности.

^ Духовный мир человека – это сфера его внутреннего, субъективного мира, в которой человек проявляет свои творческие и интеллектуальные способности. Они выражаются в:

а) определенных формах поведения;

б) видах деятельности ;

в) системе ценностей

Критериями духовности человека являются два вида его духовной деятельности. Речь идет :

- о производстве духовных ценностей в рамках науки, искусства, религии, философии, морали, политики, права;

- о потреблении духовных ценностей, в результате чего происходит изменение сознания людей. Одним из важнейших компонентов человеческой духовности является мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его ориентиров и регуляторов его поведения. Мировоззрение является важнейшим компонентом духовной культуры человека.

В рамках нашего курса мы изучаем два аспекта предмета: теорию культуры и историю украинской культуры в контексте мировой культуры.

Поскольку культурология - молодая наука, многие ее понятия вызывают споры и не имеют однозначной трактовки. Это касается и термина культура.
^ Определение культуры, её структура и функции
Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Существует выражение, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).

Понятие "культура" является центральным в культурологии. В настоящее время в употреблении этого термина имеется много смыслов и значений. Чтобы определить, что такое культура, следует выяснить, как развивались представления о ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин "культура" происходит от латинского "culturе", производимое от слова "colere", что означало возделывание, обработку почвы, то есть занятие сельским хозяйством. Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) перенес этот термин на человека, подразумевая его воспитание и образование, т.е. этот термин своего рода "возделывание человека", в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек – это воспитанный и образованный человек. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д

До 17 века термин "культура" не имел самостоятельного употребления. Он использовался только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался, например, совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину "культура" впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к "человеку искусственному", воспитанному в обществе, в противоположность человеку "естественному", необразованному. Термин "культура" стал активно использоваться деятелями эпохи Просвещения в противовес термину "природа". В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. В дальнейшем с культурой стали связывать все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

В Толковом словаре В. Даля, изданном в 19 веке сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное.

Одно из первых научных определений культуры принадлежит английскому ученому, этнографу Э. Тайлору (1832-1917). В своей работе "Первобытная культура" он подчеркнул: "Культура или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".

Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Исходным пунктом является положение о том, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. Культурные явления создаются людьми. Создавая культуру, люди строят новую, "сверхприродную среду обитания". Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, называют артефактами (от латинского arte – искусственно и factus – сделанный). Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы мышления.

Для более глубокого познания культуры, необходимо разобраться в том, что составляет ее сущность. В культурологии сложился ряд подходов к пониманию сущности культуры: антропологический, ценностный, деятельностный, технологический и информационно-семиотический.

^ Антропологический подход предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. З.Фрейд указывал: "Культура есть то, в чем человеческая жизнь поднялась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных" (З.Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура). С этой точки зрения культура не есть безусловное благо. Некоторые стороны культурной жизни вообще не поддаются рациональному подходу, имеют интуитивный, эмоциональный характер. В ней, наряду с разумным, есть и много иррационального. При таком подходе содержание культуры расширяется настолько, что исчезает ее специфика в качестве особой сферы общественной жизни, утрачивается ее отличие от других социальных явлений, поскольку все, что есть в обществе входит в его культуру.

В основу аксиологического или ценностного подхода заложено понимание культуры как совокупности лучших творений человеческого духа, высших ценностей, созданных людьми за всю историю человечества. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что культура содержит: 1. ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, которые регулируют поступки и отношение людей друг к другу, к обществу, природе; 2. – материальные вещи, которые производят люди. Подобный взгляд сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, то есть позитивные результаты деятельности людей. Тем самым из культуры выводятся такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и другие негативные явления, которые всегда сопровождали жизнь человечества, но при этом их нельзя считать ценностями. При таком понимании также возможна трактовка культуры как "склада" или музея, в котором присутствуют ценности, созданные человеком, а сам человек как бы выпадает из культуры. Кроме того, понятия ценностей имеет субъективный характер. Люди склонны восхищаться достижениями своей культуры и критически относиться к достижениям других.

Сторонники деятельностного подхода стремятся преодолеть этот недостаток и акцентируют внимание на человеческом факторе, рассматривая культуру как способ жизнедеятельности человека. Дается, например, такое определение: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование самого человека.

При технологическом или социологическом подходе указывается на то, что культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

^ Информационно-семиотическая концепция представляет культуру, исходя из трех положений:

1. культура есть совокупность артефактов,

поскольку культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности. Создавая культуру, люди строят искусственную среду обитания. Артефактами, то есть явлениями культуры, выступают сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанны им средства и способы мышления.

Можно сказать, что культура – совокупность артефактов или совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.

2. культура есть мир смыслов, так как

смысл имеет все, что делает человек и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства, правила этикета, религиозные обряды и т. д. Наиболее ярко способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи. Люди придают произносимым звукам определенное значение. Итак, культура – это не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, который человек вкладывает в свои творения и действия. Существует три основных вида смыслов:

знания - информация о свойствах объектов действительности;

ценности – характеристика объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и свою деятельность.

3. Культура – есть мир знаков. Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.

В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются языки, например, русский язык или украинский. Также есть и разного рода искусственные языки (язык математики, химии и т. д.). К знаковым системам относятся и разнообразные системы сигнализации, языки музыки, изобразительного искусства, театра и т. п. Таким образом, культура – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которые люди вложили определенное содержание, смысл, значение.

Итак, с информационно-семиотической точки зрения, культура предстает как мир артефактов, смыслов и знаков.

Таким образом, современная культурология определяет культуру как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также систему исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений.

Вместе с тем под культурой понимают уровень образованности и воспитанности людей, а также уровень овладения той или иной областью знаний или деятельности (культура производства, культура труда, правовая культура, профессиональная, моральная, политическая, эстетическая, культура быта и т. д.)

Специфика культуры заключается в том, что именно культура свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком. Иначе говоря, культура является качественным критерием развития и человека, и общества.

По роду деятельности культуру принято условно делить на материальную и духовную.

^ Материальная культура – это результат материальной деятельности людей. К материальной культуре принадлежат способы производства, его технология, орудия труда, жилище, одежда, быт, а также семейно-брачные отношения. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству. Она есть – результат материальной деятельности человека. Именно материальная культура создает уровень жизни общества, характер материальных потребностей и их удовлетворение.

Материальная культура характеризует процесс взаимодействия человека с природой и процесс собственного воспроизводства. В процесс воспроизводства человека входят составной частью семейно-брачные отношения и физическая культура. В понятие физической культуры объединяют культивирование физических возможностей человека, гармонизацию его физических качеств, двигательных навыков и умений. Ее алгоритмы многолики и включают в себя различные виды спорта, гимнастики. К культуре физического развития следует отнести и все моменты, которые образуют процесс врачевания, деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять и восстанавливать возможности человеческого организма.

Материальная культура в современных терминах науки получила название "искусственная среда".

^ Духовная культура – результат духовной деятельности людей. Она включает в себя языки, знания, ценности, науку и искусство, литературу и религию, мифологию и философию, образование, мораль и право. Духовная культура поясняет отношения человека к себе, к другим людям, к окружающему миру. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности, производна от нее, ею определяется. Духовная культура объединяет различные виды деятельности человека: проективный, познавательный, ценностный, коммуникативный.

Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существуют изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.

Особой областью культуры является художественная культура. Являясь духовной в своей основе, она имеет, как правило, изобразительный характер. Таким образом, художественная культура – это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Например, архитектура очень близка к технике, а, с другой стороны – к духовной культуре.

Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).

В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.

^ Нормы – это стандарты поведения.

Ценности – это способность вещей или явлений удовлетворять потребности человека или общества. В определенном наборе ценностей проявляется отношение к жизни, представления человека о том, что является наиболее важным и значимым. В соответствии со сферами общественной жизни выделяют ценности материальные и духовные, утилитаристские и социально-политические. Поскольку мир культуры, мир ценностей зависит от оценок людей, то ценности могут оказаться подлинными, вечными, а могут оказаться и временными, мнимыми. Подумайте, какие ценности можно назвать общечеловеческими или вечными, а какие мнимыми.

В зависимости от носителя, культура разделяется на национальную и мировую^ . Национальная культура - это продукт деятельности одного народа. Особенностью функционирования культуры является самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур.

Культура представляет собой социальное явление и выступает как фактор возникновения и развития социальных отношений. Поэтому культура может быть рассмотрена с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе.

^ Функции культуры:

  1. познавательная (состоит в том, что культура дает человеку возможность познать свою историю, опыт, возможности человека. Познание выступает необходимым компонентом трудовой и коммуникативной деятельности. Существуют теоретические и практические формы познания, в результате человек получает новые знания о себе и окружающем мире.).

  2. регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируя поведение людей и социальных групп. Через систему ценностей, также осуществляется регуляция человеческой деятельности. Каждая культура имеет свое уникальное ценностное ядро, воплощающее ее специфику, положение в мире, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик).

  3. коммуникативная (культура формирует условия и средства человеческого общения, обеспечивает связь между поколениями. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми).

  4. интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)

  5. воспитательная функция или функция социализации (под влиянием культуры человек формируется как личность, развиваются способности, умения, его физические и духовные качества.). Социализация личности – это процесс вовлечения человека в общественную жизнь, усвоение им социального опыта.

  6. ^ Адаптивная функция

(с помощью культуры человек приспосабливается к окружающему миру. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей )

Таким образом, изучение культурологии, истории украинской культуры в контексте мировой культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека, профессионала высокого уровня с богатым духовным миром.

^ Культурное пространство: виды, формы и исторические типы культуры

Культурное пространство – это совокупность различных явлений культуры и существующих культурных форм.

К видам культуры относят доминирующую культуру, субкультуру, контркультуру, сельскую и городскую культуру.

^ Доминирующей культурой называют совокупность ценностей и норм, которыми руководствуются большинство членов данного общества. Доминирующая культура может быть национальной или этнической, в зависимости от того, насколько сложно организовано общество в рассматриваемой стране. Подумайте, в Украине доминирующая культура является этнической или национальной.

Поскольку общество распадается на различные группы – социальные, этнические, профессиональные, демографические, - постепенно у каждой из них складываются свои отличия – своя система ценностей и норм. Малые культурные миры называются субкультурами. Субкультура – это часть общей культуры, присущая большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, профессиональной, субкультуре национальных меньшинств и т.д. Субкультура в главных чертах совпадает с доминирующей культурой, но отличается от нее языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура – это такая культура, которая отличается от доминирующей, противостоит ей и находится в конфликте с доминирующей культурой. Например, культура террористов противостоит общечеловеческим ценностям. Молодежное движение хиппи протестовало против господствовавших общественных ценностей: материального успеха, конформизма, сексуальной сдержанности, рационализма и т. д. Примером контркультуры служит также культура богемы.

По степени специализации выделяют два уровня культуры – обыденную и специализированную. Обыденная культура – это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией личности. Обыденная культура усваивается благодаря общению в семье, обучению в школе, средствам массовой информации.

Составные части специализированной культуры – наука, искусство, философия, право, религия и т.д. Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют во всех сферах жизни. Обыденная культура – это дилетантский, некомпетентный уровень в профессиональной культуре.

В зависимости от того, кто создает культуру, различают 3 формы: НАРОДНУЮ, ЭЛИТАРНУЮ И МАССОВУЮ.

^ Народная культура – это культура, созданная анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура возникла в глубокой древности. Устное народное творчество называют фольклором.

Элитарная или высокая культура – это культура, которая создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театров и т.д.

^ Массовая культура – это культура, созданная профессиональными творцами для широкого потребления. Она возникает в 20 веке, не требует специального образования, доступна, не имеет большой художественной ценности, ей присущ коммерческий характер.

Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры связывают со временем выделения человека из животного мира. На протяжении истории человечества выделяют разные исторические типы культуры:

I – культура первобытного общества или архаическая культурас момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры

II – культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры

III – культура средних веков - с V века н.э. – до сер. ХVII века

IV – культура нового времени - с сер. ХVII – 1917 г.

V – культура новейшего времени1917 г. – до наших дней.

Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconКурс лекций для иностранных студентов харьков
К 78 Политология: курс лекций для иностранных студентов. Учебное пособие. – Харьков: хнму, 2012. – 154 с
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconМетодические указания для иностранных студентов Утверждено
Применение физиотерапии в педиатрии: Метод указ для ино­странных студентов / Сост. А. С. Сенаторова, О. В. Николаева. – Харьков:...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconСтрахование ответственности курс лекций
Содержит курс лекций по дисциплине «Страхование ответственности» и список рекомендуемой литературы для ее изучения. Предназначен...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconКурс лекций Минск бгу 2005 О. В. Блажевич культивирование клеток...
К 90 Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: Бгу, 2005. – 80 с
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconУчебное пособие (курс лекций)
Курс лекций по дисциплине «Физика горных пород» разработан для студентов специальности 130201. 65 Геофизические методы поисков и...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconУчебное пособие для иностранных студентов Утверждено Ученым Советом хнму
Учебное пособие предназначено для иностранных студентов, изучающих курс «История Украины». Его цель оказание методической помощи...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconКонспект лекций «Ильин А. А. Акушерство и гинекология. Конспект лекций»
Конспект лекций предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче зачетов и экзаменов. Книга включает в себя полный...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconУчебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Его цель...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconУчебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Его цель...
Курс лекций для иностранных студентов ХарЬкОв iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для иностранных...
Методические указания предназначены для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Их цель оказание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница