Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.)


Скачать 70.34 Kb.
НазваниеТема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.)
Дата публикации26.05.2013
Размер70.34 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
ТЕМА 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г.г.)
ПЛАН

1. Культурная политика Центральной Рады

2. Культурные преобразования в период Гетьманата

3. Политика советской власти в 1919 — 1920гг.


  1. Культурная политика Центральной Рады

Составной частью преобразований, которые происходили в Украине в ходе национальной революции (1917 — 1920гг.) являлись преобразования в области культуры. Первые шаги на этом пути были осуществлены Центральной Радой. Культурная политика Центральной Рады была обусловлена тем, что в 1917г. общий образовательный уровень был крайне низким, а безграмотность среди населения составляла около 70%. В некоторых районах этот показатель составлял 80%. Обучение, как правило, осуществлялось на государственных языках тех империй, в состав которых входили украинские земли.

Поэтому одним из главных направлений деятельности Центральной Рады в области культуры являлось открытие учебных заведений на украинском языке. Первые украинские школы открывались исключительно на общественные и народные деньги. Несмотря на сложные социально-экономические и политические условия в стране на протяжении существования Центральной Рады, ей удалось открыть 5,4 тыс. украинских школ, около 100 гимназий, ввести обучение на украинском языке в десятках медицинских, агрономических, технических училищ и школ. В системе высшего образования в июне 1917г начал деятельность первый Украинский народный университет в Киеве, а также были открыты дополнительные украинские кафедры в действующих учебных заведениях.

После провозглашения Центральной Радой I Универсала (10 июня 1917г) был создан Генеральный секретариат (министерство) народного образования, который согласовывал работу общественных организаций.

В апреле и августе 1917г. были организованы два Всеукраинских учительских съезда, в центре внимания которых была проблема украинизации школы.

Большое значение для решения этой проблемы имело создание Педагогической академии в Киеве, которая должна была решить вопрос о подготовке учителей для украинских школ.

В ноябре 1917г. была открыта Академия искусства — первая высшая художественная школа в Украине. Главной целью Академии ее организаторы считали подъем национального искусства до мирового уровня, воспитание поколения творцов, которые смогут осуществить эту цель. При Академии искусств была основана Украинская национальная картинная галерея.

Значительным событием в культурной жизни Украины того времени стало открытие Второго Украинского Народного университета в апреле 1918г. в Полтаве. Инициатива его открытия исходила от «Просвити», на деньги которой он и был открыт, кроме того студенты должны были платить за обучение (за лекцию — 30 коп.).

Другим направлением культурной работы Центральной Рады (март 1917 – апрель 1918 г.г.) было налаживание украиноязычного издательского дела, создание библиотек, развитие национального театра, музыки, изобразительного искусства.

Весьма важным направлением работы Центральной Рады являлось издательское дело. При поддержке Центральной Рады было основано 80 украиноязычных газет и журналов, массовыми тиражами вышло

680 наименований учебной, исторической, художественной, технической и другой литературы.

Большими тиражами начали выходить произведения классиков украинской литературы: Котляревского, Шевченко, Коцюбинского и т.д. Публиковались также сборники молодых украинских литераторов: О.Олеся, М.Рыльского, П.Тычини и т.д. На украинский язык переводились Бальзак, Мопассан, Джек Лондон и т.д.

Активно издавалась общественно-политическая литература. Особое внимание уделялось работам по украинской истории.

По решению Генерального секретариата Центральной Рады была основана Украинская национальная библиотека с несколькими филиалами в больших городах Украины.

Был основан также Украинский Национальный театр. В состав его труппы вошли известные украинские артисты: М.Садовский, Л.Курбас, П.Саксаганский и т.д. Действующим театрам выделялись деньги. В городах и селах создавались любительские театры.

Была создана школа по подготовке профессиональных актеров, режиссеров, налажен выпуск еженедельника «Театральные вести».

Был основан также Украинский национальный хор (дирижер К.Стеценко). В Киеве были открыты курсы по подготовке хоровых певцов, музыкантов, хореографов.

Таким образом, за недолгий период существования Центральной Рады были сделаны важные шаги по развитию украинской национальной культуры.



  1. Культурные преобразования в период Гетьманата.

Культурные преобразования, начатые Центральной Радой, продолжали осуществляться в Украинской державе в период правления гетмана П.Скоропадского (апрель — декабрь 1918г.).

Следует сказать, что общая ситуация с образованием оставалась такой же. Процесс украинизации образования столкнулся с оппозицией, особенно в рамках средних и высших учебных заведений, поскольку они находились, как правило, в городах, которые были в значительной степени русифицированы.

Поэтому, стараясь избегать конфликтов, гетманское министерство образования по примеру Центральной Рады стремилось основать новые украинские гимназии вместо того, чтобы украинизировать старые. В период гетманства были открыты 54 украинских гимназии не только в городах, но и в некоторых селах.

В октябре 1918г. был открыт в Киеве первый Государственный Украинский университет, а в Каменц-Подольском — второй Украинский университет.

В это же время были основаны Государственный украинский архив, Украинский исторический музей.

Большой заслугой гетманского правительства следует считать основание 24 ноября 1918 года Украинской Академии Наук. Академии имела три отделения: историко-филологическое, физико-математическое и социально-экономическое. Первым президентом был назначен выдающийся ученый с мировым именем В.Вернадский.

К достижениям в области культуры в период гетманского правления необходимо добавить основание Украинского театра драмы и оперы, Украинской государственной капеллы, Государственного симфонического оркестра.

Также было основано несколько издательств, которые выпускали учебники на украинском языке. Так, для начальной школы было выпущено несколько миллионов украиноязычных учебников.

С целью дальнейшего развития украинского языка была создана Терминологическая комиссия (во главе — профессор П.Тутковский). Комиссия разрабатывала украинскую гуманитарную и естественно-техническую терминологию, переработала и дополнила украинский орфографический словарь.



  1. Культурная политика советской власти в 1919 — 1920гг.

Культурные преобразования продолжались и в годы советской власти.

Главное внимание уделялось образованию. В области образования ставилась задача обеспечить всем слоям населения бесплатное образование.

В начале1919 г. Совнарком Украины издал декреты о школе. Было провозглашено отделение церкви от государства и школы от церкви отменена плата за обучение, все частные учебные заведения переданы государству, введено совместное обучение мальчиков и девочек.

Наркомпрос Украины опубликовал положение о единой трудовой школе, согласно которому создавалась единая десятилетняя школа двух ступеней. В этом документе провозглашались основные принципы советской системы образования и воспитания: всеобщность, доступность для всех, бесплатность, обязательность, осуществление трудового воспитания на основе связи обучения с производительным трудом учащихся.

На базе семилетней школы строилась профессионально-техническая школа с 2-х и 3-х летним сроком обучения.

Были учреждены два типа высшей школы: техникумы, готовившие специалистов узкого профиля, и институты, выпускающие инженеров и других специалистов широкого профиля.

В 1920 г. университеты были реорганизованы в институты народного образования (ИНО).

При высших учебных заведениях в 1921 г. были созданы рабочие факультеты (рабфаки). Они готовили рабочих и крестьян к поступлению в вузы.

Одним из последствий первой мировой войны, революции и гражданской войны являлась утрата родителей детьми. В начале 20-х годов в Украине насчитывалось около 1 млн. беспризорных детей. Поэтому создавались детские дома, приюты-интернаты, трудовые колонии-комунны. К концу гражданской войны в республике существовало 550 детских домов.

Для детей значительно увеличилась сеть школ, общая численность которых к весне 1921 г. составила почти 22тысячи. Более 50% учащихся обучались на родном украинском языке.

Для подготовки учителей в этот период было создано 20 педагогических институтов, 43 педучилища, больше сотни курсов для подготовки и переквалификации учителей.

Общая численность вузов (гуманитарных и технических) на 1921 г. составила 38, в них обучалось около 57 тысяч студентов.

Позитивные тенденции сохранились и в области науки. Несмотря на то, что в годы гражданской войны немало украинских ученых выехало за рубеж, научная деятельность Украинской Академии наук не прекращалась и при материальной поддержке со стороны правительства УССР развивалась достаточно успешно. Например, в сфере естественных наук начались исследования новых направлений в механике, авиации, гидрологии, биологии, химии, радиотехнике. Этой работой в начале 1921 г. занимались 84 научно-исследовательских кафедры, на которых работало 320 действительных членов АН, 203 аспиранта.

В области гуманитарных наук в это время плодотворно работала кафедра украинской истории Харьковского университета во главе с профессором Д.Багалеем.

Была обеспечена издательская база научных учреждений. В январе 1921г. УАН была передана большая типография, что давало возможность без задержки издавать научную продукцию.

Наряду с этим издавалась литература для вузов, учебники для школ, училищ и т.д., произведения украинских и зарубежных писателей. Так, в 1920 г. в Украине вышло в свет 2274 названия книг общим тиражом20 млн., из них 11 млн. на украинском языке. Периодическая печать насчитывала 360 наименований газет и журналов, более 50% из них издавались на украинском языке.

Большое внимание советское правительство уделяло развитию искусства, в частности театрального. В марте 1919 г. был основан государственный драматический театр им. Т.Шевченко. В Киеве был открыт музыкально-драматический институт им. Лысенко.

Вопросами развития музыкального и хорового искусства занимался всеукраинский музыкальный комитет, во главе которого стоял выдающийся певец Л.Собинов. Под руководством комитета начался процесс создания новых учебных заведений, в том числе консерваторий в крупных городах Украины. Большой вклад в организацию и дальнейшее развитие украинского музыкально-хорового и танцевального искусства этого времени внесли Я.Степовой, К.Стеценко, М.Леонтович, Г.Веревка и др.

Постепенно развивалось киноискусство. Снимались хроникальные фильмы, игровые агитфильмы, было положено начало научно-популярному кино.

В целом глубокие культурные преобразования, проведенные украинскими правительствами различной политической ориентации в период 1917 — 1920гг. имели прогрессивный характер. В это время было положено начало украинской национальной системе образования, издательского дела, осуществлены большие перемены в других областях культуры.

Похожие:

Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconСоскин В. Л. Советская художественная культура (1917-1927 гг.): социально-политический...
Соскин В. Л. Советская художественная культура (1917-1927 гг.): социально-политический аспект / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2002....
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconТема 7: Культура Киевской Руси
Особенности культурного развития русских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconУкраинская культура советского
Культура советского периода – это культура семидесятилетнего периода. Она сложна, противоречива и нужен серьезный анализ ее удач,...
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) icon2. в случае победоносного завершения Первой российской буржуазно-демократической...
Тестовые задания по истории отечественного государства и права (дооктябрьский период с 1900 г по октябрь 1917 г.)
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconПлан: I. Адвокатура царской России (в период до революции 1917 г.)...
Федерации, адвокатура— это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту...
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconКультура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII
Условия культурного развития украинских земель в составе Литовско Польского государства ( сер. ХІV сер. ХVІ ст.)
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconПо курсу «Украинская и зарубежная культура»
Украинцы в духовной культуре Российской империи: Д. Левицкий, В. Боровиковский и др
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconДля написания исторического портрета я выбрал марксиста, одного из...
Вторая половина 19 века – это время создания и деятельности различных политических организаций, теорий и идей. Недовольство населения...
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconВопросы по истории России
Расстановка социально-политических сил накануне революции 1917 г. Ее характер, движущие силы. Вопрос о власти
Тема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.) iconДень Соборности Украины (материалы 4-8кл)
Соборность для Украины это единство разнообразия, объединение вокруг общей сердцевины, которой является украинская государственность,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница