Скачать 78.28 Kb.
|
Содержание Массовая культураХарактерные черты массовой культуры |
Тема: Основные тенденции развития культуры ХХ века План.
В начале ХХ века народы Европы переживали очень сложные времена. Первая мировая война 1914-1918 годов, революции в России, Венгрии, Германии, распад огромных империй, создание национальных государств, фашистские перевороты в Италии, Германии, Румынии - показали невозможность предугадать последствия деятельности разных политических партий, социальных групп, классов, государств, личностей. Исторические события показывали людям несоответствие теоретических моделей реальности. Поэтому общество оказалось в шоковом эмоциональном состоянии, появилось множество духовных проблем. С одной стороны, личность оказалась одинокой перед давлением со стороны государства, общества, массы. Это вызывало нежелание что-либо делать, порождало пессимизм, вело к отказу от достижения цели. С другой стороны, ситуация 20-х годов дала возможность опробовать существующие теоретические модели и привести их в соответствие с практикой. ХХ век можно считать экспериментальным, поскольку именно в это время возникла возможность выбора стратегии развития, возможность альтернативы. Технократизм породил необходимость пересмотра картины мира. Высокая оценка интуитивной формы восприятия и познания человеком действительности и искусства заметно влияла на художественную жизнь ХХ века. Искусство стремится к раскрытию внутреннего мира человека, переключается на самоанализ, на осмысление собственной жизни, художественный образ рассматривается как воплощение личных чувств и наблюдений. Открытие феномена бессознательного, обоснование его как активной силы, стимулирующей творчество, также повлияло на художественную жизнь ХХ века.
С начала ХХ века, в особенности в 20-50-е годы культура постепенно приобретает новые качества. Одним из них стала дегуманизация. Развитие и возвеличивание роли и значения техники в жизни человека постепенно формируют общество, в котором идеал творческой личности, идеал, к которому стремилась европейская культура, начиная с Возрождения, представлялся утопичным, несовместимым с направлением, в котором двигалось современное общество. Угасает гуманистическая традиция, люди ослеплены возможностями техники. Отношение человека к труду становится абстрактным, деловым, опосредованным. Индустриальная цивилизация наделила человека небывалой властью над природой, которой он часто злоупотребляет. Человек уже не воспринимал природу как нечто мудрое, гармоничное, всеохватывающее. Природа рассматривается лишь как материал для работы, изготовления орудий труда и техники. Формируется новый тип человека – человек-масса, человек без индивидуальности. Такой человек стремится оказаться в тени, не выделяться из социальной группы, массы, сохранять анонимность. Такой человек не стремится направить свою волю на сохранение самобытности. Наоборот, человек не желает жить, проявляя собственную инициативу, а подчиняется программе. Человек – творец (новой и технической и философской мысли или идеи) волен творить добро или зло, строить, созидать или разрушать. Наука, как правило, не обращает внимания на моральные последствия своих исследований. Искусство существует для себя, его не волнует влияние на людей. Достижения техники могут использоваться как во благо, так и во зло. Дефицит чувств, ощущений порождают экспериментальное искусство, которое ведёт поиски новых форм (импрессионизм, символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм и др.) Критикуется технократизм и рационализм. Наивысшего размаха эта критика достигла в середине ХХ века.
Культуру делят в соответствии с критериями:
Массовая культура возникла в середине ХХ века. ^ – понятие, характеризующее особенности содержания производства и способов распространения культуры индустриального общества. Она охватывает совокупность явлений культуры, которые выступают как индустрия развлечений, отдыха и направлены на формирование эстетических вкусов «среднего» потребителя, «человека толпы». Возникновение массовой культуры:
Развитие процесса урбанизации, появление средств массовой информации Постепенное стирание грани между высокой и народной культурой, коммерциализация культуры Возникновение массовой культуры как производства культурных ценностей, направленных на массовое потребление без учёта отличий в положении социальных слоёв, классов, наций, уровня материального благосостояния и т.д. Цели массовой культуры:
Функции массовой культуры:
Классическим примером массовой культуры можно назвать культуру, сформировавшуюся в США одновременно с возникновением общества массового производства и потребления. Её появлению способствовало развитие средств массовой связи. Это, с одной стороны, демократизировало культуру, а с другой – превратило её в объект бизнеса. Поскольку произведения массовой культуры выступают в ней как предметы потребления, продажа которых направлена на получение прибыли, она считается коммерческой. ^
По мнению исследователей, для посттоталитарных стран, которые переживают системный кризис (Украина также принадлежит к их числу), массовая культура в её наиболее агрессивных и дегуманизированных формах может нанести значительный вред нравственным основам общества. Альберт Швейцер, один из выдающихся мыслителей ХХ века считал, что массовая культура эволюционирует к элементарному примитивизму. «Театр уступает место кабаре,– отмечал он,– а серьёзная литература – развлекательной. Журналы и газеты вынуждены всё более мириться с тем фактом, что они могут давать информацию читателю только в максимально доступной форме… отсутствие размышлений становится для человека второй природой… творческое и художественное начало умирает. По мнению Эриха Фромма, массовая культура заражена «неискоренимым пристрастием ко всему, что мертво, испорчено, болезненно, гнило, пристрастием трансформировать то, что составляет полноту жизни, в неживое. Своеобразным символом массовой культуры может служить зомби, поднятый из могилы колдуном человеческий труп. Его вынудили путешествовать по земле, как сомнамбулу, и нести другим смерть, хотя он стремится к ней сам». Противопоставлением массовой культуре является сложная по содержанию и восприятию для неподготовленного человека элитарная культура. К ней, в частности, можно отнести фильмы Феллини и Тарковского, книги Кафки и Кортасара, картины Пикассо и Дали, музыку Дюваля и Шнитке. Элитарная культура – культура особой группы общества (элиты), наиболее способной к духовной деятельности:
Массовая и элитарная культуры не враждуют друг с другом. Достижения и идеи элитарной культуры через какое-то время, как правило, использует массовая культура, повышая свой уровень. В то же время, прибыли от массовой культуры позволяют кампаниям поддерживать творцов элитарного искусства. Искусство второй половины ХХ века утверждает свой основной эстетический принцип: дистанция между искусством и реальностью должна быть минимальной или её вообще не должно быть. Такое требование не даёт возможности определить, что является искусством, а что нет, поскольку художественными шедеврами становятся предметы с улицы, фабричного конвейера, городской свалки. В этом случае работа творца с материалом почти сведена к нулю и не совсем понятен смыл художественного произведения. Поэтому появляется ещё одна характерная черта искусства второй половины ХХ века - эпатаж, возмущение (а иногда и оскорбление ) общественного мнения, источником которого является неудовлетворенность стереотипами мышления, протест против застарелых схем, требований, которые доминируют в художественной жизни. Возникает мощная связь с дорациональными, мифологическими и другими формами ранних культур. Европейский человек постепенно усваивает восточную культурную традицию, представленную философией дзенбуддизма, восточным искусством, разными типами медитаций. Переосмысливаются исторические формы философии и искусства, преодолевается конфронтация в политике и культуре. Усиливается эксцентризм в мироотношениях ХХ века, связанный с постоянным увеличением «разрыва» бытия, то есть с расширением сферы человеческого сознания, появлением глобальной ноосферы, выходом человека в космос. Отношение человека к миру наполняется нетрадиционным, оригинальным смыслом. |
![]() | Учебный план группы рт-4 7 семестр 2013-2014 учебный год Дисциплина Преподаватель Зачетная точка Социологические подходы к анализу культуры. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, ритуалы, нормы, язык, мифы.... | ![]() | Учебный план группы хп-4 7 семестр 2013-2014 учебный год Дисциплина Преподаватель Зачетная точка Социологические подходы к анализу культуры. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, ритуалы, нормы, язык, мифы.... |
![]() | Вопросы к экзамену Общая характеристика культуры и искусства XX века.... Художественная жизнь Франции последнего десятилетия XIX и первых лет 20 века. Символизм | ![]() | Никто не знает, что такое цивилизация! Ный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень... |
![]() | План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры ... | ![]() | Ректор Искусство первобытного общества. Синкретизм художественной культуры. Основные этапы развития. Главные памятники |
![]() | Доклад на тему: Русские балеты С. П. Дягилева в контексте европейской культуры России начало двадцатого века в эмиграции. Множество ученых уже посвятили Дягилеву свои лучшие труды, современные деятели культуры... | ![]() | План Исторические условия развития и формирования украинской культуры.... В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения... |
![]() | Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические... Мировоззрение – опред система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч развития | ![]() | Средневековье как объект изучения «темные века». Такое отношение существовало долго. Лишь в 18-19 вв появились попытки осмыслить этот период как этап развития истории.... |