Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.)


Скачать 111.37 Kb.
НазваниеЛекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.)
Дата публикации26.05.2013
Размер111.37 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Культура > Лекция
ЛЕКЦИЯ 12
ТЕМА: РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ГЕТЬМАНЩИНЫ (вт. пол. ХVII-ХVIII вв.)
ПЛАН


  1. Особенности культурного развития Украины, их историческая обусловленность

  2. Развитие образования, общественно-политической мысли и научных знаний.

  3. Литература, фольклор и искусство.



1.Особенности культурного развития Украины, их историческая обусловленность
Украинская культура в обозначенный период развивалась в противоречивых условиях. С одной стороны, сказывалось положительное влияние Освободительной войны под руководством Б. Хмельницкого, поскольку она привела к возникновению украинской государственности, освобождению населения от крепостного, национального и религиозного угнетения, что в целом благоприятно влияло на развитие культурных процессов. С другой стороны, в этот период произошло разделение украинских земель между Россией и Речью Посполитой, что имело негативные последствия для развития культуры. Разные регионы Украины оказались в различных социально-экономических и политических условиях, что существенно сказывалось на положение и развитие культуры. Кроме того, постоянные войны, которые продолжались на протяжении 60 лет, приводили к массовому уничтожению культурных ценностей.

Сравнительно лучшими для развития культуры были условия на Левобережье, где длительное время сохранялась гетманская автономия, а также на Слобожанщине, которая в это время начинает активно заселяться украинскими переселенцами, преимущественно с Правобережья. Однако и на этих землях условия культурной жизни были весьма далеки от действительно благоприятных. Московское правительство стремилось ограничить права и культурное развитие украинцев. Это выразилось, например, в подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату (1686 г.). Внутри самого казачества шел процесс социальной дифференциации, так что интересы старшины все чаще противоречили интересам простых казаков. Эти факторы в совокупности приводили к ухудшению культурного климата внутри украинского общества.

Относительное улучшение культурной ситуации произошло в период гетманства И.С. Мазепы (1687-1709), хотя аристократические устремления гетмана способствовали дальнейшему отрыву культуры от народных корней.

На Правобережье, в Восточной Галиции, Закарпатье и Буковине условия для развития культуры были еще хуже. В 1699 году на украинских землях в составе Речи Посполитой ликвидируется казачество. Православные церковные иерархи постепенно присоединяются к унии и переходят под власть папы Римского. Братства также в первой половине 18 века присоединяются к унии. Притеснение украинской культуры усиливается, идет процесс полонизации.

Таким образом, это был период, с одной стороны, замечательного расцвета украинской литературы и искусства с его причудливым стилем "барокко". С другой стороны, возникают условия для потери самобытности украинской культуры и ее постепенного приспособления к образцам культур господствующих наций. Это обуславливается тем, что на протяжении вт. пол XVII- XVIII в.в. Левобережная Украина постепенно утрачивает свою государственность.

Культурный процесс в украинских землях в вт. пол XVII - начале XVIII в.в. в значительной степени осложнялся языковой политикой российского и польского правительств.

В Польше в 1696г. был издан закон, который исключал украинский язык из административной жизни, оставляя его лишь в церковной сфере. В 1720 году было запрещено печатать книги на украинском языке в Киево-Могилянской академии. Во второй половине XVIII века на Левобережье и Слобожанине под давлением властей все учебные заведения перешли на русский язык преподавания .
^ 2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Своеобразным критериям уровня духовной культуры народа является положение в сфере образования.

На украинских землях, входящих в состав России, XVIII век явился временем дальнейшего распространения грамотности и успехов в области просвещения .

^ Начальное обучение. Реформы первой четверти XVIII в. в области просвещения, осуществленные в России, способствовали развитию образования на Украине. Основными очагами начального обучения на Левобережье, Слобожанине и Запорожье до последней четверти XVIII в оставались церковно-приходские школы, в которых учительствовали дьяки и их помощники - "выростки", "молодыки". На Запорожье с 1754 года существовала сечевая школа, в которой обучались дети преимущественно зажиточных казаков и старшины.

В середине XVIII в. на территории 7 полков гетманщины действовало 866 школ - 1 школа на 1 тыс. населения.

Существенные изменения в развитии образования на Украине произошли в конце XVIII в. в результате деятельности комиссии по учреждению народных училищ (1786 г.). Эта комиссия разработала план открытия главных и малых народных училищ (с 1799 г. они стали называться школами). С 1789 г. в Киеве, Харькове, Чернигове и других городах начали работать народные училища, где обучались дети главным образом дворян, зажиточных мещан и купцов.

По официальным данным в конце XVIII в. на Украине действовало 8 главных и 17 малых народных училищ (главные - 4 класса с 5-ти летним сроком обучения, малые - 2 класса - чтение, письмо, счет).

На народное просвещение в России выделялось 0,2% всех государственных расходов (данные 1788 г.).

На Правобережной Украине и в Восточной Галиции, находившихся под властью Речи Посполитой на протяжении большей части XVIII в., народное образование находилось в тяжелом положении. Большинство школ находилось под контролем католической церкви и поэтому было мало доступно для украинцев. В результате постоянных ограничений и преследований со стороны католической церкви начали приходить в упадок братские школы. Церковно-приходские школы с украинским языком преподавания существовали лишь в некоторых городах и селах (Перемышль, Львов, Дрогобыч).

Важную роль в развитии культуры в обозначенный период играло среднее образование.

В области среднего образования Левобережье было представлено несколькими коллегиумами: Черниговским (1700 г.), Харьковским (1727 г.), Переяславским (1738 г.). Ежегодно в них обучалось 700 - 800 студентов. Эти учебные заведения готовили служителей религиозного культа, государственных служащих и учителей начальных классов. В конце XVIII в. коллегиумы были преобразованы в духовные училища.

Центром просвещения Слободской Украины был Харьковский коллегиум.

Высшее образование в Украине было представлено Киевской академией (до 1701 г. - Киево - Могилянской коллегией). В 1701 г. Киево - Могилянская коллегия получила официально статус академии. Она была настоящим центром образования, науки, культуры и общественной мысли. Это учебное заведение подготовило целую плеяду ученых, литераторов, педагогов, общественно-политических и культурных деятелей, которые главной целью своей деятельности видели в просвещении народа, служении его интересам.

В конце XVIII в. церковная ориентация и традиционализм академии постепенно начали отталкивать от нее молодежь, заинтересованную в получении современного образования. В начале XIX в это знаменитое учебное заведение было преобразовано в обыкновенную духовную семинарию.

Таким образом, на протяжении XVIII в. в области образования происходят существенные изменения. Наряду с дальнейшим распространением просвещения, Украина постепенно утрачивает свои первые позиции в области высшего образования. Отныне ведущие учебные заведения находятся в России в Петербурге (1725 г) - Академия наук, Университет - в Москве (1755 г.).

^ В конце XVIII в на Украине появились первые профессиональные школы.

На западно-украинских землях действовал Львовский университет, основанный еще в 1661 г. Он по-прежнему носил католический характер, способствовал полонизации западно-украинского населения.

На развитие общественно - политической мысли и научных знаний, большое влияние имели западноевропейские философы – просветители. XVIII век был отмечен глубокими изменениями в общественном сознании. В результате новых явлений в общественной жизни на первый план вышел ряд проблем. Среди них центральное место отводилось идеологическому обоснованию абсолютизма. Крупнейшим идеологом абсолютизма выступал Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.), который начал свою деятельность в Украине, продолжил ее в Петербурге, став одним из ближайших сподвижников Петра І и ярым сторонником его реформ. В его сочинениях была изложена официальная политическая доктрина русского абсолютизма.

Ф. Прокопович являлся также идеологом церковной реформы. В его "Духовном регламенте" обосновывалась необходимость подчинения церкви государству, доказывалась справедливость отмены патриаршества и учреждения Синода. По мнению Прокоповича, монарх имеет неограниченные права не только в светских делах, но и в религиозных.

^ Гуманистические традиции нашли свое выражение в творчестве выдающегося украинского мыслителя, просветителя, поэта Григория Саввавича Сковороды (1722-1794 гг.).

Философские взгляды, гуманистические идеалы Сковороды ярко отразились в его поэтическом творчестве. В рукописных сборниках "Сад божественных песней" и "Басни харьковские" Сковорода затрагивал важные проблемы своего времени, утверждая высокие моральные качества человека. Многогранная деятельность Сковороды сыграла огромную роль в развитии демократической общественно - политической жизни XVIII в., а его поэтическое творчество имело огромное влияние на будущих классиков украинской литературы.

В XVIII веке большие изменения происходили в научной сфере.

Достижения страны в хозяйственном развитии способствовали распространению знаний. Предметом научных исследований украинских ученых стали астрономия, математика, георгафия, медицина. астрономию, Одним из важных направлений развития образования, науки и культуры в целом было книгопечатание. В конце XVII- XVIII ст. в украинских землях действовало 13 типографий в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Кременце, Умани и т. д. Большое значение имела типография Киево-Печерской лавры.

В западном регионе наиболее активной была львовская типография А. Тиллера, которая до 1800г. издала около 250 книг на иностранных языках, а в 1776 г. напечатали во Львове первую газету – «Львовская газета» на французском языке.

Во второй половине XVIII в. в издательском деле происходят значительные изменения, связанные с введением гражданского шрифта (впервые это было осуществлено в Елизаветграде в 1764 году). После этого кириллицей печатались только церковные издания, а «гражданскою» - светские. Этот шаг способствовал освобождению литературы от влияния церкви, а также способствовал развитию народного языка и литературы.

Важную роль в накоплении и распространении знании в Украине играли библиотеки. Уникальным было книгохранилище Киевской академии, основу которого заложил Петр Могила в 1647 г., завещав 2000 книг академии. Библиотека академии, которая комплектовалась на протяжении двух веков, не только влияла на становление мировоззрения многих поколений преподавателей и студентов. Из ее фондов пополнялись библиотеки всей Украины, в частности Переяславского, Черниговского, Харьковского коллегиумов и т. д.

^ 3. ЛИТЕРАТУРА, ФОЛЬКЛОР И ИСКУССТВО
В развитии украинской литературы XVIII в. отчетливо проявились новые черты. Она постепенно освобождалась от церковного влияния и приобретала все более светский характер.

В этот период продолжалось активное развитие мемуарно-исторической прозы, которая освещала события исторического прошлого.

Другой знаменитый образец того же жанра создал Григорий Грабянка. События освободительной войны стоят в центре внимания «Истории Руссов или Малой России», созданной анонимным автором.

Выдающимся памятником паломнической прозы стали «Странствования» В. Григоровича - Барского.

Продолжала развиваться школьная драма, но теперь, главное место в ней занимала не церковная тематика, а преимущественно исторические сюжеты.

Выдающимся явлением в литературе Украины второй половины XVIII в. стало творчество Г. С. Сковороды, который оказал огромное влияние на всю последующую украинскую литературу.

На протяжении XVIII в. постепенно ведущие жанры древней литературы житийная, ораторская и паломническая проза, духовно-церковная поэзия, школьная драма и т. д. утрачивают свое значение и сходят на нет.

Вместе с тем развивались жанры светского характера, прежде всего стихосложение - на историко-бытовые темы, а также сатирические и юмористические стихи. Появляется лирическая поэзия, в том числе поэзия любви.

Литературная жизнь второй половины XVIII в. интенсивно развивалась в основном на Наднепрянской Украине, которая входила в состав России. Тут появилось наибольшее количество литературных произведений.

В Галичине, Закарпатье и Буковине развитие литературы, как и культуры в целом было крайне слабым.

Фольклор был представлен песнями и думами, балладами и преданиями, которые изображали исторические события и их героев - Хмельницкого, Олексу Довбуша и других.

Высокого уровня достигло во второй половине XVII – XVIII в. украинское искусство. Начиная со второй половины XVII в. Киев становится столицей, так называемого, казацкого возрождения. Это особенно выразилось в архитектуре, господствующем стилем которой стало украинское барокко. Широко применялся сочный орнамент, лепные украшения, глазурованная керамика. Особенно много в этом стиле было построено церквей. В этом стиле в 1686 -1689 гг. был построен Покровский собор в Харькове.

Кульминационным временем развития стиля барокко - пышного, декоративного - стала эпоха гетмана Мазепы (1687 - 1708 гг.) - большого мецената и строителя целого ряда храмов. Поэтому украинское барокко иногда называют «мазепинским» стилем.

Новая эпоха архитектурного возвышения Украины связана с деятельностью митрополита Рафаила Заборовского. К этой эпохе принадлежат творения известного архитектора Шеделя (звонницы - Киево-Печерской Лавры, Софийского собора, Михайловского монастыря). В середине XVIII ст. в Украине появляется стиль позднего барокко – рококо. К нему принадлежат жемчужины искусства - Андреевская церковь в Киеве (1744 - 1787 гг.) -творения архитектора Растрелли, Покровская церковь в Киеве, церкви в Козельце (архитектор Квасов), знаменитый собор Святого Юра во Львове (архитектор Б. Меретини - Мердерер) и т. д.

В 60 - 70-е годы XVIII в. на смену стилю барокко в архитектуре приходит российский классицизм (строгость форм, отказ от пышных украшений, симметрично - осевая композиция строения, светлые краски - преимущественно желтый цвет стен и белые колонны). Большое значение для развития архитектуры на Украине имела деятельность известных российских архитекторов, которые работали на Украине - В. В. Растрелли, А. В. Квасов, П. У. Неелов и др. Известными украинскими архитекторами были С. Д. Ковнир и И. Г. Григорович - Барский. B XVIII в. все больше развивалась светская архитектура. Строились административные здания, жилые дома и дворцы казацкой старшины и высшего духовенства, создавались дворцово-парковые ансамбли.

Продолжала развиваться живопись. В ней проявлялись элементы реализма. Наиболее известными мастерами живописи были Д. Г. Левицкий (1735 - 1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757 - 1825 гг.), А. П. Лосенко (1737- 1773 гг.).

Сначала жили и учились в Украине, затем в Петербургской академии художеств и работали там. Особенно велики их заслуги в развитии портрета. Появились новые жанры - пейзаж и историческая живопись.

Развивалась на Украине и гравюра, художественное ремесло - резьба, керамика, ковроткачество, художественная вышивка, гончарство, художественное литье и ювелирное искусство.

В XVIII в. наряду с сохранением народного кукольного театра - вертепа, появляется так называемый крепостной театр. Во второй половине XVIII в на Украине распространился русский и польский театр, в 70-90 гг. в городах Левобережья, Слобожанщины устраивались любительские спектакли на русском языке (Кременчуг, Киев, Харьков) В 1787 г. во Львове было сооружено театральное здание, в котором играли польские и немецкие труппы.

Первая русская профессиональная труппа на Украине - Харьковский вольный театр (1789 - 1796 гг.). В ее репертуаре были классическая драма и комическая опера, переводная драматургия.

Высоким уровнем развития отличалось на Украине в XVIII в. музыкальное искусство. Как и раньше, развивалась народная музыка. В своих поместьях помещики часто имели оркестры и хоры, оперные и балетные труппы из крепостных. В городах при магистратах существовали духовые оркестры.

Известными украинскими композиторами XVIII в. были М. С. Березовский (1745-1777 гг.), А. Л. Ведель (1767 - 1808) и Д. С. Бортнянский (1751 - 1825).

Светская музыка развивалась в городах. В 1738 году была открыта Глуховская певческая школа, где обучали также игре на музыкальных инструментах. В 1773 г. при так называемом Новом Харьковском училище были созданы специальные музыкальные классы. В целом украинские музыканты XVIII в. способствовали развитию российского и мирового музыкального искусства.

Таким образом, украинская культура XVIII в. становилась все более светской. Характерной чертой развития украинской культуры XVIII в. является «утечка умов» с Украины в Россию, которая постепенно обгоняет ее в культурном отношении, а Украина все более в значительной степени превращается в провинцию.

Похожие:

Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconРазвитие украинской культуры в период гетьманщины
Разные регионы Украины оказались в различных социально-экономических и политических условиях, что существенно сказывалось на развитии...
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconПлан Исторические условия развития и формирования украинской культуры....
В сложных исторических условиях проходило развитие украинской культуры в период, который хронологически совпадает с эпохой Возрождения...
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconЛекция 13-14 Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII начале ХХ вв
Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII – начале ХХ вв
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconЛекция 13-14 Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII начале ХХ вв
Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII – начале ХХ вв
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Основные черты политико-правовой мысли России в период средневековья (ХI хvii вв.)
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconФакторы, повлиявшие на развитие литературного процесса периода средневековья
Средневековье – период, отрезок культуры, который начинается после времени античности и до Новой культуры и литературы. В европе...
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconРазвитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII начале ХХ вв
Тема: развитие культурных процессов на украинских землях в конце ХVIII – начале ХХ вв
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconЛекция Тема: Вопросы теории культуры. План
Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре)
Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) iconПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы...
Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница