Скачать 55.75 Kb.
|
Вводная лекцияТема: Вопросы теории культуры. План
1. Предмет и задачи курса. Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре). Культурология является одной из самых молодых гуманитарных наук. Как наука она возникла только в середине ХХ века (до этого времени развивалась в рамках других наук).Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, о культуре народов планеты (в том числе и особенностях украинской культуры) на разных этапах истории. С одной стороны, культурология – историческая наука, поскольку она рассматривает историческое развитие культуры, культурные достижения разных культурных эпох и обществ. С другой стороны – это философская теоретическая наука, так как культурология стремится к философскому осмыслению разных явлений культуры. В то же время следует помнить, что культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Причем этот процесс познания необходим для повышения самосознания в обществе.Вместе с тем, культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели. Задачи нашего курса – изучение мировой (зарубежной) и украинской культуры в процессе исторического развития. 2. Определение "культуры", ее структура и функции. Говорят, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Это величественное здание культуры возводилось веками. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной диалектической преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет). Что же такое культура? Термин "культура" существует с античных времен. В переводе с латинского языка (от латинского "culture") первоначально означало возделывание, обработку почвы. Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. своего рода "возделывание человека". Уже у Цицерона (106-43 г. до н.э.) термин "культура" используется в понимании умственной деятельности. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д. В Толковом словаре В. Даля сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное. Слово "культура" сегодня употребляется по самым различным причинам. Многим – культура представляется в виде некоей системы правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Особенно часто слово "культура" кочует в публицистике и средствах массовой информации, обычно означая что-то хорошее, обаятельное, но довольно не определенное… Часто это понятие сводят и искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и, таким образом, фундаментальное целое явление расчленяют и низводят до отдельных частей. Тем не менее, как ни парадоксально это звучит, эти дефиниции (определения) одновременно и верны, и неверны. Они верны, так все, что они определяют, действительно является культурой. Они не верны, так как ни одно из определяемых явлений не охватывает культуру в целом. Почему так происходит? Потому что понятие культуры, столь часто употребляемое, кажущееся столь привычным, общепонятным и доходчивым, вызывает при попытке его определить серьезные сложности. Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Уже в 1968г. один из исследователей насчитал около 250 определений культуры. Только в культурологии бывшего СССР, начиная с 1960 г. было дано около 50 определений культуры. Например, одно из них: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование всех сущностных человеческих сил. Философский энциклопедический словарь, изданный в Москве в 1983 г. (на с.292) определяет культуру как "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе". Эти определения обозначают культуру как деятельность. Однако, кроме такого деятельностного подхода к характеристике культуры выделяются и другие. Одним из наиболее распространенных подходов является ценностный. В соответствии с ним культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за время его существования. В широком смысле – культура – совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком. С этой точки зрения культуру принято делить на материальную и духовную. Материальная культура – результат материальной деятельности людей (производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение и т.д.). Духовная культура – результат духовной деятельности людей (язык, наука и искусство, литература и религия, мифология и философия, образование, мораль и право)! Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существует изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры. Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы). В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества. Нормы – это стандарты поведения. Ценности – отношение к жизни, представления о том, что является ценностью в жизни. Особенностью функционирования культуры является также самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа. Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа. Зачем мы изучаем культуру? Дело в том, что культура выполняет в обществе ряд функций:
Таким образом, изучение мировой и украинской культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека. 3. Основные этапы развития мировой культуры. Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры свидетельствует о появлении человека. I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура – с момента появления человека(2,5 млн. лет назад ) – до IV тыс. до н.э. II этап развития мировой культуры – культура древнего мира (цивилизаций Востока и античности) – IV тыс. до н.э. – 476 г.н.э. III этап развития мировой культуры – культура средних веков - с 476 г. н.э. – до сер. ХVII в. IV этап развития мировой культуры – культура нового времени - с сер. ХVII – конец 2-го десятилетия ХХ в. V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени – конец 2-го десятилетия ХХ в. – до наших дней. |
![]() | Тема 1 Социальная политика: ключевые вопросы теории и практики. План Основные понятия, сопряженные с социальной политикой: экономика труда, социальная рыночная экономика, социальное государство | ![]() | Теория и методика физической культуры общие основы теории Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты... |
![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» Теория и методика физической культуры как научная дисциплина. Цель и предмет теории и методики физической культуры | ![]() | План Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры ... |
![]() | Тематический план занятий Тема Менеджмент как вид деятельности (лекция 2 ч., с/з 2 ч.) Школа человеческих отношений (поведенческие науки). Взгляды Э. Мэйо, М. П. Фоллетта | ![]() | Тема семинара Украинское казачество. Запорожская Сечь. План семинара Причины и теории происхождения казачества. Дмитрий Байда-Вишневецкий и основание Сечи |
![]() | Лекция тема: эколого-правовое образование и формирование экологической культуры Состояние и перспективы эколого-правового образования. Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности. Эколого-правовое... | ![]() | Тема: Социология культуры и социология религии Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. / Отв редактор Осипов Г. В. М., 2002 |
![]() | Лекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) Тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.) | ![]() | Рефератов и литература к ним тема 1 Абалкин Л. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии //Вопросы экономики – 2010. – № – С. 45 |