Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План


Скачать 55.75 Kb.
НазваниеЛекция Тема: Вопросы теории культуры. План
Дата публикации26.05.2013
Размер55.75 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Культура > Лекция

Вводная лекция



Тема: Вопросы теории культуры.
План

  1. Культура как предмет изучения.

  2. Определение "культура" ее структура, функции.

  3. Основные этапы развития мировой культуры.



1. Предмет и задачи курса.

Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре).

Культурология является одной из самых молодых гуманитарных наук. Как наука она возникла только в середине ХХ века (до этого времени развивалась в рамках других наук).


Культурология – это наука о содержании и сущности культуры, о культуре народов планеты (в том числе и особенностях украинской культуры) на разных этапах истории.

С одной стороны, культурология – историческая наука, поскольку она рассматривает историческое развитие культуры, культурные достижения разных культурных эпох и обществ. С другой стороны – это философская теоретическая наука, так как культурология стремится к философскому осмыслению разных явлений культуры.

В то же время следует помнить, что культурология является самостоятельной гуманитарной дисциплиной. Она рассматривает культуру как специальный предмет изучения, как особую реальность, которая может быть открыта человеком, познана, изучена, выявлены ее механизмы и законы. Причем этот процесс познания необходим для повышения самосознания в обществе.Вместе с тем, культурология проявляет себя не просто как наука о культуре, но наука, которая направлена на открытие механизмов культурного совершенствования человека, наука о конкретных путях достижения этой цели.

Задачи нашего курса – изучение мировой (зарубежной) и украинской культуры в процессе исторического развития.

2. Определение "культуры", ее структура и функции.

Говорят, что культура – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Это величественное здание культуры возводилось веками. Ее развитие связано с поступательным движением человеческой цивилизации. Сила культуры в неразрывной связи времен, в тесной диалектической преемственности мыслей и чувств поколений, органически сплетающихся с делами и судьбами современного человека. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" – почитания, "ур" – свет).

Что же такое культура? Термин "культура" существует с античных времен. В переводе с латинского языка (от латинского "culture") первоначально означало возделывание, обработку почвы. Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. своего рода "возделывание человека". Уже у Цицерона (106-43 г. до н.э.) термин "культура" используется в понимании умственной деятельности. В этом смысле культуре стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости и т.д.

В Толковом словаре В. Даля сказано, что культура это: 1. обработка и уход, возделывание, возделка; 2. образование умственное и нравственное.

Слово "культура" сегодня употребляется по самым различным причинам.

Многим – культура представляется в виде некоей системы правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом.

Особенно часто слово "культура" кочует в публицистике и средствах массовой информации, обычно означая что-то хорошее, обаятельное, но довольно не определенное… Часто это понятие сводят и искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и, таким образом, фундаментальное целое явление расчленяют и низводят до отдельных частей. Тем не менее, как ни парадоксально это звучит, эти дефиниции (определения) одновременно и верны, и неверны. Они верны, так все, что они определяют, действительно является культурой. Они не верны, так как ни одно из определяемых явлений не охватывает культуру в целом. Почему так происходит? Потому что понятие культуры, столь часто употребляемое, кажущееся столь привычным, общепонятным и доходчивым, вызывает при попытке его определить серьезные сложности.

Современная научная литература характеризуется стремительным ростом числа определений культуры. Уже в 1968г. один из исследователей насчитал около 250 определений культуры. Только в культурологии бывшего СССР, начиная с 1960 г. было дано около 50 определений культуры. Например, одно из них: Культура – это творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества, результатом которой являются материальные и духовные ценности, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

Философский энциклопедический словарь, изданный в Москве в 1983 г. (на с.292) определяет культуру как "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе". Эти определения обозначают культуру как деятельность.

Однако, кроме такого деятельностного подхода к характеристике культуры выделяются и другие.

Одним из наиболее распространенных подходов является ценностный. В соответствии с ним культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за время его существования.

В широком смысле – культура – совокупность материальных и духовных результатов человеческой деятельности, все, что создано человеком.

С этой точки зрения культуру принято делить на материальную и духовную.

Материальная культура – результат материальной деятельности людей (производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение и т.д.).

Духовная культура – результат духовной деятельности людей (язык, наука и искусство, литература и религия, мифология и философия, образование, мораль и право)!

Однако, следует подчеркнуть, что деление культуры условно, т.к. материальная и духовная культура не существует изолированно друг от друга. Единство материального и духовного – одна из особенностей функционирования культуры.

Иногда выделяют и социальную культуру. Она раскрывается в социальных отношениях, показывает процессы, происходящие в обществе (организация политической власти, типы управления и стили лидерства, правовые и моральные нормы).

В узком понимании культура – это нормы и ценности человека, группы, общества.

Нормы – это стандарты поведения.

Ценности – отношение к жизни, представления о том, что является ценностью в жизни.

Особенностью функционирования культуры является также самобытность и неповторимость, уникальность культуры каждого народа.

Многообразие культур народов, населяющих наше планету, является объективной реальностью и вызвано к жизни особенностями каждого народа.

Зачем мы изучаем культуру? Дело в том, что культура выполняет в обществе ряд функций:

  1. познавательная (состоит в том, что культура дает людям возможность познать свою историю, опыт, возможности).

  2. регулятивная (культура через систему норм и ценностей регулирует социальные отношения).

  3. коммуникативная (культура обеспечивает связь между поколениями).

  4. интегративная (освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д.)

  5. воспитательная функция (под влиянием культуры человек формируется как личность).

Таким образом, изучение мировой и украинской культуры должно способствовать формированию каждого студента как гармонично развитого человека.
3. Основные этапы развития мировой культуры.

Культура – это то, что выделяет человека из природной среды. Поэтому возникновение культуры свидетельствует о появлении человека.

I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура – с момента появления человека(2,5 млн. лет назад ) – до IV тыс. до н.э.

II этап развития мировой культуры – культура древнего мира (цивилизаций Востока и античности) – IV тыс. до н.э. – 476 г.н.э.

III этап развития мировой культуры – культура средних веков - с 476 г. н.э. – до сер. ХVII в.

IV этап развития мировой культуры – культура нового времени - с сер. ХVII – конец 2-го десятилетия ХХ в.

V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени – конец 2-го десятилетия ХХ в. – до наших дней.

Похожие:

Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconТема 1 Социальная политика: ключевые вопросы теории и практики. План
Основные понятия, сопряженные с социальной политикой: экономика труда, социальная рыночная экономика, социальное государство
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconВопросы к экзамену по дисциплине «Теория и методика физического воспитания»
Теория и методика физической культуры как научная дисциплина. Цель и предмет теории и методики физической культуры
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconПлан Понятие и содержание культуры. Функции культуры. Культура как система. Типология культуры
...
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconТематический план занятий Тема Менеджмент как вид деятельности (лекция 2 ч., с/з 2 ч.)
Школа человеческих отношений (поведенческие науки). Взгляды Э. Мэйо, М. П. Фоллетта
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconТема семинара Украинское казачество. Запорожская Сечь. План семинара
Причины и теории происхождения казачества. Дмитрий Байда-Вишневецкий и основание Сечи
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconЛекция тема: эколого-правовое образование и формирование экологической культуры
Состояние и перспективы эколого-правового образования. Формы эколого-правового воспитания и критерии её эффективности. Эколого-правовое...
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconТема: Социология культуры и социология религии
Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. / Отв редактор Осипов Г. В. М., 2002
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconЛекция 12 тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.)
Тема: развитие украинской культуры в период гетьманщины (вт пол. ХVII-ХVIII вв.)
Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План iconРефератов и литература к ним тема 1
Абалкин Л. От экономической теории до концепции долгосрочной стратегии //Вопросы экономики – 2010. – № – С. 45
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница