Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени


Скачать 264.92 Kb.
НазваниеЛекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени
страница1/2
Дата публикации26.05.2013
Размер264.92 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Культура > Лекция
  1   2
ЛЕКЦИЯ 10-11

РАЗДЕЛ іv КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КуЛЬТУРЫ.
План

  1. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

  2. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

  3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ХІХ ВЕКА



1. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Период с середины ХVІІ века до конца второго десятилетия ХХ века называют новым временем.

Тенденции культурного развития, заложенные эпохой Возрождения, нашли свое продолжение в последующее время. Одновременно возникли и новые экономические и социально-политические факторы, которые существенно повлияли на всю систему культурной жизни Западной Европы.

В сфере экономической жизни ХVІІ век характеризовался развитием мануфактур, бурными процессами первоначального накопления капитала. В политической сфере завершался процесс формирования национальных государств на основе абсолютистских монархий. С этим было связано возрастание особенностей культурной жизни отдельных стран. В авангарде этого процесса шли Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция. Однако, наличие особенностей культурного развития отдельных европейских государств не исключает общих черт в развитии культурной жизни Западной Европы. Выделение общих черт в культурном развитии отдельных стран дает возможность рассматривать культуру нового времени как относительно устойчивую систему культурных ценностей, норм и принципов духовно-практического освоения мира.

Следует подчеркнуть, что Европа занимает исключительное место в западном сознании. Культуру, рожденную на старом континенте, называют и «европейской» и «западной». Разумеется, между двумя терминами нельзя ставить знак равенства, каждый из них обозначает некие особые черты этой культуры. Последний, в частности, говорит о том, что вместе с европейцами-поселенцами она перешагнула океан, и, обосновавшись в Новом Свете, сыграла уникальную роль в истории человечества, оказав значительное влияние на становление не только европейской, но и всей западной цивилизации. Говоря о европейской культуре Нового времени, мы должны иметь в виду и США, и Канаду, и Австралию, и в определенном смысле Россию и Украину.

^ В чем проявляется сущность европейской культуры этого периода? В Европе постоянно складывались такие компоненты, как свобода собственности и трудолюбие, наиболее ярко проявившиеся в эпоху первоначального накопления капитала. Полисная система основывалась на уважении к достоинству личности, к свободному выбору, представляла сообщество свободных собственников, граждан. А это, в свою очередь, способствовало формированию, а затем и доминированию в европейской буржуазной культуре определенных черт, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) Антропоцентрический характер европейской культуры. «Человек есть мера всех вещей» – этот тезис древнегреческого философы Протагора выражает суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Уже античная традиция фиксирует данную черту. Христианская традиция с ее представления человеческой индивидуальности, концепций морали и пониманием человеческого разума, как созданного по образу и подобию божественного и потому способного к рациональному постижению смысла бытия, усиливала антропоцентрический характер европейской культуры нового времени. Внимание к духовной жизни порождает у человека обостренное чувство «Я». Это стало отправным пунктом становления такой черты европейской культуры, как национализм, основы которого заложили мыслители Нового времени.

Возрождение, реформация были также проявлением антропоцентрического характера западной культуры и способствовали рождению такого феномена европейской культуры как гуманизм. В целом он характеризуется выдвижением на первый план «земного» человека и его интересов. Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности:

  • уважение к личности;

  • доверие его «естественным» наклонностям и силам;

  • права человека на удовлетворение «естественных» интересов;

  • на удовольствия и радости;

  • право на свободу;

Если гуманизм Возрождения, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа, был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д. Под его влиянием складывается такой тип личности, который в свою очередь, постепенно смог существенно модифицировать, гуманизировать капиталистический экономический базис, создать относительно независимую от него систему общественных и политических отношений. Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры.

2) Инновационный (букв.: «нововведение») характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в законченный экономический порядок, а стало быть, предприимчивости и творчества. Данная черта способствовала формированию в новое время так называемой цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – быстрое изменение техники и технологии, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; это способность к умножению знаний и изобретению новой техники.

3) Полицентризм властей, характерный для европейской цивилизации, заключается в рассредоточении власти в обществе. Он включает:

а) относительную самостоятельность различных форм власти;

б) ее ограничение на различных уровнях с учетом определенной автономии местной власти

Заслуживает особого внимания разделения власти на политическую и духовную, выразителями которых были, с одной стороны, - государство, а с другой стороны, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, а завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, т.е. по большому счету в то время сферу человеческой нравственности. Поэтому свобода личности как общечеловеческая ценность, а также другие права человека складывались под влиянием разделения политической и духовной власти. Благодаря этому личность не только обрела нравственный идеал, содействующий ее независимости, но и стала во многих отношениях независимой, суверенной в вопросах выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.

4) Европеизм – это направление европейской политической философии, выражающей главные идеалы и устремления европейской цивилизации. Это такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте, когда проявляется воля к объединению наций и культур, в частности, через более тесное их сотрудничество во всех областях общественной жизни. Европеизм имеет глубокие корни в истории Европы и европейской культуры. Как явление христианской культуры нашел самое широкое отражение в культуре Нового и Новейшего времени.

5) Христианские корни европейской культуры. Христианство для Европы нечто большее, чем просто какая-либо религия в любой другой культуре. В чем же особенность христианских корней европейской духовной культуры? Прежде всего, христианская религия не является автономным образованием, как, например, религии Древнего Востока, которые развивались на «местной» почве, из местной цивилизации. Для Европы – христианство – религия, сложившаяся в Восточном Средиземноморье. Она пришла на континент «со стороны», изначально была для Европы «чужой», «азиатской» кровью. К моменту падения Западной Римской империи (476 г. н.э.) главные центры христианской культуры и большинство христианского населения находились за пределами Европы. После падения Западной Римской империи в Европе прервалась античная традиция, образовался как бы «вакуум», который и заполнило христианство, начавшее строить единую Европу.

Христианская церковь как институт объединяло Европу «сверху»: путем распространения папской власти, путем унификации форм общественной и духовной жизни; она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры.

Христианская вера объединяла Европу «снизу»: сформировала своего рода «общеевропейское сознание», понемногу вытесняла разнородные мифологии, заменяя их единым упорядоченным мировоззрением, что также способствовало формированию единой культуры. При этом христианство ассимилирует не только архаичные структуры и старые формы сознания, но все новое, что порождает европейская цивилизация и культура. Это свойство христианства имеет в католической терминологии обозначение «аджорменто» (буквально – «соответственно нуждам текущего дня»). Следуя традициям «аджорменто», христианство и сегодня оказывает значительное влияние на формирования единой европейской культуры, являясь единым из ее формообразующих начал.

Итак, европейская культура нового времени явление сложное, неоднозначное, ее развитие охватывает огромный исторический период, - с середины ХVІІ в. до начала ХХ века. Поэтому выделяют несколько этапов в ее развитии.
^ 2. ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Гуманистические идеи эпохи Возрождения, Реформация, религиозные войны, первые буржуазные революции привели к появлению новой культуры.

Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму.

Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет:

  • общий прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли и мореплавания;

  • освобождение науки от духовной власти и контроля религии;

  • бурный рост точных и естественных наук – физики, механики, математики, астрономии, становление материализма в объяснении природных явлений.

Историческая и философская наука 19 ст. стали характеризовать Просвещение как эпоху:

  1. безграничной веры в человеческий разум

  2. в возможность перестроить общество на разумных основаниях;

  3. как эру крушения теологического догматизма;

  4. торжество науки над средневековой схоластикой и церковным мракобесием.

Наряду с термином «Просвещение» употребляют термин «просветительство».

Особенности культуры эпохи Просвещения. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством – первый характерный принцип эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, появившийся в западноевропейской мысли еще в средние века.

В статье «Ответ на вопрос: то такое Просвещение?» Кант писал: «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором ин находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…» (Кант. Соч. в 6 т. М., 1963-1966, т.6, с.27).

Победа разума – второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком» утопии. Просвещение включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально преобразовывая» политические и социальные устои.

Как течение общественной мысли Просвещения представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие доли, в том числе и церковных.

Идеология Просвещения» возникла в условиях кризиса феодального общества, появление в ее недрах капиталистических производственных отношений, которые порождали новые общественные противоречия.

Идеологи Просвещения поставили вопрос о практическом устройстве общества, считая краеугольным его камнем политическую свободу и гражданское равенство, поэтому критика просветителей была направлена и против деспотизма абсолютной монархии, а не только деспотизма церкви.

С культом разума связано стремление просветителей подчинить разумному началу общественный строй, государственные учреждения (которым надлежало, по их мнению, заботиться об «общем благе») и жизнь людей (общественные права и обычаи).

Теория естественного права исходила из представления о прирожденном равенстве людей, идеологически обосновывала демократические свободы.

Теория общественного договора говорила о том, что государство не божественное установление, а институт, возникший путем заключения договора между людьми. Эта теория давала народу право лишить государя власти, если он нарушил условия договора и плохо охранял естественные права граждан.

Некоторые из просветителей возлагали надежды на «просвещенного монарха» – идея просвещенного абсолютизма.

Оружием борьбы с феодальными мировоззрениями для деятелей «Просвещения» была «история, которую они рассматривали как «школу морали и политики».

В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую преобразующую силу разума находилось их особое внимание к проблемам воспитания. Идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка и т.д.

Главной характерной чертой этой культуры являлась также секуляризация общественного сознания.

Секуляризация (лат. – saecularis – светский).

  1. освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

  2. изъятие чего-либо из церковного ведения и передача в руки светских властей, например, секуляризация школьного образования.


^ 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Бурные события политической и социальной жизни, научные достижения и открытия, возникновение новых философских систем не могли не вызвать новых процессов в художественной культуре. Они способствовали возникновению новых направлений и методов творчества. В ХVІІ веке в культуре Западной Европы господствуют два главных направления – барокко и классицизм. В ХVІІІ в. на арену выходит просветительский реализм, который в целом продолжал традиции классицизма и способствовал появлению сентиментализма. В ХVІІІ в. также возникает такое культурное явление как рококо, а под занавес столетия на арену выходит романтизм.

Особое место в европейской культуре ХVІІ –ХVІІІ вв. занимает культура барокко.

Барокко – (в переводе с итальянского – вычурный, причудливый, затейливый) - стиль в европейском искусстве, возникший в конце ХVІ века и пришедший на смену стилю Возрождение.

Для барокко характерны: декоративная пышность, вычурность, живописность (контраст света и тени).

Наиболее яркое выражение этот стиль получил в архитектуре в создании грандиозных городских и парковых ансамблей, парадные интерьеры с многочисленной скульптурой, легкой резьбой, позолотой, живописными плафонами.

Известным мастером архитектуры был итальянец Джованни Бернини (1598-1680г.), который создал немало прославленных сооружений. Наиболее известное – колоннада Собора святого Петра и оформлении площади около собора.

Бернини был и выдающимся скульптором. Ему принадлежит такой шедевр мирового искусства как скульптура «Экстаз святой Терезы».

Среди талантливых художников барокко наиболее яркими фигурами были Веласкес, Рубенс, Ван Дейк, Рембрант.

Эпоха барокко содействовала развитию музыкального искусства. Именно в этот период начинает формироваться музыкальная культура, которую теперь мы называем классической музыкой.

В русле барокко возникает новый музыкальный жанр – опера. У истоков этого жанра стоял итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1568-1643). Самым его известным произведением была опера «Орфей».

В ХVІІ веке возникает и развивается классицизм. Он захватывает и ХVІІІ век.

^ Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм.

Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе — это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме. Романтизм ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника.

Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребности в ее выработке. Таким течением был сентиментализм (от франц. – чувство), отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы.
Практически на территории всей Европы наблюдается вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где раньше она играла главную роль – Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись порой стремится занять главное место. Вместо парадного портрета — портрет интимный, в пейзажной живописи пейзаж настроения.

В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стало рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» произошел от французского «рокайль» - буквально бриллиант и украшение из раковин. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».

Ярким представителем французского рококо стал ^ Франсуа Буше (1703— 1770) «Первый художник короля», как он официально именовался, директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен « триумф Венеры» или «туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт во второй. Черты легкости, свободы, динамики видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714—1785), в его полном прелести, легкого стремительного движения, непосредственности изящества «Меркурии, подвязывающие сандалию».

^ Жан Антуан Гудон (1741—1828) — истинный историограф французского общества, в своей скульптурной портретной галерее передал духовную атмосферу эпохи. «Вольтер» Гудона — свидетельство высокого уровня французского искусства.

Английское искусство XVIII в. — расцвет национальной школы живописи в Ан­глии начинается с ^ Уильяма Хогарта (1697-1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин «Карьера проститутки», «Карьера Мота». Хогарт был первым живописцем-просветителем в Европе.

Крупнейший представитель английской школы портретной живописи ^ Томас Гейнсборо (1727-1888). Его портретным образам свойственна душевная утонченность, одухотворенность, поэтичность.

Венеция дала миру прекрасных мастеров ведуты – городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768), прославленного торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Франческе Гварди (1712-1793), находившего вдохновение в простых мотивах повседневной жизни города, его залитых солнцем двориков, каналов, лагун, многолюдных набережных. Гварди создал новый тип пейзажа, отмеченного поэтичностью, непосредственностью зрительских впечатлений. Наиболее ярко отражает требование времени знаменитая фраза Вольтера: Все жанры хороши, кроме скучного.

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII век часто называют «золотым веком театра». Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач П.0. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех. на кого направляет свои удары».

Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно – ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они негодовали, в комедии издевались.

Крупнейшим английским драматургом XVIII в. был ^ Ричард Бринсли Шеридан (1751-1816). Его сатирические комедии нравов «Соперники», «Поездка в Скарборо» и «Школа злословия» направлены против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Некогда великая торговая держава Венеция переживала в XVIII в экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались люди со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707—1793), создавший 267 драматических произведений. Его лучшая комедия «Трактирщица» разнесла славу Гольдони по всему миру. С большим уважением относился к Гольдони Вольтер патриарх Просвещения. Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806) Он писал сказки (фьябы), используя фольклор и некоторые черты комедии дель арте: «Любовь к трем альпинистам», « Турандот» и другие о жизни театральной Венеции.

Самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов была «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Бомарше (1732-1799). Фигаро оказался олицетворением общенародной оппозиции старому режиму той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.

Страной, где «серьезный жанр», как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделала наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х гг. XVIII в, на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции, но, восприняв опыт предшественников, он дает замечательные плоды. Представителями Просвещения в Германии были Лессинг, Гете, Шиллер.

^ Иоганн Вольфган Гете (1749-1832) «универсальный гений» ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург. Гёте словно воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса «Эгмонт» – одно из лучших театральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гете, в утверждении человечности, воплощением которой является Эгмонт. В трагедии «Фауст» Гёте писал:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и тем не менее надеялись, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (1660-1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонатан Свифт (1667-1754) в романе аллегории «Путешествие Гуливера», когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. В романе Г.Филдинга (1707-1754) «История Тома Джонса, найденыша» использовано параллельное построение сюжета, напоминающее сказочный о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам.

В истории русской литературы XVIII в был временем классицизма. Представителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708-1744). ^ Н. К. Тредиаковский (1703-1769), А.Л. Сумароков (1717—1777).

В последнее десятилетие века наряду с классицизмом в художественной литературе зарождается новое течение — сентиментализм, наиболее полно выразившийся в повестях Н.М. Карамзина (1766-1826) «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»

В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа.

Первыми были ^ Иоганн Себастьян Бax (1685 -1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759).

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская клас­сическая школа и ее виднейшие мастера Гайдн (1732 1809), Моцарт (1756—1791), Бетховен (1770-1827). Венские клас­сики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы. Их музыка являет высочайшее достижение эры классицизма по совершенству мелодий и форм.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, и глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она похоронила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

  1   2

Похожие:

Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЭкзаменационные вопросы, история нового времени, I период
Историческое содержание и проблема периодизации нового времени. Основные типы источников для изучения истории нового времени
Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЭкзаменационные вопросы, история нового времени, I период
Историческое содержание и проблема периодизации нового времени. Основные типы источников для изучения истории нового времени
Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconАграрные отношения в Западной Европе и Северной Америке во второй половине XVII-XVII вв
Историческое содержание и проблема периодизации нового времени. Основные типы источников для изучения истории нового времени
Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconАграрные отношения в Западной Европе и Северной Америке во второй половине XVII-XVII вв
Историческое содержание и проблема периодизации нового времени. Основные типы источников для изучения истории нового времени
Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconАктивный раздаточный материал «Философия» фогп 3 кредита 3 семестр...
Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Этот период характеризуется дифференциацией естественно-научного знания,...
Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЛекция: литература и театр
История литературы (античная литература, литература средних веков и эпохи Возрождения, литература Нового времени, литература ХХ –...
Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЗдравствуйте сестры и братья. Поздравляю Вас с приходом Нового Времени,...

Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЗдравствуйте сестры и братья. Поздравляю Вас с приходом Нового Времени,...

Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЗдравствуйте сестры и братья. Поздравляю Вас с приходом Нового Времени,...

Лекция 10-11 раздел ІV культурная жизнь нового времени iconЗдравствуйте сестры и братья. Поздравляю Вас с приходом Нового Времени,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница