Занятие №11 Творчество А. П. Чехова


Скачать 55.39 Kb.
НазваниеЗанятие №11 Творчество А. П. Чехова
Дата публикации03.04.2013
Размер55.39 Kb.
ТипДоклад
userdocs.ru > Культура > Доклад
Занятие №11

Творчество А. П. Чехова

(1860-1904 гг.)
Цели:

1. Дать представление о начальном творческом пути писателя;

2. Дать представление о художественном своеобразии творчества;

3. Развить навык анализа прозаического произведения.
Ход занятия:
1. Огрмомент, цели

2. Актуализация

Сегодня мы переходим к изучению творчества одного из выдающихся писателей 19 века – А. П. Чехова. Нам предстоит познакомиться с особенностями его творчества (основными темами и художественными особенностями.)

  • Новый материал (доклад + лекция с элементами беседы)




  • Доклад (о биографии писателя)

(Учащиеся должны сдать конспекты на проверку)

  • Лекция с элементами беседы


К 80-м годам 19 века Россия пережила ряд крупнейших событий – поражение в Крымской войне, отмену крепостного права, возвращение декабристов. Прежние проблемы в это время стали неактуальными => страну охватили новые революционные идеи.

В литературе в это время тоже произошли перемены: на смену кумирам минувшей эпохи пришли менее талантливые писатели. Проблемы, которые они отражали в своих произведениях, тоже были мелки и не соответствовали прежнему философскому уровню => появились более мелкие жанры: рассказ, повесть, новелла.

Кроме того, в России появился и новый читатель – мещанин, т. к. литература стала более доступной. У нового читателя были новые требования к литературе: она должна была быть более понятной.

Именно в это время начинается творчество А.П. Чехова. Начиная с 1880 г., он публикует свои юмористические произведения в журналах «Стрекоза», «Будильник» под разными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и др.)

1883-1885 гг. – ранние юмористические рассказы: «Смерть чиновника»,

«Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Устрицы» и др.
^ Чтение рассказов «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и «Хамелеон» (по выбору)
Художественные особенности творчества Чехова
Чеховские рассказы реалистичны. Их героев окружает повседневный быт. Писатель обращается к частной жизни и это становится открытием. В своих рассказах писатель избегает обобщений, т.к. считает, что главным в литературе должно быть описание судьбы одного конкретного человека (кроме того, эта тема более понятная публике). Частная жизнь раскрывается Чеховым в жанре короткого рассказа.

Писатель глубоко понимал драматизм русской жизни => современный ему мир ощущал как тупик => герои произведений Чехова получают 2-а возможных выхода из тупика:

  • вырваться из обыденной жизни;

  • принять всё, как есть, потеряв себя;

По второму пути идут такие чеховские герои, как Беликов (р-з «Человек в футляре»); Червяков (р-з «Смерть Ионыча»); Порфирий (р-з «Толстый и Тонкий»).

Т.к. в своих произведениях Чехов изображает обыденную жизнь отдельных людей, в его рассказах ключевую роль начинает играть художественная деталь.
^ Рассказ «Толстый и тонкий» (1883 г.)
Чтение рассказа
В основе рассказа лежит приём антитезы.

Антитеза – противопоставление.

Заглавие

(антитеза)


Толстый


Тонкий


  • Художественная деталь

  • «Губы лоснились, как спелые вишни»;

  • «Пахнет хересом и флердоранжем»

  • « Навьючен картонками»;

  • «Пахнет ветчиной»



2. Композиция

1-ая часть рассказа до известия о том, что толстый – тайный советник;

2-ая часть - после (антитеза)



Противопоставляя героев, автор осуждает всё лакейское в человеке, так как писательское кредо Чехова таково: «^ Тогда человеку станет лучше, когда вы покажите ему, каков он есть».

Многие отмечали близость творчества Чехова Гоголю, и его юмору и сатире.
Занятие №12

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» (1897-1898 гг.)

От Старцева к Ионычу
Цели:

1. Дать представление о расцвете творчества Чехова;

2. Развить навык анализа прозаического текста


Вопросы:

  • Какой период творчества Чехова является основным? Как его называют? (Мелиховский, 92-98гг.)

  • Каковы основные черты творчества Чехова определяются в этот период? (тупик, деталь, борьба с пошлостью)


Ход занятия:

^ 1. Оргмомент, цели

2. Новый материал (анализ произведения)


  • О чем говорится в произведении? (пересказ)

  • Минилекция

Расцвет творчества А. П. Чехова пришелся на 1892-1898гг. В это время основная проблематика его произведений такова: осуждение обывательщины, губительно влияющий на личность и мечта о красоте и естественности чувств и отношений.


  • Охарактеризуйте губернский город С. и «самую образованную и талантливую семью Туркиных, проживающую в нем»;

(с. 456-457)

  • каково первое впечатление, которое произвела семья Туркиных на Старцева? (благоприятное, с. 459)

«недурственно»

  • Как впоследствии Старцев переоценивает поведение каждого их членов семьи Туркиных?

(Отец – шутки и шарады «выработаны долгими упражнениями в остроумии»;

Мать – «Бездарен не тот, кто не умеет писать….., а тот, кто пишет и не умеет скрывать этого»;

Дочь – «Играла как все»)



  • Как и вследствие чего происходит эта переоценка?

В рассказе показывается постепенная деградация личности человека, превращающегося в обывателя.
^ Композиция рассказа

1 гл 2-3 гл 4-5 гл

1 2 3

В своей духовной деградации Старцев проходит 3 этапа.
1 этап – молодой доктор еще индивидуален, он живой человек, но не пытается выделяться из массы => 1-ая ложь Старцева

^ Как и когда она происходит?
2 этап - сердце Старцева наполняет любовь, она – только подобие настоящего чувства и приносит ему только беспокойство. Отказ Котика приносит облегчение (перестало беспокойно биться сердце), таким образом герой делает еще один шаг к слиянию с безличной толпой.

Ионыч.
^ Просмотрите описание (сцену) признания в любви. Как Старцев переживает отказ?
3 этап - Ионыча «везут по жизни». Он назван «языческим богом» и теперь душевно мертвее обывателей, которые всем своим видом раздражают его. Герой окончательно обезличен. Его «жадность одолела, хочется поспеть и тут и там». И он такой же, как все.
см. «теперь он видел,…… и огонёк в душе погас» с. 468-469.



  • Вывод:

в рассказе «Ионыч» Чехов касается темы духовного оскудения человеческой личности. Эта тема была одной из самых острых социальных проблем того времени. Писатель изображает постепенную духовную деградацию главного героя, ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь. Задумываясь о будущем России, Чехов писал: «Студентки и курсистки – это надежда наша… будущее России, но стоит только студенткам и курсисткам стать взрослыми, как надежда на будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора – дачевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры».


  • Д/З:

  • Доклады по рассказам Чехова

«Человек в футляре»;

«Крыжовник»;

«О любви»

2. Читать рассказ «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»;

3. Художественные особенности творчества Чехова.

Похожие:

Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconПоложение о проведении игры квн среди молодежных команд города Чехова и района
Организаторами игры квн среди молодежных команд города Чехова и района, (далее Игра) является Администрация города Чехова и Молодежный...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconРассказ А. П. Чехова «Ионыч»
Вопрос 30. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconРассказ А. П. Чехова «Ионыч»
Вопрос 30. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconНовая работа театра им. Чехова
На сцене Павлодарского областного драматического театра имени А. П. Чехова прошла премьера спектакль «Без слез, без жизни, без любви»,...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconНачихали на Чехова. Составлен официальный список 100 лучших отечественных книг
СПбГУ, уже наделал много шуму и стал предметом горячих споров. Особое недоумение интернет-пользователей вызвал тот факт, что ни одно...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconЭкзамен Структура и состав исусства.  
...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconИнформационные ресурсы культуры и искусства
...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconТворчество Поля Гогена
...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconПлан практических занятий по клинической физиологии занятие 1
...
Занятие №11 Творчество А. П. Чехова iconКонтрольные вопросы
Занятие 34. Итоговое занятие по гигиене организаций здравоохранения, подрастающего поколения и военной гигиене
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница