Программа базового курса


Скачать 434.1 Kb.
НазваниеПрограмма базового курса
страница1/3
Дата публикации10.07.2013
Размер434.1 Kb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Культура > Программа
  1   2   3




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ПЕРПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Соловова Е.Н.

ПРОГРАММА БАЗОВОГО КУРСА

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа базового курса методики преподавания иностранных языков разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022600-Лингвистика и межкультурная коммуникация и предназначена для факультетов иностранных языков классических и педагогических вузов, а также для системы дополнительного и второго высшего образования. Основной задачей данного курса является подготовка студентов и слушателей к проведению первой педагогической практики и /или самостоятельной работе учителя иностранного языка не ниже 8 разряда по ЕТС (единой тарифной сетке).

Данный курс рассчитан на 72 часа аудиторной работы в форме лекций и семинарских занятий.

Курс лекций рассчитан на 36 часов аудиторных занятий (6 семестр) и определяется следующими целями и задачами.

^ Цель лекционного курса — ознакомить будущих преподавателей с основами теории и практики преподавания иностранных языков в системе непрерывного языкового образования.
^ Задачи лекционного курса:

  1. Ознакомление студентов с основами формирования иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа урока /серии уроков по иностранному языку в свете современных требований; с критериями анализа современных отечественных и зарубежных УМК и учебных пособий, рассчитанных на различные этапы и условия обучения иностранному языку в системе непрерывного языкового образования.

  2. Сравнение различных подходов и методов преподавания иностранного языка как средства международного общения, принятых в отечественной и зарубежной практике.

  3. Изучение вопросов, связанных с формами контроля языковых, речевых и социокультурных навыков и умений, принятых в различных экзаменационных системах, а также с учетом современных тенденций обновления содержания иноязычного образования в России.


Условием для реализации данных задач является обеспечение необходимого уровня профессионально-методической рефлексии на собственный опыт изучения иностранных языков, а также установление и реализация междисциплинарных связей с предметами языкового, психолого-педагогического и других циклов учебных дисциплин профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка.
Курс практических и семинарских занятий основывается на тематике лекционного курса и рассчитана на 36 часов аудиторных занятий (8 семестр).

Цель курса – осуществить перенос полученных теоретических знаний на практику преподавания иностранного языка, подготовить студентов к самостоятельной работе учителя иностранного языка в системе непрерывного языкового образования.
Задачи курса семинарских занятий:

  1. Закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях;

  2. Осуществление переноса данных знаний на практику преподавания иностранного языка;

  3. Формирование базовой профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетенции учителя/ преподавателя иностранного языка.


На занятиях моделируются типичные ситуации учебного общения, для чего используются видео фрагменты уроков опытных учителей и студентов-практикантов, а также ролевые ситуации проигрывания фрагментов уроков, разработанных студентами и слушателями, ориентированные на формирование или контроль языковых навыков и речевых умений. Особое значение отводится системе самостоятельной работы, взаимоконтролю и самоанализу, использованию профессиональной рефлексии, различных режимов работы: фронтальной, групповой, парной, индивидуальной, что позволяет сделать занятия более эффективными и практико-ориентированными.

Использование балльно-рейтинговой системы контроля обеспечивает усиление уровня учебной автономии, активности каждого студента в процессе работы, а также прозрачность контроля и оценивания учебной деятельности по курсу, личной ответственности студентов за итоговый результат/ балл за каждый семестр.

Отбор тематики и проблематики курса осуществлялся на основе изучения реальных потребностей современного учителя иностранного языка, анализа анкетирования руководителей школ и методистов, учителей и студентов, прослушавших базовый курс методики обучения иностранному языку и прошедших педагогическую практику.
^ Тематический план


Название раздела/ темы.

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

^ Раздел 1. Основные понятия и категории методики преподавания иностранного языка


18

10

8

Тема 1. Методика обучения ИЯ как наука, ее связь с другими науками

2

2

-

Тема 2. Цели и содержание обучения иностранным языкам в школе и вузе

12

6

6

Тема 3. Принципы и средства обучения иностранным языкам, их классификация

4

2

2

Раздел 2. Аспекты обучения иностранным языкам


16

8

8

Тема 4. Фонетический аспект обучения иностранным языкам

4

2

2

Тема 5. Лексический аспект обучения иностранным языкам

8

4

4

Тема 6. Грамматический аспект обучения иностранным языкам

4

2

2

Раздел 3. Обучение видам речевой деятельности


18

10

8

Тема 7. Обучение аудированию

4

4

2

Тема 8. Обучение чтению

4

2

2

Тема 9. Обучение говорению

4

2

2

Тема 10. Обучение письму

4

2

2

Раздел 4. Урок иностранного языка


16

6

10

Тема 11. Методическое содержание современного урока ИЯ, его основные черты и схема анализа. Тематическое и поурочное планирование. Роли учителя и ученика, различные модели их взаимодействия на уроке иностранного языка. Дисциплина на уроке. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем


16

6

10

^ Раздел 5. Современные УМК по иностранному языку для школ и критерии их анализа


4

2

2

Итого:

72

36

36

Содержание курса

Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам

Тема 1. Иностранный язык как предмет обучения. Методика обучения иностранным языкам как наука, ее связь с другими науками. Способы обучения и способы учения. Методы и приемы обучения.

Тема 2. Цели обучения иностранным языкам, их определение и реализация в отечественных и зарубежных стандартах и программах. Содержание обучение ИЯ, его лингвистический, социокультурный, психологический и методологический компоненты.

Тема 3. Принципы обучения, их взаимосвязь и взаимозависимость. Дидактические и специфические методические принципы обучения иностранному языку. Средства обучения и их классификация.
Проверяемые знания

  • В чем проявляется специфика иностранного языка как учебного предмета?

  • С какими смежными науками взаимодействует методика обучения иностранным языкам, чем определяется данное взаимодействие?

  • Как определяется комплекс целей обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методиках?

  • Что входит в общеевропейское и отечественное понимание коммуникативной компетенции?

  • Как соотносятся требования к формированию коммуникативной компетенции с различными компонентами содержания обучения иностранным языкам?

  • Что отличает единицы языка от единиц речи?

  • Что такое навыки и умения?

  • Основные положения отечественных и зарубежных нормативных документов по обучению иностранным языкам в школе, отражение в них требований к Пороговому уровню владения иностранным языком.

  • Основные дидактические и методические принципы обучения иностранным языкам.

  • Компоненты современных отечественных и зарубежных УМК, типы учебных пособий/ материалов, используемых при обучении иностранному языку сегодня.


Формируемые профессиональные умения

  • Анализировать существующие подходы к формированию коммуникативных умений и их методическую сущность при формулировании целей обучения ИЯ. Сравнить существующие подходы к формулировке целей обучения ИЯ, раскрыть их суть.

  • Соотнести тематику учебного общения с требованиями нормативных документов. Определить тематику учебного общения для конкретного возраста, пользуясь программными материалами.

  • Представить и спланировать комплекс решаемых целей и задач в рамках изучения темы с учетом реальных возможностей и потребностей обучаемых.

  • Оценить диапазон возможного использования базового учебника при изучении конкретной темы и, в случае необходимости, подобрать дополнительный языковой и речевой материал адекватно возрасту и возможностям учащихся.

  • Оценить степень коммуникативности, образовательной и воспитательной направленности заданий и упражнений УМК по иностранному языку.

  • Оценить УМК/ учебное пособие на предмет соответствия содержания декларируемым целям.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ.

  • Определение содержания изучения одной из учебных тем (на материале УМК). Составление карты-схемы изучения данной темы.

  • Составление списка УМК, вошедших в федеральный перечень учебных материалов; базовых учебных тем и их распределения по годам обучения. Определение изменения проблематики содержания обучения ИЯ в зависимости от возраста (на примере одной или нескольких тем).


Раздел 2. Аспекты обучения иностранным языкам
Тема 4. Фонетический аспект обучения иностранному языку
Роль фонетических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Цели и задачи, особенности работы по формированию данных навыков, обусловленные характером аудитории/ учебного курса. Слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки. Типология ошибок. Сущность акустического, артикуляторного, дифференцированного подходов к обучению фонетики. Фонетическая зарядка, ее роль и место на уроке иностранного языка. Определение цели и содержания фонетической зарядки при формировании смежных языковых и речевых навыков.
Проверяемые знания

  • Какова роль фонетических навыков в системе обучения иностранным языкам?

  • Какие навыки составляют сущность фонетического навыка?

  • Назовите основные подходы к обучению фонетике, особенности их использования в зависимости от целей обучения иностранным языкам.

  • Определите причины возникновения фонетических ошибок, их типологию.

  • Назовите различные способы исправления фонетических ошибок.

  • Назовите учебные пособия, где можно найти систему упражнений на отработку звуков, ударения, интонации и т.д.


Формируемые профессиональные умения

  • Объяснить артикуляцию звуков: а) доступно, с опорой на родной язык б) научно.

  • Распознавать фонетические ошибки в речи и исправлять их.

  • Определить содержание и место фонетической зарядки с целью предвосхищения трудностей при работе с конкретным языковым и речевым материалом, а также при коррекции недостаточно сформированных фонетических навыков на среднем и старшем этапе обучения в школе.



^

Формы контроля


  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ.

  • Составление фонетической зарядки для начального, среднего и старшего этапа обучения ИЯ в школе с определением цели и планируемого результата (на материале изучения конкретной темы).

  • Взаимоконтроль.

  • Анализ типичных ошибок на артикулирование и интонирование, примеры их объяснения и исправления (на материале фрагментов видео уроков).


Тема 5. Лексический аспект обучения иностранному языку
Роль лексических навыков в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Трудности, связанные с формой, значением и употреблением слов, пути их предвосхищения и минимизации. Коннотативные особенности слов, фоновая и безэквивалентная лексика. Способы ознакомления с ЛЕ и их выбор с учетом потенциальных сложностей. Лексические навыки и умения, роль синтагматических и парадигматических связей слов при их формировании. Система лексических упражнений, направленная на установление различных связей слова. Семантическое поле и факторы, определяющие его динамику. Лексические игры на уроке ИЯ, их роль и значение. Контроль уровня сформированности лексических навыков.
Проверяемые знания

  • Типология трудностей, обусловленных особенностями формы, значения, употребления лексических единиц (ЛЕ).

  • Способы семантизации и определение возможных трудностей, связанных с каждым из названных способов.

  • От чего зависит объем и качественные характеристики семантического поля учащихся. Роль синтагматических и парадигматических связей слов в его формировании.

  • Упражнения на формирование лексических навыков на уровне слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства.

  • Роль и задачи использования лексических игр на уроке ИЯ.

  • Способы контроля лексических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.


Формируемые профессиональные умения

  • Выбрать способ семантизации конкретных слов и объяснить свой выбор (с учетом особенностей аудитории и конкретной лексики по теме).

  • Задавать вопросы, направленные на контроль правильности понимания значения новых слов, а также провоцирующих ее употребление в различных контекстах.

  • Разработать задания на актуализацию лексики в различных контекстах и ситуациях.

  • Обеспечить постоянное и активное повторение ранее изученных слов в новых контекстах, в связи с решением других речевых задач.

  • Фиксировать и исправлять ошибки.

  • Стимулировать речемыслительную активность учащихся в процессе формирования лексических навыков с использованием различных средств обучения, форм, режимов и приемов работы.

  • Проверить усвоение лексики различными способами.

  • Разработать тестовые задания на контроль лексики.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение методических контрольных работ с элементами само/взаимоконтроля.

  • Разработка фрагмента урока по ознакомлению с конкретной группой слов (на материале УМК или отдельного текста).

  • Составление плана фрагмента урока по отработке новых слов, разработка системы упражнений для развития лексических навыков и речемыслительной активности учащихся.

  • Анализ лексических ошибок учащихся (по фрагментам видео уроков), определение способов их коррекции.

  • Выделение активного и пассивного словаря на основе дополнительного текста по теме.

  • Составление тестовых заданий на контроль лексических навыков.


Тема 6. Грамматический аспект обучения иностранному языку
Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Сущность имплицитного, эксплицитного, дифференцированного подходов к формированию грамматических навыков. Межъязыковая и внутриязыковая интерференция и типология грамматических ошибок. Задачи использования грамматических игр на уроке ИЯ. Формы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.
Проверяемые знания

  • Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

  • Существующие подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы, правомерность их использования в школе на различных этапах обучения.

  • Как сделать отработку грамматического материала интересной и личностно значимой для учащихся. Грамматические игры на уроке ИЯ. Создание условно-коммуникативных и коммуникативных ситуаций для актуализации грамматического материала.

  • Способы контроля уровня сформированности грамматических навыков, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.


Формируемые профессиональные умения

  • Выбрать методически приемлемый способ представления грамматического явления и обосновать его выбор, исходя из особенностей возраста, речевых возможностей учащихся.

  • Организовать тренировку и закрепление нового грамматического материала в коммуникативно-оправданном контексте.

  • Фиксировать и исправлять грамматические ошибки учащихся на уроке / на материале фрагментов видео уроков/.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  • Образцы выполнения тестовых заданий на контроль грамматических навыков, принятых в системе международных экзаменов и анализ трудностей.

  • Подготовка фрагмента урока по ознакомлению с новым грамматическим материалом и его тренировке.

  • Составление списка грамматических явлений, которые невозможно объяснить индуктивно/ которые вызывают наибольшую сложность учащихся в связи с межъязыковой и внутриязыковой интерференцией.

  • Составление списка грамматических справочников и пособий, предназначенных в помощь учителю и учащимся школ.

  • Составление образцов тестовых заданий на контроль грамматических навыков.


Раздел 3. Обучение видам речевой деятельности.
Тема 7. Обучение аудированию
Аудирование и его роль в практическом овладении иностранным языком. Аудирование как цель и как средство обучения. Основные механизмы аудирования и способы их формирования и развития. Типология трудностей, встречающихся при обучении аудированию. Система упражнений на формирование различных механизмов аудирования. Этапы работы с аудио текстами. Способы контроля сформированности данных речевых умений. Содержание и структура тестовых заданий по аудированию в системе международных экзаменов.
Проверяемые знания

  • Роль аудирования в практическом овладении ИЯ.

  • Механизмы аудирования и способы их формирования и развития.

  • Объективные трудности аудирования и способы их предвосхищения и снятия при работе с аудиотекстами.

  • Этапы работы с аудиотекстом, их цели, содержание, особенности.

  • Возможности использования аудирования как средства формирования смежных речевых и языковых навыков и умений.

  • Различные способы контроля навыков аудирования, их плюсы и минусы.

  • Формат контрольных заданий на аудирование, принятых в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.


Формируемые профессиональные умения

  • Методически грамотно организовать работу с аудио текстами, представленными в УМК.

  • Обосновать не/целесообразность выбора тех или иных упражнений, последовательность их использования при формировании навыков аудирования у учащихся на уроке.

  • Снимать возможные трудности аудирования в процессе работы.

  • Соединять обучение аудированию с обучением различным аспектам языка и видам речевой деятельности.

  • Подобрать или составить тест на контроль навыков аудирования для учащихся определенной возрастной группы с учетом реального языкового уровня.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  • Образцы выполнения тестовых заданий на аудирование в системе международных экзаменов и анализ трудностей.

  • Составление фрагмента урока по работе с аудиотекстом. Создание системы упражнений, обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, их роли в формировании смежных речевых и языковых навыков.

  • Составление теста на контроль понимания аудиотекста.


Тема 8. Обучение чтению
Чтение как цель и как средство обучения иностранному языку. Этапы обучения чтению. Соотношение чтения вслух и про себя на различных этапах обучения. Виды чтения и система упражнений по их формированию. Текст и система работы с ним. Способы и формы контроля сформированности навыков и умений чтения, сложившиеся в отечественной и зарубежной практике преподавания иностранного языка.
Проверяемые знания

  • Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных речевых и языковых навыков.

  • Сущность навыков чтения.

  • Особенности и задачи формирования техники чтения у учащихся разного возраста.

  • Основные виды чтения, выделяемые в отечественной и зарубежной методике преподавания ИЯ.

  • Содержание и этапы работы с текстом. Их задачи, упражнения и задания, используемые на каждом из них.

  • Критерии отбора текстов для различных этапов обучения в школе. Плюсы и минусы использования аутентичных текстов.

  • Содержание и формы контроля умений чтения, принятые в отечественных и международных экзаменах.


Формируемые профессиональные умения

  • Методически грамотно организовать работу с текстами, представленными в УМК по ИЯ.

  • Обучать различным стратегиям чтения в пределах одного текста, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.

  • Формировать стратегии смысловой и структурной антиципации, игнорирования неизвестного.

  • Определить и конкретно сформулировать цель работы с текстом. Использовать письменный текст с целью формирования различных языковых и речевых навыков.

  • Составить систему упражнений на формирование указанных навыков, если ее нет в учебном пособии. Объяснить целесообразность выполнения предлагаемых упражнений, их последовательность.

  • Подобрать или составить тестовое задание на контроль навыков чтения для учащихся определенной возрастной группы / с учетом реального языкового уровня /.


Форма контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  • Составление фрагмента урока по работе с текстом. Создание системы упражнений, обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, их роли в формировании различных стратегий чтения, смежных речевых и языковых навыков.

  • Составление тестового задания на контроль умений чтения.


Тема 9. Обучение говорению
Формы речи и формы общения. Условия порождения речи. Реальные, условные и проблемные ситуации, способы их создания на уроке. Монолог и диалог, их разновидности и характеристики. Способы обучения говорению " сверху вниз” (на базе теста) и “снизу вверх”(без опоры на текст). Роль речевой установки и опор при обучении говорению. Контроль сформированности умений устноречевого общения в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.
Проверяемые знания

  • Условия порождения речи.

  • Особенности и способы создания реальных, проблемных и условных ситуаций общения на уроке.

  • Основные характеристики и разновидности монолога и диалога.

  • Способы обучения монологу и диалогу.

  • Способы создания необходимых опор при обучении говорению.

  • Формы контроля навыков говорения, принятые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.


Формируемые профессиональные умения

  • Владеть приемами создания реальных/ проблемных/ условных речевых ситуаций на уроке ИЯ. Избегать ненужной формализации речи учащихся, максимально использовать аутентичные задания.

  • Обеспечить достаточный, но не избыточный уровень языковых, речевых, содержательных опор при обучении монологу и диалогу.

  • Варьировать речевые установки; использовать различные источники создания мотивации, включая игры, аудио/ видео материалы, изобразительную наглядность, музыку.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  • Составление фрагмента урока по формированию монологических/ диалогических умений на основе текста и без него. Обоснование целесообразности выбора предложенных заданий, установок, опор.

  • Задания на контроль навыков монологической и диалогической речи.


Тема 10. Обучение письму
Письмо и письменная речь в лингвистике и методике. Обучение письму как цель и как средство обучения иностранному языку. Цели, содержание, этапы формирования навыков письменного общения. Обучение графике, орфографии, различным формам записи и собственно письменной речи в курсе обучения ИЯ в школе. Место обучения письму на уроке иностранного языка. Виды письменного контроля, используемые в отечественной и зарубежной практике обучения ИЯ.
Проверяемые знания

  • Что понимается под письмом в лингвистике и методике?

  • Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности и как способ формирования смежных языковых и речевых навыков и умений.

  • Содержание обучения письму на различных этапах обучения иностранным языкам в школе.

  • Типологические трудности обучения графике, орфографии, формам записи, письменной речи.

  • Система упражнений и заданий, направленная на формирование выше перечисленных навыков и умений.

  • Содержание и формат отечественных и международных экзаменов по контролю умений письма и письменной речи.


Формируемые профессиональные умения

  • Формировать графемно-фонемные соответствия на письме.

  • Обеспечить перенос фонетических, лексических, грамматических навыков, навыков устной речи и чтении на формирование навыков письма и письменной речи.

  • Проводить и проверять различные письменные работы и организовывать работу над ошибками.

  • Использовать различные опоры при подготовке к письменным работам.

  • Разработать и использовать памятки по составлению плана сочинения, написания письма, эссе, рецензии, рассказа по картинке и т.д.

  • Составлять аутентичные задания для формирования и контроля навыков письменной речи.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Выполнение контрольных работ с элементами взаимоконтроля.

  • Составление фрагмента урока по формированию письменных умений в рамках изучения конкретной темы / на материалах УМК по ИЯ/.

  • Памятки по составлению рассказа по картинке, написания письма.

  • Задания на контроль умений письма.


Раздел 4. Урок иностранного языка сегодня

Методическое содержание современного урока ИЯ. Индивидуализация, речевая направленность, ситуативность функциональность и новизна на уроке ИЯ; способы их обеспечения. Требования к современному уроку ИЯ, его основные черты. Схема анализа урока. Роли учителя и учеников на уроке ИЯ, различные модели их взаимодействия. Особенности использования различных режимов работы /фронтальной, групповой, парной, индивидуальной/. Осуществление обратной связи. Контроль и способы исправления ошибок. Дисциплина на уроке и действия учителя по ее поддержанию. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем. Составление плана урока.
Проверяемые знания

  • Сущность методического содержания урока иностранного языка.

  • Особенности тематического и поурочного планирования.

  • Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке, способы их организации.

  • Способы обеспечения обратной связи на уроке.

  • Основные режимы работы на уроке, особенности их использования.

  • Формы контроля и исправления ошибок.

  • Действия учителя по поддержанию дисциплины на уроке.

  • Источники создания мотивации на уроке и ее роль в решении дисциплинарных проблем.


Формируемые профессиональные умения

  • Записать фотографию урока и уметь проанализировать его с различных позиций.

  • Составить тематическое планирование серии уроков.

  • Написать план урока, учитывая особенности начального, среднего и старшего этапа обучения ИЯ в школе. Провести предварительный самоанализ с учетом возможных трудностей.

  • Использовать различные источники создания мотивации на уроке, режимы и формы работы.


Формы контроля

  • Решение методических задач.

  • Составление тематического и поурочного планов уроков на основе современных УМК для начального, среднего, старшего этапа обучения ИЯ в школе.

  • Устный / письменный анализ видео уроков.


Раздел 5. Современные УМК по ИЯ для школ и критерии их анализа.
Отечественные и зарубежные УМК для различных этапов обучения ИЯ; определение критериев их анализа. Соответствие УМК интересам и возрастным особенностям учащихся/ отбор тематики и проблематики, ситуаций общения; уровень языковой сложности; объем материала/; компоненты УМК и их взаимосвязь; образовательный и воспитательный потенциал, адекватность и приемлемость содержания культурного наполнения; простота использования для учителя и ученика; физические показатели и долговечность; обеспечение контроля и оценки уровня владения ИЯ.
Формируемые умения и формы контроля

  • Выбрать УМК для конкретной группы учащихся, исходя из особенностей возраста, уровня владения ИЯ, типа учебного заведения. Обосновать свой выбор.

  • Написать рецензию на УМК.


ПОЛОЖЕНИЕ

^ О БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ

В БАЗОВОМ КУРСЕ ТЕОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Введение балльно-рейтинговой системы контроля продиктовано новым этапом развития системы высшего профессионального образования в России, обусловленным подписанием Болонских договоренностей. Такая система контроля возможна только при модульном построении курса и обеспечивает плавный переход к кредитно-модульной системе, что является одной из задач модернизации ГОС ВПО. Данная система контроля способствует решению следующих задач:

  • повышению уровня учебной автономии студентов;

  • достижению максимальной прозрачности содержания курса, системы контроля и оценивания результатов его освоения;

  • усилению ответственности студентов и преподавателей за результаты учебного труда на протяжении всего курса обучения;

  • повышению объективности и эффективности промежуточного и итогового контроля по курсу.

Балльно-рейтинговый контроль означает, что итоговая оценка складывается из полученных баллов за выполнение контрольных заданий по каждому учебному модулю курса, а не только от полученной оценки за ответ на зачете или экзамене. Данная система предполагает:

  1. систематичность контрольных срезов на протяжении всего курса в течение семестра или семестров, выделенных на изучение данной дисциплины по учебному плану;

  2. обязательную отчетность каждого студента за освоение каждого учебного модуля в срок, предусмотренный учебным планом и графиком освоения учебной дисциплины по семестрам и месяцам;

  3. регулярность работы каждого студента, формирование должного уровня учебной дисциплины, ответственности и системности в работе;

  4. обеспечение быстрой обратной связи между студентами и преподавателем, учебной частью, что позволяет корректировать успешность учебно-познавательной деятельности каждого студента и способствовать повышению качества обучения;

  5. ответственность преподавателя за мониторинг учебной деятельности каждого студента на протяжении курса.

Базовый курс «Теория преподавания иностранных языков» изучается в течение двух семестров:

        1. 6 семестр – это лекционный курс, где формой контроля является зачет.

        2. 8 семестр—это семинарские и практические занятия, завершающиеся зачетом.

Каждый семестр оценивается по шкале 100 баллов. Для получения зачета достаточно набрать 60 баллов. Для дифференцированного зачета или экзамена используется следующая шкала. Традиционная российская система оценивания оперирует в рамках оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Для обеспечения сопоставимости с международной системой оценок возможно введение 100-балльной и буквенной системы. В данном случае принимается следующая шкала:
А

«отлично»

90-100 баллов

В

«хорошо»

76-89 баллов

С

«удовлетворительно»

60-75

D

«неудовлетворительно»

менее 60 баллов


Ниже приводится подробная информация о содержании контроля и оценивания по каждому учебному модулю лекционного курса (36 часов), семинарских и практических занятий (36 часов), продвинутого курса (56 часов), а также информация об итоговом контроле по курсу.
^ СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

(3 курс 6 семестр)

36 ЧАСОВ

Модуль

Фома отчета

Балл

Всего

  1. Базовые категории методики




-схема-конспект лекций (№1)

-диктант

5 баллов

5 баллов

10 баллов

  1. Обучение аспектам языка

-схема-конспект лекции (№2)

-схема-конспект лекции (№3)

-диктант

-план урока (№1)


5 баллов

5 баллов

5 баллов

10 баллов

25 баллов

  1. Обучение видам речевой деятельности

-схема-конспект лекции (№4)

-схема-конспект лекции (№5)

схема-конспект лекции (№6)

-схема-конспект лекции (№7)

-план урока (№2)

-план урока(№3)


5 баллов

5 баллов

5 баллов

5 баллов

10 баллов

10 баллов

40 баллов

  1. Урок иностранного языка

-схема-конспект лекции (№8)

-анализ видео урока

-план урока (№4)


5 баллов

5 баллов

10 баллов

20 баллов

Зачет

Итоговый коллоквиум

5 баллов

5 баллов










100 баллов

Все работы после проверки возвращаются студентам и сохраняются ими в экзаменационном портфеле до конца курса. Эти работы с отметками преподавателя являются условием для получения зачета или оценки за экзамен, наряду со сведениями официального журнала или личного журнала преподавателя.
Предлагаемые формы отчетности призваны обеспечить комплексное решение следующих дидактических задач курса:


  1. ^ Составление схемы-конспекта лекции обеспечивает:

  • обязательное изучение текста лекции и /или других научно-практических материалов по каждой теме курса, их переосмысление, активное размышление на заданную тему;

  • овладение профессиональной терминологией по курсу;

  • развитие умений компрессии текста, выделения главного и второстепенного;

  • развитие умений представления вербального текста в виде схем или таблиц, что необходимо для формирования научно-исследовательской деятельности.

^ Схема-конспект лекций сдается преподавателю через неделю после прослушанной лекции по данной теме, на следующем по расписанию занятии. Схемы составляются на основе прослушивания лекций преподавателя и/или ознакомления с текстом лекций учебника, рекомендованного в качестве базового для данного курса. Схема составляется каждым студентом самостоятельно, подается в написанном от руки варианте. Схема №1 составляется на основе всех лекций данного модуля; схема №2 — на основе лекции по обучению лексики; схема №3 — по выбору студентов по лекции по обучению грамматики или фонетике; схемы №4-7 соответствуют темам модуля 3 (формирование умений аудирования, чтения, говорения и письма); схема №8 – отражает содержание раздела данного модуля.

^ Параметры оценивания схем-конспектов


  1. Содержание лекции изложено точно, все важные смысловые части нашли отражение в схеме.

+

-

  1. Схема лаконична, хорошо структурирована, в ней зрительно просматриваются все соотношения главного и второстепенного.







  1. Терминология курса используется точно, нет подмены понятий и терминов.







  1. Схема авторская, не копирует схемы других студентов.







  1. Бонусный балл за оригинальность структурирования материала или использование дополнительных источников информации по теме.









  1. Диктант позволяет преподавателю

  • проводить промежуточный и отсроченный срез знаний по пройденным темам;

  • проверить владение профессиональной терминологией;

  • определить степень понимания изученных проблем, их связи с практикой преподавания иностранного языка на различных этапах непрерывного языкового образования.

Диктант по теме может предлагаться преподавателем произвольно на любом занятии, а не только на последующем после чтения лекции по данной теме. Диктант строится на заданиях с частично-конструируемыми и свободно конструируемыми ответами, предполагает высокую степень речемыслительной активности. Преподаватель проверяет диктант либо на том же занятии устно, в режиме самоконтроля или взаимоконтроля, либо собирает работы, и в течение 2х недель возвращает работы с выставленными баллами.

  1. План урока дает представление о:

  • степени профессиональной компетенции будущего преподавателя;

  • готовности студентов к реальной профессиональной деятельности;

  • способности предвосхищать возможные сложности и обеспечивать необходимый уровень содержательных, языковых и речевых опор для выполнения учебных заданий;

  • способности соединять теорию и практику;

  • осознанности принятия решений с учетом выбранной условной учебной ситуации.

^ План урока по заданной теме составляется по заданному образцу (с образцами планов можно ознакомиться в лаборатории языкового контроля кафедры теории преподавания иностранных языков) в срок, определенный преподавателем. Преподавателю сдается 2 (два) варианта плана. Первый вариант составленного плана обсуждается в группах студентов и оценивается самим автором и его товарищами по предложенной шкале. По результатам обсуждения план дорабатывается, оба варианта сдаются преподавателю и указанием имен проверяющих.
  1   2   3

Похожие:

Программа базового курса iconПрограмма базового курса «Начинающий инвестор валютного рынка»
Основные понятия. Краткая история развития валютного рынка. Круглосуточная торговля. Основные инструменты — валютные пары. Основные...
Программа базового курса iconПрограмма базового путешествия
Приглашаем Вас в одно из самых волшебных и мистических мест на земном шаре – Индию!
Программа базового курса iconПрограмма курса “ страхование в РФ и за рубежом ” для студентов 4...
По окончании курса целесообразно прослушать курс «Страховое право Европейского Союза»
Программа базового курса icon«Деривативы на квадриллион долларов»
Целью покупки дериватива является не получение базового актива, а получение прибыли от изменения его цены. Отличительная особенность...
Программа базового курса iconРабочая программа курса «история украины» пояснительная записка программа...
«Лечебное дело» и квалификации «врач-стоматолог» по специальности 110106 «стоматология» Харьковского национального медицинского университета...
Программа базового курса iconПрограмма курса согласована с фгу фццс
Программа курса согласована с фгу фццс при Министерстве регионального развития РФ (Свидетельство св №000059)
Программа базового курса iconПрограмма курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена...
Измайлова А. Б. Основы специальной психологии и педагогики: программа, методические рекомендации и материалы к курсу. – Владимир:...
Программа базового курса iconПрограмма лекционного курса введение
Хронологические рамки и периодизация новейшей истории стран Европы и Америки. Структура и задачи лекционного курса. Документальное...
Программа базового курса iconПрограмма курса «история украины» пояснительная записка программа...
«специалист» квалификации «врач» по специальностям: 110101 «Лечебное дело»; 110104 «Педиатрия»; 110105 «Медико-профилактическое дело»...
Программа базового курса iconПрограмма курса и учебно-методические материалы разработаны в соответствии...
В сборнике представлены: программа курса, тематический план и сетка часов, планы практических занятий, методические указания по подготовке...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница