Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Эстетика» для студентов факультета филологии
Эстетика как философская наука. Предмет эстетики.
Основные этапы развития эстетики. Связь эстетики с другими науками.
Основные проблемы, поставленные античной эстетикой.
Картина мира античного человека: полис и космос, антропоцентризм и калокагатия.
Математическая концепция красоты пифагорейской школы.
Платоновское понимание красоты и искусства.
Критика эпоса и трагедии у Платона.
О месте поэзии в идеальном государстве Платона.
Аристотель как первый теоретик трагедии.
Эстетический смысл катарсиса. Теории катарсиса.
Мимесис как сущностный принцип искусства.
Понятие энтелехии, ее механизм.
Художественная теория и практика эллинизма.
Учение о «внутреннем эйдосе» и иерархичности красоты в трактате Плотина «О прекрасном»
Новая эстетическая проблематика в раннехристианской философии. Принцип символизма.
Учение о прекрасном Августина Аврелия. Эстетическое восприятие по Августину.
Рыцарский эпос, лирика и роман: эстетическая ценность.
Средневековый город: фаблио и шванк.
Романский и готический стили в архитектуре западноевропейского Средневековья
Природа смеха в культуре западноевропейского средневековья.
XIII в. – «век Аристотеля»: эстетические взгляды Фомы Аквинского.
Итальянское Возрождение как новый этап в истории эстетики. Мироощущение и тип человека.
Петрарка как «модель» культуры эпохи Возрождения. Сонеты Петрарки.
Особенности живописного и архитектурного пространства в работах выдающихся мастеров эпохи Возрождения.
Прекрасное в трактате Н.Кузанского «О красоте».
XVII в. в истории эстетики. Представления о человеке. Крушение идей геометричности и пропорциональности. Вкус как эстетическая категория.
Искусство барокко и барочный тип мироощущения в XVII-XVIII вв.
XVIII век во Франции. Эстетика французского Просвещения.
Гете как эстетический феномен. Жизнетворчество И.Гете.
Классицизм: теория и практика. Правда и правдоподобие в искусстве.
Эстетика романтизма. Основные идеи и художественная практика. Природа и искусство в эстетике романтиков.
Различие наивной и сентиментальной поэзии в «Письмах об эстетическом воспитании» Шиллера.
Немецкая классическая эстетика. Прекрасное и возвышенное, прекрасное и совершенное по И.Канту.
Прекрасное как «целесообразность без цели» и особенности «суждения вкуса» (И.Кант)
Три стадии развития искусства Г.В.Ф.Гегеля.
Реализм и натурализм в искусстве.
Дендизм как эстетический феномен.
Декаданс.
Ф.Ницше как предтеча неклассической эстетики.
Аполлоническое и дионисийское в культуре и искусстве. «Рождение трагедии из духа музыки» (Ф.Ницше).
Историко-культурные предпосылки становления неклассической эстетики.
Основные эстетические принципы и категории неклассической эстетики.
Символизм и импрессионизм как первые направления модернизма.
Кубизм и кубофутуризм как экспериментальные лаборатории неклассической эстетики.
Эстетические взгляды русских авангардистов (В.Кандинский, К.Малевич).
Сюрреализм как путь к бессознательному.
Эстетический смысл ready-made М.Дюшана для искусства XX века.
Поп-арт.
Эстетика массовой культуры.
Основные эстетические принципы и категории постнеклассической эстетики.
Структурализм и семиотика.
Иронизм и игра в постмодернизме.
Энвайронмент и современные арт-практики (акции, хэппенинг, перформанс).
Преподаватель Бардыкова И.В. |