План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)»


НазваниеПлан-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)»
страница1/10
Дата публикации09.03.2013
Размер0.7 Mb.
ТипПлан-конспект
userdocs.ru > Культура > План-конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Департамент образования Кемеровской области

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

Описание опыта работы

Кемерово 2004

Содержание



Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой






3

План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)»





19

Сценарий конкурсно-спортивной программы «Неразлучные друзья – взрослые и дети»






23

Физкультминутки на уроках (комплексы упражнений)





28

Подвижные игры на переменах (комплексы упражнений)





31

Программа специальной физической подготовки юношей 10-11 классов (факультативный курс)





37


^ Описание опыта работы
Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье изучается разными науками: биологией, медициной, физиологией, психологией. По современным представлениям, достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.

«Физическое воспитание - составная часть физической культуры, педа-гогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства»1.

В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к деятельности – трудовой, военной, общественной. В единстве с другими видами воспитания физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

В настоящее время ведётся много разговоров о состоянии здоровья детей нашей страны, о необходимости улучшения физического воспитания школьников, о важности для них систематических занятий физической культурой. Катастрофически уменьшается число здоровых детей, их 1-4% от общего количества. На 30-50% увеличилось число детей с патологией эндокринной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой системы, с аллергией и злокачественными заболеваниями. В 2 раза увеличилось количество психосоматических расстройств. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. И сейчас, как никогда, наиважнейшей задачей школы стала концентрация усилий педагогического коллектива и родителей для формирования здорового образа жизни ребёнка.

Решение поставленной задачи возможно при активной деятельности самого ребёнка, так как заставить работать на себя свои собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.
Исходя из этого, целями моей педагогической деятельности являются:

  • формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

  • пропаганда и поощрение здорового образа жизни;

  • создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.


Для решения поставленных целей я определил задачи:
Образовательные
Обучать жизненно-важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей ребенка
Формировать специальные теоретические знания

Воспитательные

Формировать у

юношей

необходимые для военной службы навыки и умения, внутреннюю готовность к службе в Вооруженных Силах России

Формировать личностные качества школьников

через воспитание патриотизма, чувства товарищества, взаимоуважения, честности,

ответственности за свои поступки

Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физической культурой

Оздоровительные

Формировать у детей установку на здоровый образ жизни:

оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ

от вредных привычек
Укреплять

здоровье,

содействовать нормальному физическому

развитию
Развивать жизненно-важные физические качества: выносливость, силу, координацию

и др.


Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации – основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

Рассмотрим подробнее компоненты мотивации к занятиям физической культурой (см.таблицы 1-3):

^ Таблица 1

Образовательный компонент физического воспитания





Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на образовательный компонент (что будет знать и уметь обучающийся)

1.

Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата

Знать:

  • средства формирования правильной осанки;

  • средства формирования правильной стопы;

  • методы управления своим двигательным аппаратом.

Уметь:

  • выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки и стопы; на развитие движений всех частей тела;

  • осуществлять контроль за соблюдением правильной осанки и постановки стопы при ходьбе

2.

Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей

Знать: координационные, скоростные и силовые способности и их значимость для жизнедеятельности организма.

Уметь:

  • различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц;

  • осуществлять контроль за состоянием гибкости, телосложения

3.

Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию

Знать:

  • значимость внимания, восприятия, ориентирования для овладения движениями и двигательными действиями;

  • теорию об основных системах организма, обеспечивающих здоровье и движение;

  • формирование способностей идеомоторного представления движений, аутотренинг.

Уметь:

  • переключать внимание;

  • ориентироваться во времени, пространстве, ситуации;

  • формировать двигательное мышление, воображение;

  • управлять напряжением и расслаблением мышц;

  • овладевать способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления

4.

Закаливание

Знать: активные средства закаливания (солнце, воздух, вода).

Уметь: самостоятельно применять простейшие процедуры

5.

Массаж (самомассаж)

Знать:

  • движения производят по ходу тока крови;

  • нельзя массировать лимфоузлы.

Уметь: владеть простейшими приемами массажа


Решение образовательных задач я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.

^ Таблица 2

Воспитательный компонент физического воспитания





Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на воспитательный компонент (что будет уметь обучающийся)

1.

Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата

Уметь: держаться свободно, естественно, красиво; развивать организованность, дисциплинированность

2.

Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей

Уметь: преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества; снижать эмоционально-психическую напряженность; своевременно находить и принимать обдуманные решения

3.

Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию

Уметь: утверждать нравственные нормы в различных ситуациях физкультурной деятельности; сосредотачивать внимание длительное время

4.

Закаливание

Уметь: положительно влиять на психоэмоциональную сферу школьника

5.

Массаж (самомассаж)

Уметь: оказывать тонизирующее влияние на центральную нервную систему


Убежден, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и физкультурно-спортивной деятельности.
^ Таблица 3

Оздоровительный компонент физического воспитания





Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на оздоровительный компонент

1.

Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата

Приобретение обучающимися стойких структурных основ осанки: предотвращение дефектов осанки; укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника; укрепление мышц стопы; двигательного аппарата; регулирование аппарата; регулирование роста костей, мышц, связок

2.

Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей

Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата; предупреждение и устранение изменений мышечной напряжен-ности; совершенствование функций вести-булярного аппарата; сопротивление утомляе-мости при разнообразных видах двигательной деятельности

3.

Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию


Развитие уравновешенности, подвижности нервной системы, нервных процессов возбуждения и торможения

4.

Закаливание

Повышение защитных сил организма обучающихся к воздействию неблагоприятных факторов; улучшение обмена веществ; укрепление имунной системы организма

5.

Массаж (самомассаж)

Повышение подвижности связочного аппарата, улучшение циркуляции крови и лимфы, обменных процессов, профилактика заболеваний



Оздоровительную направленность средств физического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытие резервных возможностей человека.

Применение рассмотренных компонентов в процессе физического воспитания прежде всего нацелено на развитие психических и познавательных, а затем и физических способностей.

В своей работе опираюсь на труды основоположника научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, педагогов-новаторов: Б.П.Никитина и Л.А.Никитину, В.И.Ляха; С.И.Петухова, профессора Кузбасской государственной педагогической академии.
Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:

  • каждый ребёнок – это личность;

  • каждый ребёнок – это индивидуальность;

  • каждый ребёнок имеет право на ошибку.


Придерживаясь этих принципов, формирую у обучающихся всех возрастов различные спортивные и личностные качества, которые отражены в таблице 4:
Таблица 4

^ СПОРТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННИКА



Возрастные группы






^ Спортивные качества





Личностные качества

















Младшие школьники




  • интерес к спорту, формирование спортивного коллектива




  • чувство товарищества

  • честность

  • бережливость

  • трудолюбие

















Подростки

9-12 лет




  • ведение здорового образа жизни

  • развитие выносливости, силы и координации




  • толерантность

  • уважение к чужому мнению

  • интерес к людям

  • инициативность
















Подростки 13-16 лет






  • владение стратегией, тактикой и техникой игры




  • устойчивая потребность в здоровом образе жизни




  • гражданственность, патриотизм

  • способность к самосовер-шенствованию

  • мобильность

  • коммуникабельность

  • надежность

  • ответственность

  • креативность

  • умение противостоять негативным воздействиям социальной среды

  • подготовка к службе в армии


На каждом этапе развития школьников воспитываю не только вышеперечисленные качества, но и развиваю навыки ведения здорового образа жизни, привлекая школьников к занятиям физкультурой. Чтобы эта работа была более эффективной, создана определенная система физического воспитания. Она состоит из трех структурных блоков:

  1. Организационные формы.

  2. Методы физического воспитания.

  3. Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями города.


^ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СБЕРЕЖЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconПлан-конспект урока
Перечислите виды планов в средней школе. Раскройте сущность всех видов планирования. Охарактеризуйте последовательность действий...
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconПлан-конспект открытого урока по математике
Тема: Прямоугольная система координат. Векторы в пространстве. Координаты вектора
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» icon9 подготовка к публичному выступлению
План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые...
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconАнализ урока. Дата проведения урока 10. 10. 2012 год Класс
Обучающая: ознакомление учащихся с формами представления данных в бд (с отчетами и запросами)
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconУчебно-методическое пособие к емерово 2011 Подготовка к теоретико-методическому...
Подготовка к теоретико-методическому туру олимпиады школьников по предмету «физическая культура»: учеб метод пособие / гоу впо «Кемеровский...
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconОсновой выносливости у боксеров является хорошая общая физическая...
«взрывными» действиями и совершенствование технических приемов, так как чем больше они автоматизированы, тем меньше групп мышц включается...
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconПедагогика. Актёрское мастерство
Ничего не меняя в содержании урока, учитель может своим поведением либо "усыпить", либо "завести" класс. Конечно, "заведенный" класс...
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconУрока. Дата проведения: 20. 11. 12 Тема урока: «Искусство Средних веков. «Темное время»
Цель урока: познакомить детей и искусством и культурой Средних веков Западной Европы
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconУрока физическая культура подразумевает: пед наблюдение, хронометрирование,...
Охватывает этапы работы (в общеобразовательной школе это планирование на учебную четверть, в спортивной на большой цикл спортивной...
План-конспект урока «Общая физическая подготовка (8 класс)» iconФизическая подготовка в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.”
Материалы теоретического раздела программы кафедры физвоспитания и здоровья по теме
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница