Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12


НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12
страница1/21
Дата публикации09.03.2013
Размер3.2 Mb.
ТипМетодические рекомендации
userdocs.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Кафедра теоретических основ физического воспитания и спорта

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

050720 «Физическая культура»

Москва

2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета МПГУ
ББК 74.267.5

Т 34
Теория и методика обучения физической культуре: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности

050720 «Физическая культура»

МПГУ, – М, 2011. – 191 с.
Составитель -

Сафошин А.В. к.п.н., доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и спорта Московского педагогического государственного университета
Рецензенты:

Иванков Ч.Т., д.п.н., профессор кафедры теории и методики

физического воспитания Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ

^ Новиков А.А., д.п.н., Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта.

В работе представлен учебно-методический материал по дисциплине «Теория и методика обучения физической культуре», в том числе рабочая программа, курс лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, рекомендуемая литература, темы рефератов; методические указания по подготовке и написанию рефератов; контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой оценке знаний студентов. «Теория и методика обучения физической культуре» является дисциплиной вариативной части учебного плана для студентов третьего и четвёртого курсов, обучающихся по направлению 050720.62 «Физическая культура».

© Московский педагогический государственный университет

© Сафошин А.В., 2011

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Квалификационная характеристика выпускника

3. Компетенции выпускника по специальности

4. Рабочая программа

4.1 Организационно-методический раздел

4.1.2 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы

4.3 Технологическая карта учебного курса

4.4 Содержание учебного курса

5. Курс лекции

6. Практикум

7. Глоссарий

8. План самостоятельной работы

8.1. Рекомендации к выполнению заданий для самостоятельной работы

9. Рекомендуемая литература

10. Темы рефератов и курсовых работ

11. Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата

12. Контрольные вопросы, выносимые экзамен

13. Контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой

системе оценки знаний

13.1 Контрольные вопросы, выносимые на промежуточную аттестацию

по теоретическому разделу и практическим занятиям

13.2 Примерные тесты для промежуточной аттестации

13.3 Оценка знаний и умений студентов по модульно-рейтинговой системе

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Теория и методика

обучения физической культуре» составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Его структура и содержание соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 050720.62 – «Физическая культура», утвержденного приказом Министерства образования РФ 31.01.2011г.

Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника педагога по физической культуре; рабочую программу дисциплины с технологической картой; курс лекций; вопросы к практическим занятиям; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); темы рефератов; методические указания по подготовке и написанию рефератов; контрольные вопросы, выносимые на зачёт; контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой оценке знаний студентов.
^ 2. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫПУСКНИКА

Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре,

должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
^ 3. КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Профессиональные:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения физической культуре в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по физической культуре с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения физической культуре, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных

ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом;

в области физкультурно-спортивной деятельности:

всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и повышение уровня физической подготовленности обучающихся в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

совершенствование индивидуальных способностей детей в условиях секционной работы на основе применения наиболее эффективных средств и методов спортивной тренировки;

проведение контроля за состоянием занимающихся физической культурой и спортом с применением адекватных и современных медико-биологических и педагогических методов;

в области оздоровительно-рекреативной деятельности:

формирование основ здорового образа жизни и потребности в физической активности на основе регулярных занятиях физическими упражнениями;

реализация программ двигательной рекреации и оздоровления обучающихся с применением соответствующих средств и методов в режиме учебного дня, во внеурочной и внешкольной работе.

^ Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплине «Теория и методика обучения физической культуре»

Студент должен иметь представление:

- о роли и месте физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества;

- о современных концепциях организации и реализации преподавания физической культуры в образовательных учреждениях различных типов;

- о специфике содержания образования по предмету «Физическая культура», принципах и подходах к его построению, многообразии профессионально-образовательных программ;

- об основах информационно-технологического обеспечения учебно-

воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего среднего образования различных типов;

- единство образования и развития в технологии практической реализации учебного процесса по предмету.

Студент должен знать:

- основные этапы развития предмета;

- структуру научно-методических основ данной дисциплины;

- сущность образовательно-инструктивной, оздоровительно-рекреативной и воспитательно-развивающей направленности содержания и методов преподавания предмета в их взаимосвязи и единстве;

- возрастные закономерности развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков, их дифференцирование по половой принадлежности учащихся; цель, задачи и содержание школьной физической культуры как элемент педагогической системы учебного предмета;

- теорию и методику урока физической культуры;

- методы и средства регулирования физической нагрузки на уроках физической культуры.

Студент должен уметь:

- обосновать содержание предмета для конкретного образовательного учреждения;

- осуществить отбор учебного материала, адекватного целям и задачам предмета;

- разработать документы перспективного (годового), оперативного (семестр, триместр, четверть) и текущего программирования целей, задач, содержания образования, форм организации учебного процесса по предмету;

- обеспечить мотивацию учебной деятельности учащихся на уроке физической культуры;

- определить наиболее характерные для всего класса ошибки усвоения двигательного действия на уроке;

- находить эффективные средства и методы предупреждения и исправления ошибок техники выполнения изучающего двигательного действия;

- обеспечить взаимосвязь обучения и развития двигательных качеств на уроке;

- обеспечить взаимосвязь образовательных и воспитательных задач в процессе урока физической культуры;

- осуществить индивидуальный подход к учащимся на уроке;

активизировать деятельность учащихся на уроке;

- выполнять контрольные функции в процессе урока после завершения

изучения темы (раздела), четверти (семестра, триместра) и учебного года;

- организационно завершить урок;

- оказать первую доврачебную медицинскую помощь учащимся при травмах и других непредвиденных чрезвычайных ситуациях;

- оценить результативность учебно-воспитательного процесса по итогам циклов технологии преподавания предмета;

- выявить позитивные и негативные стороны своей педагогической деятельности в каждом из технологических циклов, и их причины;

- использовать элементы исследовательской работы в процессе преподавания данного предмета.
^ 4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

4.1 Организационно-методический раздел

Цель дисциплины – обеспечить готовность студентов к преподаванию предмета «Физическая культура» в образовательном процессе в учреждениях общего образования.

^ Задачи дисциплины:

- формировать знания по обучению школьников (учащихся) теоретическим сведениям, двигательным навыкам и умениям, развитию у них двигательных и морально-волевых качеств на уроках физической культуры;

- преобразовать знания в методические навыки по организации обучения, воспитания и развития учащихся на уроках физической культуры;

- образовать у студентов основные структуры (элементы) профессионально-педагогической деятельности учителя, которые в совокупности и взаимосвязи формируют методику преподавания в учреждениях общего среднего образования.

^ 4.1.2 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения физической культуре

Цель, содержание и формы организации учебного процесса. Методы их

реализации. Технологии преподавания. Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета «физическая культура» в образовательных учреждениях. Общие и частные методики. Способы построения уроков физической культуры. Виды деятельности. Способы оценивания результатов обучения. Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном уровнях. Предпрофильная подготовка. Современные основы преподавания физической культуры и организация спортивно-оздоровительной работы.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе.

^ 4.2 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

7

8

Общая трудоемкость

230

76

78

76

Аудиторные занятия

116

38

40

38

Лекции




16

18

16

Практические занятия (семинары)




22

22

22

Лабораторные работы




-

-

-

Самостоятельная работа

114

38

40

38

Вид итогового контроля




зачёт

зачёт

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, зачетам,...
Самостоятельная работа студентов: Методические рекомендации. Ростов н/Д.: Изд-во скагс, 2010
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические указания по подготовке, написанию и защите дипломного...
Методические рекомендации содержат указания по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта для студентов обучающихся...
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconПо подготовке, написанию и защите преддипломной практики
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании умс от 2011г., протокол №
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические рекомендации по прохождению стажировочной (преддипломной)...
Перед вами методические рекомендации по прохождению преддипломной практики и написанию отчета по данному виду практики
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей юридического факультета...
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические указания по написанию реферата по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
Тема реферата обязательно утверждается преподавателем. Реферат является формой самостоятельной работы студента и подтверждает его...
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconЖурналистика
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» ипреподавателей в...
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения (квалификация (степень) «бакалавр») и преподавателей...
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические рекомендации по написанию контрольных работ по «Юридической...
Методические рекомендации по написанию контрольных работ по «Юридической психологии»
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата >12 iconМетодические рекомендации по подготовке, выполнению и защите курсовых...
«Юриспруденция». Рекомендации освещают порядок выбора темы, разработки структуры и содержания работы. Кроме того, в них даются рекомендации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница