Автореферат Начало формы


НазваниеАвтореферат Начало формы
страница1/8
Дата публикации10.03.2013
Размер0.64 Mb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8

Музейная политика России и судьба религиозного культурного наследия в 1920-1930-х гг. :по материалам Донского и Страстного монастырей

Музейная политика России и судьба религиозного культурного наследия в 1920-1930-х гг. :по материалам Донского и Страстного монастырей



Автореферат


Начало формы

Конец формы

Диссертация


Начало формы

Конец формы

Артикул: 239945

Год: 

2006

Автор: 

Постернак, Ольга Павловна

Ученая cтепень: 

кандидат исторических наук

Место защиты диссертации: 

Москва

Код cпециальности ВАК: 

24.00.03

Специальность: 

Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Количество cтраниц: 

192

Оглавление: 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

^ ГЛАВА I. РЕЛИГИОЗНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И БОРЬБА ИДЕОЛОГИЙ.

1.1. Политика Советского государства по отношению к религиозному культурному наследию (1918-1925 гг.).

1.2. Редукция культурного наследия и статус подлинного памятника в 1918-1925 гг.

^ ГЛАВА И. МУЗЕЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ В МОСКВЕ 1922-1937 ГГ.

11.1. Состояние музейного дела в России в первые годы Советской власти.

11.2. Музейная деятельность на территории Донского монастыря.

11.3. Судьба некрополя Донского монастыря.

11.4. Антирелигиозная деятельность в Москве. Открытие Антирелигиозного музея в Донском монастыре.

^ ГЛАВА III. МУЗЕЕФИКАЦИЯ СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ.

111.1. Идеологические предпосылки создания Центрального антирелигиозного музея в Москве.

111.2. Открытие Центрального антирелигиозного музея в Страстном монастыре.

Введение: 

Актуальность темы исследования. В истории музейного дела в силу объективных причин период, относящийся к концу 1920 - 1930 гг. оказался наименее изученным. Прежде всего, это связано с ограниченным доступом к архивным источникам данного периода. Изучение музейной политики в годы первых пятилеток строилось на официальных открытых источниках, что резко сужало возможности исследователей. Ввиду этого ранний период деятельности органов охраны памятников России, а также послевоенная государственная музейная политика СССР рассмотрены более детально, чем события кон. 1920 - 1930 гг.

Общая оценка деятельности организаций и органов власти в сфере охраны памятников культуры в отечественной науке неоднозначна.

До 1980-х гг. господствовала официально принятая точка зрения на культурную политику Советской России, а позднее Советского Союза как на положительную и единственно возможную в тот период. Но по мере открытия новых архивных материалов, как центрального, так и местного уровней власти, а также воспоминаний, дневников и писем, а также появление целого ряда исторических и музееведческих исследований, отношение к деятельности органов охраны памятников претерпело значительные изменения. Современный этап изучения источников позволил наиболее полно представить картину становления музейной политики советского государства по отношению к памятникам церковного искусства, изменения их первоначального назначения, перевода в музейные объекты. Особенно актуальна данная тема в связи с тем, что в 1990-е гг. остро встал вопрос взаимоотношений работников культуры, представляющих государственные музейные объединения и представителей религиозных организаций, прежде всего, Православной церкви. В центре внимания общества оказались проблемы возвращения культурных ценностей из музеев в храмы, конфликты из-за церковных зданий и монастырских территорий, занятых музеями.

Они выдвинули на первый план задачу, связанную с изучением на новой основе истории вопроса о музейной политике государства в 1920 - 1930 гг. Возникла настоятельная необходимость научного анализа как известных, так и вновь открытых источников по музейному делу, относящихся к указанному периоду. Имущественные споры между музеями и церковью уходят своими корнями в события 1920 - 1930-х гг. Основы современного конфликта между музеями и церковью были заложены в те годы, когда происходило изъятие имущества церкви в пользу государства и частичный перевод его в музейные объекты. Осуществленный благодаря усилиям образованной части русского общества процесс музеефикации церковной собственности позволил хотя бы частично сохранить для потомков обреченную на уничтожение материальную и духовную культуру дореволюционной России.

Объективный взгляд на историю создания музеев в 1920-1930-е гг., куда перемещались произведения религиозного искусства и предметы церковного обихода, спасенные от ликвидации, призван воссоздать общую картину событий, происходивших в данной сфере в указанный период.

Объект исследования - религиозное культурное наследие России , переведенное в советском обществе в категорию культурной ценности, на материале Донского и Страстного монастырей. Выбор Донского и Страстного монастырей в качестве объекта исследования обусловлен созданием антирелигиозных музеев на территории монастырских комплексов и перемещением в их экспозиции культурных ценностей религиозного характера из закрывавшихся храмов и монастырей.

Предмет исследования - музейная политика Советского государства в отношении религиозного культурного наследия и опыт музеефикации религиозных комплексов в 1920-1930-х гг. в Москве. В рамках данной темы рассматривается деятельность комиссий Наркомпроса и взаимоотношения как интеллигенции и власти, так и интеллигенции и церкви в сфере охраны памятников религиозного искусства.

Цель исследования. Путем анализа источников реконструировать процесс создания двух антирелигиозных музеев: Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре и Центрального антирелигиозного музея в Страстном монастыре в Москве; идентифицировать памятники, перемещенные в музеи из национализированных храмовых комплексов, проследить изменение терминологии в связи с редукцией функционирования культурного наследия, осветить взаимоотношения церковной и светской власти в сфере охраны культурного наследия в рассматриваемый период.

Задачи исследования:

1. выявить источники по состоянию музейного дела в указанный период;

2. изучить законодательную базу регулирования музейного дела;

3. проанализировать процесс музеефикации московских монастырских комплексов и его специфику;

4. осуществить анализ взаимоотношений представителей Наркомпроса и религиозных организаций в сфере охраны культурного наследия.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период с принятия декрета об отделении церкви от государства 20 января (2 февраля) 1918 г. по конец 1937 г., когда был упразднен Центральный антирелигиозный музей. Декрет СНК 1918 г. определил политику правительства по отношению к церковной собственности и положил начало музеефикации архитектурных комплексов. Период 1925 - 1929 гг. характеризовался активизацией и наступательной направленностью антирелигиозной деятельности. Периоде 1929 по 193 7 гг. стал временем создания, функционирования и упразднения музеев с атеистическим уклоном на основе Донского и Страстного монастырей.

Научная новизна исследования заключается в постановке вопроса об антирелигиозных музеях и их деятельности. Впервые предпринята попытка на основе архивных источников, выявленных и введенных в научный оборот, проанализировать историю создания и функционирования двух центральных антирелигиозных музеев в Москве; рассмотреть идеологические причины возникновения антирелигиозных музеев на территории храмов и монастырей, дать оценку их значению в деле сохранения культурного наследия России.

Методологические основы. Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности и научной достоверности. Основная часть диссертационного сочинения построена с применением комплексного анализа материалов по музейной политике Советского государства. Объективность обусловлена опорой на архивные данные и документальные источники.

Историография проблемы. Основную группу источников при работе над темой составили законодательные акты Советского государства и документы партийных организаций: Декреты первых лет Советской власти, Конституция СССР, резолюции и постановления съездов, конференций и пленумов ВКП (б) и ЦК КПСС, а также теоретические работы деятелей Советского государства. Эти материалы являются основополагающими для понимания взаимоотношений государства и церкви. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января/ 2 февраля 1918 г., определил направление государственной политики в отношении церкви на много лет вперед \ Согласно Декрету, церковь была лишена имущественных и юридических прав, что впоследствии позволило провести национализацию церковной собственности, включая и монастырские комплексы. Все вопросы, связанные с судьбой религиозного наследия России, решались на основании Декрета о свободе совести. Изданные на основании Декрета инструкции содержали указания, предназначенные для музейных сотрудников. Подготовленные в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей инструкции служили руководством к действию, но не имели характера закона. Они в равной мере могли как исполняться, так и не исполняться, в зависимости от позиции, занятой местными властями. Музейные работники не имели возможности коренным образом изменить ситуацию, но использовали все доступные в те годы средства для сохранения культурного наследия. Усилия сотрудников музейного отдела Наркомпроса, а позднее Главнауки, направленные на охрану памятников культуры нашли свое отражение в Инструкциях, составленных в 1920- 1922 гг.2

Музейную политику Советского государства невозможно рассматривать изолированно от политических событий тех лет. Изменения, вносимые в Конституцию, предопределяли отношение власти к церкви, а, следовательно, и к музейному делу. Религиозное искусство рассматривалось не как часть обширного культурного наследия России, а как атрибут религиозного культа. Принятая XIV Съездом Советов 18 мая 1929 г. новая редакция четвертой статьи Конституции содержала незначительное, на первый взгляд, изменение формулировки. В тексте Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. декларировалось признание

1 Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах // Декреты советской власти. М„ 1957. Т. 1. С. 373—374.

2 Инструкция по учету, хранению и передаче религиозного имущества, имеющего историческое, художественное и археологическое значение. 1920 г. // ГАРФ. Ф. 2307. свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. В новой редакции за всеми гражданами признавалась свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды. Была пресечена всякая возможность идеологических дискуссий, процветавших в 1920-е гг. Стала допустимой лишь антирелигиозная пропаганда3. Таким образом, открытие в 1929 г. антирелигиозных музеев в Донском и Страстном монастырях явилось прямым следствием активизации с указанного года антирелигиозной пропаганды.

Основную группу источников, связанных с историей создания, деятельности и реорганизации музея в Донском монастыре, составил комплекс делопроизводственных документов 1920-1930-х гг., хранящихся в Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО). Вследствие ограниченного доступа данные материалы не были введены в научный оборот. В справочнике «История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга» 4 отсутствуют указания на использованные нами материалы ЦГАМО. По Донскому монастырю в справочнике приведены два архива: Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Ф. 1629 -материалы XVIII в. - 1917 г.; и Центральный государственный исторический архив (ЦГИА), Ф. 421 - XVI в. - 1926г. По истории Страстного девичьего монастыря указаны документы, хранящиеся в РГАДА (Ф.1185) и охватывающие период до 1917 г.

On. 1. Д. 166. Л. 14 —21. Инструкция для представителей Главнауки и его органов на местах от 2 января 1922 г. // ГАРФ. Ф. 2307. On. 1. Д. 166. Л. 27.

3 История Советской Конституции. Сборник документов 1917 - 1957 гг. М., 1957. С. 78. Русская Православная Церковь в советское время (1917 -1991): Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью /Сост. Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 1. С. 126,306,311 - 312.

4 История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт - Петербурга. Аннотированный справочник - указатель. М., 1995. Т. 2. С. 140,157,161,265.

Настоящая работа основана на следующих материалах ЦГАМО: распоряжения по музейному подотделу (Ф.966. Оп. 4. Т.1. Д. 1027.); переписка с заведующим музеем о работе музея XVIII в. в Донском монастыре (Ф.966. Оп. 4. Т.2. Д 2506.); переписка по вопросу передачи Страстного монастыря Союзу «Безбожников» (Ф.66. Оп.18. Д. 723). Этот архив использовался в меньшей мере, чем документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Документы, связанные с формированием музейной сети, инструкции, отчеты, протоколы заседаний президиума Наркомпроса РСФСР наиболее полно представлены в ГАРФ (Ф. А - 2306, А - 2307). Они чаще других фигурируют в исследовательской литературе, посвященной музейному строительству в 1920-1930 гг. Данные материалы являлись официальными документами и как открытые источники, не имели грифа «Секретно». Тем не менее, протоколы заседаний Наркомпроса, посвященные созданию и финансированию Центрального антирелигиозного музея, прежде не публиковались. Они позволяют проследить идеологические предпосылки создания антирелигиозных музеев на основе национализированных монастырских и храмовых комплексов.

При работе над темой использовался фонд, содержащий материалы, связанные с деятельностью Центрального антирелигиозного музея, в котором выявлена часть описи храмов с пометками о выкупе изъятых церковных ценностей и участии Главнауки в их сохранении ( Ф. Р - 5407. Д. 70. Оп. 2).

Данные источники дополняют документы по истории церкви, ставшие доступными лишь в последнее десятилетие и позволившие более полно представить события 1920 - 1930-х гг., в контексте которых разворачивалась деятельность Наркомпроса по охране культурного наследия5.

Обзоры архивов, их активное использование и публикации относятся к последнему десятилетию XX в., когда стало возможным издавать справочники-указатели, аналитические статьи и путеводители по закрытым прежде архивам. На основе архивных материалов построены публикации как светских, так и церковных историков. Ценным источником по истории церкви и религиозному культурному наследию являются «Акты святейшего Патриарха Тихона», изданные в 1994 г. по

6 7 архиву М. Е. Губонина и «Следственное дело Патриарха Тихона» , опубликованное в 2000 г. на основе материалов центрального архива ФСБ. Оба издания представляют собой свод документальных материалов, как сугубо секретных и недоступных для изучения, так и опубликованных в печати в 1920 гг. Строго выверенный справочный аппарат, научный комментарий, именной указатель с краткими биографическими сведениями придают им особую ценность.

Немаловажную для нашей темы информацию содержат сводки Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей и сводки центрального оперативного штаба при начальнике московского гарнизона. Они публиковались с 1998 по 2001 гг. в журнале Общества ревнителей православной культуры «Мир Божий». Документы выявлены и опубликованы Н. Д. Егоровым по материалам Российского

5 Русская Православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Сост. Штриккер Г.М. М.,1995; Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917 — 1941. Документы и материалы. М., 1996.

6 Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сборник в двух частях. Сост. М. Е. Губонин. Материалы по новейшей истории русской православной церкви. М., 1994.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Автореферат Начало формы iconМатериалы егэ конец формы Бунташный 17-й век в истории России – таблица
Начало правления династии Романовых, складывание самодержавной царской власти, начало создания регулярной армии
Автореферат Начало формы iconИтоговый тест Обзор попытки 1 Начало формы Конец формы
Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для …
Автореферат Начало формы icon320 руб. Начало формы Конец формы Полная стоимость: 520 руб. Скидка: 40
Сделайте свой автомобиль предметом гордости и восхищения! Скидка 40% на комплексную мойку автомобиля в AlexAvto
Автореферат Начало формы iconЛесгафт Петр Францевич 20 сентября 1837 года 28 ноября 1909 года...
Созданная и руководимая П. Ф. Лесгафтом Биологическая лаборатория была одним из первых в России научно-исследовательских учреждений...
Автореферат Начало формы iconПетербургский Философский Клуб Начало формы Конец формы Петр Баренбойм,...
Ричард Познер опубликовал несколько книг на эту тематику, а также свой знаменитый учебник «Экономический анализ права», который мы...
Автореферат Начало формы icon Государственный (политический) режим: понятие и виды
В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства,...
Автореферат Начало формы iconАвтореферат дисертації на здобуття наукового ступеня
Трансформація системних характеристик державного управління в умовах глобалізації
Автореферат Начало формы iconАвтореферат дисертації на здобуття наукового ступеня
Феномен тероризму в контексті глобалізаційних процесів (соціально-філософський аналіз)
Автореферат Начало формы iconАвтореферат дисертації на здобуття наукового ступеня
Робота виконана в Запорізькому національному університеті, Міністерство освіти І науки України
Автореферат Начало формы icon  Русская авторская песня в лингвистическом и коммуникативном аспектах  
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница