Гоу впо мгпу


НазваниеГоу впо мгпу
страница1/12
Дата публикации22.04.2013
Размер1.71 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГОУ ВПО МГПУ)
Педагогический институт физической культуры
Общеинститутская кафедра физического воспитания


Краткий курс теории

по физической культуре
Учебно-методическое пособие для студентов ГОУ ВПО МГПУ

Москва

2009

УДК 796.01

ББК 75.1973


Рекомендовано к печати
Ученым советом ПИФК ГОУ ВПО МГПУ


Составитель и ответственный редактор:

кандидат педагогических наук, доцент В.В. Тюпа

Под общей редакцией профессора В.Я. Дронова
Заведующий кафедрой:

кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Мнухина
Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры физического воспитания ПИФК ГОУ ВПО МГПУ В.П. Косихин


^ И 89 Краткий курс теории по физической культуре: Учебно-методическое пособие для студентов ГОУ ВПО МГПУ. Все факультеты 1-3 курс. Очная форма обучения / Сост. В.В.Тюпа. – М.: МГПУ, 2009. – 152 с.


Материалы пособия обсуждены и утверждены на заседании кафедры физического воспитания (протокол №2 от 7 октября 2009 г.), на Ученом совете педагогического факультета (протокол №3 от 30 сентября 2009 г.)


Данное пособие предназначено как дополнительная литература для усвоения теоретического и методико-практического курса по физической культуре

© В.В.Тюпа, 2009.

© ГОУ ВПО МГПУ, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ
Красавцев П. В. РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУР­НОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.................................4

Забуркин Е. М. РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………12

Тюпа В. В. РАЗДЕЛ 3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ………………………….30

Дронов В. Я. ^ РАЗДЕЛ 4. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ

ПРО­ЦЕССЕ………………………………………………………………………………46

Рувинский Л. И. РАЗДЕЛ 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………...65

Мнухина О. Н. РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ И МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ…………………………………...93

Мусралиев К. И. РАЗДЕЛ 7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА………………………………………………………………………………...108

Забуркин Е. М. РАЗДЕЛ 8. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ……………………………….119

Каравашкина О. В. РАЗДЕЛ 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ……………………………………...128

Каравашкина О. В. ^ РАЗДЕЛ 10. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕС­­-

СИОНАЛЬ­НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА…………...141

ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................151


РАЗДЕЛ 1
^ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.

1.1. Культура как результат человеческой деятельности и как сама деятельность человека.

Культура – это:

1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества;

2) преобразовательная, творческая деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей.

1. 2. Основные формы существования культуры.

Различают материальную (внешнюю) и личностную (внутреннюю) культуру. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека по целесообразному преобразованию окружающего мира. Результаты материальной культуры – это здания, орудия труда, предметы повседневного обихода, книги, произведения искусства и т.п.

Личностная культура – это деятельность человека, направленная на целесообразное преобразование самого себя. Результаты личностной культуры человека – это его знания, умения и навыки, проявляемые им как приобретенные способности к различным видам деятельности.

1.3. Духовная и физическая культура как части личностной культуры человека. Их направленность.

Духовная культура – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, способствующих развитию его интеллектуальных способностей и сами интеллектуальные способности человека.

Физическая культура – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний, умений и навыков по развитию у него физических (двигательных) способностей и сами физические способности (или физические качества) человека.

1.4. Физическая культура как деятельность. Основные виды физкультурно-спортивной деятельности.

Деятельность – это активное отношение человека к окружающей его действительности. Активное отношение человека в сфере физической культуры проявляется в так называемой физкультурно-спортивной деятельности. Деятельность состоит из отдельных действий. Физкультурно-спортивная деятельность строится на основе разнообразных физических упражнений. Каждая деятельность имеет определенную целевую направленность. В зависимости от такой направленности вся физкультурно-спортивная деятельность человека может подразделяться на следующие основные виды:

1) деятельность, направленная на разностороннее (гармоническое) физическое развитие человека, называется физкультурой или физической культурой (в узком смысле этого слова);

2) деятельность, направленная на достижение человеком максимально возможного результата и для участия в соревнованиях (причем, не всегда в области, требующей высокой физической активности), называется спорт;

3) деятельность, направленная на получение удовольствия от занятий физическими упражнениями, называется физическая рекреация;

4) деятельность, направленная на восстановление или излечение организма человека при помощи физических упражнений, называется физическая реабилитация;

5) деятельность, направленная на получение профессионально значимых умений и навыков, называется профессионально-прикладная физическая подготовка.

1.5. Результаты физической культуры человека.

Физическая культура комплексно воздействует на физическое и психическое состояние человека. Результатами физической культуры человека (или физкультурно-спортивной деятельности) являются показатели его физического здоровья, телосложения и степени развития физических (двигательных) способностей.

1.6. Физическое здоровье, как результат физической культуры. «Запас здоровья» человека.

Физическое здоровье – это соответствие показателей жизнедеятельности организма человека норме и степень его устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям. При определении уровня физического здоровья главным образом исследуют физиологические показатели различных систем (сердечнососудистая, дыхательная, кровеносная и др.) организма человека. Положительные функциональные отклонения от нормы, вызванные направленной физкультурно-спортивной деятельностью, принято считать «запасом здоровья» человека.

1.7. Телосложение, как результат физической культуры.

При характеристике правильности телосложения главным образом определяют морфологические (соматические) показатели человека, такие как рост, масса тела, состояние и изменения в мышечной, жировой, костной, суставной ткани и др. Направленная физкультурно-спортивная деятельность способна изменить фигуру человека, излечить или минимизировать ряд врожденных и приобретенных заболеваний (ожирение, сколиозы, плоскостопие и т.п.).

1.8. Физические способности, как результат физической культуры.

Физические способности (врожденные и приобретенные) – это индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями для осуществления многообразной двигательной деятельности человека. Физические способности (или физические качества) человека изменяются при воздействии направленной физкультурно-спортивной деятельности. Основные физические качества – это быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость. Степень развития того или иного физического качества у человека определяется специальным тестированием

1.9. Определение «физическая культура».

Физическая культура – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

1.10. Социальная значимость физической культуры.

Значение физической культуры для общества выражается в укреплении здоровья, улучшении телосложения, совершенствовании двигательных способностей (физических качеств) людей. Физическая культура содействует производительному труду и защите Родины.

^ 2. Физическая культура личности студента. Физическое совершенство.

2.1. Понятия «личность», «физически культурная личность».

В самом общем смысле личность – это человек, рассматриваемый как субъект отношений и сознательной деятельности, а также носитель каких-либо социально-значимых свойств. Включенность человека в определенную деятельность и конкретные результаты этой деятельности определяют степень развития его личностной культуры. Физически культурная личность – это включенность человека в физкультурно-спортивную деятельность с целью укрепления здоровья, улучшения телосложения, достижения гармонического физического развития, проявляемая в конкретных результатах, а также объем усвоенных им специальных знаний, умений и навыков. Отсутствие сказанного выше позволяет говорить о несформированной или физически некультурной личности.

2.2. Структура физической культуры личности студента.

Физическая культура личности студента определяется тремя блоками конкретных показателей:

1) отношением студента к физической культуре как к социальной ценности;

2) включенностью студента в систему обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию в вузе;

3) результатами физической активности (или пассивности) студента.

2.3. Отношение студента к физической культуре.

Отношение студента к физической культуре представляет собой социальную установку личности на предмет, включающую в себя его мотивы, интересы и ценностные ориентации.

Мотив – это побуждение студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Интерес – это положительное эмоциональное отношение студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Ценность – это понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость физкультурно-спортивной деятельности в жизни студента.

Отношение студента к физической культуре может быть положительным, нейтральным и отрицательным.

2.4. Включенность студента в систему обязательных и дополнительных занятий по физическому воспитанию в вузе.

Включенность студента – это конкретные показатели его физкультурно-спортивной активности, например:

1) количество часов, которое студент тратит на занятия физкультурно-спортивной деятельностью в неделю, месяц, год;

2) характер этих занятий (только обязательные или дополнительные учебно-тренировочные занятия в спортивной секции; дополнительные занятия для развлечения, реабилитации и т.п.);

3) интенсивность занятий (соревновательная практика).

2.5. Результаты физической активности (или пассивности) студента.

Результаты физической активности (или пассивности) студента – это объективные показатели его физического здоровья и телосложения, уровень развития физических качеств, а также его специальные знания, умения и навыки в сфере физической культуры. Результатом физической активности студента в спортивной деятельности является наличие у него спортивного разряда или звания.

2.6. Понятие «физическое совершенство».

Физическое совершенство человека характеризуется тремя основными показателями:

1) нормальным физическим развитием (физическое здоровье и телосложение);

2) способностью полностью реализовать свои физические качества в двигательных действиях на основе соответствующих умений и навыков;

3) умением это делать эффективно, то есть достигать максимально возможного результата с минимальной затратой физической энергии.

^ 3. Организационная система физического воспитания в МГПУ.

3.1. Воспитание. Понятие «физическое воспитание».

Воспитание или управление развитием – это сознательное целенаправленное воздействие (на основе использования педагогических средств) на личность, осуществляемое для того, чтобы привить ему качества, желаемые воспитателю.

Физическое воспитание – это процесс сознательного целенаправленного воздействия воспитателя (на основе использования педагогических средств) на физические способности (и, следовательно, на соответствующие умения и навыки) воспитываемого, на непосредственно связанные с ними знания, а также потребности, интересы и мотивы.

Смысл физического воспитания заключается в использовании специальных средств (по преимуществу физических упражнений) для управления физическим состоянием человека.

3.2. Цели и задачи физического воспитания в МГПУ.

Цели и задачи физического воспитания в МГПУ – это:

1) формирование у студентов системы теоретических и научно-практических знаний в области физической культуры как части позитивной мировоззренческой позиции и основы установки на здоровый стиль жизни и физическое совершенствование;

2) обучение способам и методам физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей;

3) развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков в общеразвивающих и спортивных упражнениях;

4) обеспечение приобретения личного практического опыта в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

5) способствование профилактике заболеваний, связанных с учебной деятельностью студентов, и восстановлению функций организма у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

6) подготовка студентов педагогических факультетов к выполнению профессиональных обязанностей педагога по оздоровительно-профилактической и физкультурной работе со школьниками.

3.3. Учебные отделения в МГПУ.

Для решения задач физического воспитания в МГПУ студенты распределяются в следующие учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Их формирование производится с учетом состояния здоровья (на основе медицинского заключения) и спортивных интересов учащихся.

1) в основное отделение зачисляются студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, препятствующих выполнению учебно-тренировочных заданий и участию в спортивных соревнованиях;

2) специальное учебное отделение комплектуется из числа студентов, имеющих по данным медицинского обследования ограничения в применении средств физического воспитания. Лица, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, образуют отдельную группу для освоения доступных им разделов учебной программы.

3) в спортивное отделение зачисляются студенты, выразившие желание углубленно заниматься избранным видом спорта. Количество и профиль спортивных отделений определяется администрацией университета и кафедрой физического воспитания с учетом материальных и штатных возможностей.

3.4. Основные формы учебных занятий по физическому воспитанию в МГПУ.

Лекции, учебно-тренировочные занятия, методико-практические занятия:

1) лекции направлены на освоение теоретического раздела программы по физической культуре;

2) учебно-тренировочные занятия решают задачи общефизической и спортивно-технической подготовки студентов и формирование у них профессионально-значимых психофизических качеств;

3) методико-практические занятия направлены на овладение студентами методами самоконтроля и оценки своего физического состояния, а также на судейскую и инструкторскую практику.

3.5. Количество часов учебных занятий. Формы контроля.

Предмет «Физическая культура» преподается на 1-3 курсах в объеме 136 учебных часов в году (всего 408 учебных часов). После прохождения определенного этапа учебных занятий и в конце каждого семестра студенты сдают контрольные нормативы для определения уровня их технической и физической подготовленности. Студенты специального учебного отделения сдают только теоретический раздел учебной программы. Аттестованные положительно студенты получают в зачетную книжку отметку «зачтено».

3.6. Внеучебные занятия по физическому воспитанию в МГПУ.

Студенты МГПУ имеют возможность посещать спортивные секции по многим видам спорта, которые организованы и курируются спортивным клубом. Студенты-спортсмены участвуют за честь факультета в ежегодной Спартакиаде МГПУ. Лучшие из них успешно выступают на городских, всероссийских и международных соревнованиях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Гоу впо мгпу iconФакт лист: в Студенческом Союзе игн тебя ждут
Аверина Полина – староста группы 2 курса филологического направления; куратор; активистка мгпу; «Мисс Грация – 2011»; бывший руководитель...
Гоу впо мгпу iconПравила оформления выпускной квалификационной работы в гоу впо «Ярославский...
Настоящие правила определяют требования к оформлению и структуре выпускных квалификационных работ, выполняемых выпускниками гоу впо...
Гоу впо мгпу iconПоложение о выборах Председателя Студенческого Совета гоу
Гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Гоу впо мгпу iconГоу впо «уральский госдарственный экономический университет» на 2009-2012 годы
ФЗ, с Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992 года №32661, с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном...
Гоу впо мгпу iconО бланк учреждения бразец ходатайства для внебазовых медицинских...
Гбоу впо оргма «Об организации подготовки и проведения производственной практики студентов гоу впо оргма в 2011-2012г г.» и методическими...
Гоу впо мгпу iconГоу впо «воронежский государственный университет» Факультет журналистики...

Гоу впо мгпу iconДипломный проект
Гоу впо рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П. А. Соловьева
Гоу впо мгпу iconМеждународное право
Толстых В. Л., д ю н., профессор кафедры международного права гоу впо «Российская академия правосудия»
Гоу впо мгпу icon1. Общие положения
Гоу впо «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа Югры»
Гоу впо мгпу iconМуниципальных образований
Самович Ю. В., доктор юридических наук, профессор, гоу впо "Кемеровский государственный университет"
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница