Скачать 1.06 Mb.
|
Досуг как педагогическое явление Проблемы молодежи в значительной мере упираются в проблему становления личности молодого человека, его самореализации. Отечественная педагогика многие десятилетия отдавала примат коллективному в ущерб индивидуальному, боясь проявления у молодежи эгоизма и индивидуализма. Общеизвестно, что в условиях тоталитарного государства коллектив, особенно если это суррогат коллективности, нередко формировал послушных конформистов, деформировал личность молодого человека. «Строительство» же личности наиболее оптимально осуществляется в благоприятной социально-культурной среде, стимулирующей у нее самовоспитание и саморазвитие. Молодежь способна сознавать и создавать себя и свое окружение. Нужно лишь дать возможность ее субъективности проявиться в социально значимых действиях. Важное место в жизни молодежи занимает сфера свободного времени, объем которого по данным Всесоюзной переписи населения достаточно велик. Это видно из таблицы № 1, в которой объемы свободного времени представлены в среднем за день недели в минутах [129, С. 227].
Проблема активного включения молодежи в реконструкцию нашего общества осложняется: - невозможностью полностью реализовать ее творческий потенциал из-за отсутствия необходимых для этого социально-экономических условий; - пассивностью, потребительским отношением части молодых людей к жизни, к реалиям сегодняшнего дня; - отсутствием высокого культурного, общеобразовательного и профессионального уровня у значительной части молодежи; - не полной востребованностью обществом высокоинтеллектуального труда в эпоху «первоначального накопления капитала»; - низким уровнем социальной защищенности значительной части молодежи, выражающимся в трудностях материального, жилищного, бытового порядка; - переориентацией общественного сознания с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма; - кризисом образовательной и культурной политики, являющегося частью системного кризиса общества. Обвиняя молодежь в потребительском отношении к жизни, вещизме, бездуховности, социальной пассивности, следует признать, что все эти негативные качества в значительной мере были заложены в условиях нашего бывшего тоталитарного государства, и иного от него ожидать не приходилось. Когда в обществе нет должного стимула к добросовестному, честному и высокопроизводительному труду, когда интересы распределения и уравнения всегда доминируют над интересами производства и творчества, тогда производство паразитов и хамов ставится на поток. Тоталитарной системе не нужны были яркие одаренные личности, стремящиеся к полной реализации творческого потенциала. Ее вполне устраивала личность унифицированная, усредненная, послушная и безропотная. Унификация форм и методов обучения, отсутствие последовательной системы воспитания, базирующейся на гуманистических идеях и общечеловеческих ценностях (ее «мероприятный» характер), авторитаризм и назидательность растили не талант, а посредственного, догматизированного мутанта. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и интеллектуальные нагрузки. Диалектика взаимоотношений труда и свободного времени в данном случае такова, что только усиливая и обогащая друг друга, они могут способствовать социально-экономическому и культурному прогрессу общества. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни всей молодежи. У значительной части молодежи досуг чаще всего ассоциируется с пассивным отдыхом, бездельем. У многих молодых людей нет навыков самоорганизации свободного времени, нет элементарных основ культуры досуга. Между тем, в сфере общественного сознания все чаще прослеживается мысль о необходимости формирования у молодежи культуры досуга, определенной «досуговой квалификации», без которых ей все сложнее будет осваивать новые социальные роли. Об этом справедливо пишет исследователь Н.Н.Королев: «Впервые встала проблема формирования у трудящихся и молодежи досуговой квалификации, которая позволяет эффективно реализовать свое свободное время. Ныне, наряду с этим, у каждого необходимо сформировать соответствующие досуговые интересы и способы их удовлетворения» [93, С. 9]. Досуговая квалификация поможет молодежи не только рациональнее использовать свободное время, но и более полно самореализовывать себя в различных направлениях социально-культурного творчества. Подчеркивая важность решения проблем свободного времени и культуры досуга молодежи, Э.В. Соколов акцентирует внимание на их нравственной и социально-экономической значимости для общества. «Частичная неосвоенность свободного времени, - пишет он, - является причиной антисоциальных поступков, пьянства, расстройства семейной жизни, настроений эгоизма, мещанства, накопительства, равнодушия к заботам и делам народа. Недостатки организации досуга вызывают повышенную текучесть рабочей силы, уход трудоспособной молодежи из села, отток людей с вновь осваиваемых территорий» [180, С. 9]. Характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного досуга является невостребованность обществом социально-культурного потенциала части молодых людей. Как справедливо заметил профессор И.С, Кон, «невостребованные обществом возможности личности атрофируются или направляются в асоциальное или антисоциальное русло» [87, С. 37]. С социально-психологической точки зрения подобная невостребованность приводит молодого человека к отчуждению и социальной изоляции. Одиночество, отсутствие идентичности, духовный вакуум могут компенсироваться алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, заставляют молодого человека искать новые формы коллективности, делают таких людей объектом идеологического манипулирования. Наше исследование показало, что около 20 % молодых людей (преимущественно выпускников средних специальных и высших учебных заведений, рабочих) свои социально-культурные интересы чаще всего реализуют в узком кругу сверстников, друзей, в тусовочных компаниях. Большинство из них глубоко разочарованы в содержании и направленности деятельности культурно-досуговых учреждений, которые они не посещают. выделяют причины.
Особенности молодежной субкультуры как автономного и целостного образования внутри господствующей культуры, определяющего стиль жизни и мышления ее носителей, исследовались такими зарубежными и отечественными учеными, как М.Брейк, А.Коэн, Т.Парсонс, Г.Г. Воробьев, В.А. Гришин, Ю.Н. Давыдов, А.И. Долгова, А.С. Запесоцкий, В.Д. Ермаков, В.Т. Лисовский, К.Г. Мяло, З.В. Сикевич, А.В. Толстых и др. Наиболее глубокое изучение проблем свободного времени сельских жителей развернулось в рамках социологических исследований культуры села. В последние три десятилетия здесь был накоплен большой материал о культурных потребностях различных социально-профессиональных групп села. Эти исследования легли в основу публикаций А.В. Арутюняна, М.П. Василенко, П.П. Великого, А.В. Воронцова, Р.В. Гребенникова, И.В. Журавлевой, В.А. Калмык, Т.А. Кудриной, И.Т. Левыкина, Р.В. Рывкиной, П.И. Симуши др. Проблемы свободного времени освещаются в работах исследователей, специально занимающихся социологией сельской молодежи (И.Т. Гуцу, Н.И. Ивановой, Е.М. Клюско, Б.И. Князева, Н.Н. Михайлова, А.Э. Мурзина, СИ. Плаксий, И.М. Слепенкова). Важное место в теоретическом и практическом значении имели исследования величины и структуры свободного времени различных социальных групп населения, в том числе молодежи (А.А. Артемов, В.И. Болтов, Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, Э.В. Клопов, Б.Т. Колпаков, А.В. Неценко, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, А.Н. Прус и др.). Особый интерес представляют труды известных ученых С.Г. Струмилина и Г.А. Пруденского, которые по праву считаются отечественными основоположниками изучения бюджетов времени различных категорий населения. Их исследования обогатили понятийный аппарат экономической и социологической науки, в результате чего в привычный научный оборот вошли понятия «внерабочее время», «свободное время», «общественно необходимое свободное время» и другие, как своеобразные показатели уровня общественного богатства. Стилевые и структурные особенности использования свободного времени нашли отражение в исследованиях Г.А. Евтеевой, Е.В. Кеменовой, А.В. Неценко, В.Н. Пименовой, А.С. Щавель и др. Духовные потребности молодежи в сфере досуга исследовались в работах В.И. Волкова, А.Н. Данилова, СП. Ермоченковой, Л.Н. Когана, В.Я. Суртаева, В.М. Тарбокова, Б.А. Титова, B.C. Цукермана, А.Ф. Шаровой, Р.К. Шеметило и др. Принципиально важное значение в изучении проблем молодежного досуга имеют философски-социологические исследования свободного времени и культуры досуга И.В. Бестужева-Лада, А.Я. Куклина, Э.Г. Рыжик, И.В. Саркисовой, Э.В. Соколова, Б. А. Трегубова и др. В нашей стране за многие десятилетия так и не сложилась целостная индустрия досуга, а в государственной, инвестиционной политике сфера досуга фактически всегда финансировалась по остаточному принципу. В этой связи для нас небезынтересен опыт формирования индустрии! досуга и рекреационной сферы в развитых странах Запада. За последние годы эти вопросы нашли отражение в исследованиях И.Г. Васильевой, Е.Г. Доронкиной, Б.И. Дубсон, И.А. Новиковой, Е.Б. Мамбекова и др. Значительный вклад в теорию и практику организации досуга различных социальных групп населения в странах Западной Европы, США и Канады внесли такие крупные исследователи, как А.Андерсон, Н.Баммел, В.Бужински, М.Буш, А.Грин, Ж.Дюма-зедье, М.Каштан, Д.Келли, Н.Миллер, Д.Моран, С.Паркер, К.Робертс, Ж.Фридман и др. Все они считают досуг важнейшим компонентом духовной жизни человека, а французский социолог Ж.Дюмазедье вообще считает современную цивилизацию - цивилизацией досуга. Из психолого-педагогических исследований проблем свободного времени в 80-е годы наиболее фундаментальными, на наш взгляд, были работы Г.А. Евтеевой и В.Е. Триодина. В работах этих исследователей основательно и глубоко рассматривались психолого-педагогические основы использования личностью свободного времени, анализировались интересы pi духовные потребности различных социальных групп населения как основы мотивации занятий в свободное время, раскрывались конкретные структуры досуговых занятий, выявлялись соотношения индивидуальных и общественных, клубных и внеклубных форм занятии в свободное время. В исследованиях В.Е. Триодина впервые культурно-просветительная работа стала рассматриваться как целостное педагогически организованное свободное время. В 90-е годы теория и практика молодежного досуга обогатились исследованиями В.Д. Луганского, М.М. Поплавского, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова. Объектом исследования Б.А. Титова впервые во всей полноте стал процесс социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга. В исследованиях В.Я. Суртаева вскрыта специфика молодежного досуга, определены социально-педагогические условия стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи. Особую актуальность в современной социокультурной практике приобретают проблемы социального проектирования центров досуга, региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. Значительный вклад в решение этих проблем внесли исследования Г.М. Бирженюка, И.В. Жежко, А.П. Маркова, С.Г. Пановой, В.М. Розина, А.В. Фалина и др. В последнее время значительно возрос интерес исследователей к проблемам формирования архитектурно-досугового пространства, проектирования культурно-досуговых учреждений, исходя из их функционального назначения (И.М. Бакштейн, И.Г. Лежава, Ю.Н. Лобанов и др.). Большой вклад в разработку экономико-географических основ индустрии туризма внесли исследования В.И. Азар, И.В. Зорина, В.М. Кривошеева, П.Г. Олдак и др. Свободное время занимает важное место в образе жизни молодежи. Использование свободного времени является своеобразным индикатором уровня культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Его рациональное использование - необходимое условие удовлетворения увеличивающихся и постоянно изменяющихся социальных, культурных и физических потребностей молодежи. |
![]() | 1 неделя) психолого-педагогическое образование ( Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (л) доц. Жучкова С. Е | ![]() | 4) Язык (определение, структура, функции). Определение Природа и сущность языка: социальное явление, возникшее и развивающееся в силу потребности людей в общении, психическое явление,... |
![]() | Программа курса «алгебра 2» Направление «Педагогическое образование» Направление «Педагогическое образование», профиль «Математика», первый курс, второй семестр, 2011/12 уч год, 36 часов лекций, 36... | ![]() | Вопросы к государственному экзамену История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как профессиональная деятельность |
![]() | Вопросы к государственному экзамену История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как профессиональная деятельность | ![]() | Курс лекций Педагогическое общество России Москва 2001 Б 53 Социальное прогнозирование. Курс лекций.— М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с |
![]() | Политика как социальное явление | ![]() | I. Пещеры – уникальное природное явление Тем более, пещеры – это довольно редкое геологическое явление. Они позволяют человеку заглянуть вглубь Земли, узнать содержимое ее... |
![]() | Vi арт-терапия Вопросы по теоретическому блоку Крыжановская Л. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков : учебное пособие. Москва : Педагогическое... | ![]() | Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» Программа учебной дисциплины по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профили «История» «Обществознание» |