Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений,


НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений,
страница1/13
Дата публикации30.04.2013
Размер1.53 Mb.
ТипУчебное пособие
userdocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Аннотация

Настоящее учебное пособие содержит компилятивные и оригинальные сведения об аппарате движения человека, механике мышечного сокращения, кинематике и динамике двигательных действий. Особое внимание уделено вопросам функционирования звеньев тела человека, как единой системы, что должно помочь студентам разобраться в особенностях биомеханического анализа физических упражнений.

Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики - ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, в частности с основами спортивной техники, вооружить знаниями, необходимыми для правильного применения физических упражнений как средства воспитания.

В результате изучения теоретических разделов курса, выполнения практических и расчетно - графических работ студенты ознакомятся с основами техники двигательных действий, с системно - структурным подходом к анализу сложных явлений и методов моделирования двигательной деятельности, а также овладеют биомеханическим анализом как методом исследования и особым способом мышления, позволяющем раскрыть специфику механики живого тела, понять суть движений в двигательной деятельности.

В основу ряда разделов пособия взяты материалы, таблицы, рисунки В.М.Зациорского, Л.С.Зайцевой, В.А.Заикина, М.А.Каймина, Н.Б.Кичайкиной, Б.И.Прилуцкого, В.Л.Уткина и других специалистов в области биомеханике.

Задача пособия состоит в том, чтобы свести весь объем необходимых знаний в единое целостное представление, помочь студентам выработать определенную систему взглядов и концепций биомеханического обоснования техники спортивных действий.

Заслуженный работник физической культуры,

профессор Волгоградской академии физической

культуры, профессор А.С.Бакулин



I. введение в биомеханику

Термин биомеханика составлен из двух греческих слов: Bios - жизнь и mexane - орудие. Как известно, механика - это раздел физики, изучающий механическое движение и механическое взаимодействие материальных тел. Отсюда понятно, что биомеханика - это раздел науки, изучающий двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ. Наибольший практический интерес представляет изучение движений человека и высших животных. Первые труды о движениях животных написаны еще Аристотелем (384 - 322 гг до н.э.). На становление биомеханики оказали влияние мыслители прошлого: Гален (131 - 202 гг.), Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Микеланджело (1475 - 1564 гг.), Джованни Альфонсо Борелли (1608 - 1679 гг.) - автор первой книги по биомеханике "Движения животных", И.М.Сеченов (1875 - 1905 гг.), П.Ф.Лесгафт (1837 -1930 гг.), А.А.Ухтомский (1875 - 1941 гг.) и основоположник отечественной биомеханической школы Н.А.Бернштейн (1896 - 1966 гг.) которые много сделали для развития биомеханики как науки. В последнее время развиваются:

- инженерная биомеханика (связана с робототехникой);

- медицинская биомеханика (профилактика травматизма и протезирование)

- эргономическая биомеханика (связь человека с живой природой).

Элементарной формой движения материи принято считать механическое движение, т.е. перемещение тела в пространстве. Двигательная деятельность человека осуществляется при участии всех органов тела. Однако, непосредственным исполнителем функции движения является двигательный аппарат, состоящий из костей скелета, связок и мышц. Любое физическое движение, даже элементарное, есть сложное явление, содержащее весь комплекс форм движения материи, начиная от простейшей - механической , и кончая высшей формой - мышлением..

Важнейшее различие движения человека от движения машин состоит в том, что машина делает только те движения, которые заложены в ее программу, человек же может в любое мгновение изменить свои движения, исходя из наименьших условий внешней среды или по другим причинам.

Спортсмен при выполнении какого-либо действия постоянно ищет, как лучше его выполнить, т.е. каким образом осуществить свои движения, для достижения поставленной цели. Он управляет своими движениями для достижения поставленной цели, управляет в переменных условиях (абсолютного повторения условий нет и не может быть).

Но чтобы успешно выполнить требуемые движения необходимо знать причины затруднений, причины помех, изменения условий, источники ошибок техники выполнения и пути преодоления этих ошибок. Биомеханика спорта (как часть всей биомеханики) и служит этой цели. Биомеханика в практической деятельности тренера познается все глубже. Биомеханические знания постоянно подкрепляются спортивной практикой.

Биомеханика в целом изучает законы механического движения в живых системах. Изучаются разные системы (биосистемы):

- организма в целом (человек);

- отдельные части его организма (подсистемы), например, двигательный аппарат, сердечно сосудистая система;

- объединения организмов (группа акробатов, пара борцов).

Под механическим движением понимается передвижение всей биосистемы в целом, а также передвижение частей системы относительно друг друга т.е. деформация системы.

Все деформации в биосистемах так или иначе связаны с биологическими процессами, которые играют решающую роль в движениях человека.

Величины сил и их моменты в организме постоянно изменяются. Поэтому механику движений человека и животных называют биологической механикой - БИОМЕХАНИКОЙ.

Биомеханика человека и животных очень похожа: внешние силы, силы тяги мышц, контроль за органами чувств, энергетическое обеспечение - в общем одинаковы. Но человек познает законы движения, ставит цели, осознает ход движений, контролирует их, сознательно обучается им, своим разумом и волей управляет движениями для достижения цели.

Все движения человека механически обусловлены, в них участвуют силы самого разного происхождения - от гравитационных сил (тяготения) до упругих сил (мышц) ; все сложнейшие процессы организации всех сил в едином действии регулируются сложнейшей системой нервных процессов, которые лежат в основе психики человека.

^ Биомеханика спорта изучает движения человека (спортсмена) при выполнении им различных движений - действий. Изучаются механические и биологические причины движений в зависимости от изменяющихся условий Среды. Для спорта биомеханика участвует в решении трех групп задач: кого учить, чему учить и как учить.

В последние годы получило широкое распространение направление в обучении двигательным действиям - педагогическая кинезиология (Х.Х.Гросс), своего рода синтез, слияние биомеханики и педагогики., т.е.:

- изучаются особенности техники выдающихся спортсменов;

- определяется рациональная организация действий;

- разрабатываются методические приемы освоения движений, методы технического самоконтроля и совершенствования техники.

Биомеханика занимает особое положение среди наук в физическом воспитании и спорте. Она базируется на анатомии, физиологии и фундаментальных научных дисциплинах - физике (механике), математике, теории управления. Взаимодействие биомеханики с биохимией, психологией и эстетикой дало жизнь новым научным направлениям, которые, едва родившись, уже приносят большую практическую пользу. В их числе "психобиомеханика", энергостатические и эстетические аспекты биомеханики. Более других - медико - биологических и педагогических дисциплин биомеханика использует достижения электронно-вычислительной техники. Но главное, биомеханика служит связующим звеном между теорией и практикой физического воспитания, спорта и массовой физической культурой. Опираясь на знания биомеханики, педагогу лучше учить своих воспитанников различным движениям и анализировать их двигательную деятельность.

В связи с тем, что в биомеханике тесто связаны другие науки, сложились различные направления развития биомеханики, т.е. комплексы изучения движений, определенных законов движения, причин и оценки движения как всей живой системы, так и отдельных ее частей.

Выделяют механическое направление - изучающее и объясняющее движения в живой системе на базе законов механики.

Функционально - анатомическое направление - учитывает в движениях биосистем их анатомическое строение и функциональные возможности.

^ Физиологическое направление изучает и обосновывает движения в биосистемах на базе физиологического развития человека, его биохимических реакций и работе его нервной системы.

Двигательная деятельность спортсмена в любом виде спорта состоит из множества двигательных действий - тренировочных и соревновательных. Они различаются по своей направленности: на накопление сил в тренировке и максимальную отдачу сил для достижения результата в спортивном соревновании. Но построение всех видов двигательных действий примерно одно и тоже. Множество суставных движений объединено в сложное единое действие - систему движений.

По теории диалектического материализма материя всегда обладает определенной организацией, она существует в виде конкретных материальных систем. Система - это внутреннее (или внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных (или взаимодействующих) элементов. Структура системы выступает как совокупность внутренних связей между ее элементами, законов данных связей. Структурность - неотъемлемый элемент всех существующих систем.

Системно - структурный подход представляет собой диалектический способ научного познания мира. Он реализуется, применяется в виде научного системного структурного метода. Суть этого метода в поиске системы: из чего состоят системы, из каких элементов, и в определении их структуры - как организованны конкретные системы. В разных областях знания такой метод, конечно, имеет разное содержание.

В изучении двигательных действий применяется их системный анализ, расчленение системы движений на различающиеся составные части. Это установление состава движений . Одновременно же начинается системный синтез двигательный действий - выявление способов организации элементов в систему. Это выявление структуры системы движений . Системно - структурный подход к изучению движений проявляется в теории структурности движений, заложенной идеями крупнейшего биомеханика Н.А.Бернштейна.

В теории анализа движений можно выделить три принципа.

^ Принципы структурности построения систем движений : все движения в системе так или иначе взаимосвязанны. Действие не просто набор движений, не их сумма, а сложнейшая структурная организация. Именно такая организация и придает действию его целостность. Все движения в системе движений направлены к единой цели и поэтому все действие в целом так совершенно.

^ Принцип целостности действия обусловлен структурностью построения системы движений. Структурные взаимосвязи в системе проявляются в том, что система на различные изменения условий и самого хода действия реагирует как нечто целое. Возникает где-то ошибка, и она влечет за собой целую цепочку ошибок. Удается исправить один какой-то недостаток в технике и сразу улучшаются все действия в целом.

^ Принцип сознательной целенаправленности двигательных действий заключается в том, что "человек в норме не делает просто движений, но всегда действия" (Н.А.Бернштейн). Человек обычно всегда предвидит заранее, что надо делать и как надо делать, это значит, что в действиях его имеется смысл, цель, для этого он подбирает целесообразные движения, соединяет их в систему, контролирует ход выполнения, управляет ими для достижения цели.

Конечно, не каждое биомеханическое исследование построено на системно - структурном методе. Большое значение в анализе имеет и чисто функциональное изучение элементов действий. Нужно знать, как те или иные причины, факторы влияют на те или иные особенности, характеристики движений. Надо найти показатели, внешние признаки, по которым можно судить об уровне мастерства спортсмена, его физической и технической подготовленности. При этом, обычно, не охватывается вся система в целом и во всех ее деталях.

Исследование регулирующих механизмов неровной деятельности показали исключительную сложность процессов управления движениями. Н.А.Бернштейном установлен важный принцип управления движениями общепризнанный в настоящее время. Он состоит в следующим: управление движениями осуществляется посредством:

- приспособления импульсов (команд) нервной системы по ходу движения к конкретным условиям его выполнения;

- устранения отклонений от решения задачи движений (коррекция непосредственно в процессе движения)

Изучение движений, в конечном счете, направлено на то, чтобы найти наиболее совершенные способы двигательных действий и научиться лучше их выполнять. Изучение имеет педагогическую направленность. По выражению А.А.Ухтомского, биомеханика исследует, "каким образом полученная механическая энергия и напряжение может приобрести рабочее применение, т.е. научное обоснование тренировочного процесса, подбор вспомогательных упражнений, контроль эффективности методов тренировки. Исходя из сказанного, можно сформулировать общую задачу изучения движений человека в биомеханике спорта - это оценка эффективности применения сил для более совершенного достижения поставленной цели. Из общей задачи, охватывающей всю область изучения движений, выделяются частные задачи, которые сосредоточены на рассмотрении и исследовании влияния на движение конкретных вопросов изучаемых явлений. К основным из них можно отнести:

- изучение особенности строения опорно - двигательного аппарата спортсменов, его механические свойства и функции с учетом возрастных особенностей и т.д.

- поиск рациональности спортивной техники спортсмена обусловленной особенностями движений отдельных частей тела с учетом особенностей строения;

- оценка технического совершенства спортсмена - его спортивная подготовленность, рациональность и подбор специальных упражнений для технической и физической подготовки, оценки методов тренировки и контроль за их эффективностью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социологию культуры. Содержание курса соответствует Государственному...
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconУчебное пособие по английскому языку для студентов 1 курса неязыковых...
Учебное пособие предназначено для студентов 1 курса экономических специальностей. Пособие включает тексты по страноведению и основным...
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconПсихологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов университетов, академий и институтов физической культуры, тренеров и спортивных врачей,...
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconМетодическое пособие по курсу «Искусство Древней Греции и Рима» для...
Учебное пособие предназначено для всех изучающих и интересующихся античными памятниками мировой культуры
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconУчебное пособие для иностранных студентов Утверждено Ученым Советом хнму
Учебное пособие предназначено для иностранных студентов, изучающих курс «История Украины». Его цель оказание методической помощи...
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, icon«Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, физкультурных вузов и факультетов физической культуры, преподавателей,...
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconУчебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, но может быть полезно и тем, кто самостоятельно изучает экономическую теорию
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconВиноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка....
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих испан­ский язык в университетах и других учебных заведениях. Им могут пользовать­ся...
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconУчебное пособие для студентов лечебного факультета
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей медицинских вузов
Учебное пособие предназначено для студентов академии физической культуры. Цель курса биомеханики ознакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, iconУчебное пособие по экономической теории для студентов инженерных специальностей с учетом
Учебное пособие предназначено для студентов технических специальностей, преподавателей вузов, слушателей системы дополнительного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница