Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен


Скачать 73.92 Kb.
НазваниеТворческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен
Дата публикации30.04.2013
Размер73.92 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ,
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН


Колесин А.Н

директор Центра творческой реабилитации

Санкт-Петер бург

Арттерапия - специализированная форма психотерапии, обращенная к внутреннему личностному опыту особого ребёнка; символическая творческая деятельность, выступающая инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций. (Марцинкевич Н.Е. Арттерапия - простые вопросы по сложной теме // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции - СПб.: 2001, с. 32-34)

^ Цель арттерапии: достижение, посредством арттерапевтических методов взаимодей­ствия арттерапевта с пациентом, положительной динамики психических процессов развития личности (Петрова Л.Н. Творческая реабилитация детей с особыми потребностями и гармони­зация семейных взаимоотношений // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конфе­ренции - СПб.: 2001, с. 29-31).

Арттерапевты применяют в качестве терапевтических средств различные художест­венные техники (звукоизвлечение, вокализ, пластику, мимику, клоунаду, актёрскую импро­визацию, видеосъёмку, стихосложение и пр.), используя момент эстетического переживания для гармонизации психического состояния ребёнка. Реабилитационным пространством высо­кого напряжения могут стать живописная мастерская, хореографический класс, филармо­нический зал, драматический театр, цирковая арена, эстрадная площадка, картинная галерея, музейная экспозиция, поэтическая студия, видеосалон и пр.

Артпедагогика, в широком понимании, - сумма технологий обучения особых людей художественным приёмам и навыкам в конкретном жанре или виде искусства (А.Н. Колесин); раздел специальной педагогики, разрабатывающей технологию обучения особого ребёнка на­выкам и умениям художественной деятельности (Н.Е. Марцинкевич).

^ Цель артпедагогики: овладение учеником навыками и умениями, компенсация его дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах по­средством диалога с педагогом (Н.Е. Марцинкевич).

Основными задачами артпедагогов являются поиск и апробация креативных методов и программ художественного образования в процессе овладения различными видами и жан­рами искусства - танцем, рисованием, театральным мастерством, хоровым и сольным пением, художественным дизайном, поэзией, сценической речью, акробатическим этю­дом, игровым кинематографом и пр. (ср. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина» // Монографическое эссе. Под научной редакцией Л.И. Боровикова. - Новосибирск: Изд-во НИПКи ПРО, 2000. - 145 с).

^ Общественное служение, самостоятельное и самодостаточное участие особых детей в делах гражданского общества, в том числе через практику помощи и поддержки других осо­бых людей, востребованность художественного творчества особого ребёнка с целью восста­новление его личностного и социального статуса.

Цель общественного служения: обретение индивидуального смысла бытия и опреде­ление своего подлинного места в земной жизни (Евангелие от Ио., 98, 1-41).

Система общественного служения - благотворительные акции с участием особых де­тей в пользу воспитанников домов ребенка, детских домов-интернатов, общественных объе­динений родителей детей-инвалидов, пациентов детских больниц, заключенных подростковых и женских колоний - на наш взгляд, единственное средство достижения социальной незави­симости инвалида. Концептуальным является подход, не замыкающий ребенка с проблемами в узком мире «себе подобных», усиливающем его «инвалидную» изолированность, а активно формирующий социальные установки:

  • на развитие и обогащение личности;

  • на повышение ответственности в межличностных отношениях;

  • на соотнесение собственных интересов с интересами коллектива;

  • на творческую самореализацию и творческую благотворительность.

Таким образом, творческая реабилитация - это особый вид реабилитационной деятельности, соединяющий артерапевтические методы психотерапии с артпедагогикой и общественным служением особых людей.

^ Целью творческой реабилитации является гармонизация личности особого человека, формирование продуктивных методов взаимодействия с окружающим миром, формирование личности безопасного типа.

^ Задачи творческой реабилитации - гуманизация самого реабилитационного процес­са: преодоление «бездетной» педагогики, «безличностной» психологии и «бесчеловечной» медицины.

Философия и культурология, психология и педагогика в определении понятия «твор­чество» исходят из двух полярных вариантов в определении этого феномена - гносеологиче­ского и аксиологического. Гносеологический (познавательный) подход основан на классиче­ской научной парадигме, опирающейся на интеллектуальную сферу личности и характери­зующей творчество как поиск способов решения нестандартной задачи в условиях неопреде­ленности. Аксиологический (ценностный) подход ориентируется на культурологическую па­радигму, фокусирующую внимание на личности человека в целом и рассматривающую твор­чество как прорыв человека в неизвестное будущее на основе проникновения в глубины соб­ственной экзистенции (К. Ясперс), как поток развития, постигаемый с помощью интуиции (А. Бергсон).

Отталкиваясь от этих определений, можно развернуть два рабочих определения твор­ческой реабилитации.

Во-первых, творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий артпедагогического и арттерапевтического со­держания, направленный на создание и обеспечение условий для социальной интеграции ин­валидов, восстановления их социального статуса и способности к самостоятельной общест­венной деятельности, путем вовлечения особых детей в систему художественного образова­ния, эстетического воспитания, нравственного развития.

Во-вторых, юнгианское различение культуры коллективной и культуры индивиду­альной помогает нам дать принципиальное определение творческой реабилитации как про­цесса осознания символов и образов, скрытых в подсознании, с помощью проективных методик и универсального языка искусства, целью которого (т.е. процесса осознания) явля­ется прорыв человека к новому качеству личности через актуализацию скрытого потен­циала креативности.

СИСТЕМА ТВОРЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ



артерапия

АРТПЕДАГОГИКА

^ Общественное служение

АРТ-ТЕРАПИЯ

АРТ-ПЕДАГОГИКА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ BЫСТABKA

МУЗЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

ВОЛОНТЁРСКАЯ ПРОГРАММА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАН-НАЯ ТЕРАПИЯ

ХОРЕОПЕДАГОГИКА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ БАЛ

ТЕРАПИЯ СЛОВА

ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

ВИДЕО-ТЁРАПИЯ

педагогика экранных искусств

ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИ-ЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ПЕРФОРМАНС

ГАРМОНИЗАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ


Документы по реабилитации инвалидов


  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

  • Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 «О президентской программе «Дети России»

  • Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 210 «О продлении действия президентской программы «Дети России»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы»

  • «Реабилитация. Словарь основных терминов». Творческое объединение реабилитологов. Санкт-Петербург. 1997

СИСТЕМА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

  • Лечебная терапия

  • Парамедицинское
    сопровождение

  • Санаторно-курортное
    лечение


СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


  • Правовая защита

  • Поддерживаемое трудоустройство

  • Оздоровительный отдых


ТВОРЧЕСКАЯ


РЕАБИЛИТАЦИЯ


  • Арттерапия

  • Артпедагогика

  • Общественное служение


Индивидуальная

программа социальной

интеграции и

доступности

жизненной среды


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


  • Абилитационная педагогика

  • Специальная психология

  • Креативные коррекционные технологии


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


  • Профессиональная ориентация

  • Обучающий тренинг

  • Поддерживающее трудоустройство


Похожие:

Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconАдаптация людей с особыми потребностями в социальной жизни общества....
Цель проекта: Организовать механизм помощи людям с особыми потребностями (ОП) для их удобного передвижения по городу
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconМатериалы для подготовки к тестированию по оспиП (Болотов М. А.). Специальная педагогика
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный,...
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconОстрая ревматическая лихорадка у детей и подростков (лекция)
Проблема острой ревматической лихорадки у детей и подростков остается актуальной в настоящее время
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconОстрая ревматическая лихорадка у детей и подростков
Оно развивается у детей и подростков в возрасте 6-16 лет, имеющих отягощенную наследственность по ревматизму, после перенесенной...
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен icon2. образование как социокультурный феномен (см учебное пособие С. 63-89)
Какие знания и умения определяют общую психологическую культуру специалиста-выпускника высшей школы
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconВопросы к экзамену по дисциплине «философиия»
Философия как социокультурный феномен. Генезис философии. Структура и основная проблематика философии
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconПоложение о проведении V областного конкурса творческих работ среди...
Привлечение детей и подростков Вологодской области к обсуждению вопросов, связанных с формированием позитивного отношения к своему...
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconТема Философия как социокультурный феномен
Проблема определения философии. Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические...
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен icon«Особые семьи» Челябинская областная общественная организация помощи...
«Особые семьи» Челябинская областная общественная организация помощи детям с нарушениями развития и их семьям. Организация создана...
Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: социокультурный феномен iconАнтропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические...
Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. – М.: Издательство Института Психотерапии,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница