Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева)


Скачать 69.59 Kb.
НазваниеПример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева)
Дата публикации06.05.2013
Размер69.59 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Пример описания теории
Теория проектирования образовательного процесса

в школе (Г.Е. Муравьева)
Результаты проведенного нами исследования позволяют построить основы целостной теории проектирования образовательного процесса в школе.

Разрабатываемая теория проектирования является структурной единицей научного дидактического знания, то есть частью дидактики. Она является частной теорией, по сравнению с общими теориями, такими, как теории содержания общего и профессионального образования, целостного педагогического процесса, методов обучения и др.

^ Объектом изучения теории проектирования образовательного процесса в школе служит дидактическая деятельность учителя в школе, включающая в себя проектирование, организацию и анализ образовательного процесса. Для построения теории необходимо создание идеального объекта (модели) – заместителя реального объекта, отражающего его сущностные характеристики. Объектом теории проектирования образовательного процесса в школе является модель дидактической деятельности учителя, некоторое условное обобщение, абстрагированное от содержания образования и личностных особенностей учителя и учащихся.

^ Предметом изучения теории проектирования образовательного процесса в школе служит собственно проектировочная деятельность учителя, проектирование как вид профессиональной деятельности учителя. Если в качестве объекта нашей теории мы выделили модель дидактической деятельности учителя, то и предметом ее будет являться тоже модель – модель проектировочной деятельности.

^ Истоки возникновения теории проектирования. Идеи теории проектирования образовательного процесса в школе возникают, развиваются и находят свое отражение в разработке концептуальных положений в процессе анализа и разрешения создавшихся в науке и практике противоречий: между существующим многообразием современных образовательных технологий, требующих адекватного своей сущности проектирования, и сохраняющимся традиционным способом планирования учебного процесса; между потребностями педагогической практики в действенном инструментарии для проектировочной деятельности и отсутствием научной разработки этого инструментария; между необходимостью индивидуального подхода к учащимся в образовательном процессе, и независимостью образовательных технологий от личностных особенностей учащихся, их воспроизводимостью в разных условиях обучения.

Кроме того, истоки возникновения теории проектирования образовательного процесса связаны с проблемой профессионализма учителя, его профессиональной компетентности, так как проектирование – деятельность творческая, отражающая индивидуальность учителя.

^ Основные понятия теории проектирования образовательного процесса в школе: образовательный процесс, технологический процесс, образовательная технология, проектирование, проект образовательного процесса, закономерности проектирования, принципы проектирования, модель деятельности учащегося, стратегия проектирования, индивидуальный стиль учителя в проектировании, проектировочная компетентность учителя.

Образовательный процесс мы рассматриваем как целенаправленное изменение (развитие) различных сфер личности учащегося посредством овладения им общечеловеческой культурой в специально организованной среде с учетом естественной жизнедеятельности. Технологический процесс – это процесс преобразования какого-либо объекта (материала, энергии, информации, социальной системы, человека). С точки зрения технологического подхода, образовательный процесс есть процесс технологический, в нем происходит преобразование личности учащегося. Это преобразование (изменение) может осуществляться в двух различных формах: а) естественной, б) технологической. Естественная форма преобразования личности – это не что иное, как развитие, то есть процесс становления личности как социального качества индивида. Технологическая форма преобразования включает в себя кроме естественной логики, еще и техническую логику, логику целенаправленного воздействия субъектом на естественную логику процесса. В технологическом образовательном процессе педагог воздействует на развитие личности учащегося через естественные механизмы ее развития. Таким естественным механизмом развития личности является ее деятельность.

Ключевую роль в понимании технологической структуры образовательного процесса играет понятие модели деятельности учащегося. Преобразование, изменение ученика в образовательном процессе происходит при взаимодействии «инструмента» и «материала» – взаимодействии содержания учебного материала и учащегося. Основным инструментом учителя, с помощью которого он может воздействовать на учащегося, является его учебный предмет, содержание учебного материала. В свете деятельностной концепции содержания общего образования В.С. Леднева, содержание общего образования состоит из шести компонентов культуры, выделенных в соответствии с инвариантными видами деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, физической, эстетической. Каждый вид деятельности представлен в содержании общего образования через набор моделей, освоение которых и составляет содержание деятельности учащихся в образовательном процессе. Модель деятельности учащегося является главным инструментом его преобразования в образовательном процессе.

Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса, представляемый в виде образовательной технологии.

Закономерности проектирования образовательного процесса – это необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи между компонентами проектирования.

Принципы проектирования образовательного процесса – основные положения, выведенные из закономерностей проектирования образовательного процесса и сформулированные в виде требований к организации соответствующей деятельности.

Стратегия проектирования образовательного процесса – это определенная последовательность действий, выбираемая проектировщиком с целью преобразования исходного задания в готовый проект, способ реализации общей логики проектирования.

Индивидуальный стиль учителя в проектировании определяется своеобразием действий, применяемых учителем для осуществления цели проектирования – создания образовательной технологии. И процесс проектирования, и его результат несут отпечаток личности учителя.

Проектировочная компетентность учителя – система профессиональных проектировочных умений, базирующихся на теоретических и практических знаниях о сущности и процедурах проектирования образовательного процесса в школе.

^ Основные положения теории проектирования образовательного процесса в школе.

  1. В современных условиях технологизации образовательного процесса необходим новый подход к его проектированию, адекватно отражающий технологическую структуру образовательного процесса. Главная идея технологического подхода – проектирование системы деятельности учащихся в процессе их перехода с одного уровня обученности на другой, более высокий уровень.

  2. Принципы проектирования образовательного процесса в школе: центрация проектирования на ведущем элементе – модели деятельности учащихся, рефлексивность, оптимальность, многофакторность, адаптация образовательного процесса к личности учащихся.

  3. Образовательная технология – это описание предварительно спроектированного и всесторонне обоснованного развития личности учащихся в учебно-познавательной деятельности под руководством учителя или самостоятельно при решении тех или иных образовательных задач. Образовательная технология есть проект образовательного процесса; она всегда конкретна, отражает особенности содержания образования, личностей учащихся и условий обучения.

^ Эмпирический базис теории проектирования образовательного процесса. Эмпирическим базисом любой теории являются научные факты. Для теории проектирования образовательного процесса в школе – это: факты, отражающие проектировочную деятельность учителя, цель которой – мысленное предвосхищение будущего образовательного процесса; факты учения как освоения различных видов деятельности.

^ Инструментарий теории проектирования образовательного процесса, то есть средства и методы познания. К ним относятся: диалектический метод, метод анализа научных систем знаний, технологический, системно-деятельностный, задачный, личностный и культурологический подходы, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, опытно-экспериментальная работа.

^ Следствия теории проектирования образовательного процесса и их проверка. Прикладными следствиями нашей теории являются общая процедура и набор стратегий проектирования образовательного процесса учителем. Общая процедура проектирования представляет собой логическую последовательность необходимых действий учителя при проектировании образовательного процесса. Стратегии проектирования (линейная, циклическая, разветвленная, адаптивная и стратегия приращения) показывают возможные варианты применения общей процедуры проектирования. Проверка процедуры и стратегий проектирования образовательного процесса проведена в процессе опытно-экспериментальной работы с учителями и студентами педвуза.

В качестве следствия теории проектирования образовательного процесса выступает также система профессиональной подготовки учителя к проектировочной деятельности, ее содержание, методы, психолого-педагогические условия. (Эти вопросы будут рассмотрены в последующих главах книги).

^ Границы применимости теории проектирования образовательного процесса: образовательный процесс в школе (общеобразовательном учреждении) на уровне дидактической деятельности учителя.

^ Тенденции в развитии проектирования образовательного процесса. Первая тенденция – это гуманизация проектирования, сосредоточение внимания проектировщика на личностных особенностях учащихся и прогнозирование их развития, а также выработка каждым учителем своего индивидуального стиля проектировочной деятельности. Вторая тенденция – это алгоритмизация проектирования, дающая процедурную четкость, позволяющая учителю быстро ориентироваться в предстоящем процессе и разрабатывать свой проект – образовательную технологию. Третья тенденция – это гибкость и вариативность проектировочных процедур, отражающие разнообразие стратегий проектирования, возможность их выбора и сочетания в зависимости от предпочтений учителя и условий образовательного процесса.

Похожие:

Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconТрадиционный метод проектирования технологического процесса производства...
Следовательный переход от чертежа изделия к обыкновенному проектированию технологического процесса его сборки, т е составлению полного...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconТрадиционный метод проектирования технологического процесса производства...
Следовательный переход от чертежа изделия к обыкновенному проектированию технологического процесса его сборки, т е составлению полного...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconТрадиционный метод проектирования технологического процесса производства...
Следовательный переход от чертежа изделия к обыкновенному проектированию технологического процесса его сборки, т е составлению полного...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconСтатья 15. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconПримерный перечень вопросов к зачету
«Адаптивная школа» Российская модель инклюзивной формы образования. Основные составляющие образовательного процесса в адаптивной...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconКузин С. В., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы. Часть 1,2
Лекция №2. Теория художественно-эстетического образования. Формирование опыта художественной деятельности в начальной школе. Теория...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) icon6. Назовите цели обучения иностранным языкам в средней школе. Определите...
Назовите цели обучения иностранным языкам в средней школе. Определите основные направления реализации целей в средней школе. Проанализируйте...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconАнкета 4 Удовлетворённость студентов качеством образовательного процесса в Доннму
Для ответа на вопрос необходимо отметить (обвести, подчеркнуть, поставить точку) степеньудовлетворённости качеством организации образовательного...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) icon29 Стадии процесса проектирования технологических комплексов
Однако недостаточное участие технологов в создании новых конструкций машин (а иногда и слабая технологическая подготовленность...
Пример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева) iconПрограмма курса Теория и методология истории для в/о фад 03. 10. 05. 12. 2012 г лекции
Тема Теория и методология истории: предмет и задачи курса. Теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница