Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века


НазваниеСоцио-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века
страница1/8
Дата публикации04.06.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

Кружки самообразования натансана

Социо-культурные факторы
возникновения субкультуры российского студенчества
второй половины девятнадцатого века


Наше внимание привлекает субкультура российского студенчества второй половины девятнадцатого века, так как к деятельности учащейся молодежи и сводилась вся революционная борьба в шестидесятые - семидесятые годы. В этот период впервые массово распространяются студенческие коммуны (Вульфовка, Смаргонская академия, Лештуковка) кружки Чайковского, Ишутина, Натансона. Формируется определенная субкультура молодежи со своим стилем поведения, манерой одеваться, ценностная система которой не приемлет традиционные установки Российской империи. Представитель "подпольной России" чаще всего студент младших курсов естественных факультетов, разночинец, выходец из провинции, бедный, обязательно атеист, самостоятельно изучает западную рационалистическую философию и современное естествознание, в связи с чем вскоре забросит учебу в университете и посвятит свою жизнь народу, возможно будет арестован и отправлен в ссылку. Наша задача - рассмотреть ряд социо-культурных факторов, породивших этот типаж.

Потребности пореформенной России в высококвалифицированных специалистах привели к реформированию в области образования, что проявилось в увеличении числа высших, средних, начальных учебных заведений, в возросшем числе студентов-разночинцев. Постепенно бытовые, психологические, умственные черты разночинца становились типичными для студенчества пореформенной эпохи. Увеличение числа разночинцев не могло не сказаться на облике учащейся молодежи. Являясь социальным слоем, потерявшим свои корни (традиционное занятие, место жительства), разночинство являло собой пример "культурных маргиналов", лишенных каких-либо традиций и очутившихся в неестественных для себя условиях жизни. Показателен в этом плане анализ формирования мировоззрения разночинцев, проведенный В.В.Воровским, рассматривавшим Базарова - героя романа И.С.Тургенева - как типичного представителя этой эпохи. Сравнивая мировоззрение нигилиста с мировоззрением "отцов" - Кирсановых, публицист приходит к выводу, что "отцы" были порождением "охранительных" традиций воспитания, с которым им передалось наследие, идущее из глубины веков, "Базаровы же явились порождением последних десятилетий". Базаров, как типичный разночиец, ушедший из своей среды в погоне за знанием, не имеет "никакой традиции, передаваемой путем воспитания, у них не было вообще никакого воспитания. Потому они стали утилитаристами и рационалистами. Мысль стала казаться все разрешающей силой" [1]. Здесь же упомянем формулировку Писарева применительно к данным людям - "умственный пролетариат" - то есть группа людей, не имеющих ничего, кроме своих знаний и, следовательно, легко приемлющая идеи о необходимости социалистического переустройства мира. Процитируем С.М.Степняка-Кравчинского: "Русские университеты и гимназии - центры самой бурной и страстной политической жизни в начале семидесятых годов испытывали на себе сильное влияние революционного движения, ибо студенты большей частью принадлежали к семьям мелкопоместных дворян и низшего духовенства, а те и другие бедны" [2].

Учтем тот факт, что значительная часть студентов столичных вузов были выходцами из провинции , не имевшими в Москве или Петербурге ни знакомых ни друзей. В.Р.Лейкина-Свирская в своей работе "Интеллигенция в России во второй половине девятнадцатого века" приводит такие данные: в 1877 - 1878 годах из 1418 студентов Петербургского университета только 427 человек полчили образование в Петербургском учебном округе. В Москве из 1568 студентов лишь 925 обучалось в московских средних учебных заведениях. Это один из факторов, порождавших студенческие общности, где быстрое признание находили революционные идеи, например, землячества. Особое внимание стоит уделить кружкам самообразования, многие из которых компенсировали недостаток семейного общения, так кружок Натансона своей целью ставил "нравственную помощь" приезжим студентам и вовлечение их в свое сообщество, чтобы не дать "погибнуть и заглохнуть из-за одиночества". Чаще всего кружки имели собственную библиотеку, где был представлен весь спектр литературы, знание которой необходимо молодому человеку, решившему принести свою жизнь в жертву народу. С первого курса студенты попадали в эти общности, быстро усваивая нормы субкультуры. Художественная литература выполняла роль некоего кода в исследуемых общностях, ведь не одно поколение революционеров начинало свою политическую деятельность прежде всего со знакомства с ней. Достаточно определенный круг чтения формировал эстетические вкусы и потребности молодого поколения, их ценностный мир. Вот отрывок из письма, присланного Михайловскому по случаю его юбилея: "Многоие из нас, разбросанные по разным местам России, впервые ощутили потребность разобраться в окружающей жизни, выработать идеалы, с их высоты дать оценку действительности и наметить свой жизненный путь. Школа не давала нам в этом отношении ничего: спасение было в самообразовании, в жадном знакомстве с литературой, с ее могучими образами, с ее глубокими идеалами..." [3] Не размышления над несправедливостью режима, а литературные впечатления часто выступали как изначальные стимулы к борьбе.

Таким образом, можно сказать, что реформы шестидесятых годов привели к коренным изменениям социальной структуры общества, появление разночинства, доступность высшего образования даже представителям податных сословий породили типаж "культурного маргинала", сознание которого оказалось наиболее отзывчиво к идеям социализма и революции.



[1] Воровский В.В. Базаров и Санин. Два нигилизма. Статьи о русской литературе М., 1987. С.159.
[2] Цит. по: Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине девятнадцатого века. М., 1978. С.27.
[3] Цит. по: Могильнер М. Мифология "подпольного человека". М., 1999. C.52.

^ КУРСОВАЯ РАБОТА
Революционное студенчество в Петербурге конца Х1Х- начала ХХ века
2004 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Введение........................................................................................................... 3
Глава 1.  Краткая характеристика политической жизни  в России  на рубеже Х1Х-ХХ вв. 5

1.1.Политическая жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ вв................................ 5

2.2. Студенчество как социальная прослойка............................................... 8
Глава 2.  Революционное движение в студенческой среде Петербурга  конца Х1Х - начала ХХ веков......................................................................................................... 14

2.1. Организации и лидеры революционного студенческого движения  в Санкт-Петербурге.................................................................................................... 14

2.2. Деятельность «Объединенной социал-демократической организации  студентов Санкт-Петербурга»....................................................................................... 17
Заключение..................................................................................................... 25
Список литературы......................................................................................... 27
Приложение 1.................................................................................................. 30

Приложение 2.................................................................................................. 32
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconПолитический характер проблема учащейся молодежи впервые приобрела...
Европы университеты стали центрами распространения революционных идей и возникновения особой субкультуры учащейся молодежи. Во второй...
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconХудожественная культура нового времени
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века. Социальная...
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconИтоговый балл
«История повседневности провинциального купечества, города Кургана второй половины XIX века»
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconВыпускной квалификационной работы
Негритянский вопрос в США второй половины XIX начала XX века в отечественной историографии
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconГод моего рождения совпал с последним годом девятнадцатого столетия....
Человек тщеславный, я усматриваю в этом обстоятельстве некоторую знаменательность. Гейне, родившийся в 1801 году, называл себя первым...
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconЛитература ХХ века. Учебник
Жанр "обзора" сохранен лишь для характеристики литературы второй половины века, что определяется очевидным ее измельчанием сравнительно...
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconВопросы по курсу литературы второй половины XIX века
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Образ «маленького человека» в поэме
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века icon-
Северного Кавказа в политическое и историко-культурное пространство России в период со второй половины XVI в до 1917 года. Закономерности...
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века iconКурс: «История зарубежного театра XVIII 1-я пол. XIX вв.» Эпоха Просвещения
Особенности английской комедии середины и второй половины XVIII века. Драматургия Оливера Голдсмита
Социо-культурные факторы возникновения субкультуры российского студенчества второй половины девятнадцатого века icon«Селин Л. Ф. Смерть в кредит»: Ретро;; 2003 isbn 5 94855 011 7, 5 94855 015 Х
Селини — одно из классических произведений французской литературы XX века. Написанный в 1936 году, он широко представил колоритную...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница