Системный анализ урока


Скачать 258.63 Kb.
НазваниеСистемный анализ урока
страница1/3
Дата публикации04.06.2013
Размер258.63 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Культура > Урок
  1   2   3




СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА.

Основа системного анализа - это пять структурно - функциональных компонентов деятельностного подхода:

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ.

  1. Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.

  2. Уровень его педагогического и методического мастерства.

  3. Культура речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

  4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися.

  5. Внешний вид педагога, мимика, жесты и культура поведения.

^ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК УЧАЩИХСЯ ДАННОГО КЛАССА.

  1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся в ходе урока.

  2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков.

  3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы на уроке.

  4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности, учащихся в ходе урока.

^ ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ УРОКА.

1 .Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков.

  1. Актуальность содержания изучаемого материала и связь с жизнью ( связь теории с практикой ).

  2. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала.

  3. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала.

^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ УРОКА.

  1. Рациональности и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности.

  2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО в его ходе.

  3. Рациональность и эффективность используемых методов и организационных форм работы.

  4. Уровень обратной связи с учащимися в ходе занятия.

  1. Эффективность контроля за учебной деятельностью учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний» умений и навыков.

  2. Степень эстетического воздействия проводимого урока на учащихся.

  3. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися в ходе урока.

^ ОЦЕНКА ШЛИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА С ПОЗИЦИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ЧИТЕЛЯ И

УЧАЩИХСЯ.

  1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели

урока.

  1. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

3 . Степень обучающего воздействия проведенного урока.

4. Степень воздействия урока на развитие учащихся.

^ ВИДЫ АНАЛИЗОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УРОКА.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ.

1 .Выделить все этапы урока.

  1. Распределение времени на уроке.

  1. Указать основные цели урока, удалось ли их достигнуть.

4.0пределить методы и приемы, применяемые для достижения целей урока. 5. роль учителя на уроке. 6,Результативность урока.

^ ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ. ’

  1. Определить поставленную проблему на уроке.

  2. Каким образом эта проблема решалась на уроке: способы, приемы, методы.

  3. Что на ваш взгляд удалось учителю в решении этой проблемы.

  4. Какие вы видите недостатки?

  5. Ваши пожелания и предложения.

^ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

  1. В чем общее и различие в определении темы, цели урока.

  2. Сравните структуры уроков.

  3. Роль учителя на уроке.

  4. Есть ли на уроке похожие методы и приемы.

  5. Сравнить работу класса, работу учителя и класса.

  6. Рациональность распределения времени на уроке.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА.

  1. Психологическая цель урока:

  • место и значение данного урока в перспективном плане развития уч-ся,

  • психологические задачи изучения раздела и тем,

  • в какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия и весь стиль урока в целом отвечает поставленной психологической цели.

  1. В какой мере структура урока отвечает принципам развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память и мышление уч-ся.

  • соотношение воспроизводящей и творческой деятельности

  • соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска

  • соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, взаимосвязь критической оценки, самоконтроля и самоанализа

-педагогический такт учителя -психологический климат в классе

  1. Особенности самоорганизации учителя.

  • подготовленность к уроку

-собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели.

  1. Организация познавательной деятельности уч-ся’

  • условия для продуктивной работы мышления и воображения

  • осмысленность и целостность восприятия

  • сосредоточенность и устойчивость внимания

  • формы работы для актуализации памяти ранее усвоенных знаний (индивидуальный опрос, собеседование, упражнения по повторению)

  1. Организация деятельности мышления и воображения уч-ся в процессе формирования новых знаний и умений.

  • на каком уровне формировались знания

  • какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий.

  • какими приемами стимулировалась активность мышления уч-ся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, поисковая, исследовательская работа)

-какие виды творческих работ использовались на уроке? б.Закрепление результатов работы:

  • формирование навыков с помощью упражнений

  • обучение переносу усвоенных навыков на новые условия работы

  1. Организованность уч-ся:

  • анализ умственного развития уч-ся -отношение к учебе и особенностей самоорганизации

  • какие группы уч-ся по уровню обучаемости выделяют и как сочетается фронтальная работа с групповой и индивидуальными формами учебных занятий.

  1. Учет возрастных особенностей уч-ся.

Примерный самоанализ урока математики

Тема урока: «Внетабличные случаи умножения». Цель урока:

познакомить с внетабличными случаями умножения, повторить табличные случаи умножения , совершенствовать устные вычислительные навыки, продолжить работу над решением составных задач, развивать логическое мышление, память, речь.

По структуре урок комбинированный. Для достижения цели использовала следующие методы работы: словесные (беседа, объяснение), практические ( решение уравнений и задач), наглядный. Считаю, что объяснение нового материала прошло четко, последовательно, доступно. Школьники усвоили новый материал, это было видно, когда они решали задания на закрепление изученного материала. Методические верно проведен анализ задачи, вопросы были логически последовательные. При работе над задачей использовались приемы развивающего обучения: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Школьники решили задачу двумя различными способами и сравнили их, сделав вывод какой из способов более рациональный и почему. На уроке использовалась эстетически верно оформленная наглядность, как индивидуальная, так и общеклассная. Большое место на уроке отводилось самостоятельной работе, которая во время проверялась, при этом использовала различные виды проверки: фронтальная, выборочная,

самопроверка. Я старалась на уроке создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы учебного процесса. Для этого я использовала психологическую паузу, физкультминутку, которая была во время проведена. Для формирования устных вычислительных навыков провела устный счет, на котором отрабатывалась математическая терминология , работала над развитием устной речи и логического мышления, так как задания носили не только вычислительный характер, но и частично - поисковый.

Я считаю, что урок цели достиг.


  1. Каков был замысел, план урока и почему?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки?

  3. Какие задачи ставились на уроке и почему? Какие задачи были главными?

  4. Какое сочетание методов и форм обучения выбрано для раскрытия нового материала и почему?

  5. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? В каких нормах и какими методами он осуществлялся?

  6. Были ли отклонения от плана в ходе урока, если да, то почему?

  7. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?

  8. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

^ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ.

  1. В какой мере материал урока отражает основные задачи обучения и развития школьников математике?

  2. Как формируются у учащихся сознательные, прочные вычислительные навыки?

  3. Насколько упражнения, предлагаемые для устного счета, способствуют выработке прочных вычислительных навыков?

  4. Как знание теоретического материала помогает уч-ся прочно формировать навык счета?

  5. Насколько глубоко ведется работа по усвоению арифметических действий?

  6. Рационально ли используются упражнения учебника при знакомстве с новым материалом, при закреплении и повторении?

  7. Работа на уроке в связи с решением задачи: как ведется обучение умению решать задачи, умеют ли ученики анализировать задачи, проводится ли творческая работа в связи с решением задачи?

  8. Имеют ли место на уроке элементы сравнения, сопоставления, противопоставления?

  9. Какова результативность на уроке наглядных пособий?

  10. Применяются ли на уроке занимательные моменты, имеющий познавательный смысл?

  11. Как содержание и методика ведения урока способствуют осознанному и глубокому усвоению материала, способствуют развитию уч-ся?
  1   2   3

Похожие:

Системный анализ урока iconВопросы к экзамену по курсу «Системный анализ и моделирование»
Системный анализ: понятие, предмет и метод. Система и ее свойства целостность, связность
Системный анализ урока iconАнализ урока. Дата проведения урока 10. 10. 2012 год Класс
Обучающая: ознакомление учащихся с формами представления данных в бд (с отчетами и запросами)
Системный анализ урока iconСистемный анализ решает вопросы, как правильно ставить задачи, какие...
Системный анализ — методология исследования трудно наблюдаемых и трудно понимаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления...
Системный анализ урока iconРецензия на монографию А. А. Тюняева «История возникновения мировой...
На рецензию поступила рукопись монографии А. А. Тюняева «История возникновения мировой цивилизации (системный анализ)». Автор вёл...
Системный анализ урока iconАнализ урока №4
Организационный момент : Переклички не было. Педагог оживленный, речь четкая, понятная, громкая. Новая тема урока записана на доске....
Системный анализ урока iconКурс «Основы теории систем и системного анализа» Особенности системного...
Термины теория систем и системный анализ или, более кратко — системный подход, несмотря на период более 25 лет их использования,...
Системный анализ урока iconУрока. Дата проведения: 20. 11. 12 Тема урока: «Искусство Средних веков. «Темное время»
Цель урока: познакомить детей и искусством и культурой Средних веков Западной Европы
Системный анализ урока iconКонтрольная работа по дисциплине «Системный анализ»

Системный анализ урока iconАнализ урока студента. Дата: 30 сентября 2010 год

Системный анализ урока iconУправленческий анализ в отраслях
Системный подход к управленческому анализу, сущность и цель управленческого анализа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница