Скачать 269.07 Kb.
|
Семинар. Тема Многообразие ценностей культуры.
Семинар. Тема Культурогенез. Историческая динамика и типология культур. 1. Проблемы культурогенеза.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Флиер А.Культурология для культурологов.М.2000. 2.Ерасов Б.Социальная культурология.М.2000. 3.Моисеев Н.Универсум.Информация.Общество.М.2001. Тема Культура и культуры. Семинар.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Садохин А.Этнология.М.2006. 2.Барзова Е.Восток и Запад. Мировоззренческие проблемы межкультурных коммуникаций/Современные проблемы межкультурных коммуникаций.Сб.статей.СПБ.2005. 3.Левикова С.Молодежная субкультура.М.2004. Тема Проблема культурного взаимодействия. Культурные коммуникации. Семинар.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Петров Л.Коммуникации в культуре.:процессы и явления.СПб.2005. 2.Современные проблемы межкультурных коммуникаций.Сб.статей.СПб.2002.,2007. Тема Культура повседневности. Семинар.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Лелеко В.Пространство повседневности в европейской культуре.Спб.2002. 2.Марков Б..Культура повседневности.СПб.2008. 3.Повседневность как текст культуры.Материалы Международн.научн.конф.Киров.2005. Тема Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов. Семинар.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Лотман .Ю.Семиосфера.СПб.2000. 2.Теория культуры.под ред. Иконниковой С и Большакова В.СПб.2008. Тема . Постмодернизм и современная культура. Семинар.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Бек У. Общество риска.На пути к другому модерну.М.2000. 2.Суворов И.Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма.Спб.2004 3.Дианова В.Российский постмодернизм.Культурные ценности и практики культуры:структура духовного мира современной России.СПб.2003. Тема . Глобализация культуры. Семинар.
Список литературы для подготовки к семинару: 1.Многоликая глобализация.Культурное разнообразие в современном мире./под ред.П.Бергера ,С.Хантингтона.М.2004. 2.Иванов Д.Императив виртуализации.Современные теории общественных изменений.СПб.2002. 3.Соколов Е.Аналитика масскульта.СПб.2002. 1.6. Список литературы Обязательная: 1.Теория культуры. Учеб. пособие. Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. СПб., 2008. 2.Культурология: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Г.В.Драча. Ростов на Дону, 2004, 2005. 3.Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001 4. Оганов А., .Хангельдиева .Теория культуры.М.2001 Первоисточники: 1.Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. 2. Бердяев Н. Философия творчества 2.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 3.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. 4.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1972. 5.Данилевский Н.Л. Россия и Европа. М., 1991. 6.Ильин И.А. Собр. соч. В 2 т.М., 1993. 7.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 8.Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001. 9.Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999. 10.Маркузе Г. Массовая культура – иллюзии и действительность. М., 1975. 11.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 12.Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 13.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001. 14.Рассел Б. Почему я христианин? М., 1987. 15.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 16.Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 17.Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001. 18.Уайт Л. Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры. М., 2004. 19.Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1997. 20.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. 21.Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. 22.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. 23.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993; Т.2. М., 1998. 24.Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 25.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. ^ Рекомендованная форма проработки тем, предложенных для самостоятельного изучения, – конспектирование указанных разделов учебных пособий и анализ «текстов» искусства (перечень см. далее). Если тетрадь с качественно выполненными конспектами будет предъявлена в конце семестра преподавателю, это будет учитываться на экзамене.
Контрольная работа (взять один любой вариант и написать по всем пяти вопросам по 4-5 страниц на каждый вопрос) Вариант 1
Вариант 2 1. «Анна Карамазофф» Р.Хамдамова: русская классика и культура постмодернизма (возможны другие произведения – на выбор студента). 2.Г.Гачев: опыт экзистенциальной культурологии 3. Культура как диалог 4. Р.Вагнер и Дионисово действо 5. Роль средств массовой информации в сохранении и преумножении культурного наследия. Вариант 3 1. Культурологическая проблема «Восток-Запад» в современном кинематографе («Урга – территория любви», «Сибирский цирюльник» Н.Михалкова и др. – на выбор студента). 2. Теория мифа А.Лосева 3. Ирония как феномен культуры 4. Антиутопичность постмодернизма 5. Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества. Вариант 4 1. Мюзикл как феномен современной культуры («Танцующая в темноте» Ларса фон Триера и др. – на выбор студента). 2. К.Леви-Стросс о первобытном мышлении 3. Проблема харизматической личности в культурологии 4. Модернизационные процессы в России и проблема сохранения культурной идентичности. 5. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов. Вариант 5
3. Идеология и культура (на материале русской культуры) 4. Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи» 5. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина. Вопросы для подготовки к экзамену 1.Историческое развитие теории культуры. 2.Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками. 3.Культура как специфический объект и предмет исследования. 4.Философская, общенаучная и конкретно - научная методология в культурологических исследованиях. 5.Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры. 6.Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры. 7.Системный метод в исследовании культуры. 8.Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры. 9.Специфические методологии исследования культуры. 10.Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры. 11.Культура и цивилизация. 12.Ценности культуры. 13.Нормы и идеалы в культуре. 14.Структурирование культуры. 15.Функционирование культуры. 16.Культура и природа. 17.Культура и общество. 18.Культура и личность. 19.Вера, религия, культура. 20.Нравственная культура. 21.Культурные смыслы любви. 22.Эстетическая и художественная культура. 23.Культура и познание. Истина как ценность культуры. 24.Культура и свобода. 25.Культура и экономика. 26.Культура и политика. 27.Правовая культура. 28.Проблемы культурогенеза. 29.Социокультурная динамика. 30.Исторические типологии культур. 31.Общечеловеческое, этнонациональное и региональное в культуре. 32.Пространственные ориентиры культуры: Запад – Восток, Север – Юг. 33.Этническая культура. 34.Национальная культура. 35.Социальная специфика культуры. 36.Возрастная специфика и гендерные аспекты культуры. 37.Традиции, новаторство и преемственность в культуре. 38.Понятие, структура и средства межкультурной коммуникации. 39.Виды межкультурной коммуникации. 40.Аккультурация в межкультурных взаимодействиях. 41.Проблема понимания и толерантности в межкультурной коммуникации. 42.Культура повседневности. 43.Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов. 44.Искусство как язык культуры. 45.Культура и пространство. 46.Культура и время. 47.Культура и антикультура. 48.Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры. 49.Глобализация культуры. Вопросы по источникам
Словарь выучить !!!! ^ Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultus – почитание) и цивилизация (от лат. civis – гражданин). Существует множество определений культуры и различные толкования этого понятия. Обобщенно, в одном из современных пониманий, культура – особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого выступают ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры). Более упрощенно культура – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя: человеческих отношений, деятельности, ее процессов, способов и результатов. Термин «культура» используется и для обозначения общей характеристики состояния жизни общества того или иного региона (культура Востока), исторического периода (культура эпохи Возрождения), этноса (культура басков), социальной группы (культура дворянства), страны (культура Франции). В таком употреблении термин «культура» чаще всего совпадает или почти совпадает по смыслу с термином «цивилизация». Понятие «культура» иногда применяется и для обозначения культурности человека или социальной группы. Культурность: 1) качество человека (социальной группы), характеризующее способность человека к обработке, оформлению, облагораживанию, одухотворению окружающей среды и самого себя; 2) качество человека (социальной группы), характеризующее реальное наличие и меру воплощения в его (их) жизни ценностных смыслов; 3) мера овладения человеком или социальной группой духовным опытом, накопленным обществом (человечеством). ^ — человек, в значительной степени освоивший духовное богатство своей и общечеловеческой культуры и реализующий в жизни ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, которые характерны для данной культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры. Цивилизация — единства в употреблении и понимании термина нет. Слово «цивилизация» используется: 1) как синоним слова «культура»; 2) как обозначение межэтнической, культурно-исторической общности людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, различаются в зависимости от контекста и целей применения этого термина (см.: Культура XX века. Словарь. СПб., 1997. С.525), например, западноевропейская цивилизация, древние цивилизации. В Европе XVIII и XIX вв. под цивилизацией понималась высшая стадия социокультурного развития (дикость — варварство — цивилизация). В XX в. (О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) употребляли термин «цивилизация» для обозначения локальных моно- или полиэтничных обществ с выраженной социокультурной спецификой (древнегреческая, римская, мусульманская и т.д. цивилизации). В то же время термин «цивилизация» стал содержать в себе смысл технико-механического в культуре (О.Шпенглер), вырождения культуры, ее деградации в цивилизацию. ^ часть исследователей понимает под цивилизацией: 1) особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения; 2) то, что обеспечивает «комфорт», удобства, предоставляемые в наше распоряжение наукой и техникой, политической и социальной организацией обществ (см.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 507-508). Цивилизованность человека или социальной общности обозначает их соответствие характеру и уровню общего цивилизационного развития в тот или иной исторический период. ^ — просвещенный и реализующий в своей жизни образцы отношений и поведения, соответствующие характеру и уровню развития данной цивилизации, умеющий использовать ее достижения. Бескультурье — реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне. Фактически — отсутствие проявлений культуры в ее сущностных моментах при возможном наличии некоторых несущественных (внешних) признаков культурности. Антикультура — совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению. Контр-культура — понятие, которое: 1) обычно используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре; 2) отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. XX в., отражавшей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов» (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 190). Дикость — 1) устаревшее определение самой ранней стадии развития культуры в истории человечества; 2) отсутствие культуры, состояние и проявления бескультурья, реализуемые в намерениях, чувствах, мыслях, отношениях, действиях людей. Варварство — 1) промежуточная стадия исторического развития культуры (между дикостью и цивилизацией); 2) характеристика малокультурного состояния общества и (или) проявлений антикультурных тенденций, выражаемых в преднамеренном (или по невежеству) разрушении культуры, ее ценностей, артефактов, памятников, представителей. ^ Адаптация (от лат. adaptare — приспособление) культурная. 1. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями. В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различаются. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодов бытия человека и социумов, культурогенеза, архаических, или близких к ним, человеческих сообществ. Развитие же собственно культуры, в ее отличиях от того, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде. 2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация». Аккультурация — в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций — принципиально нового культурного синтеза (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 21). Артефакт (от лат. arte — искусственно + factus — сделанный) культурный — любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы. Архетип (от греч. αρχη — начало + τυπος — образ) культурный — прообраз, первоначало — образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы. Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонацио-нальной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: апример, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см.: Культурология XX век. Словарь, с. 51-52). ^ — процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 55). Гендер — пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000. С. 99). ^ — процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000. С. 66-67). ^ — изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология XX век. Словарь, с. 99). Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры. Диффузионизм — в познании культуры — концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. ^ — пространственное распространение, проникновение (диффузия) культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 102-105). ^ — носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания. Знак вообще — чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 99). Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов). Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов. Идеал — совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность. ^ — единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения. Инкультурация — процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 147). ^ — выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 168). ^ — процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 185). ^ — направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры. В результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 237). Культурогенез — процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и их качеств (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 239). ^ — в представлениях о развитии культуры: 1) линейность — представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью — от возникновения к высшим или низшим стадиям развития; 2) циклизм — представление о циклическом (от греч. κύκλος – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению. Маргинальность (от лат. margo — край) культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 258). ^ — 1) культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы); 3) пошловатая культура средних слоев общества. ^ — все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений. ^ — понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов). ^ — стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 321). ^ — церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие-либо ключевые моменты в жизни людей. Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 328). Повседневность — то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит ежедневно и определенным образом переживается и оценивается. Отсюда культура повседневности — воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей. Постмодернизм — широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 348-349). Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма. Ритуал — исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 381). Символ (от греч. symbolon — знак, примета) — особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 407). Симулякр (стереотип, псевдовещь, чистая форма) — образ отсутствующей действительности, нсевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, когда грань между реальным и воображаемым стерта (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 423). ^ — информационное, эмоциональное, экспрессивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков. Стиль — образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф. Ницше) — единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни. Субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 450). ^ — культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д. (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 480). ^ — степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества). Функции культуры — то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 508). В то же время существует представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она может рассматриваться не как средство для чего-то, а только как цель (С. Л. Франк) и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными. ^ — единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем. Ценность — отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо. Иначе говоря, особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества. В сопоставлении с ценностью оценка — субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения. ^ — особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры. ^ — комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях. Эволюционизм — в теории культуры — представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости. Элитарная (от фр. elite — отборное, выбранное, лучшее) культура — 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе — потребительской, «народной»). ^ — знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры. Интернет-ресурсы по темам курса: www.countries.ru/library.htm Культурология: теории, школы, история, практика. Сайт содержит материалы по теории культуры, исторической и прикладной культурологии, а также по истории культуры (Древний мир, Восток, Запад), и смежным дисциплинам. www.philosophy.ru/lib/antro Раздел «Антропология и культурология» библиотеки философского портала. Содержит «Словарь культурологических терминов и понятий» (ВШК). www.philosophy.ru/edu/ref/stol/01.html Электронный вариант учебного пособия Д.Ю.Столярова и В.В.Кортунова «Культурология» (М., МОНФ, 1998). Учебник включает разделы по теории культуры, истории западноевропейской и русской культуры, прикладной культурологии. |
![]() | Ю. Д. Гавронова Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального... Их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа Я. Установлена взаимосвязь ценностей... | ![]() | Многообразие подходов к пониманию культуры Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:... |
![]() | Многообразие подходов к пониманию культуры Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:... | ![]() | Развитие украинской культуры в период гетьманщины Разные регионы Украины оказались в различных социально-экономических и политических условиях, что существенно сказывалось на развитии... |
![]() | Остеохондроз позвоночника Но многообразие клинических форм остеохондроза влечет за собой и многообразие способов лечения, которое складывается в основном из... | ![]() | Остеохондроз шейного отдела позвоночника Но многообразие клинических форм остеохондроза влечет за собой и многообразие способов лечения, которое складывается в основном из... |
![]() | Указания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые... Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической... | ![]() | Лекция Тема: Вопросы теории культуры. План Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре) |
![]() | Xvii в рубежный для России, когда на смену средневековой культуре... Происходит демократизация культуры: расширяется круг производителей и потребителей культурных ценностей. Меняются механизмы распространения... | ![]() | Конкурса "Слово менеджерам культуры" общие положения тема Всероссийского... Тема Всероссийского конкурса “Слово менеджерам культуры” (далее – Конкурс) – “Авторские проекты учреждений культуры” |