Тема Многообразие ценностей культуры


Скачать 269.07 Kb.
НазваниеТема Многообразие ценностей культуры
Дата публикации07.06.2013
Размер269.07 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Семинар.

Тема Многообразие ценностей культуры.

          1. Вера, религия, нравственная культура.

          2. Культурные смыслы любви.

          3. Эстетическая и художественная культура.

          4. Истина как ценность культуры.

          5. Культура и свобода.


Семинар.

Тема Культурогенез. Историческая динамика и типология культур.

1. Проблемы культурогенеза.

              1. Социокультурная динамика.

              2. Исторические типологии культур.

Список литературы для подготовки к семинару:

1.Флиер А.Культурология для культурологов.М.2000.

2.Ерасов Б.Социальная культурология.М.2000.

3.Моисеев Н.Универсум.Информация.Общество.М.2001.

Тема Культура и культуры. Семинар.

                  1. Общечеловеческое, этнонациональное и региональное в культуре.

                  2. Запад – Восток, Север – Юг.

                  3. Этническая культура.

                  4. Национальная культура.

                  5. Социальная специфика культуры.

                  6. Возрастные и гендерные аспекты культуры.

Список литературы для подготовки к семинару:

1.Садохин А.Этнология.М.2006.

2.Барзова Е.Восток и Запад. Мировоззренческие проблемы межкультурных коммуникаций/Современные проблемы межкультурных коммуникаций.Сб.статей.СПБ.2005.

3.Левикова С.Молодежная субкультура.М.2004.
Тема Проблема культурного взаимодействия. Культурные коммуникации. Семинар.

    1. Понятие «межкультурная коммуникация». Структура и средства межкультурной коммуникации.

    2. Виды межкультурной коммуникации.

    3. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях.

    4. Толерантность как результат межкультурной коммуникации.


Список литературы для подготовки к семинару:

1.Петров Л.Коммуникации в культуре.:процессы и явления.СПб.2005.

2.Современные проблемы межкультурных коммуникаций.Сб.статей.СПб.2002.,2007.

Тема Культура повседневности. Семинар.

        1. Исследовательские традиции и современное состояние изучения культуры повседневности.

        2. Что такое повседневность?

        3. Культурная семантика повседневного пространства.

Список литературы для подготовки к семинару:

1.Лелеко В.Пространство повседневности в европейской культуре.Спб.2002.

2.Марков Б..Культура повседневности.СПб.2008.

3.Повседневность как текст культуры.Материалы Международн.научн.конф.Киров.2005.


Тема Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов. Семинар.

            1. Семиотический подход к осмыслению культуры. Языки культуры.

            2. Типология знаковых систем.

            3. Искусство как язык культуры.

Список литературы для подготовки к семинару:

1.Лотман .Ю.Семиосфера.СПб.2000.

2.Теория культуры.под ред. Иконниковой С и Большакова В.СПб.2008.

Тема . Постмодернизм и современная культура. Семинар.

  1. Истоки и сущность постмодернизма.

  2. Складки и ризоморфный характер культурного поля.

  3. Элитарное и массовое в пространстве современной культуры.

Список литературы для подготовки к семинару:

1.Бек У. Общество риска.На пути к другому модерну.М.2000.

2.Суворов И.Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма.Спб.2004

3.Дианова В.Российский постмодернизм.Культурные ценности и практики культуры:структура духовного мира современной России.СПб.2003.
Тема . Глобализация культуры. Семинар.

  1. Понятие «глобализация».

  2. Социокультурная динамика глобализации.

  3. Культурные параметры глобализации.

  4. Глобальная культура и культурная «экспансия».

Список литературы для подготовки к семинару:

1.Многоликая глобализация.Культурное разнообразие в современном мире./под ред.П.Бергера ,С.Хантингтона.М.2004.

2.Иванов Д.Императив виртуализации.Современные теории общественных изменений.СПб.2002.

3.Соколов Е.Аналитика масскульта.СПб.2002.


1.6. Список литературы
Обязательная:

1.Теория культуры. Учеб. пособие. Под ред. Иконниковой С.Н., Большакова В.П. СПб., 2008.

2.Культурология: Учеб. пособие для вузов. Под ред. Г.В.Драча. Ростов на Дону, 2004, 2005.

3.Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001

4. Оганов А., .Хангельдиева .Теория культуры.М.2001

Первоисточники:

1.Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

2. Бердяев Н. Философия творчества

2.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

4.Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1972.

5.Данилевский Н.Л. Россия и Европа. М., 1991.

6.Ильин И.А. Собр. соч. В 2 т.М., 1993.

7.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

8.Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.

9.Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

10.Маркузе Г. Массовая культура – иллюзии и действительность. М., 1975.

11.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

12.Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

13.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2001.

14.Рассел Б. Почему я христианин? М., 1987.

15.Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

16.Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

17.Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001.

18.Уайт Л. Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры. М., 2004.

19.Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1997.

20.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

21.Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

22.Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

23.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1993; Т.2. М., 1998.

24.Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

25.Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

^ 2.1. Занятия для самостоятельной работы студентов
Рекомендованная форма проработки тем, предложенных для самостоятельного изучения, – конспектирование указанных разделов учебных пособий и анализ «текстов» искусства (перечень см. далее). Если тетрадь с качественно выполненными конспектами будет предъявлена в конце семестра преподавателю, это будет учитываться на экзамене.


^ Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема 2. Методологии и методы исследования культуры (2 метода – по выбору студента).

Проработка темы по учебному пособию: Под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. Теория культуры: Учеб. пособие. СПб., 2008.

Тема 3. Проблемы понимания культуры.

Проработка темы по учебному пособию: Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.

Тема 4. Культура в системе бытия.

Проработка темы по учебному пособию: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Тема 5. Многообразие ценностей культуры.

Проработка темы по учебному пособию: Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

Тема 6. Культура и ее ценности в разных сферах человеческой деятельности.

Проработка темы по учебному пособию: Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

Тема 7. Культурогенез. Историческая динамика и типология культур.

Проработка темы по учебному пособию: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000.

Тема 8. Культура и культуры.

Конспектирование первоисточника: Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. или Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1993.

Тема 9. Традиции, новаторство и преемственность в культуре.

Конспектирование первоисточника: Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

Тема 12. Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов.

Проработка темы по учебному пособию: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

Тема 13. Пространство и время в культуре

Проработка темы по монографии: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Тема 15.Постмодернизм и современная культура.

Проработка темы по учебному пособию: Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.



Контрольная работа (взять один любой вариант и написать по всем пяти вопросам по 4-5 страниц на каждый вопрос)

Вариант 1

  1. Эстетика молодежных граффити

  2. Художественные образы в сочинениях З.Фрейда

  3. Православие и постмодернизм о природе человека

  4. «Свое» и «чужое» в культуре

  5. «Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева.


Вариант 2

1. «Анна Карамазофф» Р.Хамдамова: русская классика и культура постмодернизма (возможны другие произведения – на выбор студента).

2.Г.Гачев: опыт экзистенциальной культурологии

3. Культура как диалог

4. Р.Вагнер и Дионисово действо

    5. Роль средств массовой информации в сохранении и преумножении культурного наследия.



Вариант 3

1. Культурологическая проблема «Восток-Запад» в современном кинематографе («Урга – территория любви», «Сибирский цирюльник» Н.Михалкова и др. – на выбор студента).

2. Теория мифа А.Лосева

3. Ирония как феномен культуры

4. Антиутопичность постмодернизма

    5. Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества.

Вариант 4

1. Мюзикл как феномен современной культуры («Танцующая в темноте» Ларса фон Триера и др. – на выбор студента).

2. К.Леви-Стросс о первобытном мышлении

3. Проблема харизматической личности в культурологии

    4. Модернизационные процессы в России и проблема сохранения культурной идентичности.

    5. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов.


Вариант 5

  1. Интерпретация музыкальных идей в живописи В.Кандинского.

  2. Концепция культуры Э.Тайлора

3. Идеология и культура (на материале русской культуры)

4. Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи»

    5. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина.



 Вопросы для подготовки к экзамену
1.Историческое развитие теории культуры.

2.Связи теоретической культурологии с другими гуманитарными науками.

3.Культура как специфический объект и предмет исследования.

4.Философская, общенаучная и конкретно - научная методология в культурологических исследованиях.

5.Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры.

6.Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры.

7.Системный метод в исследовании культуры.

8.Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры.

9.Специфические методологии исследования культуры.

10.Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры.

11.Культура и цивилизация.

12.Ценности культуры.

13.Нормы и идеалы в культуре.

14.Структурирование культуры.

15.Функционирование культуры.

16.Культура и природа.

17.Культура и общество.

18.Культура и личность.

19.Вера, религия, культура.

20.Нравственная культура.

21.Культурные смыслы любви.

22.Эстетическая и художественная культура.

23.Культура и познание. Истина как ценность культуры.

24.Культура и свобода.

25.Культура и экономика.

26.Культура и политика.

27.Правовая культура.

28.Проблемы культурогенеза.

29.Социокультурная динамика.

30.Исторические типологии культур.

31.Общечеловеческое, этнонациональное и региональное в культуре.

32.Пространственные ориентиры культуры: Запад – Восток, Север – Юг.

33.Этническая культура.

34.Национальная культура.

35.Социальная специфика культуры.

36.Возрастная специфика и гендерные аспекты культуры.

37.Традиции, новаторство и преемственность в культуре.

38.Понятие, структура и средства межкультурной коммуникации.

39.Виды межкультурной коммуникации.

40.Аккультурация в межкультурных взаимодействиях.

41.Проблема понимания и толерантности в межкультурной коммуникации.

42.Культура повседневности.

43.Культура как совокупность знаковых систем и ценностных смыслов.

44.Искусство как язык культуры.

45.Культура и пространство.

46.Культура и время.

47.Культура и антикультура.

48.Элитарное и массовое сознание в пространстве современной культуры.

49.Глобализация культуры.

Вопросы по источникам

  1. Идея гуманизма в творчестве деятелей эпохи Возрождения и ее значение для философии культуры.

  2. «Энциклопедия» Дидро и Д’Аламбера – главный культурный памятник эпохи Просвещения.

  1. Критика культуры и цивилизации в работах Ж.-Ж. Руссо.

  2. И.Г.Гердер как историк культуры.

  3. Критическая философия Канта как философия культуры.

  4. Просвещение в трактовке Канта.

  1. Полемика Канта с Руссо относительно цели и назначения культуры.

  1. Учение Канта о моральной ценности культуры.

  1. Шиллер о задачах культуры в деле примирения природы и свободы.

  1. История культуры в трактовке немецких романтиков.

  2. Понятие «иронии» в философии культуры Ф. Шлегеля.

  3. Классицизм и романтизм о соотношении авторского замысла и его художественного воплощения (сравнительный анализ).

  4. Ф. Шеллинг о соотношении бессознательного и сознательного в развитии природы и культуры.

  5. Гегель о культуре как процессе «образования индивида».

  6. Общественный труд как «субстанция» культуры (понимание культуры основоположниками марксизма).

  7. Маркс о судьбе духовного производства в капиталистическом обществе.

  8. Маркс о «свободном времени» как времени развития человеческой индивидуальности.

  9. Методология наук о культуре в представлении неокантианцев Баденской школы (Г.Риккерт).

  10. Э. Кассирер о символической природе культуры.

  11. Оценка Ницше античного культурного наследия.

  12. Ницше как критик христианской морали.

  13. Разработка проблем герменевтики в трудах Ф.Шлейермахера и В.Дильтея.

  14. Г. Зиммель о «конфликте современной культуры».

  15. Судьба европейской («фаустовской») культуры в интерпретации О.Шпенглера («Закат Европы»).

  16. Ортега-и-Гассет о судьбе искусства и культуры в эпоху массового общества.

  17. Психоанализ как метод истолкования религии и искусства.

  18. Концепция «нового гуманизма» Э.Фромма.

  19. Оценка Просвещения в книге Хоркхаймера и Адорно «Диалектика Просвещения».

  20. Концепция «коммуникативного разума» и ее культурфилософский смысл в работах Ю.Хабермаса.

  21. Х.-Г.Гадамер о роли «предрассудков» (традиции) в развитии культуры.

  22. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики» (М.Бахтин).

  23. Проблема «осевого времени» в философии К. Ясперса.

  24. Теория «социально-культурной динамики» Питирима Сорокина.

  25. Концепция «культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

  26. Игровая теория культуры Й. Хейзинги.

  27. Проблема «смерти автора» в структурализме (Р.Барт).

  28. Понятие «эпистемы» и «дискурсивных практик» в работах Фуко.

  29. Метод деконстукции в философии постмодернизма (Ж.Деррида).

  30. «Русская идея» в понимании Вл. Соловьева.

  31. Г.П.Федотов о «трагедии интеллигенции».

  32. Оценка интеллигенции в сборнике «Вехи».

  33. Своеобразие русской национальной культуры в изображении Ф.М.Достоевского.

  34. А.Блок о культурном противостоянии России и Европы.

  35. А.Белый как теоретик культурного символизма.

  36. Оценка Н.Бердяевым культурной роли русского западничества и славянофильства.

  37. «Свобода» и «творчество» в философии Н. Бердяева.

  38. В.Ф. Эрн о двух принципах изучения культуры.

  39. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина.

  40. Понятие культуры в трудах русской школы семиотиков (Лотман, Топоров, Успенский и др.).

  41. Д. Лихачев как историк и теоретик русской культуры.

  42. Оценка марксистского наследия в области теории культуры советскими философами (М. Лившиц, Э. Ильенков, Г. Батищев, Н.С. Злобин и др.).

  43. Обоснование предмета культурологии в работах Э.С. Маркаряна.

  44. Системный подход в изучении культуры (по работам М.С.Кагана).

  45. Философское обоснование культуры в работах М.Б.Туровского и В.В.Сильверстова.

  46. Наука и культура в интерпретации М.К. Мамардашвили.

  47. «Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.

  48. Решение проблемы культуры в работах неофрейдистов.

  49. Вклад Г. Маркузе в разработку теории культуры.

  50. Историческое значение работы И. Тэна «Философия искусства».

  51. Я.Бурхард как один из основоположников теории культуры.

  52. Проблема культуры в понимающей социологии М. Вебера.

  53. Решение проблемы культуры в «философии знания» (на примере анализа работ К.Манхейма «Диагноз нашего времени»).

  54. Г.Зиммель как культуролог.

  55. П.Тиллих и его работа «Историзм и его проблемы» как вклад в теорию культуры.

  56. Решение проблем динамики культуры в работах А.Тойнби.

  57. Понимание специфики и исторических особенностей развития русской культуры в трудах славянофилов XIX века.

  58. Осмысление проблем культуры в работах западнического направления русской социально-философской мысли.

  59. Современные отечественные мыслители о судьбах русской культуры.

  60. Кризис культуры как топика западного интеллигентского сознания XX века.

  61. Проблема универсалий культуры и ее решение в современной культурологической литературе.

  62. Проблема символа и ее осмысление в работах отечественных и зарубежных авторов.

  63. Миф как феномен культуры.

  64. Культурная революция как проблема теоретической культурологии.

  65. Феномен контркультуры.

  66. Массовая культура как особый социокультурный феномен.

  67. Природа и характерные черты элитарной культуры.

  68. Народная культура и ее историческая судьба.

  69. Духовность как проблема теории культуры.

  70. Интеллигенция как субъект культуры и исторического действия.

  71. Диалог культур как теоретическая проблема.

  72. Преемственность культур как проблема теоретической культурологии.

  73. Экранная культура: природа, условия возникновения, исторические перспективы.

  74. Осмысление судеб русской культуры в рамках европейской парадигмы.

  75. Теоретические основы анализа современной социокультурной ситуации.

  76. Культурная экспансия как реальность и меры ее противодействию.

  77. Культура и национальные образы мира (критический анализ книги Г. Гачева «Космо-Психо-Логос»).

  78. Культура как творчество.

  79. Структура культуры.

  80. Функции культуры.

  81. Типология культуры.

  82. Культура и власть: проблемы взаимодействия.

  83. Культура социалистической цивилизации как особый социокультурный феномен.

  84. Представление о культуре и путях ее развития в концепции ноосферы В.И.Вернадского.

  85. Понимание культуры и ее роли в трудах В.В.Розанова.

  86. Концепция карнавальной культуры в работах М.Бахтина.

  87. Л.Н.Гумилев как один из ярких представителей неоевразийского направления русской общественно-политической мысли конца XX века.



Словарь выучить !!!!

^ 1. Понятия «культура», «цивилизация» и понятия, непосредственно связанные с ними
Культура (от лат. cultura – обработка, возделывание, облагораживание и cultusпочитание) и цивилизация (от лат. civisгражданин). Существует множество определений культуры и различные толкования этого понятия.

Обобщенно, в одном из современных пониманий, культура – особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого выступают ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, чувств, намерений, мыслей, выражаемые в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры). Более упрощенно культура – это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя: человеческих отношений, деятельности, ее процессов, способов и результатов.

Термин «культура» используется и для обозначения общей характеристики состояния жизни общества того или иного региона (культура Востока), исторического периода (культура эпохи Возрождения), этноса (культура басков), социальной группы (культура дворянства), страны (культура Франции). В таком употреблении термин «культура» чаще всего совпадает или почти совпадает по смыслу с термином «цивилизация».

Понятие «культура» иногда применяется и для обозначения культурности человека или социальной группы.

Культурность: 1) качество человека (социальной группы), характеризующее способность человека к обработке, оформлению, облагораживанию, одухотворению окружающей среды и самого себя; 2) качество человека (социальной группы), характеризующее реальное наличие и меру воплощения в его (их) жизни ценностных смыслов; 3) мера овладения человеком или социальной группой духовным опытом, накопленным обществом (человечеством).

^ Культурный человек — человек, в значительной степени освоивший духовное богатство своей и общечеловеческой культуры и реализующий в жизни ценности, нормы, идеалы, формы отношений и поведения, которые характерны для данной культуры, настроенный на уважение к ценностям других культур, владеющий знаковыми системами выражения духовных смыслов, способностью к творчеству в сфере культуры.

Цивилизация — единства в употреблении и понимании термина нет. Слово «цивилизация» используется: 1) как синоним слова «культура»; 2) как обозначение межэтнической, культурно-исторической общности людей, основания и критерии для выделения которой, как правило, различаются в зависимости от контекста и целей применения этого термина (см.: Культура XX века. Словарь. СПб., 1997. С.525), например, западноевропейская цивилизация, древние цивилизации.

В Европе XVIII и XIX вв. под цивилизацией понималась высшая стадия социокультурного развития (дикость — варварство — цивилизация).

В XX в. (О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) употребляли термин «цивилизация» для обозначения локальных моно- или полиэтничных обществ с выраженной социокультурной спецификой (древнегреческая, римская, мусульманская и т.д. цивилизации).

В то же время термин «цивилизация» стал содержать в себе смысл технико-механического в культуре (О.Шпенглер), вырождения культуры, ее деградации в цивилизацию.

^ В настоящее время часть исследователей понимает под цивилизацией: 1) особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основе морали и права, значительного развития образования, науки и техники, технологий деятельности и общения; 2) то, что обеспечивает «комфорт», удобства, предоставляемые в наше распоряжение наукой и техникой, политической и социальной организацией обществ (см.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 507-508).

Цивилизованность человека или социальной общности обозначает их соответствие характеру и уровню общего цивилизационного развития в тот или иной исторический период.

^ Цивилизованный человек — просвещенный и реализующий в своей жизни образцы отношений и поведения, соответствующие характеру и уровню развития данной цивилизации, умеющий использовать ее достижения.

Бескультурье — реализация культурности человека или социальной группы на предельно низком уровне. Фактически — отсутствие проявлений культуры в ее сущностных моментах при возможном наличии некоторых несущественных (внешних) признаков культурности.

Антикультура — совокупность явлений, в той или иной мере направленных против культуры, на ее уничтожение, разрушение, сведение к низшему уровню, духовному опустошению.

Контр-культура — понятие, которое: 1) обычно используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре; 2) отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг. XX в., отражавшей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов» (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 190).

Дикость — 1) устаревшее определение самой ранней стадии развития культуры в истории человечества; 2) отсутствие культуры, состояние и проявления бескультурья, реализуемые в намерениях, чувствах, мыслях, отношениях, действиях людей.

Варварство — 1) промежуточная стадия исторического развития культуры (между дикостью и цивилизацией); 2) характеристика малокультурного состояния общества и (или) проявлений антикультурных тенденций, выражаемых в преднамеренном (или по невежеству) разрушении культуры, ее ценностей, артефактов, памятников, представителей.


^ 2. Понятия и термины
Адаптация (от лат. adaptareприспособление) культурная. 1. Приспособление человека и человеческих сообществ к жизни в окружающем их мире путем создания и использования культуры как искусственного (не природного) образования через изменение окружающей среды и себя в отношении к ней в соответствии с жизненными потребностями.

В этом случае то, что называют культурой и цивилизацией, обычно не различаются. Такое понимание культурной адаптации особенно применимо при рассмотрении ранних периодов бытия человека и социумов, культурогенеза, архаических, или близких к ним, человеческих сообществ.

Развитие же собственно культуры, в ее отличиях от того, что именуют цивилизацией, далеко не всегда и не во всем содействует приспособлению человека к выживанию в определенной среде.

2. Культурная адаптация может пониматься и как приспособление человека (социальной группы) к определенной культурной среде, встраивание в нее традиций, ценностей, норм, образцов отношений и поведения, языков культуры и т. д. путем их освоения. Тогда понятие «культурная адаптация» по смыслу связано с понятиями «инкультурация» и «аккультурация».

Аккультурация — в современном значении процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций — принципиально нового культурного синтеза (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 21).

Артефакт (от лат. arteискусственно + factus — сделанный) культурный — любой объект (вещь, орудие, поведенческий акт, обряд, ритуал, элемент социальной структуры и т. д.), в котором воплощены ценности культуры, ценностные смыслы.

Архетип (от греч. αρχη — начало + τυποςобраз) культурный — прообраз, первоначало — образец; базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни (типическое в культуре). Наиболее фундаментальными в составе культуры являются универсальные (общечеловеческие) и этнокультурные (этнические) архетипы.

Универсальные: например, архетипы укрощенного огня, хаоса, творения, мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века». Этнокультурные представляют собой некие константы этнонацио-нальной духовности, выражают опыт прошлого и чаяния будущего: апример, отзывчивость, открытость в русской культуре, связываемые с женским началом (см.: Культурология XX век. Словарь, с. 51-52).

^ Ассимиляция культурная — процесс, в результате которого члены одной социальной группы утрачивают своеобразие своей первоначально существовавшей культуры и усваивают культуру другой социальной группы, с которой они находятся в непосредственном контакте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 55).

Гендер — пол в социокультурном плане; понятие, которым обозначается своеобразие мужского и женского в культуре, реализуемое в разных формах проявлений мужественности и женственности, мужского и женского поведения (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000. С. 99).

^ Глобализация культурная — процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействий культур, протекающий во всемирном масштабе; интернационализация культуры (см.: Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология А-Я. Словарь-справочник. М., 2000. С. 66-67).

^ Динамика культуры (социокультурная динамика) — изменения, происходящие внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер (см.: Культурология XX век. Словарь, с. 99).

Говоря о динамике культуры, или социокультурной динамике, акцент делают не на изменениях культуры самой по себе, а на движущих ее социальных факторах, социальных «механизмах» культуры.

Диффузионизм — в познании культуры — концепция развития культуры и культур, основывающаяся на представлении о пространственных перемещениях, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров.

^ Диффузия культурная — пространственное распространение, проникновение (диффузия) культурных достижений одних обществ в другие, заимствование достижений одних обществ другими (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 102-105).

^ Знаки и знаковые системы в культуре (культурах) — носители культурных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания.

Знак вообще — чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явлений, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., которые им обозначаются (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 99).

Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусственные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов).

Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значений, смыслов.

Идеал — совершенный образ явления, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность.

^ Идентичность культурная — единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной традицией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения.

Инкультурация — процесс приобщения индивида (социальной группы) к культуре, усвоение существующих ценностей, привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 147).

^ Историческая типология культур — выявление типов культур в человеческой истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 168).

^ Коммуникация культурная — процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 185).

^ Культурных кругов теория — направление в рамках исторической школы в этнографии и культурологии, центральной идеей которого было представление о том, что на протяжении ранней истории человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры. В результате этого оформились культурные круги, возникшие на определенном географическом пространстве и распространившиеся затем на другие области (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 237).

Культурогенез — процесс возникновения и становления человеческой культуры, один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и их качеств (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 239).

^ Линейность и циклизм — в представлениях о развитии культуры: 1) линейность — представление о развитии человеческой культуры и (или) культур по единой линии и (или) с единой направленностью — от возникновения к высшим или низшим стадиям развития; 2) циклизм — представление о циклическом (от греч. κύκλος – круг) развитии культуры (культур, цивилизаций) от их возникновения к высшим стадиям и исчезновению.

Маргинальность (от лат. margoкрай) культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 258).

^ Массовая культура — 1) культура масс (народа), большинства членов общества, культура, которая в принципе не может в целом находиться на самом высоком уровне при непрерывности культурного развития (творчества); 2) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, малокультурность массы (толпы); 3) пошловатая культура средних слоев общества.

^ Материальная культура — все еще используемый, но явно условный термин, обозначающий характер предметности, вещности (а не материальности) носителей духовных ценностных смыслов, особо выразительную опредмеченность (а не материальность) духовных явлений.

^ Народная культура — понятие, не имеющее четкого определения, смысл которого зависит от меняющегося значения понятия «народ». Часто отождествляется с представлением об этнической и национальной традиционной культуре. Иногда трактовалась как культура масс, низов общества в противопоставленности культуре избранных (верхов, аристократов).

^ Норма культурная — стандарт культурной деятельности, регулирующий отношения и поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным культурным группам и выражающий их представления о должном и желательном (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 321).

^ Обряды — церемонии или ритуалы, которые сопровождают какие-либо ключевые моменты в жизни людей.

Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции отношений и деятельности людей на основе привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 328).

Повседневность — то, что в жизни человека и окружающем его мире природы и культуры происходит ежедневно и определенным образом переживается и оценивается.

Отсюда культура повседневности — воплощение культуры и ее ценностей в каждодневном бытии человека или сообщества людей.

Постмодернизм — широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 348-349).

Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственности, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утверждении самодостаточности творчества и творческой личности, научного и художественного плюрализма.

Ритуал — исторически сложившаяся форма не инстинктивного, предсказуемого, социально-санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 381).

Символ (от греч. symbolonзнак, примета) — особый знак, предполагающий общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченные значения, связанные с этим объектом (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 407).

Симулякр (стереотип, псевдовещь, чистая форма) — образ отсутствующей действительности, нсевдоподобное подобие, лишенное подлинника. Поверхностный гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, когда грань между реальным и воображаемым стерта (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 423).

^ Смыслы культурные — информационное, эмоциональное, экспрессивно-ценностное содержание (значение) культурных объектов и их элементов как знаков.

Стиль — образ жизни и действия, основанный на определенных закономерностях, закрепленных и выраженных в самих действиях и их результатах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.). Стиль той или иной культуры (согласно Ф. Ницше) — единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни.

Субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 450).

^ Традиции культурные — культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т. д. (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 480).

^ Уровень культуры (культурности) — степень, высота культурной развитости человека или социальной группы (конкретного общества).

Функции культуры — то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах (см.: Культурология. XX век. Словарь, с. 508).

В то же время существует представление о принципиальной нефункциональности культуры, о том, что она может рассматриваться не как средство для чего-то, а только как цель (С. Л. Франк) и что сама по себе культура ничего не делает, хотя ее наличие, уровень или отсутствие могут быть весьма действенными.

^ Хронотоп культурный — единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность — отношение между человеком (социальной группой) и явлением, ставшим носителем особой позитивной (в рамках данной социальной общности) значимости чего-либо, кого-либо.

Иначе говоря, особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества.

В сопоставлении с ценностью оценка — субъективное эмоциональное или рациональное представление об особой значимости чего-либо (кого-либо) в жизни конкретного человека, социальной группы, общества, нередко являющееся моментом ценностного отношения.

^ Ценность культуры — особая объективная положительная значимость чего-либо (кого-либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

^ Ценностная ориентация — комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях.

Эволюционизм — в теории культуры — представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям. Пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной продвинутости.

Элитарная (от фр. eliteотборное, выбранное, лучшее) культура — 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно-смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе — потребительской, «народной»).

^ Языки культуры — знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

Интернет-ресурсы по темам курса:
www.countries.ru/library.htm

Культурология: теории, школы, история, практика. Сайт содержит материалы по теории культуры, исторической и прикладной культурологии, а также по истории культуры (Древний мир, Восток, Запад), и смежным дисциплинам.
www.philosophy.ru/lib/antro

Раздел «Антропология и культурология» библиотеки философского портала. Содержит «Словарь культурологических терминов и понятий» (ВШК).
www.philosophy.ru/edu/ref/stol/01.html

Электронный вариант учебного пособия Д.Ю.Столярова и В.В.Кортунова «Культурология» (М., МОНФ, 1998). Учебник включает разделы по теории культуры, истории западноевропейской и русской культуры, прикладной культурологии.

Похожие:

Тема Многообразие ценностей культуры iconЮ. Д. Гавронова Взаимосвязь ценностей культуры и профессионального...
Их взаимосвязь с эмоционально-оценочной и поведенческой составляющими профессионального образа Я. Установлена взаимосвязь ценностей...
Тема Многообразие ценностей культуры iconМногообразие подходов к пониманию культуры
Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:...
Тема Многообразие ценностей культуры iconМногообразие подходов к пониманию культуры
Семантическое наполнение термина «культура» в разные эпохи было разным, поскольку значение этого термина производно от типа культуры:...
Тема Многообразие ценностей культуры iconРазвитие украинской культуры в период гетьманщины
Разные регионы Украины оказались в различных социально-экономических и политических условиях, что существенно сказывалось на развитии...
Тема Многообразие ценностей культуры iconОстеохондроз позвоночника
Но многообразие клинических форм остеохондроза влечет за собой и многообразие способов лечения, которое складывается в основном из...
Тема Многообразие ценностей культуры iconОстеохондроз шейного отдела позвоночника
Но многообразие клинических форм остеохондроза влечет за собой и многообразие способов лечения, которое складывается в основном из...
Тема Многообразие ценностей культуры iconУказания к выполнению практического задания по дисциплине: «Правовые...
Модуль Тема №5 Социально-правовое положение специалистов сферы физической культуры и спорта. Контрактирование в сфере физической...
Тема Многообразие ценностей культуры iconЛекция Тема: Вопросы теории культуры. План
Проблемами культуры занимается отдельная отрасль гуманитарной науки – культурология (дословно – наука о культуре)
Тема Многообразие ценностей культуры iconXvii в рубежный для России, когда на смену средневековой культуре...
Происходит демократизация культуры: расширяется круг производителей и потребителей культурных ценностей. Меняются механизмы распространения...
Тема Многообразие ценностей культуры iconКонкурса "Слово менеджерам культуры" общие положения тема Всероссийского...
Тема Всероссийского конкурса “Слово менеджерам культуры” (далее – Конкурс) – “Авторские проекты учреждений культуры”
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница