Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы)


НазваниеОбщая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы)
страница1/4
Дата публикации10.06.2013
Размер0.66 Mb.
ТипТезисы
userdocs.ru > Культура > Тезисы
  1   2   3   4
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина (тезисы)

1. Творчество Пушкина подразделяется на периоды, каждый из которых имеет свои особенности. В основе периодизации лежат события биографии поэта. Вехи личной биографии поэта одновременно были важными вехами его творческой эволюции. С каждым новым пе­риодом менялся поэтический мир Пушкина, литератур­но-эстетические вкусы, предпочтения, манера письма, идейная направленность произведений и формальное воплощение этой направленности. Если вы будете пи­сать сочинение по лирике Пушкина, обязательно отра­зите эту периодизацию, одновременно показывая и об­щие, неизменные, сохраняющиеся на протяжении всего творчества поэта особенности его художественного ми­ра. Для этого мы даем общую характеристику не только каждого из периодов творчества Пушкина, но и его по­этического мира в целом (ключевые темы, мотивы, об­разы, идеи, так или иначе актуальные на протяжении всего творчества).

2. Творчество Пушкина находится на рубеже литера­турных эпох — эпохи классицизма-сентиментализма (конец XVIII — начало XIX в.) и романтизма-реализ­ма (20—30-е гг. XIX в.). Пушкин как бы подводит итог литературным исканиям своих старших современни­ков (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, К. Ф. Рылеев, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов) и одновременно создает свою, пушкинскую, традицию, актуальную для последующих поэтов (М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Блок) и прозаиков (М. Ю. Лермонтов, А. Ф. Писемский, И. С. Тургенев) XIX в. Ю. Н. Тыня­нов, например, пишет, что «Повести Белкина» «стали школой русской прозы. В «Гробовщике» и «Станционном смотрителе» намечен вкратце путь, которым пошел рус­ский реализм... На «Выстреле» учился Лермонтов. На «Гробовщике» — Гоголь, новеллистическому мастерству — Тургенев».

3. Пушкин — последователь Карамзина в создании со­временного русского литературного языка. Карамзин приблизил язык к живой устной речи, освободил от ар­хаизмов, Пушкин в большей степени его «демокра­тизировал». Язык Карамзина был рассчитан на утончен­ный вкус образованной аудитории. Светская галантность оставалась приметой этого языка даже когда Карамзин пытался изобразить персонажей из социальных низов: поэтому крестьянская девушка у него изъясняется язы­ком образованного сословия. Большим шагом вперед по сравнению с уровнем развития литературы того времени стремление автора выразить себя как индивидуальность (эта черта получила затем развитие в творчестве поэтов-романтиков). Вспомним для сравнения, как схематичны и заданы были образы-амплуа в литературе классицизма.

Пушкин пошел дальше той субъективности, которая составляла главную особенность сентименталистского, а затем и романтического художественного метода. Именно поэтому в конце жизни он пишет больше прозаических произведений, связанных с объективным повествовани­ем. Мы говорим о реализме Пушкина на уровне выбора тем, событий, характеров, а также на уровне языка, который соответствует изображаемому предмету: в его произведениях дворяне говорят языком, свойственным их сословию, крестьяне и дворовые люди — простым языком, характерным для людей из народа. (Попробуйте проанализировать повесть «Капитанская дочка» с точки зрения языка ее персонажей: как говорят Гринев, капи­тан Миронов, Маша, Савельич, Пугачев и др.)

4. В творчестве Пушкина есть характерный набор тем, идей, мотивов, образов, из которых складывается его поэтический мир. Эти темы: «любовь», «дружба», «поэт и поэзия», «природа» (особое, эстетическое к ней отношение), «история» (историческая память народа, народ и власть, судьба царей и выдающихся историче­ских личностей), «личность и общество» (великая лич­ность и маленький человек, роль личности в истории) — определяют то, что мы называем пушкинской традици­ей.

Лицейский период (1813—1817)

Это ученический период для Пушкина, «становление пера» поэта. Происходит формирование его литератур­ных вкусов и предпочтений; он проявляет интерес к ли­тературным стилям, существовавшим в предшествующей и современной ему поэзии. Отсюда — многочисленные примеры подражаний, стилизаций, вольных переводов иностранных поэтов. Это время — своеобразная школа поэтического письма для молодого Пушкина.

Значительную роль в этом процессе сыграли лицей­ские друзья Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер и др.). Заметим попутно, что и в позднейшем творчестве для Пушкина актуальны тема дружбы, лицея и лицейского братства; на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей. Жанр дружеского послания — один из типично «пуш­кинских».

В лирике поэта лицейского периода преобладают так называемые анакреонтические мотивы (от имени древ­негреческого поэта Анакреонта): призыв «ловить мгнове­ние», культ юности, мимолетной любви-страсти (образы красавиц, часто изображаемых в традиционной, и даже в некоторой степени клишированной форме: например, они носят греческие имена, и вообще античный колорит отличает лирику такого рода), мотив дружбы, символика пира, вина, застолья, культ легкомыслия, за которым стоит подлинная высшая мудрость («...ум высокий мож­но скрыть // Безумной шалости под легким покрыва­лом»).

(Найдите анакреонтические мотивы в стихотво­рениях: «Пирующие студенты», «Рассудок и любовь» 1814 г.; «Моему Аристарху», «Гроб Анакреона» 1815 г.;

«К Каверину» 1817 г.)

Традиция сентиментализма представлена в некоторых элегиях 1816 г.: «Певец» (сравните его со стихотворени­ем В. А. Жуковского «Певец»), «Осеннее утро», «Любовь одна — веселье жизни хладной...».

К этому же периоду относятся и примеры граждан­ской лирики Пушкина. В «Воспоминании в Царском Се­ле» очевидна связь с поэзией Г. Р. Державина: традиции оды, патриотический пафос, архаизированный язык. Из вольнолюбивой лирики известно также стихотворение «Лицинию», 1815 г. — аллегорическое письмо к рим­скому другу (подобный прием встречаем впоследствии в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Жалобы турка»). (Проанализируйте самостоятельно, в чем заключается сходство и различие в использовании этого приема у двух поэтов.)

Петербургский период (1817—1820)

^ Общая характеристика периода. В отношении худо­жественной формы следует отметить большую стилисти­ческую свободу, ломку жанровых границ. Характерным примером является во многом новаторская поэма «Рус­лан и Людмила».

Особое значение приобретает вольнолюбивая, поли­тически окрашенная лирика (это, собственно, и послу­жило причиной южной ссылки поэта). В произведениях такого рода можно заметить традиции русских поэтов-декабристов, французских поэтов революции (А. Ше­нье). При этом у поэта сохраняются симпатии к идеалам эпохи Просвещения; например, его политический идеал — просвещенная конституционная монархия. (См. стихотворение «Сказки» («Noel»)1818 г., в котором вы­смеивается царь, нарушивший обещание дать конститу­цию («...как царь-отец // Рассказывает сказки») Ода «Вольность» (1817). Название указывает на ради­щевскую традицию (ода «Вольность» есть в «Путешест­вии из Петербурга в Москву»). Но у Радищева гораздо сильнее революционное начало. У Пушкина — пафос миротворческий и просветительский, главная идея сти­хотворения — общественное согласие, гражданский мир. Монарх и народедины перед лицом Закона, только то­гда возможна Вольность (Свобода).

Композиция: проводится смысловая параллель, в со­ответствии с которой членится стихотворение: тиран — французский царь, его тирания («молчит закон — народ молчит») ведет к новому беззаконию, появляется новый тиран — Наполеон («И се — злодейская порфира // На галлах скованных лежит»). И то же происходит в рус­ской истории (убийство' Павла).

^ Элегия «Деревня» (1819). Композиция: первая часть (до слов: «Везде следы довольства и труда») — идилличе­ская картина в духе сентименталистских элегий. Вторая часть (до слов: «И ваши творческие думы // В душевной зреют глубине») — философское размышление на лоне природы.

Но интонация неожиданно меняется.

Третья часть (со слов: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает») — публицистическая. Ораторский стиль, ри­торические приемы (особый синтаксис и интонации: риторические повторы, восклицания, перифразы, рито­рические вопросы и др.). Архаизированный язык («скло­нясь на чуждый плуг, покорствуя бичам...», «здесь тяго­стный ярем до гроба все влекут»). Абстрактные понятия с заглавной буквы («Здесь Барство дикое без Чувства, без Закона // Присвоило себе насильственной Лозой // И Труд, и Собственность, и Время земледельца»).

^ Послание «К Чаадаеву» (1818). Стилистическое нова­торство стихотворения заключается в сочетании интона­ций любовной и гражданской лирики: «языком любви» речь ведется о гражданских чувствах. Первые пять стихов — как будто бы о любви. Но далее («Под гнетом власти роковой...» и т. д.) стихотворение приобретает со­циально-политическое, гражданское звучание. В середи­не стихотворения гражданский энтузиазм лирического героя прямо сравнивается с «томленьем» влюбленного: «Как ждет любовник молодой // Минуты верного свида­нья». Ожидание свободы сродни ожиданию «чудного мгновенья» любви.

Стихотворение можно разделить композиционно на три части, соответственно преобладающим в них фор­мам глагольного времени: «о прошлом» (воспоминание о «сне», «юных забавах»), «о настоящем» (гражданские чувства, владеющие героем в данный момент) и «о буду­щем» (призыв верить в наступление свободы).

Кульминация и основная мысль стихотворения — сравнение гражданского чувства с любовью и призыв:

«Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные по­рывы!»

В финале стихотворения вновь появляется та же тема, что открывает его, — пробуждение от сна; но здесь она связана не только с лирическим героем и другом, а с це­лым народом («Россия вспрянет ото сна»), то есть полу­чает уже не интимно-лирическое, а социально-публици­стическое, гражданское звучание.

^ Послание «Н. Я. Плюсковой» (1818). Здесь можно увидеть такое же сочетание интимного и гражданского элементов, как и в послании к Чаадаеву. Послание вообще — традиционно личный, дружеский и даже «са­лонный» жанр, тем более — если оно адресовано даме. Однако содержание этого стихотворения — своего рода поэтическая декларация пушкинского лирического ге­роя, патетическое рассуждение о значении его поэзии для русского народа. Стихотворение полемически на­правлено против традиции поэтов классицизма писать заказные оды. Мерилом поэзии теперь служит вдохнове­ние, веление сердца. Чувство к императрице Елизавете Алексеевне лишено официального, формального харак­тера, оно свободно («тайная свобода»). Выражение «тай­ная свобода» дважды цитируется А. А. Блоком — в ста­тье «О назначении поэта» и в стихотворении «Пушкин­скому дому». Советуем прочитать оба эти текста Блока.

^ Послание «Жуковскому» («Когда, к мечтательному миру...») (1818). Композиционно стихотворение можно разделить на три части. Первая часть — до слов «...Вла­сы подъемлет на челе». Здесь рисуется романтический портрет поэта. Выделим в нем типично романтические

черты: взор, обращенный к «мечтательному» (т. е. вооб­ражаемому) миру; традиционный образ «лиры»; употреб­ление слова «вдохновение» в корневом значении — ду­новение ветра («быстрый холод вдохновенья власы подъемлет на челе»).

Вторая часть — до слов «Священной истины друзей». Возникают два образа читателя — отрицательный (непо­священная толпа) и положительный (узкий круг посвя­щенных, друзья). Название сборника стихов В. А. Жу­ковского («Для немногих») превращается в символ, получает многозначный смысл. Для Пушкина впослед­ствии всегда сохраняет важность представление об узком, избранном круге друзей поэта, которые, судя по всему, тоже не могут не быть поэтами (биографически — так оно и есть). Сохраняет важность и представление о не­разумной («бессмысленной») толпе, глубоко чуждой тому, что делает поэт.

Третья часть — от слов «Не всякого полюбит сча­стье...». Заключительный образ стихотворения — обмен «прекрасным» и «восторгом». Символика обмена связана с темой дружбы, общения единомышленников (см. так­же продолжение этой темы в более позднем послании «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесцен­ный!..», 1826) и выражает идею союза поэта с читателем-другом, читателем-посвященным.

^ Южный период (1820-1824)

Это период увлечения Пушкина романтизмом. Наи­более важно влияние Дж. Байрона, который вообще считается в Европе символом романтической эпохи. Ключевые темы пушкинской лирики этого периода: мечта о свободе («Эллеферия, пред тобой...», 1821, «Уз­ник», 1822, «Кто, волны, вас остановил?..», «Птичка», 1823) и сочувствие идее социальной борьбы («Кинжал», «В. Л. Давыдову», 1821), Наполеон как романтический герой («Наполеон», 1821, «Недвижный страж дремал на царственном пороге...», 1824). К 1823 г. и особенно в по­следующие годы можно отметить постепенное разочаро­вание в идеалах романтизма, в том числе и в идее соци­альной борьбы («В. Ф. Раевскому», 1822, «Демон», «Бы­вало, в сладком ослепленье...», 1823, «Свободы сеятель пустынный...», 1824). Среди других тем и мотивов,

встречающихся в этот период, — тема рокового предчув­ствия или предсказания («Песнь о вещем Олеге», 1822, «Недвижный страж дремал на царственном пороге...»).

Лирику южного периода можно дополнительно под­разделить на написанную до и после 1823 г., который был для Пушкина годом глубокого душевного кризиса, так что тема разочарования не только заимствована у Байрона, но имеет и биографический контекст.

В эти годы Пушкин создает также свои знаменитые романтические поэмы: «Кавказский пленник», 1820— 1821, «Братья-разбойники», 1821—1822, «Бахчисарай­ский фонтан», 1821—1823, «Цыганы», 1824. В этих «юж­ных поэмах» Пушкин продолжает традицию «восточных поэм» Байрона (экзотическая среда; герой — исключи­тельный характер в исключительных обстоятельствах; конфликт природы и культуры).

В пейзажной лирике этого периода преобладают ро­мантические мотивы (экзотический характер пейзажей, своеобразная цветовая насыщенность; их символическая функция: пейзаж как отражение внутреннего мира лири­ческого героя, воплощение мыслей и чувств поэта в об­разах природы).

Излюбленные жанры лирики для Пушкина в то вре­мя: пейзажная миниатюра, элегия, дружеское послание.

Революционные мотивы южного периода. Пушкин с энтузиазмом относится к деятельности уже сформиро­вавшихся тогда Южного и Северного обществ, его увле­кает атмосфера бунта и заговора, тем более что многие друзья его причастны к этому процессу. Сочувствие вызывают у поэта и политические волнения в южных губерниях России, в том числе бессарабское восстание, возглавляемое князем Александром Ипсиланти (этот князь, потерявший в сражении руку, окружен в лирике и письмах Пушкина тех лет особым героическим орео­лом). Рассмотрим несколько стихотворений на револю­ционную тему.

«Кинжал» (1821). Сравним это стихотворение с одой «Вольность», поскольку у них сходное композиционное решение. В этом стихотворении также приводятся три примера из европейской истории, призванные донести до читателя идею, противоположную, однако, той, которая следовала из оды «Вольность». Здесь главным мери­лом общественной справедливости становится уже не Закон (поскольку «дремлет меч Закона»), а карающий Кинжал, «последний Судия Позора и Обиды». Поэтому примеры-символы из истории несут мысль не о граж­данском мире, а, напротив, о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. Тира-ноубийство (Брут, убивающий Цезаря и др.) представле­но как героический подвиг. Судя по мемуарно-эпистолярным сведениям, стихотворение «Кинжал» нравилось декабристам.

«В. Л. Давыдову» (182 Г). Это стихотворение — одно из наиболее сложных для чтения, поскольку в нем часто упоминаются имена и события, известные только срав­нительно узкому кругу людей; используется также фор­ма намека и умолчания; некоторые слова написаны курсивом, что должно свидетельствовать об их много­значительности. Это важный художественный прием:

создается специфическая атмосфера таинственности, не­досказанности; читатель (кем бы он ни был) погружает­ся в эту атмосферу и как бы чувствует себя участником политического заговора.

В стихотворении широко используется характерная для посланий Пушкина интонация непринужденной дружеской беседы (как говорил сам Пушкин, «бол­товни»). Оно начинается как пересказ свежих новостей. Но вслед за светской сплетней (о предстоящей женитьбе декабриста Орлова) поэт сообщает другу необычную «новость» — о наступлении весны. Обратите внимание, что о весне говорится смешанным поэтическим языком: «...весна младая // С улыбкой распустила грязь»: роман­тический штамп (весна в образе красавицы) в сочетании с реалистической «низкой природой». Еще одна сооб­щаемая здесь новость — о восстании («...на брегах Дуная // Бунтует наш безрукий князь» — речь идет об Ипси­ланти). Далее речь идет о смерти митрополита, проис­шедшей как раз на Пасху. Об этом говорится в гротеск­но-иронической и даже кощунственной манере (обыг­рывается евангельский сюжет о Благовещении Девы Марии, который также лег в основу близкой по времени написания «кощунственной» поэмы Пушкина «Гавриилиада»). В последующих стихах слышится ирония в ад­рес церковного богослужения (атеистические и богобор­ческие, в том числе антицерковные, мотивы характерны именно для этого периода творчества Пушкина и связа­ны с общим настроением бунтарства).

Центральным образом стихотворения оказывается христианский символ: это евхаристическое вино (вкуша­емое во время таинства Причастия или, по-гречески, Евхаристии). В стихотворении говорится, что оно раз­бавлено водой (подразумевается мысль о ханжестве и неискренности богослужения, которому противопостав­ляется искренность и веселье дружеской пирушки Пуш­кина с Давыдовым). Здесь мы видим вариацию на тему важного для Пушкина образа-символа: дружеский пир как собрание единомышленников. Наконец, в заключи­тельной части стихотворения говорится, что есть «эвхаристия другая»: она состоит в том, что друзья-заговор­щики должны вкусить от «кровавой чаши», и только тогда можно будет сказать: «Христос воскрес!» Разумеет­ся, в таком контексте пасхальное приветствие может звучать лишь кощунственно-иронически: идеал Христа подменяется здесь идеалом революционной борьбы, а христианская Евхаристия (хлеб и вино как Тело и Кровь Христа) — кровавым «причастием» революции (надо пролить, или, символически, «испить» кровь тира­нов). Сравните также роль христианской символики в этом стихотворении с ролью образа Христа в «револю­ционной» поэме А. А. Блока «Двенадцать».

«Эллеферия, пред тобой...» (1821). По форме стихо­творение выглядит как любовное послание (в те же годы написано еще несколько стихотворений, адресуемых условной красавице-фечанке). Но, в отличие от древне­греческих литературно-мифологических женских имен (как, например, «Хлоя»), встречавшихся в лицейской (анакреонтической) лирике, слово «эллеферия» в пере­воде с греческого означает «свобода», и это делает все стихотворение аллегорическим: поэт обращается к сво­боде в образе красавицы-гречанки. Слова о том, что ей «вредна холодная Россия», — такой же намек на ссылку, как в начале романа «Евгений Онегин»: «Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня».

В ряде стихотворений появляется тема ссылки или изгнания. Для Пушкина важны прототипические фигуры политических изгнанников, которые показаны в романти­ческом ореоле. Таковы римский поэт Овидий («К Ови­дию», 1821) и Наполеон («Наполеон», 1821). Судьба Овидия интересна тем, что он был сослан когда-то в те же места, где пребывает в ссылке Пушкин («В Молда­вии, в глуши степей, // Вдали Италии своей» — не слу­чайно говорится об Овидии в романе «Евгений Оне­гин»).

Мотив разочарования. Послание «В. Ф. Раевскому» («Ты прав, мой друг; напрасно я презрел...») (1822) стро­ится как лирическая исповедь-автобиография разочаро­вавшегося героя. В первой части стихотворения звучат отсылки к более ранним периодам жизни и творчества (Лицей, Петербург). Во второй части стихотворения го­ворится о разочаровании в тех идеалах (любовь, дружба, поклонение искусству), которые были актуальны для поэта в ранней юности. Заканчивается стихотворение формулой разочарования в социальной борьбе.

В стихотворении «Демон» (1823) то же разочарование в духовных ценностях (любовь, дружба, искусство, эсте­тическое наслаждение природой) представлено как иску­шение поэта «демоном» (биографическим прототипом которого служит, как полагают некоторые исследователи, А. Н. Раевский, друживший с Пушкиным в то время). Образ демона и связанные с ним мотивы в дальнейшем особенно актуальны для М. Ю. Лермонтова.

«По-лермонтовски» звучит и стихотворение ^Свободы сеятель пустынный...» (1824), в котором говорится о поэте как о непонятом пророке. Толпа («мирные наро­ды») уподобляется неразумным «стадам», которым не нужны «дары свободы»: «Наследство их из рода в роды // Ярмо с гремушками да бич» (т. е. народ любит свое рабство, он не нуждается в свободе, — формула разоча­рования поэта в своей гражданской миссии и в социаль­ной борьбе). Сравните это стихотворение с лермонтов­ским «Пророком» (общая тема — конфликт поэта-про­рока и толпы), со стихотворением А. Н. Некрасова «Сеятелям» (полемика с Пушкиным, иное прочтение евангельской притчи о сеятеле), а также с высказыванием князя Андрея Болконского о народе в главе XI 1-й части 2-го тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир», особенно в конце этой главы.

Пейзажная лирика. Стихотворение «Узник» {1822) — типичное романтическое стихотворение о свободе. Сим­волом мечты лирического героя о свободе служит образ птицы («орел молодой»). Образная антитеза в стихотво­рении: атмосфере «темницы сырой» противопоставлена воображаемая картина моря и гор, традиционно симво­лизирующая волю и свободу.

Тема стихотворения «Кто, волны, вас остановил?..» (1823) — тоска лирического героя по буре. Используется характерный для романтической пейзажной лирики прием параллелизма: сначала говорится о морской пого­де (затишье, штиль), а затем о том, что происходит в ду­ше героя: пейзаж представляет собой символическую па­раллель с внутренним миром лирического героя. Буря, гроза, шторм — традиционный символ свободы и соци­альной борьбы (ср. «Парус» М. Ю. Лермонтова, «Песня о Буревестнике» М. Горького).

В стихотворении «Птичка» (1823) мотив свободы связан с символикой народного обычая выпускать птицу на праздник Благовещения (интересно, что именно Бла­говещенская тема в других случаях является объектом кощунства, — «Гавриилиада», «В. Л. Давыдову») и с гу­манистической темой «дарования свободы», как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина ос­вободить декабристов.

Михайловский период (1824—1826) Пребывание Пушкина в родовом имении Михайлов­ском было продолжением ссылки. Здесь поэт узнает о казни пятерых руководителей восстания и о ссылке многих своих друзей-декабристов в Сибирь. Несмотря на трагические события в эти годы в лирике Пушкина преобладают оптимистические мотивы: прежде всего мотив возвращения (не только как биографический — возвращение из ссылки, но и как символический — воз­вращение идеалов юности, духовных ценностей, ориен­тиров: «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), 1825, «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесцен­ный!..»), 1826, «19 октября» («Роняет лес багряный свой

убор...»), 1825, «Вакхическая песня», 1825, и мотив наде­жды («Если жизнь тебя обманет...», 1825), в том числе политические надежды на более разумную политику Ни­колая 1 и его милосердие по отношению к ссыльным: «Стансы» («В надежде славы и добра...»), 1826, «Во глу­бине сибирских руд...», 1827.

Эти годы отмечены существенной эволюцией стиля Пушкина, его манеры письма, художественного метода — от романтизма к реализму. Обратите внимание, что сам Пушкин не пользуется понятием «реализм» (оно появи­лось в критике намного позже, в шестидесятые годы), он называет новый зарождающийся стиль «истинным романтизмом». В лирике появляется совершенно новый тип пейзажа (не уводящий от конкретной действитель­ности, а, наоборот, приближающий к ней), в драматур­гии Пушкин ориентируется на У. Шекспира (историзм, сложность и неоднозначность характеров, углубленный психологический конфликт), предпочитая его классици­сту Ж.-Б. Мольеру и романтику Байрону (трагедия «Бо­рис Годунов», 1825).

«И. И. Пущину». Жанр стихотворения — дружеское по­слание. Оно небольшого объема — всего два пятистишия, автобиографично. Существенно, что в момент написания послания Пущин находился в сибирской ссылке.

Обратите внимание на риторические фигуры: воскли­цания (стихотворение начинается и заканчивается ими);

архаические императивные формы («да дарует», «да оза­рит»); повторы параллельных синтаксических конструк­ций; инверсия при использовании художественного эпи­тета — прилагательное после существительного («друг бесценный»); пятая, «лишняя», строка (перед последней строкой строфы вставляется строка, рифмующаяся с третьей) — в обоих случаях содержит параллельную с предыдущей строкой синтаксическую конструкцию.

Это создает впечатление приподнятого тона, вооду­шевления.

^ Стансы («В надежде славы и добра...»). Историческая тема и образ Петра возникают здесь в связи с актуаль­ным политическим событием: восшествием на престол Николая 1. Композиционно стихотворение построено так, что Петру посвящена срединная часть, обрамляемая ха­рактеристиками современной Пушкину ситуации. Современный читатель может услышать некий парадок­сальный оттенок смысла в двустишии: «Самодержавною рукой // Он смело сеял просвещенье». Просветительская деятельность предстает чем-то вроде военного подвига, требующего смелости и даже жестокости. Обратим вни­мание на то, что слово «просвещение» часто звучит у Пушкина иронически: «Где капля блага, там на страже // Уж просвещенье иль тиран» в стихотворении («К мо­рю»). Впрочем, в этом, близком по духу к оде, стихотво­рении, эпитет «самодержавный» ни в коем случае не яв­ляется обличительным и не несет в себе отрицательного смысла.

В образующих композиционную пару фигурах Петра и Николая выражена ключевая для позднего Пушкина тема преемственности поколений: новый царь должен быть достоин своего великого «пращура», в том числе проявить милосердие к ссыльным декабристам и осво­бодить их. (Найдите намек на это в последнем четверо­стишии.)

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). Жанр стихотворения — дружеское послание, причем ли­рический герой обращается поочередно ко многим друзьям (как в стихотворении «Пирующие студенты»). Такая структура послания предполагает наличие в по­этическом мире автора идейно значимого образа друже­ского «круга», «братства», которое может наделяться чертами «тайного союза», союза «избранных» и т. п. Действительно, у Пушкина такой образ существовал на протяжении всего творчества и объяснялся не только воспоминаниями о Лицее, но и тесной дружбой с лице­истами первого выпуска. 19 октября — день открытия Лицея постоянно отмечался ими, это была для них «свя­тая годовщина», как писал Пушкин. В дальнейшем Пушкин написал еще несколько посланий на 19 октяб­ря — «Бог помочь вам, друзья мои...» (1927), «Усердно помолившись Богу...» (1928), «Чем чаще празднует ли­цей...» (1831).

Итак, основная жанровая характеристика стихотворе­ния — послание, но есть нечто общее и с элегией. Сти­хотворение написано пятистопным ямбом, создающим элегическую интонацию спокойной, неторопливой, за­душевной беседы-размышления. Оно начинается типичным «Михайловским» пейзажем (сравните этот «осен­ний» его вариант с «зимним» в стихотворении «Зимний вечер», найдите общие мотивы), а продолжается как воспоминание о тех, «кто не пришел», «кого меж нами нет». Это вызывает в памяти стихотворение В. А. Жу­ковского «Воспоминание». Аналогичный мотив есть в конце восьмой главы «Онегина» («Иных уж нет, а те да­лече...»). При этом Пушкин активно использует роман­тические мотивы: морское путешествие (строфа 5), «тай­ный рок» и «долгая разлука» (строфа 6), мнимая дружба (строфа 8), разговор «о бурных днях Кавказа, о Шилле­ре...» (строфа 14). Затем поэт обращается к тем, кто смог посетить Михайловское (Пущин, Горчаков, Дельвиг), а также к Кюхельбекеру, которого называет «братом». Стихотворение заканчивается традиционным для Пуш­кина мотивом пира (строфы 15—19). Примечательно, что поэт призывает друзей выпить за царя и простить ему «неправое гоненье». Строго христианская нравст­венная мотивировка этого жеста, очень характерная для зрелого Пушкина («Он человек! им властвует мгно­венье, // Он раб молвы, сомнений и страстей»), соеди­няется с романтическим по духу указанием на две заслу­ги царя, одна из которых важна в национально-истори­ческом масштабе («он взял Париж»), другая — в лично-биографическом и актуальном для данного послания («он основал Лицей»). Здесь существенно также то, что взятие Парижа и основание Лицея образуют в сознании Пушкина единый культурный контекст, значимый для того круга друзей, о котором идет речь в стихотворении.

Заключительный образ стихотворения — последний друг, который переживет всех остальных и будет в оди­ночестве праздновать «под старость день Лицея». Появ­ление этого образа связано с мотивом смерти и сопутст­вующими мотивами (бег времени, увядание природы), которые и в других поздних стихотворениях Пушкина («Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посе­тил...») появляются в сходном философско-элегическом контексте. Обратите внимание, что эту одинокую фигуру «несчастного друга» поэт сравнивает с собой, и эта фи­гура сравнения («Как ныне я...») по интонации близка концовке «Онегина» («...Как я с Онегиным моим»), где тоже говорится о смерти, разлуках и утратах.

^ Поздний период творчества (с 1826 г.)

Этот период творчества Пушкина можно было бы подразделить на этапы, поскольку он представлен очень разнообразными и не похожими друг на друга произве­дениями. Последнему десятилетию жизни Пушкина по­священо много специальных статей и монографий. Здесь предлагаются только самые необходимые для со­чинений сведения.

В эти годы Пушкин становится общепризнанным ли­тературным авторитетом и начинает издавать большой литературный журнал «Современник», который стал на многие годы его любимым детищем.

Пушкин дважды приезжал в нижегородское имение своего отца Болдино, где испытывал большой прилив творческих сил. Особенно знаменита «болдинская осень» 1830 г. В это время были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», многие стихотворения (в том числе «Бесы», «Герой», «Для берегов отчизны дальней...», - «Моя родословная»), последняя глава романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», ряд критических статей.

Новое восприятие действительности требовало от Пушкина углубленных занятий историей, в ходе ко­торых он написал несколько исторических сочинений, в том числе «Историю Пугачева» (издана в 1834 г.).

В 1832—1833 гг. написан роман «Дубровский», в 1836 г. — повесть «Капитанская дочка». В этот период творчества Пушкина проза превалирует над поэзией, но все же написаны такие программные для поэта стихотво­рения и несомненные шедевры, как шесть стихотворе­ний 1836 г. (так называемый каменноостровский цикл, среди них «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).

  1   2   3   4

Похожие:

Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconЗанятие 1 «Общая характеристика чрезвычайных ситуаций и мероприятия...
Вопрос Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени. Основные понятия
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconОбщая характеристика творчества Густава Малера
Густав Малер (1860-1911) – сочетал в своем лице гениального композитора-симфониста и гениального дирижера. Он был исполнителем почти...
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconУчебное пособие по теме: «общая характеристика действия права»
Теория государства и права. Общая характеристика действия права: Учебное пособие. – Красноярск: Кафедра государственно-правовых дисциплин...
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconОбщая характеристика предприятия
Технология планировки магазина, эффективность используемых площадей, характеристика торгово-технологического оборудования
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconВопросы к экзамену по литературе. XIX век
А. С. Пушкин. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина. Стихотворение наизусть
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconВопросы к зачету по литературе XIX века
А. С. Пушкин. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина. Стихотворение наизусть
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) icon13. «Теория ограничений» (тос) Э. Голдратта: общая характеристика...
Тема 13. «Теория ограничений» (тос) Э. Голдратта: общая характеристика и основные принципы
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) icon3. Передний отдел пищеварительной системы (продолжение) – Слюнные...
Общая морфофункциональная характеристика. В ротовую полость открываются выводные протоки трех пар больших слюнных желез: околоушных,...
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconПлан лекции. Общая характеристика сдяв, их классификация Характеристика очагов поражения сдяв
Медико-тактическая характеристика очагов поражения сильнодействующими ядовитыми веществами (сдяв)
Общая характеристика творчества А. С. Пушкина  (тезисы) iconЗачет по творчеству А. С. Пушкина
Цель: обобщить учебный материал, выявить основную закономерность в эволюции творчества писателя; научиться анализировать художественный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница