6. 4 культура и цивилизация


Название6. 4 культура и цивилизация
Дата публикации24.06.2013
Размер134 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
6.4 КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом общем смысле под культерой чаще всего понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово «культура» появилось в латинском языке (cultura — возделывание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении для характеристики человеческого мышления: «Философия есть культура ума». Понятие культура соотносится с другим понятием «натура» (cultura — природа) и противопоставляется ему. Человек преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует и сатого себя.

В наше время культуру сзучает целый ряд наук история, археология, этнография, антрополония, релиниоведение, социология, искусствовведение и т.д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изучении культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социология — культуру социальных отношений). На рубеже XIX-XX вв. возникла даже специальная наука о культуре — культурология, поставившая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культура как системы. Ситуация диалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социольных и гуманитарных наук, сохраняет свое значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. культура как специфическое явление не становилось специольно предметом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мыслители разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждаемые проблемы оказывались необходимой частью философского знания. Так, например, в античности центральное положение занимало воспитание. Причем воспитание рассматривалось как природный процесс, поскольку античное понимание культуры, содержало представление а природности человека. Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, древние греки обозначили при помощи понятия «пайдейя». В Древнем Риме говорилось в первую очередь о «человеческом достоинстве» которое связывялось с гражданскими доблестями. Средневековье также не знало о культуре как феномене, самостоятельно создаваемом человеком. Под культурой понималось богословская ученость, осведомленность в в теолонических вопросах. Особо подчеркивались преимущество веры в его безграничность отличие от слабости человеческого разума. Предпосылки для складывания идеи культуры возникли во времена Возрождения, когда появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы. Для Ренессанса был характерен культ творческой личности, а под культурой понималась творческая (преимущественно художественная) деятельность человека Культура стала фиксироваться в результатах творческой деятельности.

ВТОРИМ ЭТАПОМ стал этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских областей и проблем: в теории познания, в философии человека, в социальной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII – XVIII вв. были убежедены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума обосновывалась в расчете на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на рубеже XVII-XVIII вв. проблема «естественного и искусственного» привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искуственное (созданное людьми). Общество , как государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как исскуственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико и Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на ее развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель, Ницше и Шпенглер на Западе и Данилевский, Розанов и Бердяев в России.

На третьем этапе стремление к научности достигает крайней степени. Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к другим формам бытия, таким как природа, общество и человек, исследователь обращается к анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических). Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки — культурологии.

Однако какой бы объем знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук о ней, изучающих ее конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (например, античную и средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцарскую культуры), вскрывающих различные механизмы функционирования культуры (экономические и социолонические, психологические и семиотические), он не содержит ответов на главные вопросы: «Что такое культура?», «Почему возникает такой способ существования человеческого вида?», «Как функционирует культура?».

Философский характер этих вопросов и ответов на них состоит в том, что они соединяют объективное познание реальности и ее ценностное осмысление.

Что же такое культура? Разберем несколько вариантов ответов, которые имеются в современной философии культуры.

1. Культура — это исскуственная среда, созданная человеком. При таком понимании культура противопоставляется природе («натуре»).

2. Культура — это научаемое поведение (т. е. не генетически наследуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура — это специфически человеческая деятельность. Любое действие человека является фактором культуры.

4. Культура — это ценностная деятельность, способ развития человека и человечества. Культурой может считаться льшь то, что направленно во благо человека. Культура при таком понимании противопоставляется антикультуре.

5. Культура — это память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций.

6. Культура — это новаторство, творчество, свободная деятельность.

7. Культура — это знакомая, символическая деятельность.

Множественность теорий культуры объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура.

Социальная философия выделяет следующие функции культуры.

Социализирующая функция. Социализацией называется процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Социализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологиии социальной психологии имеет также понятие «девиация» - отказ от социально одобренных норм поведения.

Коммуникативная функция, т. е. взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами.

Функция дифференциации и интеграции общества, поскольку культура — продукт савместного существования людей, которое требует обретения общих интересов и целей, т. е. интеграции. В то же время набор форм социального взаимодействия постоянно изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

Знакомо куммуникативная функция культуры. Все явления культуры, «артефакты», является знаками, несущими символическое значение. Особенность человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы. Культуру, таким образом, можно рассматривать как систему символов.

Игровая функция культуры заключается в том, что в ее рамках существует и свободная творческая деятельность людей, в основе которой лежит состязательные и развлекательные моменты (например, празднества, соревнования, карнавалы). Понятие «игра» активно используется в современных исследованиях, поскольку позволяет глубже понять особенности человеческой деятельности.

Для знакомства с игровой функцией культуры можно рекомендовать следующую литературу: (Прочитайте : Хейзинга Й, Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М., 1992; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - Спб., 1995.)

каково место личности в культуре? В философии существуют следующее положение: человек — это субъект и объект культуры. Действительно, культура является результатом деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его. Культура — это и способ внутренней регуляции, требующий рефлекции, а не просто воспроизведения. Понимать мир — значит разширить свое отношение к нему. Если человек проявляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творчества, то он культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, находить возможности для творчества означает умение войти в мир культуры.

О культуре можно говорить на многих уравнях. В качестве субъекта культуры можно рассматривать все человеческое общество в целом, тогда речь идет о планетарной культуре. Субъектом культуры могут быть цивилизации (тогда выделяют, например, западную и восточную цивилизации), отдельные общества (соответсвенно, немецкая или чешская культуры). В обществе тожно выделить как субъект культуры различные социальные группы с соответствующим типом культуры: этническая, возрастная, гендерная, професиональная и т. д. В качестве субъекта культуры в философии может выступать и отдельная личность.

Одним из сложнейших вопросов социальной философии является вопрос о соотношении культуры и общества. Реальность, выраженная в данных категориях во многом совпадает, но имеются и различия. Культура и общество не соотносится как часть и целое, они являются взаимапроникающими. По сути дела, речь идет о двух ракурсах рассмотрения жизни людей. Обращая внимание на способы объединения людей и их исторические формы, мы используем понятие «общество». Категория «культура» дает возможность рассмотреть, как именно люди действуют , что создают и передают от поколения к поколению.

Как соотносятся понятия культура и цивилизация? При многозначности определений того и другого понятия данный вопрос не имеет однозначного ответа. Познокомимся с имеющимися определениями понятия «цивилизация».

Цивилизация (от лат. Civilis – гранданский, государственный):

1) синоним культуры;

2) определённая ступень общественного развития, характеризующаяся наличием городских поселений, государства и письменности;

3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной системой.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий не только в философии, но и в гуманитарных науках, и в публицистике. Многозначность понятия «цивилизация» объясняется и его давностью. Уже в XVIII в. это понятие прочно вошло в различные философские теории. Тот же процесс продолжается и в наши дни. Новые теории не вытесняют старые, а продолжают существовать параллельно.

Понятия культура и цивилизация иногда употребляются как синонимы (что характерно, например, для антропологического подхода). Цивилизация может рассматриваться и как уровень развития и археологии. Цивилизацией они считают лишь ту культуру, которой существуют городские поселения, государство и письменность. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь торжественными одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизциях, античной цивилизации и т. д. В таком случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира, необходимая для их изучения. Н.Я. Данилевский называл их «культурно-историческими типами». О. Шпенглер - «высокими культурами», А. Тойнби - «цивилизациями», П.Сорокин - «социокультурными суперсистемами», Н.Бердяев - «великими культурами».

Понятие «цивилизация» как социокультурная целосность, как единица для изучения мировой культуры по-разному использовалась различными авторами. Н.Я.Данилевский выделял 12 автономных цивилизаций, или историю-культурных типов:

1) египетский;2) китайский;3) ассиро-вавилоно-финикийский или древнесемитический;4)индийский;5) иранский;6) еврейский;7) греческий;8) римский;9)новосемитический, или аравийский;10)германо-романский, или европейский;11)мексиканский;12)перуанский.

Каждый из этих типов, по мнению Н.Я.Данилевского, существует изолированно, так как культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой. Такие народы, как гунны или монголы, играют роль разрушителей умирающих цивилизаций.

Типология Данилевского послужила основой для трех главных выводов: во первых, каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану, во-вторых, он предложил, что жизнь цивилизаций имеет свой предел и что одна цивилизация сменяет другую, и в-третьих, он считал, что сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом.

Понимание цивилизации завершающего этапа развития культуры было предложено немецким философом О.Шпенглером (в 2008г. будет отмечаться 90-летие со дня издания его работы «Закат. Европейци»). По его мнению, культура — это творчество, а цивилизация — повторение, воспроизведение и тиражирование. Уделяя основное внимание переходу культуры в цивилизацию, Шпенгер считал, что этот переход отмечен не развитием культуры, а ее упадком и гибелью.

О. Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилизаций), обладающих собственным стилем.

1.египетская;2.китайская;3.вавилонская;4.китайская;5.греко-римская;6.майя;7.магическая (византийско-арабская);8.фаустовская (западно-европейская).

В качестве девятой культуры он называл зарождающуюся русско-сибирскую.

Шпенглер исходил из идеи существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. У каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. Первичная форма каждой культуры воплощается в символах.

Под цивилизацией понимается и культурно-историческиц тип со свойственной ему единой ралигиозной системой (например, при таком подходе выделяются христианская, будистская, мусульманская цивилизации). Такая трактовка понятия «цивилизация» была предложена английским историком А.Тойнби, посвятившим исследованию причин развития и упадка цивилизаций многотомный труд «Постижение истории». Тайнби особо выделяет синтезирующую роль религии. Как

и Шпенглер, Тойнби исходил из факта множественности культур. Его теория локальных цивилизаций позволяет изучать общества, занимающие определенные территории и имеющие особенности социально-экономического, культурного, религиозного развития. Цивилизации могут совпадать с традициями общества (например, китайская цивилизация). Типологический подход А. Тойнби основан на сравнительном анализе. Тойнби не классифицирует цивилизации как культуры, если под культурой понимать определенные модели. Мировые цивилизации в данном случае являются более крупными образованиями, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Цивилизации Тойнби в большей степени представляют собой вариант культурной общности.

Понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своеобразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, «Севера» и «Юга»; «Запада» и «Востока». Еще более широким, чем понятие «цивилизация», является понятие «цивилизационного типа». В качестве таковых выделяются Запад и Восток (иногда для краткости говорят просто о западной и восточной цивилизациях). Термины Восток и Запад – не географические, а культурологические и философские. Восток можно определить как доиндустриальное или традиционное общество. Запад же – это новационное общество, техническая цивилизация. В отношениях общества и человека на Западе и на Востоке можно выделить целый ряд принципиальных отличий.

1.Если для Востока характерны замедленные темпы исторического развития, доминирование традиций, то на Западе преобладало новаторство и существовали высокие темпы исторического развития.

2.Восток – это традиционное общество с закрытой и немобильной социальной структурой. Человек не может изменить своего социального положения, он принадлежит к той социальной группе, в которую был включен самим фактом рождения. Для Востока  характерна деспотия как форма правления. Западное общество – это общество нетрадиционного типа, открытое и мобильное. Человек имеет возможности для изменения своего статуса, такие как образование, карьера, бизнес. Именно на Западе возникают такие формы правления, как демократия и республика.

3.На Востоке преобладает образное мышление, а картину мира формируют религиозно-мифологические системы. На Западе развивается рациональное мышление, высшим выражением которого становится наука, претендующая на то, чтобы формировать собственную картину мира.

4.На Востоке общественное и природное воспринималось как единое. Человек весьма гармонично сосуществовал как с окружающей природой, так и со своей собственной телесной природой. На Западе природа рассматривалась как объект воздействия общества, результатом чего стали экологические проблемы ХХ в.

Запад и Восток как цивилизационные типы являются теоретической абстракцией, во многом помогающей понять различие путей развития общества. Безусловно, что в начале ХХI в. Восток претерпевает огромные изменения, которые осмысляются в рамках теорий модернизации и глобализации.

Сегодня Запад – это синоним понятия «развитые страны», Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Более сложным оказывается путь Индии с ее религиозной системой индуизма. Самые же большие сложности ожидают на пути модернизации страны мусульманской культуры.

К какому же из этих цивилизационных типов, к Западу или Востоку, принадлежит Россия? В истории русской философии проблема «судьбы России» (метафора Н. А. Бердяева) была одной из центральных. Русские мыслители разделились по вопросу о понимании типа российского развития на два направления: западников и славянофилов. Первые из них считали, что Россия идет по западному пути, но с некоторым отставанием. Вторые же утверждали, что Россия – это особая цивилизация. Позицию во многом близкую к славянофилам занимал Н.Я.Данилевский. Он рассматривал Россию и Европу как два разных культурно-исторических типа. Данное понятие Данилевский трактовал как единство религиозного, промышленного, социально-бытового, политического и художественного планов развития. По сути дела, в книге Данилевского впервые была представлена теория культурно-исторических типов (локальных цивилизаций, как назвал их позднее А. Тойнби).

Славянофилы связывали особенность России как цивилизации с такими ее чертами, как тип христианства (православие), существование в деревне общины, самодержавием как формой власти. Славянофилы настаивали на принципиальной самобытности русской культуры и русской истории, начиная с истоков и заканчивая возможностью осуществления христианского идеала соборности в самой жизни. Западники, считая российский народ европейским, поланали, что русская культура развивается в общеевропейском русле, но идет своим несколько замедленныи путем.

Современные исследования России, особенностей ее культурного и цивилизационного развития выводят на проблему русского национального характера. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, в национальном характере русского народа, странным образом сочетаются совершенно противоположные черты доброта с жестокостью, душевность и грубостью, альтруизм с эгоистом, самоунижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарствот. Наличие противоположностей получило название «бинарности» русской культуры.

^ Бинарность русской культуры — ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик.

БИНАРНОСТЬ составляет одну из причин выживаемости русской культуры порой даже в катастрофических условиях, но, с другой стороны, является одним из оснований социокультурного раскола: постоянного конфликта между культурой и социольной структурой. Бердяев связывал противоречивость и сложность русской души (т. е. русского национального характера) с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодейтвие два потока мировой истории — Восток и Запад. В русской душе, по мнению философа, всегда боролись два начала, восточное и западное. (Прочитайте: Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990; Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997.)

Похожие:

6. 4 культура и цивилизация iconДисциплина Культурология Вопросы для подготовки к зачету
«Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий. Эволюция понятий «культура» и «цивилизация»
6. 4 культура и цивилизация iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
6. 4 культура и цивилизация iconСанкт-петербургский университет управленияиэкономик и факультет социального управления
Место культурологии среди других гуманитарных и социальных дисциплин. Объект, предмет, задачи. Структура культурологического знания....
6. 4 культура и цивилизация iconОсновные периоды развития китайской культуры
Баньпо, Дахэцунь. Начало земледелия, производство керамики. Культура Мацзяяо. Расписная керамика. Древняя цивилизация нефрита Гуншань....
6. 4 культура и цивилизация icon1. Соотношение науки, культуры и цивилизации Основываясь на воззрениях...
Однако понятие объективности в культурной жизни весьма условно. В культуре духовный опыт уникален, индивидуален и субъективен. В...
6. 4 культура и цивилизация iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
6. 4 культура и цивилизация iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
6. 4 культура и цивилизация iconКультура
Д 71 Религия и культура / Пер с англ., вступ ст., ком; мент.: Кожурин К. Я. — Спб.: Алетейя, 2000. — 281 с. — (Миф, религия, культура)....
6. 4 культура и цивилизация iconВладимир Мегре Новая цивилизация Владимир Мегре 1 Новая цивилизация 1 Предрассветные чувства 1
Анастасия ещё спала. А над бескрайней сибирской тайгой предрассветное небо светлело
6. 4 культура и цивилизация iconУкраинская культура советского
Культура советского периода – это культура семидесятилетнего периода. Она сложна, противоречива и нужен серьезный анализ ее удач,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница