1. Основы педагогики


Название1. Основы педагогики
страница1/10
Дата публикации16.03.2013
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 1. Основы педагогики


Вопросы темы:

1. История педагогических идей.

2. Педагогика в системе наук о человеке. Предмет и основные категории педагогики.

3. Основные методологические принципы и методы исследования в педагогике.

4. Отрасли педагогических знаний.

1. История педагогических идей


Человеческое общество на всех этапах своего развития заинтересовано в передаче опыта подрастающим поколениям. Эта передача может происходить разными способами. В первобытном обществе она осуществлялась через повторение поведения старших. В средние века – через зазубривание текстов. Позже человечество пришло к убеждению, что наибольший эффект достигается при активном участии воспитуемого в этом процессе, при включении его в творческую деятельность.

Долгое время процесс передачи социального опыта не являлся предметом специального изучения и происходил как естественный. Но на определенном этапе такая передача оказалась невозможной ввиду большого объема опыта, накопленного человечеством. Старшее поколение начало заниматься этим целенаправленно. Данный процесс получил название педагогического. До нашего времени данное понятие остается одним из ключевых в педагогике.

^ Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Процесс взаимодействия между воспитателем и воспитанником (в виде наставлений и правил) занимал умы ученых Востока с древних времен. Но начало развитию педагогики как науки было положено древними греками.

Именно в Древней Греции возник термин педагогика – греч. paidagogike, что в переводе на русский означает детовождение, детоводство. В Древней Греции первоначально педагогами назывались рабы, сопровождавшие детей в школу и следившие за их поведением. Позже педагогами стали называться наставники, воспитывающие и обучающие детей.

Древнегреческие корни имеют ряд других педагогических терминов: школа – schjie, гимназия – gumnasion и др.

Сегодня термин педагогика рассматривается в четырех основных значениях (схема 1).

Схема 1

наука

учебный
предмет


практика

искусство

  • обобщает передовой педагогический опыт;

  • пропагандирует педагогическую теорию;

  • пополняет педагогическую практику

  • изучает науку и практику;

  • осуществляет подготовку профессионального педагога.

  • осуществляет учебно-воспитательную
    деятельность


  • доводит учебно-воспитательную деятельность до совершенства;

  • выступает источником педагогической теории
    и внедряет ее в учебно-воспитательный процесс


педагогика

Развитие педагогики от Древней Греции до средневековья еще не было периодом развития науки. Наука о воспитании сформировалась значительно позже.

В то время в наиболее развитых странах древнего мира – Греции, Египте, Индии, Китае шел процесс обобщения воспитательного опыта, сбора информации и аккумуляции ее в философии – науке, которая положила начало первым педагогическим системам.

Еще древние философы в своих трудах уделяли много внимания вопросам воспитания и формирования личности человека (Демокрит (ок. 470 или 460-нач. IV в. до н.э.), Сократ (ок. 470-399 до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270), Квинтилиан (ок. 35-ок. 96) и др.).

Демокрит – важнейший представитель древнегреческой философии. Во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности. Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

В своих трудах он также уделял внимание актуальной для нашего времени проблеме – проблеме творчества, основой которого считал природные способности. По мнению Демокрита, в общении и совместной деятельности и проявляется творчество. Через деятельность, опыт, обучение человек развивает творческие способности.

Сократ поднял вопрос о существовании в творчестве нравственного начала, рассматривал творчество как духовную деятельность человека. Большое внимание в своих трудах уделял вопросам деятельности личности и самосознанию творящего субъекта, а также необходимости общения, ибо считал творчество продуктом взаимодействия людей.

Платон, ученик Сократа, высоко ценил роль воспитателя в обществе. Считал, что если плохо свою работу будет выполнять башмачник, то интересы государства не будут сильно ущемлены, ибо население будет всего лишь хуже обуто, но в случае, если воспитатель станет худо выполнять свою работу, то это породит на свет целое поколение невежественных людей.

Аристотель выступал за развитие трех главных, на его взгляд, сторон души человека: разумной, нравственной и волевой.

Трактат Квинтилиана «Об образовании оратора» подвел своеобразную черту под развитием античной педагогической мысли. В нем содержались предложения по развитию речи, а также по умственному и моральному воспитанию детей и подростков. Данный труд долгое время изучали во всех школах риторики.

В период средневековья воспитание носило духовный характер. Его проблемами занимались философы-богословы. В связи с этим в педагогике того времени основу составляли идеи повиновения и аскетизма, принципы догматического и схоластического обучения. Применение таких методов как зазубривание, угрозы, наказания (в том числе и телесные) стали нормой в воспитании детей. Яркие представители этого времени (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) и др.

Период Возрождения выдвинул идею гуманистического воспитания и всестороннего развития личности. Поменялась направленность методов воспитания, которые стали основываться на уважении личности ребенка, обращении к нему как к высшему началу бытия, вере в его волю и разум и ориентации на его творческое начало. Эти идеи развивали такие педагоги-гуманисты как Эразм Роттердамский (1469-1536), Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1553-1592). В их трудах идеалом выступала раскрепощенная творческая личность.

Начало педагогики как науки большинство исследователей связывают с именем великого чешского педагога ^ Яна Амоса Коменского (1592-1670). Выпущенный им в Амстердаме в 1657 году труд «Великая дидактика» является одним из первых научно-педагогических трудов. Он до сих пор представляет интерес для педагогов. Ядро современной теории обучения составляют большинство сформулированных в нем положений: предложенная классно-урочная система обучения, методы и принципы и т.д.

Я.А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений – положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.

Великого чешского педагога интересовали также вопросы нравственности, которую он считал выше учености.

В это же время вопросами педагогики, поставив акцент на воспитании, занимался английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704). В своем главном труде «Мысли о воспитании» он предложил систему воспитания джентльмена – образованного, уверенного в себе молодого человека, умеющего вести коммерческие дела. Из всех направлений воспитания Джон Локк особое внимание уделял нравственному и физическому. Особое значение придавал наследственности, среде и активной позиции воспитуемого. Считал очень важным процесс перехода воспитанников из подросткового возраста в юношеский.

Активную борьбу со схоластикой вели французские просветители XVIII в. Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), Ж.-Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо предложил модель общества, в котором гармонично сочетается природное и социальное развитие человека. При этом огромную роль отводил воспитанию природой, людьми и вещами. Среди дидактических принципов, которые содействуют воспитанию природой, Ж.-Ж. Руссо выделял необходимость восприятия обучения с удовольствием, а также познание путем опыта. Под воспитанием природой им понималось внутреннее развитие способностей и органов. В природу человека Руссо включал ряд склонностей, которые подчинены стремлению к действию и должны развиваться на каждом определенном этапе воспитания. Главное – это правильная организация воспитательно-образовательной системы. Воспитание должно быть свободным, а главная цель его – подготовить воспитанника к жизни в обществе.

Идеи французских просветителей легли в основу творчества великого швейцарского педагога ^ Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, развитие нравственности. Им была выдвинута идея развивающего и воспитывающего обучения.

Выдающийся немецкий педагог ^ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) исследовал противоречия, присущие всем педагогическим явлениям, выступал против религиозного и сословного воспитания, считал, что воспитание должно способствовать гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

В CIC веке ^ Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) – основоположник русской педагогической науки в России,– принес мировую славу русской педагогике. Он считал необходимым переустройство всей системы образования и ее тесную связь с наукой. Его педагогические взгляды строились на принципах народности, воспитания в труде, самобытности русской педагогической науки. Рассматривал воспитание как всестороннее развитие человека. Он считал, что воспитанию необходимо уделять огромное внимание и ориентировал педагогов на учет индивидуальных особенностей ребенка. Каждый школьник должен найти деятельность по душе и осознать, что единственно достойная цель жизни человека – свободный творческий труд. По мнению К.Д. Ушинского, счастье – это реализация себя в такой деятельности.

^ Антон Семенович Макаренко (1888-1936) разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделял проблеме воспитания коллектива и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей".

^ Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Руководство учебно-воспитательной работой в школе «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», которые и сегодня сохраняют свою актуальность.

В 1980-1990-х гг. в России возникло направление педагогики сотрудничества. Ее представители – Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др. – в обучении и воспитании ставили акцент на развитии творческого потенциала ребенка, вере в него и сотрудничестве с ним.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

1. Основы педагогики iconТематический план изучения дисциплины Глава Предмет и задачи курса...
Основы специальной педагогики и психологии. — Спб.: Питер, 2005. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»)
1. Основы педагогики iconПрограмма курса «Основы специальной психологии и педагогики» предназначена...
Измайлова А. Б. Основы специальной психологии и педагогики: программа, методические рекомендации и материалы к курсу. – Владимир:...
1. Основы педагогики iconВопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Вопросы к экзамену (зачёту) по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены...
1. Основы педагогики iconЗакономерности и принципы воспитания. []
Возникновение науки педагогики. Предмет и задачи педагогики. Категории педагогики. [с. 4]
1. Основы педагогики iconТема: принципы социальной педагогики
Сущность понятия «принцип» и «правило» в науке. Назначение принципов педагогики и социальной педагогики (сравнительный анализ)
1. Основы педагогики iconОсновы общей
С 29 Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений / Под ред. В. А. Сластенина....
1. Основы педагогики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы коррекционной педагогики»
Принципы коррекционно – педагогической деятельности с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья
1. Основы педагогики iconСогласовано утверждаю
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
1. Основы педагогики icon4 дидактическая единица – Общие основы педагогики
Педагогика как наука отличается от житейского педагогического опыта тем, что … изучает передовой педагогический опыт
1. Основы педагогики iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине «Педагогика»
Становление и развитие педагогики как науки, место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница