Тема: Личность как деятельный субъект


Скачать 105.83 Kb.
НазваниеТема: Личность как деятельный субъект
Дата публикации28.06.2013
Размер105.83 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
СОЦИОЛОГИЯ ОТВЕТЫ-2
Тема: Личность как деятельный субъект

Ирвин Гоффман разработал концепцию драматургического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению рои так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не  только с ролевыми требованиями, но и с особенностями непосредственного социального окружения.

С позиций функционализма индивидуальное поведение больше зависит от ролевых ожиданий (экспектаций), чем от особенностей личности, ее самосознания, силы воли. Нормативно-ценностная система общества, социокультурные традиции и функциональная целесообразность в очень значительной степени ограничивают автономность и независимость личности в ее ролевом поведении.
Модели поведения, ориентированные на определенные статусы, называются ролями. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам. Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Согласно концепции «Зеркального Я» основой любого типа социального поведения является способность прогнозировать точку зрения других людей. Автор теории – Ч. Кули полагал, что люди преобразуют себя, свой мир путем участия в социальных интеракциях. «Зеркальное Я» – это постоянный ментальный процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и представляем себе, как другие люди видят нас.
Дж. Мид, разработавший концепцию символического интеракционизма, рассматривал социальную роль как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Процесс взаимодействия означает, что люди в пределах своих ролей всегда занимаются проверкой своих представлений о других ролях, а реакция окружающих подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.
Согласно Дж. Миду, представление человека о себе и своем «Я» начинает складываться на основе представлений других людей. Каждый индивид соотносит мнение о себе с мнением других людей и становится определенной личностью благодаря реакции на себя своего окружения.

В социологии выделяют следующие виды социальных ролей: институциональные, официально санкционированные обществом, опирающиеся на право и закон и конвенциональные (неинституциональные), зависящие от традиций, морали, общественного мнения. Роли «друга» и «брата» являются конвенциональными.
Согласно концепции Дж. Мида в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию ролевой игры, коллективной игры, «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль одного человека – «значимого другого».

Согласно концепции «Зеркального Я» основой любого типа социального поведения является способность прогнозировать точку зрения других людей. Автор теории – Ч. Кули полагал, что люди преобразуют себя, свой мир путем участия в социальных интеракциях. «Зеркальное Я» – это постоянный ментальный процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и представляем себе, как другие люди видят нас.
Понятие ролевой дистанции применимо ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутренне, когда человек устанавливает определенную дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью. При этом наблюдается минимальная идентификация личности с ролью.

^ Тема: Общность и личность

Тотальные институты – это место деятельности и пребывания большого количества людей, которые в течение достаточно долгого времени отрезаны от внешнего мира и совместно ведут затворническую жизнь, формы которой тщательно регламентированы. Тотальные институты также характеризует моральное и физическое принуждение, поскольку оно выступает как наиболее эффективное средство для искоренения ожиданий и привычек, связанных с существованием, которое велось прежде.
Социологи Р. Клутье и А. Рено выделили четыре иерархические структуры, которые осуществляют социализацию. Микросистема включает семью, друзей, мезосистема – вторичные группы членства. Экзосистема включает институты, которые не касаются индивида непосредственно, но участвуют в его социализации (например, институты управления образованием), макросистема – ценности и идеологию общества.
В зависимости от склонности к независимому, или конформному, поведению Э. Хаген выделил два типа личности: инновационный и авторитарный (конформный). Инновационную личность характеризует откровенность и терпимость к другим людям, одобрительное отношение к их оригинальности и стремление к новациям.
Понятие «социализация» относится к процессу, в ходе которого индивиды обучаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой. Они интериоризируют, то есть глубоко усваивают эти формы, включают их в свою личность.
Социализация – это процесс, который не поддается искусственному управлению, манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.

^ Тема: Понятие социального статуса. Виды статусов

Статусная несовместимость проявляется в том, что индивидуальные характеристики у индивида по одной шкале стратификации высокие, а по другой низкие. В современном обществе к основным шкалам стратификации относятся: образование, престиж, доходы, власть.


^ Тема: Понятие и критерии классификации социальных движений. Современные социальные движения
Сторонники теории депривации считают, что возникновению социальных движений способствует распространение массового убеждения среди определенных социальных групп в несправедливости распределения общественных благ. Оно отражает ощущение относительной депривации, то есть разрыва между тем, что они действительно имеют и тем, что, по их мнению, они заслуживают.
Социальные движения классифицируют по характеру целей. Одни ориентированы на инновации, требуют введения в жизнь новых норм, организационных преобразований, другие – противостоят нововведениям и стремятся затормозить или исключить из жизни уже проведенные изменения. При этом речь может идти о процессах объективных, вызванных научно-техническим прогрессом и др. На основе данного критерия движение антиглобалистов относят к консервативным.
Термин «утопия» используется для обозначения совершенного общества. Такое общество пытались описать многие выдающиеся мыслители. Особенно популярны утопические идеи были ХVIII–XIX веках. Существовало немало движений, которые основывались на концепции доброго, альтруистичного, кооперативного человека: коммуны Р. Оуэна, фаланги Ш. Фурье, различные религиозные общины.

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы.
К реформаторским можно отнести экологические и феминистские движения. Они выступают за крупномасштабные или частичные изменения в обществе.
Н. Смелзер классифицирует социальные движения в зависимости от характера и глубины социальных перемен, которые являются их целью, на реформаторские («ориентированные на нормы») и радикальные («ориентированные на ценности»). Последние стремятся к фундаментальным изменениям, многосторонним, охватывающим различные сферы социальной жизни. Крупнейшее политическое движение за гражданские права в США, требовавшее равноправия для негритянского населения страны, касалось фундаментальных ценностей общества.
Н. Смелзер классифицирует социальные движения в зависимости от характера и глубины социальных перемен, которые являются их целью, на радикальные («ориентированные на ценности») и реформаторские («ориентированные на нормы»). Последние стремятся к модификации утвердившихся способов поведения, норм жизни путем изменения норм, регулирующих правильное, ожидаемое поведение. Феминистское движение, выступающее против дискриминации женщин, является примером «ориентированного на нормы» движения.


^ Тема: Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса
Понятие прогресса имеет субъективную оценочную сторону. Главную роль в оценке каких-либо изменений как прогрессивных играет удовлетворенность социальных групп происходящими изменениями. В случае, если изменения имеют отрицательные последствия для группы, они, как правило, оцениваются как неправильные, регрессивные.
Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России соседствуют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия.
Категория «социальные изменения» конкретизируется различными моделями, классификациями и понятиями, отражающими многообразие социальных перемен.
Нелинейные модели описывали своеобразный круг, жизненный цикл той или иной социальной системы от «рождения» до «смерти» (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев).
Социальное движение может вырастать и организовываться с помощью следующих механизмов: агитация, групповая идентификация, использование ритуалов. Церемониальное поведение и ритуалы (митинги, парады, атрибутика) способствуют росту самооценки участников движения. Чувство личной значимости отождествляется с социальным движением как таковым.

Согласно Э. Тоффлеру основным ограничением прогресса в постиндустриальном обществе является биологическая природа человека. Развитие техники идет такими темпами, что биологическая природа человека не успевает адаптироваться к изменениям. Люди испытывают страх, «шок от будущего». Отсюда такие социальные девиации как вандализм, апатия, наркомания.


Теорию постиндустриального общества разработал американский социолог Д. Белл, основные положения этой теории развивали Г. Кан, З. Бжезинский, А. Тоффлер и другие.
Согласно этой теории общество в своем развитии проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Теория постиндустриального общества отражает современный этап развития ведущих капиталистических стран, где достижения НТР способствовали созданию высокоэффективной рыночной экономики, автоматизации производства и широчайшему развитию информационно-компьютерных технологий.
Основополагающим признаком социальной эволюции Э. Дюркгейм считал усложнение разделения труда в обществе. На этой основе формируется сложная социальная структура и отношения многосторонней функциональной зависимости между индивидами и группами, которые он определил как органическую солидарность.

Согласно Э. Тоффлеру основным ограничением прогресса в постиндустриальном обществе является биологическая природа человека. Развитие техники идет такими темпами, что биологическая природа человека не успевает адаптироваться к изменениям. Люди испытывают страх, «шок от будущего». Отсюда такие социальные девиации как вандализм, апатия, наркомания.

^ Тема: Культура как фактор социальных изменений
Согласно концепции культурной динамики П. Сорокина в современном европейском обществе доминирует чувственная культура.
С. Хантингтон считает, что социальные изменения в ХХI веке будут следствием столкновения цивилизаций. Цивилизационная модель С. Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и незападными цивилизациями. Страны Восточной Азии наращивают богатство, создавая основу для увеличения военного могущества и политического влияния. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.
Экологический подход стал популярным в последнее время. Его представители анализируют разнообразие форм культуры исходя из факторов окружающей среды. Культура понимается ими как средство адаптации к природным условиям. Форма и тип хозяйства, жилых построек, орудий труда, одежды и обычаев в значительной, если не в решающей, мере определяется климатом, географическим положением, флорой и фауной, другими объективными причинами.

Согласно концепции «культурной травмы», разработанной П. Штомпкой, риск и угрозу несут в себе уже сами социальные изменения, независимо от их содержания, поскольку всякая более или менее значительное изменение в социальной жизни бывает сопряжено с ломкой системы ценностей и ориентиров, переосмыслением норм и коллективной идентичности.
Идеология – это система идей и представлений, истолковывающих мир и направляющих человеческое поведение. Идеология всегда направляет, интегрирует и упорядочивает изменения в обществе. Каждый класс и каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающую идеологию.

Формами искажения пространственной преемственности являются релятивизм (некритичное отношение к иной культуре, преклонение перед ней) и этноцентризм (самолюбование собственной культурой, враждебность чужим культурам, противопоставление им).
Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства другой. Согласно А. Креберу, аккультурация заключает в себе изменения, на основе которых формируется «одинаковость» обеих культур. Распространение в разных странах мира сходных демократических процедур формирования власти путем голосования и выборов – это проявление аккультурации.
В состав политической культуры включается вся совокупность индивидуальных и групповых ценностных ориентаций и образцов поведения. Политической культуре россиян присущи правовой нигилизм, ограниченность личных притязаний на власть, предрасположенность к политическому конформизму.

Интерес к социальным изменениям был следствием осознания социальных последствий индустриализации для европейского общества. Таким образом, теория социальных изменений была направлена на изучение капиталистического или индустриального развития.
Воздействие идей и систем верований на социальную деятельность М. Вебер считал основной причиной модернизации. Утверждение капитализма в Европе он связывал с влиянием протестантизма, в частности, протестантской трудовой этики.


^ Тема: Понятие и формы существования культуры
Дж. Мердок предложил концепцию культурных универсалий. Его модель содержала около 50 культурных черт, аккумулирующих общие, присущие всем культурам элементы. Например, обычай украшать себя, ритуалы и празднества, система родства.
Вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей, элите, называется элитарной.
Интегрирующая функция культуры связана с созданием системы значений, ценностей и норм как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Ценности–средства носят название инструментальных, они свидетельствуют о приоритетности для индивида определенных типов поведения, ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей. К ним можно отнести, например, образованность и ответственность.
Носителем смыслов культуры и основным средством общения служит язык. Это естественный и общедоступный способ представления человеком своего внутреннего и внешнего мира, включая мир правил и образцов, целей и высших смыслов деятельности – ценностей, норм, знаний и верований.

Дж. Мердок выделил семь базовых фундаментальных характеристик культуры. Одна из них заключается в том, что культура обеспечивает удовлетворение и базисных биологических потребностей, и, возникающих на их основе вторичных потребностей. Элементы культуры – это проверенные привычные способы удовлетворения человеком своих побуждений во взаимодействии с внешним миром.

Похожие:

Тема: Личность как деятельный субъект iconТема: Личность как деятельный субъект

Тема: Личность как деятельный субъект iconЗадания
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Тема: Личность как деятельный субъект icon8 личность в системе социальных связей
Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального развития //спн. 1992 — №4 — 5
Тема: Личность как деятельный субъект iconЛичность как субъект и объект политических отношений
Понятия “субъект” и “объект” – философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием...
Тема: Личность как деятельный субъект icon2. Личность работника как субъект и объект управления. Личность
Менеджмент – вид человеческой деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления
Тема: Личность как деятельный субъект icon1. Понятие мировоззрения. Ф. как деятельность и как теоретическая форма мировоззрения
Мировоззрение это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект Мировоззрения личность, соц группа...
Тема: Личность как деятельный субъект iconИ. В. Настин символическая деятельность и её субъект
Что такое миф. Базовые фильтры сознания. Противоречия как атрибут «живого» мифа. Какая личность является полноценной. Признаки современного...
Тема: Личность как деятельный субъект iconЧеловек Индивид Индивидуальность Личность
Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры
Тема: Личность как деятельный субъект iconТема: Семья как субъект психологической помощи в образовании
Как показывают последние исследования, в результате резкой смены модели общественной жизни, деформации, неопределенности и даже частичной...
Тема: Личность как деятельный субъект icon30. Проблемы бытия в истории философии
Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница