Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури


НазваниеВопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури
страница1/6
Дата публикации18.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
ВОПРОСЫ 2 МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ по истории Украины:

1. Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури.

Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури.

Черняховская культура, занимает лесостепную и степную зоны правобережной Украины и лесостепную - левобережной, Молдову, часть Юго-Восточной Польши и частично Трансильванию и Румынию. Названа по могильнику у с.Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному Хвойкой В.В. в 1889-1901. Датируется III-V вв. Известно много неукреплённых поселений Черняховской культуры. Открыты три городища. На поселениях обнаружены наземные жилища и полуземлянки, имеющие обычно открытые очаги и реже - печи. У домов - хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 м. Жители занимались земледелием и скотоводством. Найдено много земледельческих орудий труда - железные наконечники пахотных орудий, серпы, косы. Высокое развитие получил ряд ремёсел - железоделательное, кузнечное, бронзолитейное и гончарное. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешты (Молдова) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной на большинстве поселений. Разнообразием форм отличалась столовая гончарная посуда (вазы с тремя ручками, кувшины, миски, кружки). О развитии внешней торговли свидетельствуют находки амфор, краснолаковой керамики и стеклянной посуды, представленной двумя видами кубков - цилиндрических и конических. Импорт поступал из греческих городов Северного Причерноморья и римских провинций. Во внутренней торговле использовалась римская монета (обнаружено более 1000 монетных кладов). Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками с трупосожжениями и трупоположениями. В инвентаре погребений - керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни. Исследователи полагают, что в формировании Черняховской культуры участвовали различные этнические группы населения (даки, сарматы, германцы, поздние скифы, анты и славяне) . Вторжение гуннов привело к упадку и исчезновению культуры.

^ 2. Давньоруське місто, розвиток ремесла та торгівлі.

Город- центр ремесла и торговли. Город стал также политиче­ским, религиозным и культурным центром. Укрепленный валами, он структурно делился на детинец и по­сад. Процесс зарождения городов на Руси начался еще в третьей четверти I ты­сячелетия н. э. К этому времени отно­сятся древнейшие городки в Киеве, Зимнем в Волынской, Пастырском в Черкасской областях и др. Древнерусские города были доволь­но густо заселены.Основной контингент населения древнерусских городов составляли ре­месленники. В пределах княжеских и боярских феодальных хозяйств, а также на посадах трудились кузнецы, гончары, стеклоделы, ювелиры, ору­жейники, резчики по кости, сапож­ники, ремесленники других специаль­ностей, которых известно на Руси более 60 Изделия изготовляли в специальных мастерских. Городские ремесленники объединя­лись в корпорации. В Киеве наличие таких объединений гончаров и коже­мяк, возможно, засвидетельствовано в названиях подольских урочищ, сох­ранившихся до наших дней. В Вышгороде известны объединения город-пиков — строителей укреплений — и гончаров, о чем говорит существова­ние отдельного гончарного района. Объединение кузнецов в Переяславе засвидетельствовано в названии го­родских ворот. Вторую по количеству категорию городского населения составляли тор­говцы. Рынки, торги были принад­лежностью каждого города. На торгах строились церкви в честь святых — покровите­лей торговли. Многолюд­ные торги представляли собой также центры общественной жизни городов. Согласно «Русской правде» на тор­гах официально объявлялось о кра­жах и пропажах, оглашались распо­ряжения и приказы князя. Рынки прежде всего были местами купли и продажи. Здесь про­давалось и покупалось все, что выра­батывалось на месте и привозилось из других городов и стран, начиная с продуктов питания и предметов до­машнего обихода и кончая драгоцен­ностями отечественного и иностран­ного производства. В больших горо­дах на торгах для определенных то­варов существовали специально вы­деленные места, так называемые торговые ряды. Главным городом Руси был Киев, где жил великий князь и раз­мещались органы верховной государ­ственной власти. Такие города, как Новгород, Чернигов, Переяслав, Вла­димир, Галич, Ростов, Смоленск, представляли собой центры отдель­ных княжеств, где сидели вассалы великого киевского князя и находил­ся административный аппарат кня­жеств. Более мелкие являлись цен­трами боярских вотчин, церковного землевладения.В городах, как правило, находи­лось много феодальных усадеб, при­надлежавших князьям и боярам.. Рядом с кня­жескими размещались боярские дво­ры. Как правило, это были большие усадьбы, в состав которых входили жилые хоромы, хозяйствен­ные помещения, дома дворовых лю­дей и челяди. Княжеские и боярские дворы в городах имели значительные укрепления. В больших городах, как правило, существовало по нескольку монасты­рей и церквей, имевших многочис­ленную армию служителей культа. В частности, в Киеве в Х — XIII вв. было 10 монастырей, среди них са­мый большой на Руси — Киево-Печерский, в Галиче — пять, Черни­гове — три, Переяславе — два, во Владимире-Волынском — один. Социальный состав городского на­селения в Древней Руси был чрезвы­чайно пестрым. Оно делилось на две основ­ные группы — городские низы и го­родскую аристократию. Таким образом, древнерусские го­рода представляли собой сложные со­циальные организмы, где сосредото­чивались высшие материальные и ду­ховные ценности народа и со всей остротой проявлялись непримиримые классовые противоречия феодально­го общества.

^ 3. Давньоруське село, сільське господарство, князівсько-боярське землеволодіння, вотчина та повинності

Древ­нерусское село не имело определен­ной планировочной структуры: каж­дый крестьянский двор располагался отдельно. Житель древнерусского села — кре­стьянин-смерд — был самостоятель­ным производителем, имевшим все необходимое для ведения собствен­ного хозяйства. Учитывая размеры крестьянских жилищ, можно предпо­лагать, что. семья смерда состояла в среднем из шести-семи человек. Ей принадлежали кроме жилища хо­зяйственные постройки, скот, пахот­ные орудия, орудия для сбора уро­жая, предметы домашнего обихода и т. п..Для крестьянского хозяйства боль­шое значение имели промыслы, яв­лявшиеся дополнительным источни­ком существования. Кроме того, про­дуктами промыслов крестьяне в зна­чительной мере выплачивали госу­дарству и феодалам дань. Площадь пахотной земли смерда зависела от многих факторов: от об­щей площади, пригодной для обра­ботки земли в данной местности, на­личия здесь феодального хозяйства и земли, обрабатывавшейся в этом хозяйстве, от производственной воз­можности крестьянского хозяйства и т.п., основным фактором была производительность орудий, которы­ми пользовались смерды (рало и плуг). Со всей пахотной земли, обрабаты­вавшейся отдельным крестьянским хозяйством, при тогдашней агротех­нике можно было собрать ежегодно около 300 пудов зерна озимых и яровых культур.

^ Сельское хозяйство. Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство, имевшее древние традиции и достигшее высокого уров­ня развития. Особенно успешно раз­вивалось земледелие, уровень кото­рого определялся качеством обработ­ки почвы и системой севооборота. / К зерновым культурам, которые выращивались на Руси, при­надлежали рожь, пшеница, просо, ячмень и овес. Каждое из растений культивировалось там, где были наи­более благоприятные для него клима­тические условия. Простейшим и древнейшим спосо­бом восстановления плодородия поч­вы естественным путем, применяемым в лесостепных районах, была пере­ложная система земледелия. Такая система появилась у восточных сла­вян этого края, наверное, в первой половине I тысячелетия н.э. В лесных районах Руси земледелие было подсечным, или огневым. Природные условия страны были благоприятными для развития живот­новодства. Для пастбищ с весны до осени использовались поймы, луга, степные просторы, леса, переложные земли и толоки. Зимой скот кормили сеном и продуктами земледелия. Важной вспомогательной отраслью хозяйства в Киевской Руси была охота. В лесах и в степях водились ди­кие звери и птицы, имевшие промы­словое значение. Значение охоты состояло также и в том, что она давала сырье для реали­зации на внутреннем и внешнем рынках. Значительное место в хозяйстве принадлежало и, такому промыслу, как рыболовство. Место пчеловодства в Киевской Руси определялось той особой ролью, какую играл мед и воск в питании и в быту, а также во внутренней и внеш­ней торговле. Основным видом пче­ловодства было бортничество, улейное пчеловодство.

Феодальное землевладение. Феодаль­ная земельная собственность на Руси засвидетельствована письменными источниками начиная с IX в. Феода­лы были связаны между собой систе­мой вассальных отношений, основан­ных на иерархической структуре фе­одального землевладения. «Великий князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и бояре владели княжествами и зем­лями, а также городами — Черниго­вом, Переяславом, Полоцком и др. Более мелкие феодалы, в свою оче­редь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами. Низшую сту­пень этой иерархической лестницы за­нимали производители — крестьяне, объединенные в сельские территори­альные общины. На­следники княжеского рода и много­численные представители боярского сословия владели в XI—XII вв. боль­шими земельными угодьями, городами и селами. Особенно много княже­ских и боярских владений существо­вало вблизи таких больших древне­русских городов, как Киев, Чернигов, Галич и др. Вблизи Киева были расположены, например, княжеские города Вышгород, Белгород, Ва­сильев, по наследству переходившие от одного киевского князя к дру­гому. Особенно развитым боярское зем­леделие было в Галицкой земле.

^ Феодальная вотчина. Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству (отсюда и происхождение названия от древнерусского слова "отчина", то есть отцовская собственность), продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX-XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре - наследники прежней родоплеменной верхушки В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества (княжеские столы — престолы), которые унаследовались князем от его отца.

^ Феодальные повинности. При феода­лизме земля, находившаяся у ее вла­дельцев, была главным средством производства. Земельная собствен­ность составляла экономическую ос­нову получения феодалами земельной ренты от зависимых крестьян. За пользование землей крестьянин обя­зан был определенное время рабо­тать в хозяйстве феодала или отда­вать ему часть продуктов, произве­денных в собственном хозяйстве, или платить деньгами. Смерд испытывал еще и внеэкономическое принужде­ние, поскольку феодал имел над ним неограниченную власть. Основным источником обогащения класса феодалов в Киевской Руси была дань — продуктовая (натураль­ная) рента. К. Маркс определил три формы феодальной ренты — отработочную, продуктовую и денежную. Характерной чертой феодальных отношений в Киевской Руси было господство с самого начала натураль­ной формы земельной ренты, базиро­вавшейся на общинной собственности на землю. Развитие феодализма в древней Ру­си на начальном этапе сопровожда­лось использованием рабского труда. . Они работали в качестве прислуги при дворах и могли быть проданы на внешнем рын­ке. Со второй половины XI в. по от­ношению к этой категории населения стал применяться термин «холопы». В XII—XIII вв. положение холопов несколько улучшилось. В своем пра­вовом статусе они сблизились с фео­дально зависимым крестьянством.

4. Дружина, військо, військове мистецтво та полководці Давньої Русі.
5. Зарубинецька культура. Розселення давніх слов’ян.

^ ЗАРУБИНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура, распространенная на терр. Среднего и отчасти Верх. Приднепровья ок. 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. Большинство исследователей считает ее древнеславянской. Названа по могильнику у с. Зарубинцы Переяславль-Хмельницкого р-на Киевской обл., обнаруженному В. В. Хвойкой в 1899. Для З. к. характерны бескурганные могильники с трупосожжением. Отд. трупоположения встречены лишь в двух пунктах (Корчеватое, Велемичи). Небольшие поселения со следами наземных или несколько углубленных в землю жилищ часто расположены на высоких и труднодоступных местах. Осн. занятие - земледелие и скотоводство, широко практиковались также охота и рыбная ловля. Орудия труда выделывались из железа. Из бронзы делали различные украшения: застежки, булавки, браслеты, кольца и т. д. Изготовлялись лепные глиняные сосуды. Обществ. строй - родовой. Наиболее изученные могильники З. к. - Корчеватовский, Чаплинский, Велемичский, поселение - Чаплинское городище. З. к. развивалась под влиянием латенской культуры. На З. она граничила с пшеворской культурой, к-рая, как полагают, принадлежала древним зап.-слав. племенам.

^ Расселение давних славян.Одним из основных районов коло­низации зарубинецкими племенами было междуречье Десны, Сейма и Сожа, куда они начали массовый вы­ход в I—II вв. н. э.

В Нижнее Подесенье зарубинецкие племена проникли еще до начала на­шей эры, о чем свидетельствуют по­гребальные памятники в селах Пуховцы и Погребы и ряд поселений в районе Чернигова. Большая группа зарубинецких поселений обнаружена и в районе нижнего течения Сейма. Аналогичные памятники известны на Левобережье Верхнего Поднепровья, по течению Сожа и Ипути. Черты ма­териальной культуры деснинской позднезарубинецкой группы памят­ников сложились не на Десне, а еще в Среднем Поднепровье, откуда они были перенесены на Среднюю и Верхнюю Десну в сформированном виде. Предыдущие юхновские эле­менты в деснинской зарубинецкой группе представлены очень слабо. Это свидетельствует о том, что поднепровские славяне быстро ассими­лировали, а частично и вытеснили в данном районе местное балтское на­селение. Одновременно с колонизацией Подесенья зарубинецкие племена стали продвигаться вверх по течению Днеп­ра. Они достигли устья Березины, а местами — и современной Смоленщины. В Верхнем Поднепровье зарубинецкое население встретилось с носи­телями так называемой милоградской культуры. Миграция сюда славян проходила постепенно. . В последнее время славянские древ­ности найдены и на среднем течении Южного Буга, что свидетельствует о расселении славян в юго-западном направлении. Здесь известны не­сколько десятков зарубинецких посе­лений первых веков нашей эры. Во II в. н. э. зарубинецкая куль­тура прекратила свое существование, но население, оставившее памятники этой культуры, продолжало разви­ваться в новых исторических усло­виях.

^ 6. Найдавніші писемні джерела про слов’ян. Історіографія проблеми походження слов’ян.

Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, под именем венедов. Впервые этот этноним встречается в Естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания  Геродотом племени энетов, обитавших на северном побережье Адриатического моря. К концу I в. н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя - венеды. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжениями славян в пределы Восточно-Римской империи (VI-VII вв.). Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь между славянами и венедами античных писателей. По Иордану, венеды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. Информацию о жизни и быте восточных славян дают нам не только византийские авторы, содержится она и  географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX - X вв.: Ибн-Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др. О славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь в виду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они неполны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследовании истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно недостаточно.  Большинство современных славяноведов придерживаются мнения, что решение вопроса о происхождении и древних судьбах славян будет достигнуто на путях тесного содружества различных областей науки-лингвистики, истории, археологии, филологии, этнографии, антропологии. К настоящему времени именно так проводятся исследования по этой проблеме. В результате чего современные ученые могут свидетельствовать о том, что в истории славянства существовал так называемый период единого славянства, или иначе «праславянский» период, который лежит за пределами письменной историй. И здесь лишь археология и сравнительное языкознание дают нам некоторые представления о нем. 
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури icon1. Поняття культури в соціології Для різнобічного розуміння поведінки...
Особливо це актуально в соціальному аспекті. Це пояснюється тим, що розвиток будь-якого суспільства, його складових елементів, в...
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconКурс «Политология» Вопросы итогового модульного контроля для иностранных студентов (60 вопросов)
Аристотель утверждал, что человек по своей природе является существом политическим, так как он
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconНе виникнення та розвиток нотаріату
Конституція України. Закон України “Про внесення змін до Конституції України”. Текст відповідає офіційному. – К.: Школа, 2005
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconГрафик сдачи итогового модульного контроля №1 ІІ медицинский факультет

Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconУчебное пособие для иностранных студентов Утверждено Ученым Советом хнму
Учебное пособие предназначено для иностранных студентов, изучающих курс «История Украины». Его цель оказание методической помощи...
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconПлани семінарських занять заняття 1: Запровадження християнства у...
Світорозуміння людини доби Київської Русі та особливості християнського світогляду
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconПитання для підготовки до модуль-контролю №1
Загальна характеристика періоду розкладу первіснообщинного ладу. Виникнення держави та її сутність. Виникнення права
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури icon«Соціально-економічний розвиток срср»
Особливості розвитку радянської економіки в повоєнні роки. Відбудова І розвиток промисловості
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconСтатья Определение основных терминов
Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов...
Вопросы 2 модульного контроля по истории Украины: Виникнення та розвиток племен Черняхівської культури iconМіністерство культури україни луганський державний інститут культури...
Аблеев С. Р., Скамницкая Г. П. Введение в историю философии. М., 2004, стор. 7-23
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница