Примерный перечень вопросов


Скачать 115.97 Kb.
НазваниеПримерный перечень вопросов
Дата публикации20.03.2013
Размер115.97 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Примерный перечень вопросов
ДЕ1: Структурная, методологическая и историческая панорама естественнонаучного познания мира.

  1. Предмет курса «Концепции современного естествознания».

Знать: ключевые понятия предмета КСЕ.

  1. Естествознание и его роль в интеллектуальной сфере культуры.

Знать: структурные уровни (сегменты) интеллектуальной сферы культуры; отличия гуманитарно-художественной культуры от научно-технической; отличительные признаки псевдонауки.

  1. Ключевые понятия научного метода.

Знать: уровни научного познания (эмпирический, теоретический); определение методов познания; модели развития науки; научные картины мира.

  1. История естествознания.

Знать: основные концептуальные программы и основные концепции от эпохи античной натурфилософии до эпохи современного естествознания; развитие представления о материи, движении и взаимодействии.

  1. Панорама и структура современного общего естествознания.

Знать: процессы интеграции и дифференциации наук; концептуальные программы физики, химии и биологии современного естествознания; основные сегменты Мира (Универсума).

  1. Феноменология современного общего естествознания.

Знать: основные (интегрирующие) понятия общего естествознания; интегративность, целостность и иерархичность природы; основные идеи общего естествознания.

Уметь: видеть в природном объекте характерные свойства систем.

  1. Трансдисциплинарные стратегии естественнонаучного мышения.

Знать: основные идеи классической, неклассической и постнеклассической стратегий естественнонаучного мышления.

  1. Трансдисциплинарные концепции естественнонаучного мышления.

Знать: концепции моделирования и экспериментальной достоверности в естественнонаучной культуре.
ДЕ2: Физические концепции познания мира.

  1. Физика к контексте интеллектуальной культуры.

Знать: предмет физики, включая астрофизику и космологию; физические картины мира: механическую, электромагнитную, квантово-полевую и современную и их кооперативное взаимодействие с физическими исследовательскими программами и трансдисциплинарными стратегиями и концепциями естественнонаучного и общенаучного мышления.

  1. Корпускулярно-волновая концепция материи.

Знать: корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи; современное понятие состояния в квантовой механике и его всеобщность на всех структурных уровнях материи.

  1. Структурные уровни организации материи в рамках современной физики.

Знать: масштабные уровни материи и критерии подразделения на гипермир, мегамир, макромир, микромир и гипомир; структуры микро-, макро- и мегамира; полевые формы материи и их взаимосвязь со структурными масштабными уровнями.

  1. Фундаментальные взаимодействия и концепции их объединения в современной физической исследовательской программе – единой теории поля.

Знать: представления о взаимодействии в физических картинах мира; принципы дальнодействия и близкодействия; характеристики фундаментальных взаимодействий; полевой и квантово-полевой механизмы передачи взаимодействия; частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий.

Уметь: выбрать среди предложенных объекты, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия.

  1. Общие представления о систематике элементарных частиц. Фундаментальные микрочастицы.

Знать: в рамках структуры микромира о многообразии элементарных частиц; классы фундаментальных микрочастиц.

  1. Принципы симметрии, законы сохранения.

Знать: понятие симметрии в естествознании; симметрии пространства и времени; теорему Нётер о взаимодействии симметрии с законами сохранения; законы сохранения энергии, импульса, момента импульса и соответствующие симметрии пространства, времени; иметь представление об эволюции как цепочке нарушения симметрии (дисимметрии, творящей явление).

  1. Эволюция принципов относительности и дополняющих их постулатов.

Знать: принципы относительности и дополняющие их постулаты в классической механике, специальной и общей теориях относительности.

  1. Концепция пространственно-временных отношений в природе.

Знать: историю развития представлений о пространстве и времени; взаимосвязь между пространством, временем, материей и её движением; эволюция геометрии пространства-времени; основные релятивистские эффекты.

  1. Концепции квантовой механики.

Знать: абстрактно-математическое обоснование корпускулярно-волнового дуализма в формулах М. Планка и Л. де-Бройля; соотношение неопределенностей В. Гейзенберга: координата-импульс, энергия-время; принцип дополнительности в узком (квантовомеханическом) смысле; описание состояния в квантовой механике; статистический характер квантового описания природы; принципы суперпозиции состояний.

^ Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

  1. Процессы в микромире.

Знать: взаимопревращения элементарных частиц, основные законы природы, определяющие возможность и ход процессов в микромире, явление естественной радиоактивности, её вероятный характер; основные виды радиоактивного распада; цепной характер деления ядер урана; термоядерные реакции, необходимые для них условия; звезды как естественные термоядерные реакторы; понятие дефекта массы; относительные величины энергий реакций ядерного синтеза, деления ядер, химических процессов (в сравнении).

  1. Общенаучный смысл принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты.

^ Знать: общенаучную формулировку основных методологических принципов физики; примеры их проявления в широком смысле.

Уметь: применять методологию принципов неопределенности, дополнительности, соответствия и простоты при анализе конкретных положений, примеров.

  1. Динамические и статистические закономерности в природе.

Знать: сущность динамических теорий как детерминистского описания природы, их примеры; статистические теории, описывающие системы с хаосом и беспорядком, их основные понятия и примеры; фундаментальный характер статистических закономерностей (или теорий).

  1. Основные характеристики (макропараметры) равновесного теплового макросостояния и его термодинамическое описание на основе начал (законов) равновесной термодинамики.

Знать: предмет термодинамики; физический смысл макропараметров равновесного теплового макросостояния; нулевое, первое второе и третье начала термодинамики; многогранный смысл энтропии; соотношение неопределенностей Эйнштейна.

^ Иметь представление: о неравновесной термодинамике диссипативных структур.

Уметь: применять знания по теме при анализе конкретных положений, примеров.

  1. Статистсические законы макросостояния. Броуновское движение. Энтропия как мера беспорядка.

Знать: фундаментальность статистической физики; броуновское движение как пример хаоса; статистический смысл энтропии.

  1. Структурные уровни материи в мегамире в рамках выделения космических тел и диффузной материи. Эволюция представлений о мегамире в рамках геоцентрической, гелиоцентрической и космоцентрической (космологической) картины мира. «Древо» эволюции мира на основе концепции стрел времени.

Знать: предмет космологии и астрофизики; основные вехи развития натурфилософских и научных космологических представлений (космогонические и космологические модели Аристотеля, Птоломея, Коперника, Эйнштейна, Фридмана, модель «Большого взрыва»).

  1. Эволюция Вселенной в рамках стандартной теории «Большого взрыва». Модели и геометрия Вселенной.

Знать: основные этапы космической шкалы времени вплоть до образования солнечно-планетной системы; основные наблюдаемые свойства Вселенной (однородность в больших масштабах, красное смещение в спектрах далеких галактик, интерпретируемое как эффект Доплера, возникающий вследствие разбегания галактик, закон и постоянная Хаббла); расширение Вселенной; возраст Вселенной – понятия, методы оценки, современная оценка.

  1. Модель галактики – Млечный путь и метагалактики.

  2. Основные виды звезд и их эволюция.

  3. Модель Солнечной системы.

  4. Основные случайные задержки на пути развития Вселенной.


ДЕ3: Химическая концепция познания мира

  1. Химия в контексте интеллектуальной культуры. Химические модели вещества и типология молекул. Структурные уровни материи в рамках современной химии. Химические системы.

Знать: предмет химии; эволюцию химических моделей вещества; структурную иерархию объектов химии; понятия: «химический элемент», «атом», «изотоп», «молекула», «вещество», «химическая формула», «химическая реакция» .

^ Иметь представление: о мономерах, полимерах, катализаторах, биокатализаторах, качественном и количественном составе вещества, о строении атома, о периодическом законе и периодической системе, о типах химических связей.

  1. Историческая последовательность становления основных концептуально-конструктивных уровней современной химии: учения о составе, структурной химии, учения о химических процессах, эволюционной химии.

  2. Реакционная способность веществ.

Знать: понятия о химических, экзо-, эндотермических процессах, химической кинетике, энергии активации, катализе, автокатализе; свойства катализаторов; влияние различных факторов на скорость химических реакций, закон действующих масс, правило Вант-Гоффа; состояние равновесия и условия его смещения; принцип Ле-Шателье.

  1. Субстратный и функциональный подходы к проблеме самоорганизации предбиологических систем в эволюционной химии.

^ Знать: основные органогены; особенности атома углерода как органогена № 1.

Иметь представление: иметь представление об автоволновых реакциях Белоусова-Жаботинского, о кооперативном (синергетическом) взаимодействии концепции биогенеза (Луи Пастер), неравновесной термодинамики диссипативных структур (И.Пригожин) и теории саморазвития элементарных каталитических систем (А.П.Руденко и др.).
ДЕ4: Геологическая концепция развития и строения Земли.

33. Геохронологическая история Земли.

^ Знать: понятия о геологических эрах и периодах, связь границ между эрами с геологическими и палеонтологическими изменениями.

Иметь представление: о теории катастроф и теории геологического эволюционизма.

  1. Структурные уровни организации материи в рамках геосфер Земли.

Знать: внутреннее строение и историю геологического развития Земли; основные структурные уровни геосферного строения и их внутреннюю дифференциацию по свойствам и химическому составу: атмосфера, гидросфера, педосфера, литосфера, баросфера; отличие Земли от других планет земной группы; методы определения внутреннего строения и возраста Земли; концепции развития геосферных оболочек и тектонику литосферных плит; структуру и химический состав атмосферы.

  1. Эндогенные и экзогенные геодинамические процессы.

Знать: классификацию эндогенных и экзогенных геодинамических процессах и из влияние на геолого-экологические катастрофы и кризисы.
ДЕ5: Эволюционная концепция биологического уровня организации материи.

  1. Биология в контексте интеллектуальной культуры.

Знать: предмет биологии; классификацию образов биологии: натуралистический, физико-химический, эволюционный; фундаментальные признаки живого; основные идеи биологии в контексте культуры.

^ Иметь представление: о натуралистической классификации, о физико-химической классификации крупных систематических групп, живых организмов по типу питания на основе иерархического соподчинения таксонов.

  1. Структурные уровни биологической организации материи.

Знать: основные структурные уровни биологической организации материи: биосферный (биогеоценотический), популяционно-видовой, онтогенетический и молекулярно-генетический; понятие о системных образованиях, входящих в структурные уровни.

  1. Генетика и эволюция.

Знать: предмет генетики, законы Г.Менделя, генетику пола и закон Т.Моргана; ключевые понятия генетики; Важнейшие биополимеры – белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, их функции; аминокислоты и нуклеотиды как мономеры биополимеров; принцип комплементарности, комлементарные пары азотистых оснований; процессы редупликации, транскрипции, трансляции; генетический код, его свойства; геном человека; основные аксиомы биологии.

^ Иметь представление: о генной инженерии.

  1. Основные гипотезы (теории) происхождения живого.

Знать: культурно-историческую последовательность возникновения и развития основных гипотез (теорий) происхождения живого: креационизм, постоянное самозарождение, стационарное состояние, гипотезу панспермии, биохимическую эволюцию; предпосылки и этапы возникновения жизни в рамках естественнонаучной концепции; методологические подходы в вопросе происхождения жизни: голобиоз, генобиоз.

  1. Синтетическая теория эволюции биологических структур материи.

Знать: эволюционную концепцию Ж.Ламарка, теорию эволюции Ч.Дарвина; синтетическую теорию эволюции, её основные положения об элементарных единицах, материале явления, факторах; микро-, макроэволюции; основные атрибуты эволюции: самопроизвольность, необратимость, направленность; формы отбора.

  1. Человек как особый уровень организации материи.

Знать: основные понятия, характеризующие развитие и системы регуляции живого организма как открытой физико-химической системы; функции и основные физико-химические процессы «органов» клетки; биоритмы; функциональные различия лево- и правополушарного мышления.

^ Иметь представление: о формах психической деятельности, о «целостном» поле сознания, о принципиальном отличии сознательной функции человеческого мозга ; об эмоциях, сознании, внимании, памяти и мышлении.
ДЕ6: Человек и природа.

  1. Концепция биосферы.

Знать: биосферу как экосистему высшего ранга; состав и границы биосферы; вещество живое, косное, биогенное, биокосное; геохимические функции живого вещества; основные свойства биосферы по В.И.Вернадскому.

^ Иметь представление: о биогенезе и ноогенезе.

  1. Концепция ноосферы.

Иметь представление: о ноосфере как области взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития; об эволюции понятия «ноосфера» в трудах Э.Леруа, П. Тейара де Шардена и В.И.Вернадского.

  1. Концепция экологии.

^ Иметь представление: о предметных основаниях экологии: биоэкологии и глобальной экологии; о структуре экосистемы, видах природных экосистем и принципах функционирования; законах экологии Б.Коммонера.

Знать: понятие пищевых цепей, пирамид, направления энергетических потоков в экосистемах; понятие экологического кризиса, глобального экологического кризиса, основные направления преодоления в социокультурных принципах ноосферы и устойчивого развития.

Уметь: различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; определять вид загрязнения окружающей среды (ингредиентное, физическое, деструктивное), оценивать его возможные последствия.

  1. Феномен человека как существа трехстороннего – «биосоциокультурного».

Знать: понятия индивида, индивидуальности и личности в биосоциокультурной модели человека (М.С.Коган); современные представления о здоровье и валеологии.

^ Иметь представление: о гуманистических позициях биоэтики и социальной этики.
ДЕ7: Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека.

  1. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания.

^ Иметь представление: о двухстороннем взаимодействии антропного принципа и принципа глобального эволюционизма; о биосферном и ноосферном подходах к эволюции человека и природы; о синергетике – теории самоорганизации; о самоорганизации в природных системах и необходимых условиях самоорганизации; о предметных основах синергетики: основных идеях синергетики Г.Хакена, неравновесной термодинамики диссипативных систем и структур И.Пригожина, о нелинейной динамике.

  1. На эволюционно-диалектическом пути к целостной культуре информационно-образовательной цивилизации.

Иметь представление: о социально-экологической синергетике развития цивилизации в концепциях рынка, стратегии, безопасности и устойчивого развития.

Уметь: выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; заботиться о качестве как способности к сохранению и развитию биосоциокультурной сущности человека на основе основополагающей концепции коэволюции природных систем и человека.

Похожие:

Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов к
Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине Гражданское право (общая часть)
Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов для подготовки к экзамену студентов очной формы обучения
Перечень и характеристика таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации
Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Информатика»

Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов к зачету по курсу «финансы»

Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Социальная политика в образовании»

Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Эстетика» для студентов факультета филологии

Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов
Обоснование необходимости определения государственных мер по противодействию преступности
Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов
Организация финансов предприятий в рыночных условиях. Финансовый механизм предприятия
Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов
Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности органов российского государства
Примерный перечень вопросов iconПримерный перечень вопросов по предмету
Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени и по кругу лиц
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница