17. украинская культура


Скачать 86.07 Kb.
Название17. украинская культура
Дата публикации20.07.2013
Размер86.07 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы

ТЕМА 17. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.




  1. Национальное возрождение и украинская культура.

2. Просвещение и наука в первой половине XIX в.

3. Новая украинская литература.

4. Художественная культура Украины в первой половине XIX в.


1. Национальное возрождение и развитие украинской культуры.

С конца XVIII ст. на украинских землях начинается процесс национального возрождения, под которым следует понимать закономерный этап национального движения, когда пробуждается национальное самосознание, активизируется национально-духовная жизнь и развивается самобытная культура народов. На начальном этапе украинского возрождения главным носителем национальной идеи были представители бывшей казацко-старшинской элиты, которые дали целую плеяду украинских интеллектуалов и « эпохи войсковых канцеляристов» ( О. Прицак). Борьба за возвращение автономизма Надднепровских территорий была связана с возрастанием интереса к историческому прошлому народа, возвращении к жизни его культурного наследия. В среде патриотической элиты развертывается активная деятельность по коллекционированию редких документов, антиквариата, старательно сохраняются родовые архивы. Важными центрами сохранения национально-культурного наследия украинцев были т.н. « семейные гнезда» Капнистов, Марковичей, Полетиков, Трощинских и др., где вместе с высокой европейской культурой органично сплетались важнейшие элементы традиционной украинской культуры ( народный театр, музыка, бытовая этнографичная калористика бытовых аксессуаров). Представители этой среды на рубеже веков заложили основательный фундамент украиноведения. Я. Маркович, В. рубан, Т. Калинский, М. Берлинский, А. Шафонский и др. подготовили ряд научных трудов по географии, экономике и статистике Надднепровской Украины. Ф. Гуманский, В. Рубан, А. Безбородко опубликовали ценнейшие памятники казацко-старшинского летописания. В этой среде возникает и распространяется в десятков списков первый обобщающий очерк украинского народа – знаменитая « История русов», которая оказала глубокое влияние на формирование исторического сознания украинцев в первой половине XIX в.

Другим знаковым явлением начального этапа стало возникновение новой украинской литературы. « Энеида» И.П. Котяровского стала не только жанровым открытием в литературе, но и первой зрелой попыткой закрепления украинского этнического языка в художественно- литературной форме. Следом за ним активизировались научные исследования фольклорных памятников, попытки создания грамматик украинского языка ( А. Павловский, А. Цертелев).

Все указанные явления духовной жизни украинского общества свидетельствовали о начале процесса национально-культурного возрождения в Украине. Современные исследователи определяют сущность этого феномена как системное восстановление и развитие жизненно важных сфер национальной жизни ( язык, традиционная культура, историческое сознание) и трансформацию их в новые формы национальной идентичности, которые объединяет идеология.

С конца 20-х годов XIX в. национальное возрождение в Украине получает новый импульс, связанный с распространением и активным усвоением в украинском обществе идей романтизма. В русле романтизма была выдвинута идея народности, вокруг которой сконцентрировались деятели науки и культуры, исследуя разные аспекты этнокультурной и исторической самобытности украинцев. Главной областью исследований была фольклористика, представленная в эти годы блестящими учеными М. А. Максимовичем, О. М. Бодянским, И. И. Средневским, Н. А. Марковичем и др. Изучение фольклорных памятников активно влияло на становление украинского языкознания, ведущие представители которого уже в конце 20-х- середине 30-х г.г. на основе систематизированных научных исследований подтвердили статус украинского языка как самобытного языка в системе славянских языков и наречий. Одновременно шел процесс складывания новой украинской литературы, которая за полстолетия от опубликования «Энеиды» И. П. Котлярского до выхода в свет «Кобзаря» Т. Г. Шевченко(1848 г.) приобрела жанровое богатство и многообразие, значительный идейно-эстетический диапазон и яркие индивидуальные особенности. Возникает и активно развивается украинская журналистика, представленная журналами и альманахами в Харькове, Киеве, Одессе.

Важное место в процессе украинского национально-культурного самоопределения занимали исторические исследования, которые отражали закономерный интерес общественности к своему историческому прошлому.

Увлечение прошлым охватило широкие круги любителей-антикваров, собирателей рукописей и исторических раритетов. В русле этих процессов возникают первые опыты создания обобщающих научных трудов по истории Украины, «Истории русов» до фундаментальных исследований Д. И. Бентыш-Коменского и Н. А. Марковича. В 30-х-40-х г.г. главным двигателем украинского национально-культурного возрождения становиться интеллигенция, которая обеспечивает более высокий и устойчивый формат национально-культурной жизни, оформляет и развивает ее коммуникативное пространство и динамику.

Важнейшей чертой рассматриваемого периода является секуляризация украинской национальной культуры. Она сопровождалась существенными изменениями эстетических форм и представлений, осознанием территориальной, исторической и этнокультурной целостности украинского народа, возникновением идеального образца Украины, который, в свою очередь, способствовал пробуждению и развитию национального самосознания.
^ 2.Новая украинская литература.

Становление новой украинской литературы связано с именем И. П, Котляревского. Его знаменитая «Энеида» была первым зрелым опытом освоения живого народного языка и богатых фольклорных традиций украинцев. Траверсийный жанр этого произведения подчеркивал многогранные черты национального уклада жизни. Большое влияние на дальнейшее развитие жанров украинской литературы оказали пьесы Котляревского “Наталка-полтавка” и “Москаль-чаровник”. Большое значение украинской в начале XIX в. имели сборники басен П. П. Гулак-Артемовского, которые живым колоритным языком обнажали пороки и предубеждения патриархально- помещичьей среды. Блестящим продолжателем традиций сатирического жанра стал Е. П. Гребинка. Его «Малороссийские присказки» раскрывали богатый художественный потенциал украинского языка и литературно- фольклорных традиций народа.

Новые черты в развитие украинской литературы в 30-40-е гг. XIXв. внесли «Харковские романтики» Л. Боровиковский, А. Метлинский, А. Шпигоцкий и др. Их объединяло глубокое и творческое освоение фольклорного наследия, стремление не только сохранить, но и дать новую жизнь казацким думам, историческим песням и др. Поэтому для их творчества были характерны попытки стилизации своих авторских произведений в традиционных фольклорных формах. Харьковских романтиков-поэтов отличала высокая культура литературного языка, которая с особой художественной силой и выразительностью воплощалась в лирической поэзии А. Метлинского и Л. Боровиковского. Лучшие страницы этой поэзии, по отзыву Е. Гребинки, «облагородили язык малороссийский».

Становление и развитие украинской литературы отличалось жанровым многообразием. Классиком украинской новеллистики этого периода заслуженно считают Г. Ф. Квитко-Основьяненко, который в своих повестях «Сердечная Оксана», «Маруся», «Козырь-девка», ряде сатирических и юмористических произведений («Шельменко-деньщик» и др.), не только точно передает мельчайшие бытовые нюансы жизни украинского села, но и психологию отношений, мироощущение его обитателей.

К 40-м годам XIX века в украинской литературе окончательно оформляется историческая беллетристика. Ее родоначальником по праву считают П. А. Кулиша, которому принадлежат первые украинские исторические романы “Михайло Чернишенко” и “Черная рада”.

Углубленное освоение центральной темы народности определяло еще одну важную черту в развитии украинской литературы – ее демократизацию. Ее знаковым воплощением и развитием стало творчество классика украинской и мировой литературы Т. Г, Шевченко. Уже в первом поэтическом сборнике “Кобзарь”, опубликованном в Петербурге в 1840 году в полной мере проявился творческий феномен этого уникального мастера родного языка. В своих произведениях Шевченко гениально синтезировал украинские диалекты разных регионов, язык города и села, чем существенно расширил потенциальные возможности украинского литературного языка, особенно в его поэтической форме.

В поэмах Т. Г. Шевченко “Гайдамаки”, “Сон”, “Кавказ”, “Еретик” последовательно утверждались идеи демократизма, защиты социальных и национальных интересов украинского народа, его права на свободное суверенное развитие.

Образцом высокой гражданской поэзии и патриотизма прозвучало знаменитое “Завещание” (1845), которое на долгие годы стало гимном освободительной борьбы украинского народа.

Таким образом, на протяжении всей первой половины XIX в. новая украинская литература выступала важнейшим средством развития, обогаіения и совершенствования украинского языка, она заметно расширила свой идейно-художественный и жанровый диапозон, став одним из решающих общественно-культурных факторов формирования национального самосознания украинцев. Вместе с тем средствами литературы и журналистики активно распространились демократические идеалы и ценности, вступившие в противоречие с самодержавно-крепостническим строем и системой национального угнетения.
^

3 Художественная культура и искусство


В общем контексте украинской культуры ав тесной связи с литературными процесами развивались национальная драматургия, театр и музыкальное искусство.

На рубеже XVIII-XIX вв. по-прежнему сохраняли свое значение давние традиции украинского любительского театра. Особое место эти театры занимали в культурном пространстве т.н. « семейных гнезд» представителей казацко-старшинских фамилий – Капнистов, Полетиков, Галаганов, Марковичей и др. Среди них выделялся известный далеко за пределами Украины любительский театр Д.П. Трощинского в его поместье в с. Кибинка ( полтавщина). Актерами в этом театре были местные дворяне и наиболее одаренные крепостные крестьяне. В репертуаре театра Трощинских были пьесы В.В. Капниста, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина и других представителей просветительской сатирической литературы. Театр в Кибинке существовал до конца 20-х г.г. XIX в.

Любительские театральные коллективы складывались и в ведущих учебных заведениях Харькова, Нежина, Одессы из числа студентов. В ряде городов Надднепровской Украины возникали любительские группы смешанного сословного состава ( дворяне, чиновники, учащиеся и др.).

Первый профессиональный стационарный театр образовался в 1811 г. под руководством известного писателя, драматурга и общественного деятеля Г.Ф. Квитко-Основьяненко. В составе труппы были прославленные украинские актеры К.Т. Соленик, М.С. Щепкин и другие.

Важное место в репертуаре Харьковского театра занимала российская и мировая классика. С неизменным успехом ставились пьесы И.П. Котляровского и Г.Ф. Квитко-Основьяненко. С популярными пьесами этих писателей успешно гастролировала по Надднепровской Украине Полтавский стационарный театр ( 1818-1821 гг.), репертуар которого формировался из проиведений прогрессивной драматургии.

В Западной Украине национальное театральное искуссвто развивалось главным образом на любительской основе: театарльные кружки действовали во Львове, Коломии, Тернополе, Перемышле. В 40-50-е г.г. на театральных подмостках ставятся первые пбесы местных галицких и закарпатских драматургов и писателей.

Архитектура и градостроительное искусство Украины в первой половине XIX в. развивалось под влиянием достижений российского зодчества, сохраняя связь с традициями западноевропейского классицизма. В крупных городах осуществлялась новая планировка, вводились типовые проекты зданий государственных учреждений. Они выполняли роль архитектурных доминант в губернских и уездных центрах Украины – Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославле. К наиболее значительным памятникам в стиле классицизма можно отнести здания Киевского университета и Института благородных девиц ( В.И. Беретти), которые стали в начале 40-х годов XIX вв. настоящим украшением древнего города и во многом определили перспективу его дальнейшей застройки. Устойчивые черты классицизма обрели в итоге проведения реконструкций архитектурные комплексы центральной части Полтавы и Харькова.

Особый архитектурный облик получила в этот период Одесса. Жемчужиной города стало построение в 1809 г . в духе античной архитектуры здания театра ( Т. де Томон). Утонченностью архитектурных форм отличалось здание Старой Биржи, возведенное на рубеже 20-30-х г.г. XIX в. архитектором Д. Кваренги. Формировался архитектурный комплекс набережной у Потемкинской лестницы.

Успешно развивались в Украине богатые традиции дворцово-паркового искусства . Среди его шедевров можно отметить дворец К.Г. Разумовского в Батурине, парки « Александрия» в Белой Церкви и « Софиевка» в Умани.

В Западной Украине наиболее значительными архитектурными памятниками стиля классицизма стали знаменитый « Оссолинеум», ратуша на площади Рынок с башенными часами, здание театра во Львове, ряд построек в Черновцах, Ужгороде, Дрогобыче и других городах Западной Украины.

Похожие:

17. украинская культура iconУкраинская культура советского
Культура советского периода – это культура семидесятилетнего периода. Она сложна, противоречива и нужен серьезный анализ ее удач,...
17. украинская культура iconКультура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII
Условия культурного развития украинских земель в составе Литовско Польского государства ( сер. ХІV сер. ХVІ ст.)
17. украинская культура iconПо курсу «Украинская и зарубежная культура»
Украинцы в духовной культуре Российской империи: Д. Левицкий, В. Боровиковский и др
17. украинская культура iconДень Соборности Украины (материалы 4-8кл)
Соборность для Украины это единство разнообразия, объединение вокруг общей сердцевины, которой является украинская государственность,...
17. украинская культура iconТема 13: Украинская культура в период национальной революции (1917 —1920г г.)
В некоторых районах этот показатель составлял 80%. Обучение, как правило, осуществлялось на государственных языках тех империй, в...
17. украинская культура iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
17. украинская культура iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
17. украинская культура iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
17. украинская культура iconКультура
Д 71 Религия и культура / Пер с англ., вступ ст., ком; мент.: Кожурин К. Я. — Спб.: Алетейя, 2000. — 281 с. — (Миф, религия, культура)....
17. украинская культура icon6. 4 культура и цивилизация
«Философия есть культура ума». Понятие культура соотносится с другим понятием «натура» (cultura — природа) и противопоставляется...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница