Лекция по дисциплине «Политология»


Скачать 185.83 Kb.
НазваниеЛекция по дисциплине «Политология»
Дата публикации21.07.2013
Размер185.83 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Культура > Лекция


ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии



УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

«_22_»____мая____ 2007 г.

Андреев С.М.

Тема 7 . ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА


Фондовая лекция по дисциплине «Политология»


Время – 2 часа
Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность



Омск 2007

Рецензенты:

Шулдяков В.А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института;

Гученков А.И. – кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОмА МВД России.
Лекция по дисциплине «Политология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 14 мая 2007 г., протокол № 14.




ПЛАН
Целью лекции является определение места и роли политического сознания и политической культуры в политической системе общества.
Задачи:

1. Раскрыть содержание и уровни политического сознания.

2. Изучение феномена политической культуры, ее структуры и основных компонентов.

3. Анализ основных типов политической культуры общества.

4. Дать характеристику политической социализации, ее механизмов, моделей и этапов.
Вопросы:

  1. Политическое сознание.

  2. Политическая культура.

  3. Основные пути и факторы формирования политической культуры.


1. Политическое сознание. Подойти к этому понятию можно на основе философской трактовки понятия сознание, которое в самом общем виде обозначает высший уровень духовной активности человека как социального субъекта.

Политика, политические отношения являются частью общественного бытия. Соответственно и политическое сознание выступает как отражение в духовной жизни людей в первую очередь их политического бытия - всего разнообразия политической жизни, политических процессов и явлений. Политика - это целесообразная деятельность, она предполагает наличие у действующего субъекта определенных представлений о политической действительности, осознание своих устремлений, формулирование цели, выбор средств и способов ее достижения. Политика имеет в качестве объекта своей деятельности все сферы общественной жизни, поэтому политическое сознание включает в себя все отраженное социальное бытие. Политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций в их совокупном отношении к государственной власти.

Как и сознание в целом, политическое сознание может принадлежать только определенным субъектам, а именно: субъектам политических отношений. Как известно, субъектами политики выступают индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Они и являются социальными носителями политического сознания. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.

Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Политическое сознание группы и общества не есть простая сумма политических представлений составляющих их индивидов. В то же время, между видами политического сознания существует диалектическая взаимосвязь. Совокупность политических идей, носителем которых выступает общество, является основой формирования индивидуального политического сознания. В свою очередь, личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. По крайней мере, в структуре политического сознания можно выделить такие уровни, как обыденный, эмпирический и теоретический.

^ Обыденный уровень - совокупность политических идей и взглядов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Имея дело главным образом с внешними проявлениями политических процессов, обыденное сознание, как правило, не проникает в их сущность, не поднимается до понимания их глубинных противоречий и закономерностей. Поэтому в содержательном отношении оно характеризуется отрывочностью и несистематизированностью представлений о политических явлениях.

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества. Нужно отметить, что эта форма сознания есть в большей мере продукт эмоциональной, нежели рационально-познавательной деятельности. Оно возникает в результате целенаправленного воздействия главным образом СМИ на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение зачастую искаженно истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте.

^ Эмпирический уровень - более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах.

^ Теоретический уровень - наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Содержание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин.

Все многообразие идейно-политических убеждений и позиций людей можно классифицировать по различным основаниям, позволяющим выделить наиболее характерные черты их политического сознания. Критерии типологизации различные: по социально-классовому составу участников политики (буржуазное, мелкобуржуазное, пролетарское политическое сознание); по приверженности к тем или иным общественным идеалам и ценностям (либеральное, консервативное, социалистическое, интернационалистское, националистическое); по предрасположенности людей к тому или иному способу деятельности в области политики (консервативное, радикальное, реформистское, революционное) и др. Следует отметить, что тот или иной тип политического сознания в чистом виде встречается редко. В сознании и поведении субъекта может одновременно проявляться несколько типичных черт (одновременно социалист и революционер и т.д.). Кроме того, все типичные черты политического сознания проявляются на различных его уровнях (консерватор - обыденное сознание, консерватор - теоретик).

Т.о. политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений. В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выполняет определенные функции.
^ 2. Политическая культура. Понятия «политическое сознание» и «политическая культура» близки по своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью второго показывается, как феномены самого политического сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентаций людей и норм, навыков, образцов их политического поведения.

Политическая культура - один из важнейших элементов политической системы общества. Уровень ее развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетенцию граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, оказывает большое влияние на формирование и функционирование политических и государственных институтов, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Политическую культуру можно понять лишь как постоянно изменяющееся явление, реагирующее на все изменения окружающего мира.

Систематическое использование понятия «политическая культура» как категории политической науки в целом началось в 50-х гг. двадцатого века. Но среди зарубежных и отечественных обществоведов нет единого подхода к самой категории политической культуры, к ее структурным компонентам, содержанию, функциям. «Если мы не понимаем чего-нибудь в политической системе, то называем это политической культурой». В современной литературе насчитывается около 40 определений политической культуры, которые отличаются друг от друга по ряду параметров. Это связано с тем, что политическая культура имеет отношение и к сфере политики, и к сфере культуры. Чтобы понять политическую культуру, ее необходимо рассматривать как часть общенациональной культуры. В этом плане она тесно связана с национально-историческими, религиозными, национально-психологическими традициями, обычаями, установками, мифами. Однако общенациональная и политическая культура не совпадают.

Политическая культура - система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса. Это способ политической деятельности и поведения людей на основе определенных ценностей, убеждений, представлений.

Политическая культура общества - это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп. Она отражает главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности.

Со сменой приоритетов в общественном развитии, обусловленной выдвижением на первый план иных социальных интересов, доминирующая политическая культура претерпевает определенные изменения, которые, однако, не происходят быстро и автоматически, поскольку в данном случае затрагиваются глубоко укоренившиеся стереотипы.

Многие исследователи политической культуры подчеркивают необходимость выделить внутри нее ряд особых значимых компонентов. К ним относятся:

а) типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества;

б) характерные для данного общества политические ценности и ценностные ориентации;

в) типичные для данного общества или группы политические установки, выражающие отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение.

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются следующие:

- познавательная - формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетенции;

- интегративная - достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы;

- коммуникативная - позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали», а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

- нормативно-регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, мотивов и норм поведения;

- воспитательная - (функция политической социализации) дает возможность сформировать личность, гражданина.

Данные функции политической культуры показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

В современной политологии большое внимание уделяется изучению основных типов политической культуры. Остановимся на наиболее известных из них.

Польский ученый Ежи Вятр: рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан.

Широкую известность получила типология американских политологов С.Верба и Г.Алмонда. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистые типы:

а) патриархальная политическая культура - присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Отличительная черта - полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству;

б) подданническая - характеризуется пассивным отношением к политической системе. Личность, имеющая такой тип политической культуры, уже осознает особый авторитет и роль власти и ее структур, испытывает к ним положительные или отрицательные эмоции, оценивает как законные или незаконные, но у нее практически отсутствует стремление к участию в политической жизни. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ;

в) активистская или гражданская - отражает отчетливую ориентацию индивидов на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип культуры характерен для развитых демократических государств с образованным населением, с открытыми каналами для политического участия масс.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают смешанные виды политической культуры: патриархально-подданническая, подданическо-активистская, патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры преобладают в истории различных обществ.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической культуры - субкультуры, которые существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень.

Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществ различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах.

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер.

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей.

Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.
^ 3. Основные пути и факторы формирования политической культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс. В политическом процессе действует целый ряд институтов, которые в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, политических партий, общественных организаций, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи и т.д.

Деятельность государства по определению моделей политического поведения посредством принятия законодательных актов определяет соответственно и важнейшие параметры политической культуры. Когда же государство принимает на себя идеологические функции, оно самым непосредственным образом активно включается в процесс формирования политической культуры. История располагает примерами того, что именно государству принадлежит не просто значительная, а определяющая роль в формировании национальной политической культуры. Активно эту роль выполняло государство в бывших социалистических странах. Однако и в США, где государство долгое время было «ночным сторожем», национальная политическая культура была в огромной степени детищем своего государства. Конституция, Билль о правах, поправки к конституции, официальные признаки с символическим подтекстом, как неотъемлемые черты американской политической культуры, создавались под эгидой этого самого «ночного сторожа».

Другой, не менее важный путь формирования политической культуры - политическая, идеологическая, воспитательная и организационная деятельность общественных организаций, в первую очередь партий. Они закладывают основы политического мышления и поведения граждан. Именно деятельность партий формирует у них отношение к партиям и партийным системам, об отношении между партиями и государством.

Активное участие церкви в повседневной политической жизни и продуцирование ею основных моделей политического мышления и поведения граждан также является одним из путей формирования политической культуры общества. На политическую культуру многих западных стран оказала глубокое воздействие протестанская церковь. Верующий обязан был работать, создавать своим трудом богатство, повиноваться закону и творить добро. Протестанские ценности имели и политические следствия: люди, разделявшие их, побуждались к гражданским акциям. Протестанские церкви по существу были миниатюрными политическими системами со своими лидерами, комитетами, конфликтами, поиском путей согласия. Сами верующие возводили здания, нанимали проповедников, наблюдали за ведением хозяйственных дел.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникативная деятельность СМИ. СМИ реально способны формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения. Использование СМИ для формирования политической культуры наиболее эффективно, т.к. они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайшие промежутки времени. Особенно важную роль в формировании политической культуры СМИ играют в переходные периоды жизни общества, что типично для современной России.

Политическую культуру стран с тоталитарным или авторитарным военным режимом невозможно понять без рассмотрения такого пути ее формирования, как перенос с большими или меньшими изменениями принципов, норм и моделей деятельности армии на политическую жизнь. Среди таких принципов - единоначалие, действие по команде, ограничение демократии, повышенная секретность и т.п.

Стихия общественно-политических движений нередко рождает идеи, установки, модели поведения, которые прочно входят в национальную политическую культуру. Это еще один путь формирования политической культуры.

На один из путей формирования политической культуры указывал в свое время Конфуций. Он утверждал, что принципы семейных отношений переносятся на политическую жизнь, предопределяя тем самым ее культурное содержание.

Нельзя не отметить большого значения для процесса формирования политической культуры образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях.

Известно, что страны, имеющие аналогичные социально-политические системы, могут значительно отличаться друг от друга в политико-культурном отношении. Эти различия в политической культуре предопределены, помимо прочего, и неполитическими факторами: спецификой исторического развития, геополитического положения страны и экономическими факторами.

Исторический опыт во многом определяет качество политической культуры, тем более что он включает в себя и политический опыт страны. Особенно велика роль исторических событий с глубокими последствиями: войн, революций, национальных кризисов и т.п.

При сравнительном анализе американской политической культуры и политических культур континентально-европейского типа необходимо учитывать, что в США формирование политической культуры после завоевания независимости в 1770 г. происходило в более благоприятных условиях, чем в Европе. Феодальных пережитков в США было несравненно меньше, чем в Старом Свете. У американской буржуазии не было, как у европейской, мощного соперника в лице феодальной аристократии. Американская буржуазия не испытала такого давления со стороны рабочего движения, как европейская.

Другая особенность национальной истории США - постепенность освоения континента и включения в состав государства разнородных в культурно-политическом отношении регионов, что способствовало появлению политических субкультур. Кроме того, США складывались как страна иммигрантов. Следовательно, политическая культура США постоянно сталкивалась с новыми элементами, носителями которых были иммигранты из разных стран. А это требовало от государства пропаганды идеологии «американизма».

Эти особенности обусловили относительную децентрализацию политической власти, аморфность политических партий, ориентацию с самого начала на согласованность политических действий, а не на насилие. Эти черты характерны для американской политической культуры.

Континентально-европейские политические культуры выглядят несколько иначе. История развития европейских стран предопределила преобладание эклектичности в их политических культурах. Различия постепенно сглаживаются, но время от времени они дают о себе знать.

Политическая культура России тоже во многом определена историей ее развития. В частности, длительное существование монархии в России, отсутствие буржуазно-демократического опыта развития, переход от монархии к тоталитаризму с его вождизмом определили во многом такие черты российской политической культуры, как вера в харизматического лидера, страх перед властью, высокая степень идеологизации общества, подмена принципов согласия нетерпимостью и др. Вместе с тем великая история России определила в национальной политической культуре такие элементы, как требование высокой нравственности в политике, ориентация на использование власти в общенациональных интересах, патриотизм и др.

Геополитические факторы имеют не менее важное значение для процесса формирования политической культуры. США, например, развивались в отдалении от Европы и Азии как центров политической силы и культуры. Это обеспечило безопасность США и предопределило характер отношений с другими странами. Слабость соседей с юга и севера формировало гипертрофированное представление американцев о своей значимости. США долгое время не знали войн, а значит не имели регулярной армии (до конца ХIХ в.). Отсюда отсутствие жестких милитаристских традиций в политической культуре.

Особую роль на формирование политической культуры оказывают экономические факторы. Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры общества непосредственное влияние оказывают экономическая стабильность в обществе, система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, сильные позиции среднего класса и др.
Выводы:

1. Политическое сознание как форма общественного сознания представляет собой систему идей, взглядов, представлений, убеждений, чувств и настроений субъектов политики, складывающихся в процессе завоевания и осуществления власти в рамках определенной политической системы. Его содержательными компонентами являются ориентации либо на сохранение данной политической системы, либо на ее днстабилизацию и изменение.

2. Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии «политическая культура» органически выражается единство политики и ее общественного сознания. При этом политическая культура, имеющая сложный интегративный характер, должна рассматриваться на различных социоструктурных уровнях, применительно к различным субъектам: обществу в целом, классам, этническим общностям, коллективам, личности.

3. Политическая культура может рассматриваться в нескольких аспектах: как элемент политической жизни; как выражение ее качества; как способ (средство) и критерий политической социализации; как степень политической ориентированности тех или иных субъектов политики, правил их политического поведения и деятельности; как проявление в политике этнических и социокультурных особенностей населения.

4. Политическая социализация включает познавательную, воспитательную и практическую политическую деятельность в их единстве. Политическая система оказывает двоякое воздействие на процесс социализации: практической политикой во внутренней и международной жизни, созданием условий для формирования у масс заинтересованного участия в общественных делах; и информационной и идеологической деятельностью, имеющей своим содержанием обеспечение населения информацией о политической жизни и пропаганду одобряемых системой ценностей и норм.
Литература

Богомолов О. Политическая культура и демократия в России // Власть. – 2001. – № 2.

Демидов А.И., Долгов В.М. Политология: Учебник для вузов. – М., 2004.

Ермоленко Т. Патерналистские традиции российской политической культуры // Власть. – 2001. – № 1.

Карпова Н.В. Политическая социализация как элемент гражданской культуры // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2003. – № 2.

Литвинович М.А. Политические стереотипы в сознании россиян // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 2002. – № 5.

Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Минск, 2002.

Панарин А.С. Политология. Общий курс: Учебник для вузов. – М., 2003.

Перов А.В. Тенденции и особенности формирования политических субкультур в современном российском обществе // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 2003. – № 2.

Поливаева Н.П. Тип общества и политическое сознание // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2002. – № 2.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2002.

Самсонова Т.Н. Политическая социализация // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. – 2001. – № 4.

Седых Н. Динамика политической культуры: социально-философский взгляд // Власть. – 2003. – № 7.

Филимонов А.Г., Андреев С.М. Политология: Учебное пособие. – Омск, 2002.

Шилов В.Н. Политические ценности: специфика и функции // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 6.



Похожие:

Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Гончаров С. З. – доктор философских наук, профессор зав кафедрой философии Российского государственного профессионально-педагогического...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Гончаров С. З. – доктор философских наук, профессор зав кафедрой философии Российского государственного профессионально-педагогического...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение роли и места бюрократии, армии и средств массовой информации в политической жизни общества
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Кузнецов В. В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, социальной работы и и политологии Омского государственного...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение основных этапов и особенностей процесса формирования российской многопартийности в конце 1880-х...
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является анализ субъективного аспекта политической активности специфики и структуры политической деятельности
Лекция по дисциплине «Политология» iconЛекция по дисциплине «Политология»
Целью лекции является рассмотрение места и роли политических партий, общественно-политических организаций и движений в политической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница