Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII


Скачать 159.21 Kb.
НазваниеКультура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII
Дата публикации25.07.2013
Размер159.21 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV - 1 пол. XVII
1. Условия культурного развития украинских земель в составе Литовско - Польского государства ( сер. ХІV - сер. ХVІ ст.)
2. Культурно-национальное возрождение на рубеже XVI-XVII вв.
3. Украинское казачество как носитель особых форм культуры.
1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С упадком Галицко-Волынского княжества упадок культурный и экономический статус Украины до уровня периферической провинции, а элита ассимилируется с культурными и политическими системами чужеземных властителей. Население Украины борется и за политическое самоопределение и за собственное существование как отдельной этнической и национальной общности. Эта борьба стала - и до наших дней остается - одной из основных тем украинской истории.

В середине XIV в. достаточно быстро и легко была осуществлена ​​экспансия Литвы в Украину, в результате чего отменены жестокое иго Золотой Орды, литовцы за недостатком людей для управления позволяли местной украинской знати занимать высокие административные должности. Верхушка же литовцев в то время культурно отсталых язычников, попадает под культурные влияния своих славянских подданных - принимает христианство, украинский язык, местные обычаи. По сути Великое княжество Литовское стало восстановленной русским государством.

Отлично происходила экспансия Польши в Галичину, а впоследствии (в XV-XVI вв.) - в Подолье, Волынь и Киевщину. Сразу появились признаки того, что с давним жизнью покончено. Польские короли, поддержанные магнатами, церковью и мещанством, поставили целью полную религиозную и этническую ассимиляцию украинского населения (его окатоличивания и зпольщення). Из этого впоследствии вырос острый религиозный, социальный и этнический конфликт, длившийся около 600 г.

После польско-литовской унии 1385 г. Великое княжество Литовское еще ​​долго сохраняло автономию управления, которое, в отличие от периода Киевской Руси, было значительно больше централизованным. Кроме того, после принятия католичества литовского знатью, украинская шляхта утратила свои привилегии, начала подвергаться притеснениям на религиозной почве.

С середины XV и до начала XVI в. Украинское знать делает несколько отчаянных попыток восстановить свои права - и с Люблинской унии 1569 г. окончательно их теряет. Чужеземное, прежде польское, господство породило новое явление - культурную ассимиляцию украинской знати. Восстание других могущественных соседних государств - царства Московского и Крымского ханства, связанного с Оттоманской Империей, еще более делало невозможным достижение Украиной независимости.

Последствия Люблинской унии (объединение Польши с Литвой в единое государство и оккупация Украины Польшей) оказали большое влияние на весь образ жизни украинских.

Да еще к унии на Украине развивался совершенно новый общественно-хозяйственный порядок, не похож на устройство Киевской Руси. Взаимоотношения же украинйив с поляками, а через них - с Западной Европой решающее обусловили организацию общества на западный манер. С Запада через Польшу на Украину проникла т.н. сословная система, при которой, на основании определенных законом прав, привилегий и обязанностью, утвердились правовые различия между шляхтой, духовенством, мещанством и крестьянством.

На Украине 1529 появилось первое издание Литовского Устава - кодифицированного свода законов, в котором сочетались элементы обычного права времен Киевской Руси и новые юридические понятия немецкого происхождения. Этот устав создал основу для правовой системы суток казачества и более поздних времен. Благодаря этому украинские издавна признавали ценности установленного и гарантированного законом права и подвергались воздействию западной политической и правовой мысли. Другой продукт Киевской Руси - Московия, наоборот, в результате веков монголо-татарского владычества не имела возможностей познакомиться с принципами западной законности.

общем, к середине XVI в. для украинских, прежде всего украинских крестьян был, можно сказать, золотой век: феодалы не занимались коммерческой деятельностью и конечно раздавали большую часть своих земель крестьянам. Для городов XIV и XV вв. также были временем благосостояния. На регулярных ярмарках велась местная торговля, как и торговля иностранными товарами (особенно в городах Львове и Каменце). И все же роль городов в жизни украинской была незначительной - из-за их малого количества и этнический состав. После присоединения к Польше Галичины, а впоследствии других регионов Украины, среди городского населения активно велась языковая и культурная полонизация. Православные украинские подвергались всевозможных ограничений и притеснений. Города стали и оставались на протяжении многих веков чужой землей для большинства украинских.

В XVI в. в Западной Европе начинается большой зерновой бум, связанный с быстрым ростом населения. Земля ¬ владельцы Речи Посполитой начинают развозить большие партии зерна и скота по всей Западной Европе, а это требовало интенсификации отработок, включения крестьянских земель к имениям, возникновения коммерческое ориентированных хозяйств-поместий, которые постепенно распространяются из Галичины, Волыни, Подолья на Центральную и Восточную Украину . Шляхта приобретает необычайную экономическую мощь и постепенно и неуклонно ограничивает права и власть королей, подрывает экономику городов ограничениями торговли, усиливает закрепощения крестьянства. Польские законы поощряли смену вероисповедания, заимствования польских обычаев, законов и языка. И хотя включение украинских в польско-литовскую Речь Посполитую сделало для них благодатные и стимулирующие влияния Запада, оно одновременно заложило основы противоречий, существовать на протяжении веков между украинским и поляками.

Экономика Украины, как и всей Польши, стала крайне неуравновешенными, почти вся экономическая деятельность сосредоточилась на сельском хозяйстве. Росли социальные диспропорции, среди людей, которые не могли отождествлять себя с польской культурой, росло недовольство.

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из основных тем в истории украинской. Религиозная и культурная война с поляками особенно явно нарушила эту проблему.

Православие в ХV-ХVI вв. оставалось в украинском обществе синонимом культуры и единым институтом выражения самобытности украинской. Однако, лишенное привычной государственной поддержки, оно погрузилось в состояние глубокого упадка. Великие князья, а впоследствии и короли польские убрали себе право назначать православных епископов и даже самого митрополита. Расшатывалась организационная дисциплина церкви, процветала коррупция, приходы и монастыри получали негодяи и преступники, среди священников можно было встретить одни человеческие отбросы. Школы были запустения, учителя малограмотные. Завоевания турками Константинополя в 1453 г. лишило украинскую православную церковь интелек ¬ туально и культурного влияния извне.
2. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, книгопечатания

А тем временем поляки переживали период культурного развития - Возрождение, гуманизма, распространение светского образования. Ягеллонский университет, 20 типографий, 3000 приходских школ, сеть протестантских высших школ, а впоследствии иезуитских коллегий, возможность получения образования в лучших университетах Европы - все это способствовало ассимиляционных процессов среди украинской знати, ее влечению к всего польского, ее отречению от веры отцов, культуры и языка своего народа. Славные когда-то украинские роды почти полностью полонизировались. С потерей собственной элиты украинского потеряли класс, который осуществлял политическое руководство, способствовал культуре и образованию, поддерживал церковь. Вследствие этого важной проблемой украинского общества стало отсутствие его верхушки.

В этих трудных условиях православия все же смогло принять вызов польского католицизма. Небольшая кучка украинских магнатов начала учреждать в своих владениях православные школы и типографии (Григорий Ходкевич, предоставивший 1568 убежище в Заблудове печатнику Ивану Федорову, князь Юрий Слуцкий, князь Андрей Курбский). Но наиболее общепризнанным покровителем православной церкви был князь Константин Острожский.

1578 г. он основывает в своем имении типографию, которой руководил Иван Федоров, и здесь уже 1581 в. появляется первая полная Библия, печатная славянском языке. Князь Острожский основал школы в Турове, Владимире, а около 1580 г. - знаменитую Острожскую академию, по уровню обучения не уступала лучшим иезуитским коллегиям. Здесь изучали греческий, латинский и церковнославянский языки, семь «свободных наук» (тривиум - грамматику, риторику, диалектику - и квадривиум - арифметику, геометрию, музыку, асторонмию). Работали в академии такие интеллектуалы, как Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко, Василий Суражский, Клирик Острожский, Кирилл Лукарис (впоследствии - константинопольский патриарх). Однако после смерти Острожского 1608 академия была передана йото внучкой иезуитам.

время во многих городах (Львове, Стрые, Ярославе, Холме, Луцке, Киеве и др.). в оборону православия появились мещанские братства. Они создавались для материальной поддержки церквей и их прихожан, для содержания госпиталей, школ, типографий, для большой образовательно-культурной работы. В школе при Львовском братстве работали известные культурные деятели того времени - Зизаний Тустановский, Кирилл Ставровецкий, будущий митрополит Иов Борецкий. Во Львове же Ив.Федоров 1574 напечатал первую свою книгу «Апостол». С распространением школ резко увеличивается число образованных людей в Украине, которые путешествуют по городам и весям с проповедями защиты православной веры, родного языка и народных традиций.

Однако братства нередко прекращали свою нескоординоваву деятельность, поскольку финансово были слабыми, часто вступали в конфликты с иерархами церкви в делам контроля над церковными имениями и даже - о толковании Библии. Это Совершилось к увеличению анархии в украинской православной церкви.

В сложившихся условиях, группа православных епископов вступила в тайный сговор с целью заключения т.н. унии православной церкви с католической. Идея такой унии на Украине возникла еще в XIII в., Были попытки и позже. Однако век взаимной недоброжелательности не давали возможности осуществить это намерение до конца XVI в. и только в 1596 г., после переговоров заговорщиков Кирилла Терлецкого и Ипатия Потия с папой Римским, на Берестейском соборе уния была провозглашена. Ее поддержал польский король и его чиновники, поскольку они возлагали надежду через унию достичь ассимиляции православия, теснее связать Украину и Белоруссию с Речью Посполитой. Епископы-униаты, со своей стороны, считали, что уния уривноправить православных с католиками, отдаст первых под протекцию и защиту папы Римского, прекратит притеснения православных мещан, откроет широкий доступ православной шляхте в служебных должностей, а самим епископам - в Сенат, укрепит организацию и дисциплину в церкви, унезалежить иерархов от вмешательства мирян в церковные дела, поднимет уровень населения русских земель, усилит здесь культурные влияния Западной Европы - в противовес влиянию Московской патриархии. Уния сохраняла традиционные православные обряды и право священников жениться, утверждая только веру и догматы католиков.
РАЗВИТИЕ ренессансного гуманизма. Полемической литературы

Основоположниками украинского ренессансного гуманизма были деятели и ученые - Юрий Дрогобыч (Котермак), Павел Русин из Кросна, Лукаш из Нового Мяста, Станислав Ореховский, а также польско-украинские поэты Григорий Русин из Самбора, Себастиан Кленович, Шимон Шимонович. Почти все они имели высшее западноевропейскую образование.

Так, Юрий Дрогобыч (1450-1494) окончил Краковский и Болонский университеты. Получил звание доктора философии и медицины. Был ректором Болонского университета. Широко известны его труды: «Прогностическая оценка текущего 1483 года», и «Проект о солнечном затмении 1478, 20 июля».

Станислав Орловский (1513-1566), которого современники называли «украинской Демосфеном» и «современным Цицероном», оставил ряд сочинений , среди которых: «О турецкой угрозе слово ...» (1543), «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу», «Крещение в русинов», памфлет «Разрыв с Римом» - все это блестящие образцы украинских полемической литературы. и «Проект о солнечном затмении 1478, 20 июля». Станислав Орловский (1513-1566), которого современники называли «украинской Демосфеном» и «современным Цицероном», оставил ряд сочинений, среди которых: «О турецкой угрозе слово ...» (1543), «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу», «Крещение в русинов», памфлет «Разрыв с Римом» - все это блестящие образцы украинских полемической литературы. и «Проект о солнечном затмении 1478, 20 июля». Станислав Орловский (1513-1566), которого современники называли «украинской Демосфеном» и «современным Цицероном», оставил ряд сочинений, среди которых: «О турецкой угрозе слово ...» (1543), «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу», «Крещение в русинов», памфлет «Разрыв с Римом» - все это блестящие образцы украинских полемической литературы.

Идеи гуманизма звучат в произведениях ректора Киевской Братской школы К.Саковича, профессора Киево-Могилянской академии И.Гизель, культурных деятелей Д.Наливайко, К.Транквилиона, Лаврентия Зизания (идея земного подвига и общего блага).

В конце XVI - в начале XVIII в. распространилась полемическая литература, которая боролась с католической церковью. Писатели-полемисты - Герасим и Мелетий Смотрицкий, Иван Вышенский, Василий Суражский, Клирик Острожский, Христофор Филалет, Захария Копыстенский - отстаивали право украинского народа на свою веру, обычаи, язык.

Разгорелась горячая религиозная полемика. На произведение иезуита Петр Жалобы «В защиту Брестской унии» (1597р.) острозький шляхтич Христофор Филалет публикует свой ​​«Апокрисис», а Ип.Потий 1599 соответствует последнему в свою очередь «Антиапокрисисом». Во Львове выходит трактат «Предостережение», а ярко со своими полемическими произведениями выступает монах Иван Вышенский.

Православные авторы (под влиянием, кстати, протестантства) отвергают посягательства епископов на исключительное право принимать решения о жизни церкви, разоблачают эгоистические мотивы этих решений, безжалостно клеймят греко-католиков и иезуитов, а также и моральную развращенность современного общества в целом, Ив.Вишенський оплакивает закрепощения крестьян, разоблачает их эксплуататоров. Однако вместе с тем он выступает и против современных культурных веяний, прогрессивных реформаторских идей и образованности, призывает вернуться к дедовской простоты и древней веры.

Полемика конца XVI-нач. XVII в. имела свои негативные стороны. Она поставила украинским в полную культурную конфронтацию с Польшей и заставила украинских верхушку выбирать между собственной застывшей и обнищавшие культурным наследием и привлекательной польско-католической культурой. Огромное большинство принимала католичество и впоследствии плену ¬ зувалася. Так украинские потеряли свою элиту - шляхту. Далее, разделение украинских на две конфессии положил начало резким различиям в будущем между восточными и западными украинский.

Но позитивным следствием религиозной полемики можно считать общее культурный подъем и четче осознание украинским своей этнокультурной самобытности.
МУЗЫКА, ТЕАТР, архитектура, изобразительное искусство

Народные песни того времени складывались с календарного песенного жанра: зимний цикл - из колядок, щедривок; весенний - с веснушек, гаивок, русальных песен, весенних танцев и игр; цикл обжинкових песен.

Наряду с календарными развивались разные жанры семейно-обрядовых и бытовых песен: свадебные, колыбельные песни, погребальные плачи, причитания.

Исторические песни и думы прославляли героев борьбы с татарской и турецкой агрессией: песня о Вайду, дума о Алеши Поповича, о побеге трех братьев из Азова, о Самийла Кошку, о Марусе Богуславку и др..

Инструментальная музыка оказалась в искусстве скоморохов - юмористических и шутливо-танцевальных песнях. Широко бытуют народные музыкальные инструменты: гудок, гусли, свирель, бубен, волынка. У казаков: трубы, бубны, литавры, кобза, лира, цимбалы.

Танцевальными жанрами были: гопак, гопачок.

Музыкальное образование распространялась братскими школами, в том числе в Каменец-Подольском и Львове. Возникает так называемый партерный пение: пение по партиям, за голосами (многоголосное).

В I половине XVII в. возникают такие жанры светской музыки, как:

1) бытовая песня для трехголосного ансамбля или хора - кант;

2) сольная песня с сопровождением, а также

3) цеховая инструментальная музыка.

Канты делились (как и книжная поэзия) на религиозно-философские, любовные, юмористические.

В городах возникают музыкальные цеха вроде ремесленных. Первый такой цех возник в Каменце-Подольском (1571), несколько позже во Львове (1586) и на Волыни. Цеховые музыканты играли на свадьбах, народных гуляниях, похоронах. Отсюда возникают самобытные ансамбли украинских народных инструментов.

Театр существует с конца XVI в. и происходит от народных игр Киевской Руси (элементы народной драмы, пантомимы, балета, обычай ходить с куклами; выступления скоморохов - народных певцов, музыкантов, танцоров, клоунов, фокусников, акробатов, борцов, дрессировщиков и т.д.). Комедийные сцены разыгрывали под открытым небом, на площадях и улицах, на ярмарках.

Актеры были как исполнителями, так и создателями стихов, музыкального и танцевального фольклора.

В конце XVI в. возникает школьный театр при братских школах, который должен учебно-воспитательное значение, а также использовался в межконфессиональной борьбе с католиками. Однократно появляется народный театр, репертуар которого состоял из мистерий рождественской и пасхальной тематики.

Популярной была украинской бытовая драма (например стихотворная «Трагедия Русская» - автор неизвестен).

Архитектура. Культовое и гражданское строительство делится на два типа: 1) оборонительные сооружения-замки, 2) церкви.

В этот период формируются особенности украинского стиля в каменном строительстве Западной Украине, где ренессансный стиль сочетается с украинским народным, перенесенным с деревянная ¬ ного строительства в каменные сооружения церквей, замков и крупных городскую ¬ ких зданий.

Получают распространение срубные храмы (тридильна, или трибанна и Пятибанный). К сожалению они не сохранились, за исключением: в с.Потеличи Львовской области церковь Святого Духа (1555), и церковь св в Черновцах (1607).

Возводятся замки-крепости и замки-дворцы.

перепланируются и расширяются города: в Галичине, на Волыни и Подолии (Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Жовква, Броды, Киев с центром на Подоле), происходит фортификационное строительство на Запорожской Сечи.

В 30-40-х гг XVII в. в конструкции и оформлении сооружений отчетливо прослеживаются черты барокко. В то же время отмечается сильное влияние ренессанса (Львов: дом на пл - «Черная Каменица», «Успенская церковь», башня, Корнякта, часовня Трех Святителей; часовня Боимив - барокко).

Скульптура. На фасадах, порталах, в интерьерах ренессанс ¬ них домов, дворцов, церквей, в иконостасах появляются скульптурные рельефы и пышное резьбы. Распространен скульптурный портрет в виде надгробных памятников умершего на каменном ложе, обрамленном сложными архитектурными композициями (надгробия А.Киселя, К.Острозь ¬ кого).

Портретная живопись: портреты писателя Яна Гербурта, польского короля Стефана Батория, князя Константина Острожского, львовского купца Корнякта, старосты Мнишека несли в себе смешанные черты ренессанса и раннего барокко.

Декоративно-прикладное искусство представлено гончар ¬ ством, вышивкой, ковровщиком, виризьбленням по дереву и камню, обработкой металла и носило отчетливо национальную окраску.
3 В конце XV в на территории Украины появляется новая общественная сила - казачество Название \"казак\" впервые встречается в половецкой словаре XIII в В XIV-XV вв она распространяется в Крыму на определение кон ннои стражи (например, при консуле генуэзской колонии Кафы) Так называли низкий состояние крымскотатарского общества XV-XVI вв Скорее слово происходит от тюркского \"кай-сак\" - легко навьюченныхючений.

Первые упоминания об украинских казаках встречаются в исторических источниках 80-90-х годов XV в, когда речь идет о населении центральной Украины, ходило на различные промыслы (в \"уходи\") - охота, рыба альство, добыча соли, селитры или занималось охранной службой в южных украинских степях - на границе между Великим княжеством Литовским и Крымским ханством Поэтому тезис о том, что якобы \"посыл ения крепостного права в Речи Посполитой \"вызвало появление казачества, не соответствует историческим реалиям Появилось оно почти за сто лет до образования Польско-Литовского государства Внедрение барщины и крипацт ва в Польше, затем в Литве только стимулировало украинское население к поиску лучшей доли на юге страныаїни.

Казачество возникло в связи с необходимостью защищать украинские земли от татарских набегов, наличием богатых незанятых земель, ждали колонизацию («освоение») растущей населением Великого князей зивства Литовськог.

Согласно современным подсчетам в 1450-1647 pp татары совершили почти 160 набегов на украинские земли, в результате которых Украина потеряла только убитыми и забранными на ясырь 2-2,5 милл человек Итак, охранять границу, вести разведку, пограничные войны с татарскими отрядами было насущной потребностью государства Поэтому киевский воевода Юрий Пац в 1489 p, наместник Черкасс Богдан Глинский в 1493 p, староста Канев ский и черкасский с 1514 г Евстафий Дашкович, киевский господин Криштоф Кмитич (1520) выступали организаторами и даже непосредственными руководителями казацких отрядов в столкновениях с татарами, московскими пос ольствамы, что ходили в Крым в поисках союзников в войнах с Литвой Они также инициировали создание постоянных залог в приграничных районах, нападения на татарские города (Очаков) и т.д. Вместе с тем многие украинского инцив (крестьян, мещан, дворян) ходило на промысел в девственную степь низовья Днепра Это явление стало настолько распространенным, что в 1499 г киевский воевода издал уставную грамоту об обязательной уплате казак ами пошлины на прибыль: \"а вообще воеводе имеют отдавать десятую.

Развитие казачества имел три стадии

1 Конец XV в - до 80-х годов XVI в течение века казачество было преимущественно общественно-бытовым явлением, не имея постоянной структуры, организации Поэтому и достоверных упоминаний о нем немного Даже первая попытка его организации - Сечь на а в Малая Хортица, основана в 1552-1558 pp Д Вишневецкий (Байда), окутана полу легендарными сюжетаметами.

2 80-90-е годы XVI в В это время казачество растет численно, возникает две его разновидности: низовое и городовое, формируются организационные структуры (Запорожская Сечь, казачьи реестровые отряды.

3 Первая половина XVII в Казачество превращается в проводника, защитника и защитника интересов украинского общества, православие, становится политической силой Речи Посполитой и Восточной Европы С ним начинают считаться монархи и Турции, Австрии, Москії.

Низовое казачество в 80-е годы XVI в сделало своим центром Сечь на о Томаковка, что у м Марганца Днепропетровской обл С 1593 г до 30-х годов XVII в Сечь находилась на о Базавлук у с Капуловка Ник копольського района Днепропетровской обл Это был военный лагерь и одновременно казацкая община, общество, организованное вроде полумонашеский, напивлицарського ордена, со своими обычаями, законами Здесь жили только мужчины Они жили в простых шалашах из дерева и хвороста, укрытых от дождя лошадиными шкурами Название \"шалаш\" означала также единицу общественной организации Традиционно их было 38 Кур инь объединял до 600 казаков, которые имели общую сокровищницу, был военным и отчасти хозяйственной единицей Как правило, десятая часть войска находилась постоянно на Сечи Остальные, особенно летом, была задействована в промыслах, разъездной службе или в военных походайськових походах.

Главными элементами политического устройства Войска Запорожского были общая казацкая рада, институт кошевого Рада была органом прямого действия, ей принадлежали определенные законодательно-распорядительные функции Она выбирала кошевого атамана и старшину (судью, есаула, писаря) Кошевой был военным главнокомандующим, сосредоточивал всю полноту высшей исполнительной, административной и судебной власти, политически представлял В ийсько перед иностранными государствами В военное время он имел право действовать как неограниченный диктатор, но без общей рады всего Войска не мог принимать принципиальных решений Во всех письмах, решениях значилось: \"Атаман кошевой со всем старшим и меньшим Войска низового Запорожского обществом\" Судья, есаул и писарь, курении атаманы входили в администрации Войска Принятие советом любого решения сопровождается увалось отправлением религиозного ритуалритуалу

Похожие:

Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconУкраинская культура советского
Культура советского периода – это культура семидесятилетнего периода. Она сложна, противоречива и нужен серьезный анализ ее удач,...
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconУчебный курс по культурологии: Многоуровневое учебное пособие / Под...
Основные культурно-исторические этапы. Культура первобытного человека. Шумеро-аккадская культура. Культура Вавилонии и Ассирии. Культура...
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconРусская культура IX-XVII веков
Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы...
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconКультура как феномен. Современное понимание сущности культуры. Множественность...
Морфология культуры. Структура понятия культура. Взаимосвязь внутриструктурных элементов. Культура и цивилизация
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей...
Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических...
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconКультура
Д 71 Религия и культура / Пер с англ., вступ ст., ком; мент.: Кожурин К. Я. — Спб.: Алетейя, 2000. — 281 с. — (Миф, религия, культура)....
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconПо курсу «Украинская и зарубежная культура»
Украинцы в духовной культуре Российской империи: Д. Левицкий, В. Боровиковский и др
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII icon6. 4 культура и цивилизация
«Философия есть культура ума». Понятие культура соотносится с другим понятием «натура» (cultura — природа) и противопоставляется...
Культура Семинар 5 Украинская культура сер. XIV 1 пол. XVII iconТермины для словарной работы по культурологии. (доц. Гашкова Е. М.)
Аунд, анимизм, антропоцентризм, артефакт, архетип, ассмиляция, билингвальность, вестернизация, возрождение(культура), герменевтика,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница