Вопросы для самоконтроля


Скачать 55.82 Kb.
НазваниеВопросы для самоконтроля
Дата публикации23.03.2013
Размер55.82 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Культура > Документы
3.4. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания. Однако, факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить, обобщить. Поэтому данный метод дополняется другими, в частности, синхроническим методом.

2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Если диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.

3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении разных культур. Он позволяет устанавливать повторяемость культурных явлений, присущих разным историческим эпохам и социальным системам.

4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними, а так же определении их функций.

5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.

6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.

7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:

1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко - культурных процессов.

2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие методы познания используются в культурологии?

2. Назовите основные принципы изучения культуры.

Древняя Индия кратко

Категория: Древний мир » Восток

Путешествие по истории Индии очень загадочно и необычно. Эта страна по сей день завораживает умы ученых и экстремалов. Попадая туда, человек чувствует себя частью удивительного мира, полного тайн. Здесь можно найти отголоски буддизма, ислама, брахманизма. Отсюда великие племена ариев шли на Запад, закладывая основы культуры индо-европейской цивилизации.

Культура Индии разнообразна и богата. Количество больших и малых богов доходит до 1 млн! Про них сложено много легенд и мифов. Но первым богом считался великий Брахма. Из его частей тела произошли отдельные касты внутри общества. (Об этом подробнее в следующих статьях).

Державы Европы и Азии мечтали покорить Индию. Чем она так привлекала? Вот один из фактов. Великобритания превращала эту страну в свою колонию. Когда солдаты участвовали в грабеже, то их ранцы были доверху набиты драгоценными камнями. Офицеры, прослужившие полгода в Индии, уходили на пенсию. Награбленного добра хватало на оставшуюся жизнь.

Первые цивилизации на территории Индии возникли в долинах рек Инда и Ганга на рубеже 3 — 2 тыс. до н. э. Города Чанху –даро, Мохенджо –даро поражают своими масштабами и благоустройством. Там были многоэтажные дома, водопровод, канализация, просторные склады. Все до сих пор сохранилось в хорошем состоянии. Ученые бьются над загадкой: почему люди покинули эти города?

Воинственные племена ариев покорили Индию во 2 тыс. до н.э. Они принесли знания по обработке металлов, по плужному земледелию, ремеслам. Кастовый строй, который сохраняется уже около 4 тысяч лет — это тоже вклад ариев. В Индии возникли религии: брахманизм, буддизм, индуизм. Миру известны уникальные литературные произведения: Махабхарата и Рамаяна.

Расцвет страны наступил только в 3 веке до н. э. при царе Ашоке. Только он смог объединить все княжества. К сожалению, после его смерти индусы много сотен лет вели междоусобные войны. Это ослабляло страну. Арабы, монголы, англичане подчиняли себе Индию, пользуясь древним принципом: разделяй и властвуй.

Вот некоторые важные даты.

2 – сер. 1 тыс. до н.э. – арийский (ведический) период древней Индии.

VI век до н.э. – возникновение буддизма.

III – II века до н.э. – период царя Ашоки.

II в. до н.э. – IV век н.э. – период раздробленности в Индии.

Продолжение следует.

Своими корнями культура древнего Китая уходит в глубокое прошлое. Она отличается богатством духовных и материальных ценностей, а также огромной жизнестойкостью. Многочисленные мятежи, воины и разрушения, совершаемые завоевателями, не сломили и не ослабили эту цивилизацию, не порушили ее основные ценности и идеалы.

На протяжении всей истории культура древнего Китая старалась сохранить свою монолитность и не утратить активность. Каждая эпоха оставляла после себя огромное наследие самобытных, разнообразных и неповторимых по красоте и мастерству памятников. Творения живописи, зодчества, архитектуры и ремесел являются бесценными артефактами культурного наследия этой страны.

Культура древнего Китая кратко

Архитектура

Вместе с проникновением на территорию Китая буддизма (VI в. до н. э), здесь начинают появляться культовые сооружения – пагоды и скальные монастыри. Состоят они из нескольких сотен малых и больших гротов, расположенных в толще скалы.

С 1127 г. сооружают первые дворцы, храмы и монастыри. Строятся они преимущественно из дерева, бамбука, глины, тростника.

В эпоху правления императора Хань активно возводятся погребальные комплексы, оформленные росписями, рельефами и украшенные статуями мифологических животных.

Многие архитектурные сооружения Китая имеют одну общую черту - это приподнятые углы крыши, в результате чего кровля кажется слегка прогнутой.

Скульптура

Возникновение этого вида искусства связано с развитием ремеслиничества. Китайцы создают керамические изделия и украшают их красочной росписью в виде сеток, спиралей и раковин. Также появляются ритуальные сосуды, погребальные урны и другие предметы.

Появление скульптур, изделий из камня и кости, а также бронзовых сосудов, украшенных золотом и драгоценными камнями относят к 2 в. до н.э. В 4 в до н.э. начинается активное производство фарфора и лаковых изделий.

Художественная культура древнего Китая отражает главные духовные ценности конфуцианства и даосизма:

• Духовное совершенство.

• Близость природы и человека.

• Поиск гармонии в явлениях природы (животных, цветах, деревьях).

Эти идеалы поспособствовали формированию уникального эстетического сознания. Культура древнего Китая пронизана идеями гармоничного соединения окружающего мира и человека. Это отражается как в каллиграфии, так и в живописи.

В традиционной культуре Китая письменность рассматривается как отдельная область эстетики и этики, ведь индивидуальное своеобразное написание иероглифов отражает душевные переживания автора. Издавна каллиграфическим письменам придавалось магическое значение, поэтому их хранят в каждом доме. Китайцы полагают, что иероглиф является идеальной моделью художественного произведения, так как в нем сочетаются простота формы, символичность, глубина и строгость.

Одним из высших достижений культуры этой страны является живопись на свитке. Этот новый вид искусства полностью освобожден от декоративной функции, он создан исключительно для созерцания. Основные жанры, в которых писали на свитке – это портрет (бытовой, исторический), пейзаж, жанр «цветы и птицы».

В китайском портрете соединены реалистическая достоверность и символичность, немного граничащая с карикатурностью. Картины отличает то, что каждый предмет, изображенный на ней, глубоко символичен. Цветок, дерево, птица или животное характеризует определенный поэтический образ. Так сосна символизирует долголетие, аист – святость и одиночество, а бамбук – счастье и стойкость. Традиционные пейзажи создавались в форме вытянутого свитка, это помогало создать ощущение необъятного пространства.

Все произведения древнекитайского искусства несут в себе нравственный смысл и идею самосовершенствования человека, побуждая восхищаться красотой природы и искусной работой мастера. Видимо поэтому красота и выразительность, которую несет в себе культура древнего Китая, восхищает ценителей прекрасного. Она открывает новое видение мира и новую эстетику.

Похожие:

Вопросы для самоконтроля iconВопросы для самоконтроля по дисциплине «Информационные технологии...

Вопросы для самоконтроля iconВопросы для самоконтроля: 10
Лекция природа философского знания. Предмет философии. Основные вопросы философии. Философская сущность мировоззрения. Проблема метода...
Вопросы для самоконтроля iconВопросы для самоконтроля
Архипов В. В. Неопределенный субъект квазитрудовых отношений// Законодательство и экономика. 2008.№11
Вопросы для самоконтроля iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2011
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Вопросы для самоконтроля iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2010
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Вопросы для самоконтроля iconВопросы для самоконтроля и подготовки к итоговому зачету
Понятие и виды профессиональной этики, факторы, обуславливающие ее возникновение и развитие
Вопросы для самоконтроля iconОсновные категории и термины. 34 Вопросы и задания для самоконтроля. 35
Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных...
Вопросы для самоконтроля iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Моделирование металлургических процессов»
Контрольные вопросы предназначены для проведения студентом самоконтроля своих знаний по курсу
Вопросы для самоконтроля icon2. Теоретические сведения 5 Вопросы для самоконтроля 8
Б 825 Лабораторный практикум по курсу «Информационные технологии в менеджменте» (часть 1)/ А. Н. Борисов; Тула: Тул гос ун-т. 2012....
Вопросы для самоконтроля icon2. Вставка диаграмм 15 Вопросы для самоконтроля 16
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница