Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн»


НазваниеПрограмма комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн»
страница1/11
Дата публикации03.08.2013
Размер1.1 Mb.
ТипПрограмма
userdocs.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


НОУ ВПО

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет Дизайна



ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 052400- «ДИЗАЙН»

Ростов-на-Дону


2010
Пигулевский В.О., Сурин А.А., Петкова С.М. Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400 – «Дизайн». Ростов-н/Д, ЮРГИ, 2010.-68 с.

Рекомендовано учебно-методической комиссией ЮРГИ.

 Южно-Российский гуманитарный институт 2010

История и теория дизайна

^ ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

Природа дизайна. Индустриальное и постиндустриальное общество и особенности материальной культуры. Культурные и производственные предпосылки дизайна. Традиционная ремесленная и нетрадиционная проектная материальная культура. Генезис дизайна. Его отношение к духовной культуре и технической цивилизации. Роль эстетических качеств изделия в урбанистических условиях.

^ Сущность дизайна. Дизайн (design - проектировать, конструировать) - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами. ДИЗАЙН - англ.: design 1)вымысел, план 2)намерение, цель; 3) проект; план; чертеж; конструкция, расчет; 4)рисунок, эскиз, узор; 5)композиция; 6) (злой) умысел. ДИЗАЙНЕР - означает: 1)конструктор, проектировщик, 2)чертежник, 3)рисовальщик, 4)модельер, конструктор одежды, 5)интриган; designing. «Промышленное искусство» как термин аналогичный «дизайну».

Дизайн по определению: «творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека» (ИКСИД, 1969). «Техническая эстетика» (термин П.Тучны) - как основа теории дизайна. Анализ и осмысление социальных, эстетических, функциональных, эргономических, экологических и индустриальных аспектов формирования предметно пространственной среды в технической эстетике. Соотношение теории и практики.

Существенные черты дизайна: проектирование, серийное промышленное производство, типовые изделия. Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и декоративное искусство: их особенности и различие. Искусство как художественный образ, выражающий творческую индивидуальность. Дизайн как проектирование и конструирование материальных объектов, знаков и знаковых систем. Различие между «проектированием вещи» и «художественным образом», презентация вещи и репрезентация искусства. Сущностное качество дизайна.

Функция, форма, качество вещи. Конструкция и форма. Технология серийного производства и формообразование. Форма и структурные связи предметной среды. Форма и коммуникация. Понятие комбинаторики. Понятие модуля и стандарта. Эргономика вещей и техники. Форма как сочетание красоты и пользы. Эстетические аспекты формы: композиция, пропорциональность, соразмерность, ритм, и пр. Требования к промышленным изделиям: социальные, технологические, утилитарные, эргономические, экологические и эстетические. Стадии проектирования: техническое задание, художественно-конструкторский анализ, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации, технологическая карта, опытный образец.

Стайлинг как динамичная смена форм, обуславливающая моральное устаревание вещей. Стайлинг и коммерция.

^ Специфика дизайна. Дизайн и ремесло. Ремесло как искусность, ручной труд; дизайн как проект, технология коллективного производства. Ремесленная вещь как воплощение индивидуальности мастера; дизайн вещи как превращенная (отчужденная) форма массового производства.

^ Виды дизайна.

Индустриальный дизайн - охватывает широчайший круг объектов. Проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих технико-экономический потенциал общества. Это продукция машиностроения и станкостроения, транспорт, вооружение. Дизайн техники. Массовый харак­тер изделий группы «Б» т.е. предметов потребления: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь, предметы повседневного обихода и пр. Особое место оборудования интерьеров - мебели, освещения, сервиса, в т.ч. посуды, столовых приборов. Особенности дизайна медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей, проектирование игрушек и изделий для детей.

ИКСИД - международный совет организаций индустриального дизайна (1957), призванный способствовать развитию дизайна во всем мире, содействовать повышению уровня художественного конструирования и профессиональной подготовки художников-конструкторов.

^ Графический дизайн. Традиционные формы графического дизайна: книжная графика и плакат, упаковка, этикетки, фирменные знаки и фирменный стиль, шрифты и т.д. Появление новых аспектов графического дизайна - коммуникативного (в интерьерах административных зданий, в пространстве населенных пунктов, у дорог), рекламного (теле и радиоролики, щитовая реклама, плакат, рекламные буклеты), Web-дизайн и др. Компьютерная графика как разновидность графического дизайна. Web-site и виртуальные объекты в Интернете. Своеобразие построения графических изображений и системы информации в сети.

^ Дизайн среды - охватывает интерьеры, техносреду, архитектуру малых форм, урбанистическую среду в целом. Проектирование интерьера и оборудования. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительским требованиям оборудования площадей и улиц с середины 60-х годов. Понятие «ландшафтный дизайн», его своеобразие по отношению к традиционному садово-парковому искусству и ландшафтной архитектуре. Особенности дизайна выставочных экспозиций - праздничного оформления среды жизнедеятельности.

^ Дизайн одежды - проектирование и серийное производство швейных изделий и аксессуаров. Дизайн и мода. Уникальные коллекции haute couture и массовая, уличная мода pret-a-porter.

Арт-дизайн. Дизайн и арт-практика художественного авангарда, использующего готовые промышленные изделия. Малотиражное декоративное искусство и сфера арт-дизайна. Потребность иметь «уникальную вещь» в обществе массового потребления. Малосерийное производство и роль комбинаторики в продуцировании разнообразия вещей.

^ Стили и направления в дизайне.

Функционализм – стиль в архитектуре и дизайне Германии, США, Голландии. Стремление к отказу от всего, что не отвечает непосредственному практическому назначению. Подчинение красоты (формы) конструкции и пользе. Промышленная архитектура, небоскребы, административные здания. Идеи функционализма Высокая технологичность и унификация элементов.

Конструктивизм – направление в дизайне, архитектуре России. «Музыка машин”, предполагающая утрирование каркаса, несущей структуры объекта. Выведение технической конструкции на уровень стилевой формы в художественном проектировании. Использование фотомонтажа, зрительное выделение технических деталей. Попытка создать абстрактные формы вещей, применяя промышленные материалы. Проекты зданий, напоминающих технику и механизмы. С направлением связаны имена художника и архитектора Л.М.Лисицкого, художников Наума Габо и Антона Певзнера, архитекторов Константина Мельникова, Александра, Леонида и Виктора Весниных.

Ар-нуво (1890-1910) - направление в декоративном искусстве, архитектуре, дизайне Европы. В России это стиль «модерн», в Германии «югенд» стиль, в Австрии стиль «сецессион», всего более 30 названий этого стиля. Характерные черты - извилистые плавные линии зданий, помещений, деталей интерьера. Растительные декоративные мотивы, керамическая отделка, бледная гамма цветов, светлая мебель. Вдохновение природой. Архитекторы Чарлз Ренни Макинтош, Антонио Гауди, художник Альфонс Муха, декоратор Луис Комфорт Тиффани, дизайнер мебели Густав Серрюрье-Бови.

Ар-деко (1925-1939) – стиль «изобретения шика» в декоративном искусстве, архитектуре, дизайне США. Характерные черты – ломаные линии, многогранники в архитектуре и интерьере. Животные декоративные мотивы, интенсивные цвета, сочетание блестящей стали, латуни и темного дерева в отделке. Вдохновение техникой. Противостояние прагматизму и культ изысканности и экзотики. Архитектор Роббер Малле-Стивенс, дизайнеры Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру, Поль Ириб, Эли Жак Канн.

"Браун" - строгий геометрический стиль, отличающийся рационализмом. Обозначен по названию фирмы Макса Брауна как родоначальника стиля.

Хай-тек (с 1960-х годов)образован применением высоких технологий и конструктивных модулей, геометрическим формализмом. Архитекторы Норман Фостер, Ричард Роджерс, и Майкл Хопкинс, дизайнер Букминстер Фюлер. Стиль Хай-тек, и его применение в области дизайна интерьеров.

Постмодерн (с 1980-х годов) – направление, эклектично цитирующее стили прошлого с целью преодоления монотонности, геометризма и рационализма урбанистической среды. Архитектор Роберт Вентури.
^ Исторические этапы развития материальной культуры.

Кустарно-ремесленное изготовление вещей; Мануфактурное производство и декорирование вещей; Серийное производство и дизайн. Предыстория художественного конструирования - исторический период изготовления предметов быта и орудий труда, от времени древних цивилизаций до XIX века европейской культуры. Дизайн как разделение проектирования и производства.

Промышленная революция (60-е годы ХVIII века – 20-е годы XIX века) и замена ручного труда механическим. Три этапа промышленной революции: 1)внедрение машин, заменяющих технологические функции рабочего; 2)внедрение универсального двигателя; 3)внедрение суппорта и станкостроение. Формирование индустриального дизайна в результате завершения промышленной революции. Влияние промышленной революции на удовлетворение спроса на товары. Новое в строительных технологиях, научные открытия: Хрустальный дворец Д.Пэкстона, Башня Г.Эйфеля для Всемирной выставки. Стиль модерн и абстракция в искусстве как предпосылка дизайна. Образование абстрактной формы в искусстве. Искоренение предшествующих декоративно-орнаментальных мотивов и применение абстрактной формы к изготовлению вещей.

^ Теоретические предпосылки дизайна.

Джон Рескнн (1819—1900), его тезис: «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности». Понимание машинного производства как механизма калечащего рабочего. Стремление применить искусство для оказания действенной пользы в обыденной жизни.

^ Уильям Моррис (1834—1896). Понимание упадка в культуре в зависимости от технико-экономических причин. Призыв возвратиться к ручному труду. Акцент внимания на роли эстетического в предметной среде.

^ Готфрид Земпер (1803—1879), немецкий архитектор. Автор здания Дрезденской галереи, театра, павильонов Первой Всемирной выставки (1851). Труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (1860-1863). Идея о подчинении формы вещи ее назначению (функции), материалу, технологии производства, а также религиозным установкам, социально-политическим порядкам (идеологии); личности художника (архитектора). Поиск новой «эстетики» в изделиях производства.

^ Франц Рело (1829—1905), немецкий инженер. Первая формулировка основных вопросов структуры и кинематики механизмов(1875), увязывание теории с проблемами конструирования, попытка решить проблему эстетичности машин. Тезис о возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Мысли о принципах композиционного построения, не противоречащих принципам функционального назначения.

Видеоряд

Юкер К., Вагенфельд В. Лампа. 1923-24.

Гауди А. Собор Сограда Фамилиа. Барселона, 1884.

Вальтер Гропиус. Здание Баухауза в Дессау,1928. Кафе-бар на выставке Веркбунда в Париже, 1930.

Гимар Г. Вход в «Кастель Беранже» в Париже. 1898. Вход в метрополитен в Париже. 1898-1904. Стол. 1900.

Пэкстон Дж. Хрустальный дворец. 1-ая Всемирная выставка,1801-65.

Уэбб Ф. Дом Уильям Моррис. «Ред хаус». Проект

Уатт Дж. Станки для производства.

Зингер И. Швейные машины Зингер, с 1871.

Янг И. Киоски,1924

Ольбрих Иозеф. Выставочные залы и свадебная башня Дортмундской колонии художников,1901-1907.

Литература

100 дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.

Моррис У. Искусство и жизнь. М., 1973.

Антонов Р. О. Особенности формообразования в советском дизайне 30-х годов //

Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. М: ВНИИТЭ, 1992.

Бархатова Е. Реклам-конструкторы // Мир дизайна, 1998, № 1

Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 60—80-е годы. М: ВНИИТЭ, 1991.

Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. М.,1988

Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.,1970.

Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. М.,1976.

Дижур А. Л. Фирменный стиль // Серия «Художественное конструирование за рубежом». М.: ВНИИТЭ, 1970.

Кантор К. Правда о дизайне. М., 1996.

Лазарев Е. Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. Альманах, 1992, № 1.

Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М., 1987.

Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. Казань, 1999.

Основы методики художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1970.

Основы технической эстетики. М.: ВНИИТЭ, 1970.

Рунге В. Ф. Эргономика в дизайн-проектировании. М., 1999.

Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М.,2001

Сомов Ю.ВС. Композиция в технике. М.,1987

Харшак Д. Эволюция и революция в истории знака // Мир дизайна, 1999, № 4(17).

Шпара П.Е., Шпара И.П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. М.,1989
^ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Веркбунд (1907) и его основоположники. Социальные эксперименты немецких архитекторов (Г.Мутезиус и др.), П.Беренс и его работа на фирме "АЭГ". Ван де Вельде: архитектура, проекты, педагогические идеи. Различия в проектных методах П. Беренса и художников модерна.

^ Герман Мутезиус (1861—1927), немецкий архитектор, теоретик, публицист. Изучение причин Превосходства английской промышленности над немецким экспортом. Идейный вдохновитель Веркбунда. Автор Программы Союза, сочетание принципов формообразования (функциональность, конструктивная целесообразность, технологичность) и социально-культурных установок. Идея типизации выпускаемой в Германии продукции на основе эталон­ных (типовых) образцов.

^ Хенри Ван де Вельде (1863—1957). Бельгийский архитектор и дизайнер, теоретик и педагог, один из создателей «ар нуво». Позиция отстаивания творческой индивидуальности, выступающей против консерватизма, канонизации и типизации.

^ Петер Беренс (1869—1940), немецкий архитектор, дизайнер. Первая разработка фирменного стиля в концерне АЭГ (1907). Считал, что «следование одним лишь функциональным или только материальным целям не может создать никаких культурных ценностей». Альтернатива - сочетание художественной формы с функциональностью и «технологической естественностью». Фирменный стиль как один из ведущих инструментов в дизайнерской деятельности. Визуальная идентификация, знаковое единство графических форм всех элементов предприятия - от среды до продукции. Фирменный стиль как совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных элементов, комплексно спроектированных для фирмы, обозначающий позиционирование фирмы на рынке. Цель стиля - создание запоминающегося зрительного образа всего, что связано с деятельностью предприятия. Основные элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип; шрифт, цветовая гамма, ком позиция, а также комбинация элементов на различных предметах или носителях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена итоговой аттестации...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма государственного междисциплинарного комплексного экзамена...
Умо по образованию в области Социальной работы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений,...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вид итоговой аттестации в соответствии с учебным планом – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма итоговой Государственной аттестации выпускников по специальности...
Основой подготовки специалиста являются государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и государственные...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников Бюджетного...
Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня и подготовки выпускника Требованиям Государственного образовательного...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 260100 «Продукты питания из растительного сырья» обсуждена...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма проведения государственного аттестационного экзамена по...
Настоящая программа разработана в соответствии с действующим законодательством, Положением об итоговой государственной аттестации...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconМетодические указания по проведению государственного экзамена
Чикишева Н. М., Стрижков С. Н., Матыс Е. Г. Методические указания по организации и проведению итоговой государственной аттестации...
Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400- «дизайн» iconРоссийской федерации
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников средних медицинских образовательных учреждений РФ по специальности 0401...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница