Квн-хронотоп: социокультурная характеристика


Скачать 407.62 Kb.
НазваниеКвн-хронотоп: социокультурная характеристика
страница1/3
Дата публикации24.03.2013
Размер407.62 Kb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Культура > Автореферат
  1   2   3

На правах рукописи



БУДАЕВ Павел Евгеньевич

КВН-ХРОНОТОП:

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Специальность 22.00.06 – социология культуры,

духовной жизни (социологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук
Ростов-на-Дону – 2009

Работа выполнена в Педагогическом институте

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

на кафедре социологии, политологии
и обществоведческого образования
^ Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Борцов Юрий Сергеевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор
^ Штомпель Людмила Александровна
доктор социологических наук, профессор
Руденко Валентина Анатольевна
Ведущая организация:

ФГОУ ВПО

«Северо-Кавказская академия государственной службы»


Защита состоится «02» декабря 2009 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.19 по социологическим наукам при ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» по адресу:
344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33, ауд. 202.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 33.

Автореферат разослан «02» ноября 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета



Л.Я. Хоронько


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Известно, что инвестиции в молодежь – это инвестиции в будущее. Следовательно, проекты, обеспечивающие управляемую социализирующую деятельность, оказывающую влияние на формирование молодежного сознания, всегда носят актуальный характер. Особую актуальность они приобретают в условиях динамичной трансформации оснований общественного устройства и при явно выраженной дисфункции основных социальных институтов, теряющих в этих условиях возможность эффективного обеспечения своей социализирующей предназначенности.

Поскольку социокультурного вакуума не существует, то освобождающуюся нишу в системе социализирующей деятельности занимают институциональные формы с латентной функцией социализации, а сам процесс социализации молодого поколения становится все более стихийным по отношению к воспроизводству социальных идеалов и систем ценностей, соответствующих проективным представлениям об обществе будущего.

Именно поэтому актуализируется потребность в научно-теоретическом осмыслении одного из устоявшихся каналов социализации молодого поколения, продолжительное время обеспечивающего специфическую форму трансляции совокупного социокультурного опыта и эффективно влияющего на становление молодежной субкультуры, – КВН.

Чрезвычайно актуализирует необходимость исследования данной темы тот факт, что КВН, как утвердившаяся часть медиапроектов, принципиально отличается от многих телеигр: он представляет собой явление, появившееся именно в России, получившее в ней развитие и до сих пор не перенесенное в другую культурную среду. Актуальность темы исследования определяется также сохранением КВН своей популярности в период социальных трансформаций, характеризующийся дисфункциональными проявлениями базовых социальных институтов, когда интенсивно менялись ценностные и целевые установки людей, социальные идеалы, определяющие направленность российского социально-экономического и духовного развития.

В современной России действуют механизмы спонтанного неинституционализированного воспроизводства системы социокультурных отношений, куда все чаще включаются принципы игровых взаимодействий. КВН, как известно, является массовым явлением, вершиной которого выступает телеигра, которая, преодолев телевизионные барьеры, вошла в жизнь многих, особенно молодежных, и не только студенческих, коллективов. Можно утверждать, что КВН, будучи включенным в сферу жизнедеятельности воистину не поддающегося учету количества коллективов, стал определенной социокультурной практикой.

Таким образом, на протяжении четырех десятилетий КВН как телевизионное зрелище и определенная практика привлекает к себе миллионы людей, превратившись в значимое социокультурное явление, экстраполирующее определенные ценности на широкое социальное пространство. Что же это за ценности, в чем причина долголетия и чрезвычайной популярности игры, каким ценностным образованиям массового сознания отвечают форма и содержание КВН? Эти вопросы в период динамичных социальных изменений, повлекший за собой дисфункции социальных институтов, призванных определять, говоря словами Эмиля Дюркгейма, духовную атмосферу общества, должны находиться в центре внимания обществоведов. Вместе с тем особенности КВН не стали в полной мере предметом внимания социологов, как и другие акторы (например, шоу-бизнес), модифицирующие пространство российской духовной жизни.

^ Степень научной разработанности темы. Природа КВН такова, что как явление культуры он присутствует не только в молодежной субкультуре, поскольку выступает значимым идентификатором для представителей многих поколений, проникая во все поры общественного организма. Многоуровневый и многофункциональный характер КВН-феномена, его специфическое место в культуре и социокультурный подход к его исследованию предопределяют потребность в многостороннем анализе степени разработанности проблемы. В связи с этим все подходы к его изучению могут быть типизированы следующим образом.

Во-первых, поскольку КВН является компонентой духовной жизни российского общества, то базовыми в характеристике степени изученности проблемы предстанут работы по исследованию детерминант духовной жизни, изучению духовной атмосферы общества в периоды социальных изменений. Эти вопросы находились и находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, представителей классической социологической мысли1. П.А. Сорокин, изучая социокультурную динамику кризисных и трансформирующихся обществ, рассматривает духовную культуру не как конгломерат разнообразных сосуществующих явлений, а как единство, при котором доминирующие черты отдельных ее видов – от искусства и науки до массовой культуры, нравов и обычаев – выражают человеческие ценности, которые являются основой и фундаментом всякой культуры1. Проблемы духовной жизни многогранны в своей основе, поэтому их исследование в обозначенной здесь научной литературе является теоретической базой исследования явления КВН в российской культурной жизни.

Во-вторых, полная характеристика степени разработанности проблемы невозможна без теоретической рефлексии группы работ, посвященных изучению особенностей влияния различных видов искусства на аксиологическую компоненту массового сознания в контексте исследований духовной жизни общества. Г. Зборовский, Н. Хренов, Г. Орлов убедительно показали, что культурно-досуговая деятельность людей при всей ее автономности, определяемой лишь самим субъектом этой деятельности, является также пространством формирования ценностей2.

В работах М. Бахтина, Ю. Лотмана, М. Бланшо, В. Каганского и других ученых рассматриваются формы художественного творчества и механизмы их воздействия на духовную культуру вообще и на публику в частности3. Социально-гуманитарное знание располагает серьезными разработками по изучению особенностей технологий организации зрелищных видов искусства, охватывающих значительные социальные пространства, в том числе и телевидение, на сознание и поведение людей1.

В-третьих, огромное значение для социокультурного исследования явления КВН как игровой формы имеют концептуальные разработки в области игровой деятельности, поведения, воздействия игрового компонента на повседневную жизнь людей. Работы Й. Хейзинги, Г. Щедровицкого, С. Кравченко и других ученых показывают, что игровой компонент, присущий всем видам жизнедеятельности человека, в последние десятилетия стал неотъемлемой частью культуры, в том числе и массовой. В работах этих ученых исследуются различные виды игр, механизмы воздействия на духовный мир играющих и наблюдающих2.

В-четвертых, значительный исследовательский массив, характеризующий степень разработанности проблемы, составляют работы, посвященные непосредственно КВН. В работах М.Марфина и А. Чивурина прослеживается развитие КВН на протяжении десятилетий, анализируются изменения ценностей и мотиваций участников КВН3. С. Кара-Мурза, А. Джигурда и другие в контекстах своих работ рассуждают о ценностной составляющей самого КВН как явления массовой культуры4. Е. Гальперина описывает различие ценностных установок режиссуры КВН1, а В. Панина и Б. Остромоухова анализируют причины популярности КВН, показывают популистскую составляющую КВН: находит отражение и содержательный предмет шуток КВН-щиков, которым в 60-е годы была и политика, а в последние, – шоу-бизнес, спорт, реклама, звезды различного ранга2, что, несомненно, дополняет исследовательское поле.

Тем не менее далеко не все аспекты этого сложного и неоднозначного явления молодежной культуры и массового сознания нашли отражение в поле теоретического осмысления. Среди менее разработанных проблем, в частности, и проблема хронотопной организации КВН в социокультурном пространстве общества. Учитывая актуальность проблемы для проектирования перспективных форм развития культуры будущего и степень ее разработанности в современной социально-гуманитарной системе знаний, и выбрана тема исследования – КВН-хронотоп: социокультурная характеристика.

^ Цель диссертационного исследования выявление социокультурных характеристик КВН-хронотопа как специфической разновидности социокультурной технологии.

Данная цель реализуется в следующих исследовательских задачах:

  • определить социокультурные характеристики, отражающие специфику КВН-пространства и КВН-деятельности;

  • обосновать необходимость введения понятия «хронотоп» в исследование КВН как социокультурного явления и инстументально дефинировать понятие «КВН-хронотоп»;

  • выявить социокультурный код КВН-хронотопа;

  • определить технологический аспект КВН-хронотопа в качестве разновидности социокультурной технологии;

  • обозначить детерминанты генезиса КВН как проекта-игры;

  • определить параметры изменений игры и настроений телевизионной аудитории.

^ Объектом исследования выступает социокультурный контекст КВН как социального проекта.

Предметом исследования является трансформация социокультурных параметров КВН-хронотопа.

^ Теоретико-методологической основой исследования стали общенаучные методы: сравнительный метод и метод социокультурного анализа. В частности, нацеленность на обнаружение социокультурных характеристик КВН и обоснование необходимости введения понятия «хронотоп» в исследование КВН как социокультурного явления предполагает обращение к методологическим положениям Э. Дюркгейма, который, обосновывая недостаточность экономического детерминизма для понимания духовной жизни общества, представляет компоненты последней как конкретные социальные факты1. Работа основана также на идеях П. Бергера и Т. Лукмана относительно связи структур восприятия с формально и неформально институционализированными практиками, а также – положениях П. Бурдье относительно динамики социального пространства2.

Теоретическими основаниями анализа КВН как определенной социокультурной практики послужили работы Ю. Лотмана3, а для обоснования необходимости ввода в социокультурное исследование КВН понятия «хронотоп» – работы М. Бахтина и В. Сущего4.

При рассмотрении технологического аспекта КВН-хронотопа были использованы концепции Й. Хейзинги и Р. Кайуа5. Исследование характера изменения игры и настроений телевизионной аудитории опирались на идеи П. Бурдье, Ги Дебора, А.Черных6 относительно механизмов функционирования и воздействия на аудиторию TV и журналистики.

^ Эмпирическая база исследования включает материалы и обобщения результатов различных социологических наблюдений, в том числе проведенных при участии автора:

– авторское включенное наблюдение КВН-сообщества в студенческой среде в 2000–2007 гг.;

– материалы опросов игроков Ростовской лиги КВН, проведенный в 2006–2007 гг.;

– исследование мнения лидеров студенческого молодежного движения – 2009 г. (15 регионов России – 107 чел.);

– контент-анализ и качественный анализ материалов специализированных изданий, телепередач, электронных ресурсов (анализу подвергнуто 127 документов, 2001–2007 гг.);

^ Научная новизна исследования. Принципиально новым является подход, предложенный к исследованию КВН как социокультурного явления через введение в исследование понятия «хронотоп».

В содержательном плане научая новизна исследования заключается в следующем:

  • определены социокультурные характеристики, отражающие специфику КВН-пространства и КВН-деятельности;

  • обоснованы необходимость введения понятия «хронотоп» в исследование КВН как социокультурного явления и инстументально дефинировано понятие «КВН-хронотоп»;

  • выявлен социокультурный код КВН-хронотопа;

  • определен технологический аспект КВН-хронотопа в качестве разновидности социокультурной технологии;

  • обозначены детерминанты генезиса КВН как проекта-игры;

  • определены параметры изменений игры и настроений телевизионной аудитории.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социокультурными характеристиками КВН являются его следующие признаки: КВН – это телевизионный проект, эстетическое явление; представляет собой, как любое искусство, своеобразный вариант «ухода из жизни в иллюзию»; является интегрирующим фактором: через юмор, вызывающий смех публики, объединяет людей, вызывая взаимные симпатии и кратковременный феномен взаимного доверия между зрителями и выступающими. Вместе с тем КВН – это форма самовыражения молодых людей, своеобразная тусовка и профессиональное шоу, отличающееся зрелищностью, выразительностью аудиовидеорядов, простотой, подчас граничащей с примитивизмом. КВН несет очень мало содержательной информации, но много эмоционально-оценивающей. КВН также представляет собой пространство успешных экономических практик, где реализуется как канал вертикальной социальной мобильности в одной из наиболее «труднопроходимых» сфер жизнедеятельности – шоу-бизнесе.

  2. Необходимость введения понятия «хронотоп» в качестве методологического конструкта при социокультурном исследовании явления КВН обусловлена взаимосвязью содержательных, временных и пространственных характеристик в процессе освоения литературной основы передачи реальной актуальной жизни.

  3. КВН-хронотоп представляет собой методологический конструкт для обозначения взаимосвязи пространства-времени, экстраполируемого КВН, а также ценностного усвоения КВН-текстов, в процессе которого индивид формирует свой хронотоп восприятия, отождествляя себя с той эпохой и тем социальным ландшафтом, которые продуцировали наиболее близкие и понятные ему ценности, пусть даже выраженные примитивным языком. Главным в КВН-хронотопе и хронотопе восприятия КВН выступает временная составляющая, самоотождествление автора или зрителя с ценностной доминантой определенной эпохи в истории советского/российского общества.

  4. Пространственно-временная масштабность КВН-хронотопа, как и любой коммуникации, не гарантирует трансляции и интериоризации массовым сознанием социально-позитивных ценностей, а свидетельствует лишь о влиянии и популярности. КВН-хронотоп в содержательном плане стандартизирует и примитивизирует информацию, делая ее легкодоступной для понимания и восприятия публикой и не является процессом создания нового духовного продукта, при этом оказывая серьезное влияние на оформление молодежной субкультуры.

  5. Социокультурным кодом КВН-хронотопа и стержневым моментом в восприятии текстов КВН является политическая шутка, воплощающая актуализм повседневности через критическое «вышучивание» непопулярных в народе направлений политики. Виртуально-визуальные границы восприятия КВН населением российского общества чрезвычайно велики, но не безграничны: потребители информации, а не розыгрышей и интерпретаций, выходят за эти границы. Шутка как культурный код КВН-хронотопа базируется на особенностях российского политического ландшафта, который характеризуется видимой близостью и доступностью вершин политической власти при определенной дистанцированности от населения. Шутка как культурный код КВН-хронотопа формирует эмоционально окрашенное отношение к политике, помещая ее в контекст снижающих ассоциаций, иллюзорно сокращает дистанцию между автономным полем политической игры, с одной стороны, и авторами и потребителями шуток о ее участниках – с другой.

  6. В ходе своего развития КВН эволюционировал из «игры» и «клуба», основанного, как правило, на импровизационных началах талантливых участников, в «добротную развлекательную передачу», профессиональное шоу, где команды располагают немалыми денежными средствами, которые они тратят на дорогие декорации и костюмы. Финансовым источником периферийных команд в советское время являлись, в основном, партийные органы местной власти, что способствовало превращению КВН в советские годы в совокупность команд, защищающих не только и не столько честь родного вуза, сколько – своего города, региона, а иногда – и страны. КВН первоначально задумывался и функционировал как тест на остаточные знания занятых профессиональной учебой либо производительным трудом советских молодых людей. КВН демонстрировал всесоюзному зрителю спектр увлечений советской молодежи, означающего увлечения «всесторонне развитой личности».

Дальнейшее развитие КВН пошло по пути профессионализации и разделения труда в КВН-пространстве. При этом «профессионализм» на практике сплошь и рядом означал, помимо прочего, скрытое использование «теневых» материальных ресурсов. В настоящее время литературная основа КВН менее добротна, нежели прежде, и отступает под давлением профессионально исполненных танцевальных и песенных номеров, все более усложняющегося визуального ряда. Политическая шутка как основа КВН-хронотопа постепенно замещается зрелищностью, ошеломительностью, развлекательностью действа.

^ Научно-теоретическая и практическая значимость работы определяется потребностью анализа различных, в том числе неинституционализованных, факторов, влияющих на духовную жизнь населения России. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в качестве методологической основы органами государственной власти в области социокультурной политики для углубленного исследования социализирующего влияния КВН. Материалы диссертации могут быть полезны при разработке теоретических и практических спецкурсов по проблемам социологии культуры, социологии молодежи, социологии СМИ.

Результаты исследования используются при планировании внеучебной работы и организации культурно-массовой работы в Педагогическом институте ЮФУ.

^ Апробация работы. Основные положения концептуально-теоретического характера, обобщения и практические выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных и Всероссийских конференциях, в том числе основные положения работы нашли отражение в материалах Всероссийского социологического конгресса. Результаты исследования опубликованы в 10 научных работах общим объемом 3,09 п.л.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения (представленного в виде анкеты, таблиц с результатами анкетирования, текстов, включенных в контент-анализ).
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется степень ее разработанности, формируются цель и задачи, определяются объект и предмет исследования, теоретико-методоло-гическая и эмпирическая база, раскрывается научная новизна, формулируются поло­жжения, выносимые на защиту, отмечается теоретическая и практическая значимость диссертации и ее апробация.

В первой главе «КВН-хронотоп: культурно-исторический контекст “студенческой игры”» обосновывается понимание КВН как пространственно-временного бытия не только молодежной субкультуры, но и специфического вида активности социокультурного характера, присущей на определенном этапе развития обществу в целом, что диктует адекватность применения социокультурного подхода к исследованию.

В параграфе 1.1. «Социокультурные характеристики КВН» диссертант обосновывает методологический подход к исследованию КВН-явления как имманентной части молодежного сознания и социальной практики молодежи, в особенности студенческой ее части. В силу такого подхода рассматриваются возможности теоретического анализа КВН-явления как части молодежной субкультуры и как элемента досуговой деятельности молодежи.

Опираясь на то, что социально-экономическая ситуация российского общества, несомненно, детерминировала появление, а социокультурная динамика способствовала определению формы и содержания КВН, обеспечив его популярность, диссертант выделяет социокультурные признаки исследуемого явления.

Во-первых, это характеристика КВН в качестве телевизионного проекта с присущими такого рода явлениям специфическими чертами. При этом в диссертации отмечается уникальная протяженность этого проекта и дискретная форма его протекания во времени. Практически полтора десятилетия из пятидесяти лет (с 1972 по 1986 год) программа в эфир не выходила. Но реально этот период вынужденного бездействия стал временем активного накопления мощного символического капитала, поскольку она сохраняла культурный потенциал в молодежном сознании.

Во-вторых, диссертант характеризует КВН как эстетическое явление, синтезировавшее в себе ряд направлений театрального искусства. Агитбригада и СТЭМ, элементы карнавала и бродвейского мюзикла – все это источники и составные части КВНовской игры.

В-третьих, КВН представляет собой, как и любое искусство, вариант «ухода из жизни в иллюзию», некий вариант «массовой психотерапии». Именно эта сторона КВН-действия наиболее полно сближает его, по способу воздействия на молодежное сознание, с социальными технологиями, обеспечивающими манипулятивное влияние и способствующими формированию достаточно устойчивых стереотипов молодежной культуры. В диссертации показана и особенность КВН как действия, которое носит ярко выраженный синтетический характер. При этом явная принадлежность КВН к театральной традиции подразумевает добротную литературную основу представления в качестве важного условия его успеха, выражающегося как в непосредственной реакции зрителей на происходящее, так и в победе над соперниками.

В-четвертых, КВН, несмотря на соревновательно-игровой характер, в отличие от игровых видов спорта объединяет людей, вызывая взаимные симпатии (посредством уникальности юмора, вызывающего добрый смех) и кратковременный феномен взаимного доверия между всеми акторами процесса соперничества-взаимодействия.

В-пятых, КВН – это форма самовыражения молодых людей, обладающих избытком жизненных сил и пока еще ограниченных в возможности применить их в реальной общественной деятельности. Состязания молодежи в ловкости, остроумии, силе принадлежат традиции, уходящей корнями в древнейшие пласты человеческой истории. Смысл этой традиции очевиден: молодежь в игровой, автономной по отношению к обыденной жизни обстановке проверяла у себя наличие и развитость качеств, необходимых, или по крайней мере желаемых, для успешной интеграции в серьезную, взрослую жизнь. При этом испытание взрослых качеств шло в ситуации саморазвивающегося соревнования, импровизации.

В-шестых, КВН представляет собой своеобразную тусовку. Термин «тусовка» представляется диссертанту уместным, так как он, с одной стороны, легитимизирован в молодежной субкультуре, с другой – свободен от политических коннотаций. Как правило, «тусовки» рассматриваются в контексте альтернативы формальной организации путем создания альтернативных социальных пространств, помогающих преодолеть отчуждение между молодежью и обществом. С этой точки зрения многочисленные КВН-объединения практически во всех городах России целесообразно обозначить как «тусовки» – специфическое субкультурное сообщество.

В-седьмых, КВН – профессиональное шоу, образец-ориентир которого – постановки Бродвея, отличающиеся зрелищностью, простотой, подчас граничащей с примитивизмом, выразительностью аудиовидеорядов. Диссертант приходит к выводу о том, что неверно представлять современный КВН как эклектическую программу импровизаций-состязаний. Пространство КВН жестко субординировано: «верхи» и «низы» империи «АМИК» включены в структуру отношений «господства-подчинения», крайне далеких от демократических форм стихийной самоорганизации студенческой самодеятельности.

В-восьмых, любое шоу представляет собой «…могучий экономический комплекс, обращающий вокруг себя мощные финансовые потоки»1. КВН также представляет собой пространство успешных экономических практик, некоторые из которых скрываются в густой «тени». Это зачастую мощный канал вертикальной мобильности в одной из наиболее труднопроходимых сфер современной культурной жизни. Популярные КВНщики получают возможность делать карьеру на телевидении и делать деньги на своей телевизионной славе (наиболее яркий пример, конечно же, «Comedi Club»).

Приводятся данные конкретно-социологического исследования, помогающие понять ранговый порядок восприятия разных социокультурных характеристик КВН-явления молодежным сознанием.

В диссертации подчеркивается и еще одно, латентное качество КВН. Сегодня – это канал культурного влияния на молодых соотечественников, оказавшихся за рубежом. Здесь сохраняется пространство интернационального общения разных наций и этносов.

В параграфе 1.2. «Понятие “хронотопа” и анализ явления КВН в контексте российской политической культуры» обосновывается объективная потребность в осмыслении пространственно-временного континуума социокультурных явлений, одним из которых и является КВН, во всем своем многообразии, но в игровой форме экстраполировался на различные социальные слои в масштабе общества. При этом, будучи телевизионным детищем, КВН-проект носит «событийный» характер, поскольку изначально воспроизводится в режиме оперативного реагирования на «здесь и сейчас» происходящее.

Исходя из этого в диссертации обосновывается исходное положение, в соответствии с которым пространственный и временной масштаб игры, а также присущий ей перманентный актуализм делает целесообразным применение в данном исследовании явления КВН понятия хронотопа, разработанного М.М.Бахтиным применительно к анализу литературных произведений1.

Диссертант утверждает, что емкое описание автором литературного хронотопа представляет важное методологическое значение для анализа такого синтетического культурного явления, как КВН, поскольку указание на добротную литературную основу, на мощный авторский коллектив любой знаменитой КВНовской команды является общим местом в дискурсе о КВН.

Дальнейшая логика доказательств в диссертации строится с учетом того, что изменение темпов исторического развития, выражающееся в быстрых и радикальных социальных изменениях, кардинальное изменение социального пространства отражаются на форме и содержании культурной продукции. Параллельно формируется сложная структура восприятия этой продукции членами переживающего радикальные перемены общества. Индивид формирует свой хронотоп восприятия, отождествляя себя с той эпохой и тем социальным ландшафтом, которые продуцировали наиболее близкие и понятные ему ценности, пусть даже выраженные сырым, примитивным языком. В силу этого, полагает диссертант, понятие «хронотоп» активно используется в современных социокультурных исследованиях.

В диссертации подчеркивается, что анализ КВН-хронотопа необходимо вести с учетом хронотопа различных слоев зрительской аудитории, поскольку они, наблюдая за игрой со стороны, чутко улавливают ее изменения в соответствии с велениями времени и меняющимися общественными императивами. По-своему эти изменения видят участники игры: они воссоздают эти изменения, причем, как правило, совершенно сознательно добиваясь того или иного эффекта. Другое дело, что, объясняя эти изменения, создатели и участники КВН либо избегают акцентировать социальную детерминированность своих позиций, либо трактуют ее поневоле однобоко.

Диссертант приходит к выводу: главным в КВН-хронотопе и хронотопе восприятия КВН выступает временная составляющая, самоотождествление автора или зрителя с ценностной доминантой определенной эпохи в истории советского/российского общества. Адекватно или иллюзорно это отождествление – вопрос иного плана; важно, что КВН, являясь театрально-речевым жанром, вербализует информацию, которую «подает» в аудиторию.

В диссертации отмечается, что поскольку КВН относится к числу культурных явлений из разряда «это известно каждому», широкая вовлеченность общества в КВНовский процесс не могла не выразиться в формировании диаметрально противоположных взглядов на него. Оппозиции могут формироваться по этическому (например, проблема теневого превращения КВН из студенческой самодеятельности в профессиональное предприятие) и эстетическому принципам (проблема соответствия КВН вкусам конкретного зрителя). Хотя эти оппозиции тоже хронотипичны, влияние времени заметнее отражается на оппозициях критиков и почитателей, сформированных по политическому принципу.

Особое внимание привлекается к той специфике КВН-действия, что оно оперирует категориями символического мышления, опирающегося на стереотипы, принятые массовым сознанием. Диссертант разделяет подход, в соответствии с которым важнейшую роль в любой культуре играет «универсум символов», то есть система отложившихся в сознании образов (призраков) вещей, явлений, человеческих отношений, общественных институтов, которые приобретают метафизический смысл, то есть смысл, выходящий за рамки физического существования тех объектов, из которых выделился символ.

Смысловой код КВН используется таким образом, что КВН-хронотоп как пространственно-временное размещение определенного символического универсума, дает основание отнести его к специфической форме социокультурной технологии, с помощью которой можно в равной степени обеспечивать стабильность конкретного общественно-политического порядка либо же, наоборот, способствовать его подрыву. С этой точки зрения КВН-хронотоп латентно оказывает воздействие не на теорию, а на обыденное сознание, на повседневные, «маленькие» мысли модальной личности. И самый эффективный способ воздействия – повторение одних и тех же утверждений, «упакованных» в разные видовые формы.

Мозаично-карнавальный характер КВН-хронотопа идеально соответствует реализации содержательно-смыслового контекста в заданном информационном режиме. КВНовские шутки, воплощая в себе актуализм повседневности, высмеивают, а следовательно – и критикуют разнообразные неуклюжести, а зачастую и ошибки непопулярных в народе направлений политики. Поэтому виртуально-визуальные границы восприятия КВН населением российского общества чрезвычайно велики, а следовательно, столь же велики и его возможности манипулировать молодежным сознанием, что хорошо прослеживается в поле игры политических сил.

Диссертант обосновывает положение, согласно которому возвращение КВН на ЦТ в 1986 году приобретает откровенно политическое значение, подтверждая его анализом литературной основы игры, в которой политическая шутка становится одним из стержневых моментов смысловой нагрузки КВН-игры.

^ Параграф 1.3. «Политические шутки как культурный код КВН-хронотопа» посвящен анализу одной из наиболее латентных сфер КВН-хронотопа как социокультурной технологии, обеспечивающей влияние на формирование молодежного сознания.

Вскрывая социальный механизм действия этой сферы, диссертант анализирует природную сущность действия этого механизма с учетом того, что КВН является одним из видов многоуровневого общения, в которое втянуты представители практически всех слоев, включая власть. Именно последняя, ее состояние, формы и представители занимают значительное место в массовом сознании, что и используется в пространстве КВН-игры.

Само действие строится на том, что в любой игровой форме соотношение «означающего» с «означаемым» оценивается людьми по-разному. Так, например, это соотнесение по-разному оценивается одним из интеллектуальных лидеров левой оппозиции, с одной стороны, и редакторами КВН, – с другой. Пользуясь одним и тем же культурно-идеологическим кодом, они в то же время являются носителями разных лексических кодов. За этими разными лексикодами и отраженными в них идеологиями зрителей игры скрываются определенные хронотопы, один из которых является одновременно и КВН-хронотопом.

«Разрешение», получаемое обществом со стороны власти на высмеивание и вышучивание обладателей монополии на легитимное насилие, может быть представлено как результат роста свободы и демократии. Но может рассматриваться и как индикатор роста автономии политического поля от поля социального. Другими словами, власть разрешает простым смертным шутить над собой тем больше, чем меньше чувствует себя зависимой от политической активности шутников и потребителей их остроумной продукции.

С этой точки зрения в диссертации отмечается, что ирония КВН полностью соответствует задачам игроков в рамках постмодернистской политической системы: преследуя свои индивидуальные и клановые цели, политики эпохи постмодернизма заинтересованы в производстве шума, скрывающего от общества проявления истинных интересов власти в огромном ворохе разнообразной информации.

Разрушительный в условиях идеократического советского общества потенциал КВНовского остроумия – поскольку в советском обществе был упорядоченный символический универсум, который можно было разрушить, – в ситуации политического постмодерна становится фактором воспроизводства поля политической игры. Теперь оно строится на отрицании ответственности политика перед «священными символами и институтами», потому что таковых в социокультурном пространстве данного общества не наблюдается.

Сам же КВН-хронотоп – то есть хронотоп зрителей и участников игры (одно, как известно, сплошь и рядом подразумевает другое), по убеждению диссертанта, – коренится в эпохе политического постмодерна, в том рельефе политического ландшафта, который характеризуется видимой близостью и доступностью вершин политической власти при одновременной «страшной удаленности их от народа».

Хронотоп критиков КВН, отвергающих игру исходя из политических соображений: КВНщики – активные участники разрушения культурного ядра советского общества, – этот антиКВН-хронотоп вырастает из того периода советской эпохи, когда кристаллизовалась структура символического универсума советского идеократического общества. В частности, изначально КВН идеально вписывался в стратегию стиляжничества как молодежной ипостаси «оттепели», «шестидесятничества»: это был способ прожигания времени – наркотическое воздействие игры на ее участников, заставляющее ради подготовки к новому состязанию забывать об учебе и (или) работе, отмечают практически все КВНщики. Это было элитарное прожигание времени – с перспективой выхода на экран ЦТ.

КВН-хронотоп в его политическом аспекте четко определяет тот временной контекст, в котором могло зародиться и возродиться это явление – время «оттепели» и время «гласности и перестройки». Оба эти периода характеризуются вербальными симптомами демократизации – «стало можно о многом (обо всем) говорить открыто (без страха)». Под прикрытием свободы слова шло формирование касты управленцев, осуществивших на рубеже 1980–90-х годов приватизацию государственной власти и отраслей бывшей социалистической экономики.

Подготовка общества к идее автономного политического поля, участники которого ведут свою игру, обращая мало внимания на запросы не обладающих властным ресурсом слоев общества, шла постепенно. Одним из этапов такой подготовки стало неартикулированное предоставление молодежи в 1960-е годы права на «свою игру», цели и задачи которой не совпадали с магистральным путем советского общества в целом, то есть, точнее, не соответствовали архетипу советской цивилизации, его ценностно-нормативным характеристикам.

В современной ситуации политического постмодерна, главным и единственным легитиматором которого является максима «все позволено», сама мысль о придании выступлениям КВНовских команд какого-либо серьезного ценностного подтекста подается экспертами как, мягко говоря, неразумная. Формат КВН оказывается несовпадающим с пространством символического универсума, характеризующимся той или иной иерархией ценностей. Исходя из этого в диссертации утверждается, что эпоха плоского в ценностном отношении социального ландшафта оказывается КВН-хронотопом, взятым в его социально-политическом аспекте.

  1   2   3

Похожие:

Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconПоложение об открытом зимнем фестивале квн 2013 «Поверь в мечту». Общие положения
Фестиваль квн проводится с целью укрепления дружеских связей между командами квн и возможности их творческого общения
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconО проведении 8-го сезона игр квн 2012-2013
Организатором сезона игр Школьной Лиги квн санкт-Петербурга (далее по тексту сезон игр квн) среди учащихся образовательных учреждений...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика icon-
Эту веселую сценку мы написали для Comedy club. Но её очень хорошо можно использовать и в сценарии приветствия команды квн (особенно...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconСценарий "Новогодний квн!"
...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconПоложение о Шахтиской Открытой Лиги квн «шаолинь»
«Шахтинская Открытая Лига квн «шаолинь» (далее – Лига) проводится в рамках реализации молодежной политики в г. Шахты в сфере развития...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconПоложение открытая молодежная «солнечная» лига квн
«Солнечная» Лига квн (в дальнейшем именуемая Лига) является добровольным формированием, объединяющим в творческую организацию учащихся...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconВопросы к экзамену по русской литературе XIX в
Хронотоп «дворянского гнезда» в творчестве И. С. Тургенева, его художе­ственный смысл
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconПоложение о проведении игры квн среди молодежных команд города Чехова и района
Организаторами игры квн среди молодежных команд города Чехова и района, (далее Игра) является Администрация города Чехова и Молодежный...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconО проведении фестиваля квн «На показ» в рамках ежегодного открытого...
Положение о проведении фестиваля квн «Напоказ» (далее – Положение) в рамках «Окружного фестиваля работающей молодежи «Стимул» (далее...
Квн-хронотоп: социокультурная характеристика iconКвн «Трамвай любви»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница