Скачать 0.85 Mb.
|
![]() БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ЛОГОПЕД» Н.В. Рыжова РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОНР Творческий ЦентрМосква 2009 УДК 373 ББК 74.102 Р93 Рыжова Н.В. Р93 Развитие творчества детей 5—6 лет с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (4). 18ВЫ 978-5-9949-0194-6 В пособии представлен цикл занятий «Мир детской фантазии», способствующий развитию творчества детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами изобразительной деятельности. Занятия предусматривают использование нетрадиционной техники изображения и направлены не только на преодоление речевого недоразвития и развитие творчества детей, но и на повышение их эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности. Книга может быть использована в работе логопедов, психологов, воспитателей детских садов, а также родителями, имеющими детей с нарушениями речи. УДК 373 ББК 74.102 Рыжова Наталья Владимировна ^ Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор ОА. Степанова Редактор Л.С. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.001909.03.09 от 02.03.2009 г. Подписано в печать 07.04.09. Формат 60 х 90'/,,.. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 1748. Издательство «ТЦСфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. I8ВN 978-5-9949-0194-6 © ООО «ТЦ Сфера», 2009 Введение Поиску эффективных психолого-педагогических условий, методов и приемов, средств обучения, направленных на преодоление нарушений познавательных психологических процессов у дошкольников с речевым недоразвитием, посвятили свои исследования многие ученые (В.П. Глухов, Ю.Ф. Гаркуша, Г.С. Гуменная, И.Т. Власенко, В.А. Калягин, В.А. Ковшиков, В.С. Кочергина, Т.О. Овчинникова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова, Н.А. Чевелева, Ю.А. Элькин и др.). Отклонения в формировании речи обусловливают специфические особенности психофизиологического развития ребенка, а для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны:
На наш взгляд, большие возможности в преодолении речевых нарушений детей заключены в развитии творчества на занятиях по изобразительной деятельности. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети получают представление об окружающем мире, лучше понимают его. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой и уверенность в собственных силах, закрепляют чувство успеха. Приведенные в пособии занятия, направленные на создание психолого-педагогических условий развития творчества детей с ОНР, способствуют: - активизации творческого потенциала личности путем овла дения навыками и умениями самостоятельно работать в раз- ^ личных нетрадиционных техниках изображения, находить оптимальные сочетания изобразительного материала и способа изображения;
В основу данного цикла занятий были положены как ранее разработанные методики развития детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова), так и собственные авторские наработки, включающие нетрадиционные приемы изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями, а также их сочетания). Такое комплексное использование методов и приемов нетрадиционного изображения, как обрывание бумаги, тычкование, применение восковых мелков и акварели, косметических теней, рисование пальчиками, по мокрой бумаге и др., позволяет не только уточнить и закрепить приобретенное умение у детей, но и научить их комбинированию и взаимозаменяемости. Система занятий построена с учетом ниже приведенных дидактических принципов. 1. ^ и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление Библиотека журнала «Логопед» к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Здесь необходимо использовать такие методы и приемы, как объяснение, разъяснение, беседа, наблюдение, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.
4. ^ опирающийся на психологи ческие особенности детей (недостаточные объем сведений об окружающем и концентрация внимания; эмоциональная не зрелость; замкнутость, тревожность) и психофизиологичес кие недостатки (ограниченный объем движений общей мо торики, ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти). С целью сглаживания дан ных недостатков развития необходимы физкультминутки с элементами логоритмики, дыхательная и пальчиковая гим настика, подвижные игры, привлекательные темы занятий: «День смеха», «Волшебный мир зверей и птиц», «Необыч ный зверь» и др. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР При организации занятий следует учитывать так называемую «зону ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, позже с космосом, Днем защитника Отечества, перелетными птицами и др. 5. ^ учитывающий индивиду ально-личностные особенности детей: темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется в процессе ри сования по замыслу при свободном выборе изобразительных материалов и техники изображения. 6. ^ заклю чающийся в одновременном развитии творчества детей, обо гащении и расширении лексического запаса. Для этого необ ходимы знакомство с новыми изобразительными материала ми, нетрадиционными приемами изображения, известными художественными и музыкальными произведениями; разви тие связной речи через различные тематические беседы, чте ние известных стихотворений, рассказывание ребенком о своем рисунке и др. Таким образом, комплексное использование разнообразных методов, приемов и средств обучения позволяет всесторонне подойти к преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию. Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы: обогащается лексический запас, уточняются и закрепляются грамматические категории, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ, а слушание ясной, чистой и эмоционально выразительной речи взрослого создает условия для закрепления правильного произношения всех звуков родного языка. Надеемся, что такие занятия будут активно использоваться психологами, логопедами, воспитателями и родителями в повседневном общении с ребенком. Библиотека журнала «Логопед» Цикл занятий «Мир детской фантазии» Занятие 1 «Рисование по замыслу» ЦЕЛИ
ОБОРУДОВАНИЕ
Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение). Вводная часть Педагог предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали, увидели, о чем им читали, рассказывали дома, в детском саду. Обращает внимание детей на наиболее яркие, образные воспоминания. Выбирает из рассказов то, что дети смогут изобразить. ^ В процессе рисования педагог напоминает детям, как пользоваться карандашами, фломастерами, кисточкой. Поощряет интересный замысел, стремление наиболее полно его воплотить. Оказывает индивидуальную помощь дошкольникам в процессе рисования. Если ребенок не определился с темой, задает несколько наводящих вопросов, например: Какой мультфильм тебе большего всего нравится? Кто твой самый любимый персонаж из сказок? Это поможет дошкольнику сделать свой выбор. Педагог не должен навязывать ребенку определенную тему. ^ В конце занятия целесообразно сделать небольшую выставку детских работ. Обязательно похвалить ребят за выполнен- Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР ные рисунки, их старание, отметить разнообразие тем. Постараться выделить что-то положительное в каждой работе. Занятие 2 «Подарки бабушке и дедушке» ЦЕЛИ
ОБОРУДОВАНИЕ
Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа). Предварительная работа: рассказывание стихотворений про бабушек и дедушек. ^ Педагог в беседе с детьми напоминает, что скоро будет День пожилого человека, предлагает обдумать, какие подарки можно преподнести бабушкам и дедушкам. Чтение стихотворений о пожилых людях. Подарю я бабушке Голубые варежки. Я из ниток шерстяных Десять дней вязала их, Пусть она их носит, Руки не морозит. ^ Бабушкины руки Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Библиотека журнала «Логопед» Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней. Но бабушкины руки Люблю всего сильней! ^ Дети выбирают подарок и обдумывают, как будут его изображать. Основная часть Педагог напоминает, что дети могут пользоваться и другими предложенными материалами, но технику изображения не объясняет. ^ Раз, два, три, четыре, пять, Дети «здороваются» пальцами обеих рук, начиная с больших. В лес идем мы погулять. «Идут» указательными и средними пальцами обеих рук по столу. За черникой, Загибают пальцы, начиная За малиной, с большого. За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И дедуле отнесем. ^ Проводится анализ выполненных работ: что получилось или не получилось отобразить, какой материал был выбран для рисования. Отмечается умение ребят использовать новые предложенные материалы (губка, печатка, свеча, тушь, гуашь). Занятие 3 «Рисование по замыслу» ЦЕЛИ
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР • Развивать умение видеть образ в нехарактерном изображении. ОБОРУДОВАНИЕ
Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение), наглядно-действенный (демонстрация). Вводная часть Педагог предлагает каждому посмотреть на рисунок, выполненный им ранее, и подумать, каким образом он нарисован. Если дети не догадываются, взрослый объясняет, что изображение сделано ладонями, а потом дорисовано обычными краской и кисточкой. Главное, не надо торопиться, стоит лишь внимательно посмотреть на отпечатанные ладони, и изображение само «всплывет» из них. Могут получиться и рыбки, и бабочки, и необычные звери, и корабли. ^ Непосредственное рисование детьми с помощью ладоней. В ходе работы педагог побуждает детей к активному восприятию действительности. ^ Это глазки. Вот. Вот. Дети показывают сначала левый, потом правый глаз. Это ушки. Вот. Вот. Берутся за левое ухо, потом за правое. Это нос. Это рот. Показывают рот левой рукой, нос - правой. Там спинка. Тут живот. Кладут левую ладонь на спину, правую — на живот. Это ручки. Хлоп, хлоп. Вытягивают вперед обе руки, 2 раза хлопают. Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, 2 раза топают. Ой, устали. Вытрем лоб. Проводят правой ладонью по лбу. Библиотека журнала «Логопед» Заключительная часть В конце занятия организуется выставка работ, дети анализируют свои рисунки и рисунки других, пытаются догадаться, что на них изображено. Педагог обязательно хвалит каждого за сообразительность и хорошую работу. Занятие 4 «Моя группа» ЦЕЛИ
ОБОРУДОВАНИЕ
^ наглядно-действенный (демонстрация) и словесные (объяснение, разъяснение). Предварительная работа: за день до начала занятий педагог обращает внимание детей на обстановку в группе, вспоминает месторасположение отдельных предметов, детской мебели, игрушек. ^ Педагог проводит вводную беседу (вместе с детьми вспоминает, какие мебель, игрушки, настольные игры, детские уголки есть в группе). Просит внимательно послушать стихотворение и угадать, о чем в нем говорится. Поглядите, что за дом, Сколько светлых комнат в нем! Там паркетные полы, Там кроватки и столы, Мишки, зайчики, матрешки, Миски, ложки, поварешки, ^ Куклы, мячики, шары — Все, что нужно для игры. Там живет живая кошка, И цветочки на окошках. Лучше дома не найдешь. Очень этот дом хорош! (Детский сад.) Основная часть Педагог предлагает детям рисовать с помощью поролона, прижав его к штемпельной подушке с краской и нанося оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужны другие мисочка и поролон. Рисунок будет не совсем обычным, как если бы рисовали с помощью кисточек, изображения получатся объемными. Педагог побуждает детей к тому, чтобы они располагали рисунок на всей поверхности листа, стремились изобразить как можно реальнее обстановку в группе. ^ В нашей группе все друзья. Дети ритмично стучат Самый младший — это я. кулачками по столу. Это Маша, ^ Это Саша, с мизинца. Это Юра, Это Даша. Заключительная часть Ребята анализируют совместно выполненный рисунок, что получилось или не получилось, что они хотели бы изменить в своем рисунке или в групповой комнате (новые игрушки, настольные игры). Занятие 5 «Золотой листопад» ЦЕЛИ
Библиотека журнала «Логопед»
ОБОРУДОВАНИЕ
Методы и приемы: словесные (разъяснение, объяснение, беседа, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация). Предварительная работа: беседа об осени и осенних явлениях, просмотр картин известных художников: И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», Л. Бродская «Сентябрьский день», А. Лактионов «Теплая осень», А. Степанов «Журавли летят», В. Бялыницкий-Бируля «Задумчивые дни осени»; чтение стихотворений об осени. ^ Педагог читает стихотворение об осени. Осень Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. ^ Далее идет обсуждение, каким бывает листопад, как падают осенью листья. Можно поиграть с настоящими листьями. Оказывается, они могут кружиться в танце на земле и в воздухе, могут лететь, кувыркаясь под дуновением ветра, или плавно и торжественно опускаться на землю. Листья могут собираться на земле группами или лежать в одиночку. Это ориентир для решения будущей композиции. ^ Основная часть Педагог объясняет, что для рисования с помощью кусочка ткани, свернутой в трубочку, сначала надо обвести контур листьев простым карандашом, потом обмакнуть каждый кусочек ткани в мисочку с жидкой краской (желтая, зеленая, красная, оранжевая), далее нанести краску на изображение. С помощью акварели дорисовать черенки и основной контур листочков. Каждый кусочек ткани должен иметь свой цвет. ^ Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы, начиная с большого. Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки. Листья березы, Загибают пальцы, начиная Листья рябины, с большого. Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и ^ В течение занятия прослушивается любое музыкальное произведение на тему «Осень», что помогает наиболее полно и выразительно передать эмоции, настроение и с помощью изобразительных средств раскрыть тему. ^ В конце занятия проводится анализ рисунков: дети делятся своими впечатлениями и эмоциями от прослушанных произведений, стихотворений, увиденных ранее картин. Пытаются охарактеризовать свой рисунок, отмечают положительные моменты в процессе работы, оценивают рисунки других ребят. Занятие 6 «В цирке» ЦЕЛИ
Библиотека журнала «Логопед»
ОБОРУДОВАНИЕ
Методы и приемы: словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание), наглядные (демонстрация, иллюстрация). ^ посещение цирка; чтение стихотворений: о цирке В. Приходько, С. Маршака, Г. Ладонщикова; отрывка из рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре»; просмотр иллюстраций Ю. Коровина и В. Тарасенко. ^ Педагог читает стихотворения о цирке. Спешит друзьям на смену Мартышка на арену, Велит коню: «Поехали!», Жонглирует орехами. Очень вежливо и ловко Всем поклон отвесил слон. Просто чудо дрессировки, Что такой способный он. До чего смешные шутки! Кот - и клоун и атлет. Только скуке, только скуке На арене места нет! ^ Цирк (отрывок) Перед вами — вы знаете что? Игрушечный цирк шапито. Сейчас обезьяны Забьют в барабаны, И выйдет — вы знаете кто? Висит на хвосте обезьянка, А родом она — африканка. ^ Хоть мал ее рост, Зато ее хвост Длинней, чем сама обезьянка. Сейчас заведем мы игрушки. Запрыгают зайцы, лягушки. Козел и баран Забьют в барабан, И дружно запляшут игрушки. ^ Педагог проводит небольшую беседу, поясняет, что цирк -веселое, развлекательное зрелище, для него надо придумать такое оформление, чтобы все - - и костюмы, и освещение, и оформление сцены - - способствовало эффектному и выразительному выполнению циркового номера. Основная |
![]() | Книга входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей... Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном, 2011.... | ![]() | Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп и испр М.: Издательство... |
![]() | Е. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям... Упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром онр, у детей дошкольного возраста. В соответствии... | ![]() | Коноваленко В. В., Коноваленко С. В К 28 Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с онр. Некоторые методы и... |
![]() | Фрукты Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с онр и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным... | ![]() | Фестиваль «Музыкальный конструктор» с участием детей-инвалидов от... Целью программы является приобщение детей-инвалидов к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих... |
![]() | Москва Издательство «гном» А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном,... | ![]() | Продукты питания Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с онр и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным... |
![]() | Дикие животные Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с онр и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным... | ![]() | Цель: развитие координации, мелкой моторики руки, фантазии, воображения, творчества от 5 лет Цель: развитие координации, мелкой моторики руки, фантазии, воображения, творчества – от 5 лет |